Методические основы прогнозирования финансовой устойчивости организации Methodical bases of forecasting of financial stability of the enterprise Г алицкая Юлия Николаевна,
к.э.н., доцент
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический
университет» [email protected] Тхагапсо Мурат Байзетович, к.э.н., доцент
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический
университет»
Аннотация. Статья посвящена исследованию методических аспектов прогнозирования показателей финансовой устойчивости экономических субъектов; охарактеризованы существующие методы и приемы прогнозирования финансовой устойчивости предприятия; изложены основные этапы прогнозирования показателей финансовой отчетности.
Abstract.The paper is focused on methodical aspects of forecasting of indicators of financial stability of economic subjects. The author describes the applied methods of forecasting of financial stability of the enterprise; the main prediction phases of indicators of financial statements are stated.
Ключевые слова: финансовая устойчивость, метод, прогнозирование, финансовая отчетность, активы, пассивы, финансовый анализ
Keywords: financial stability, method, forecasting, financial statements, assets, liabilities, financial analysis
Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или результатов деятельности организации.Пользователи финансовой отчетности ставят перед собой задачу
провести анализ состояния предприятия и на его основе сделать выводы о направлениях своей деятельности по отношению к предприятию в ближайшей или долгосрочной перспективе. Поэтому для всех этих лиц наибольший интерес будет представлять будущее (прогнозное) финансовое состояние предприятия. Это объясняет чрезвычайную важность задачи определения прогнозного финансового состояния предприятия и актуальность вопросов, связанных с разработкой новых и улучшением существующих методов такого прогнозирования.
Актуальность задач, связанных с прогнозированием финансовой устойчивости предприятия, отражена в одном из определений финансового анализа, согласно которому финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности[1]. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее.
Единого, универсального, метода прогнозирования не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования, которые делятся на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные
методы базируются на интуиции и мнениях специалистов и экспертов.
Метод экспертных оценок базируется на оценках высококвалифицированных специалистов, обработке их мнений о прогнозируемом объекте. Чаще всего он применяется в условиях большой неопределенности, отсутствия достоверной информации, в экстремальных условиях.
В зависимости от формы работы с экспертами различают индивидуальные и коллективные методы экспертизы. Индивидуальные методы экспертизы предусматривают персональную работу с каждым экспертом и получение частного, предварительно не согласованного с
другими заключение эксперта. Коллективная экспертиза предусматривает сбор и обобщение мнений группы экспертов в систематизированном виде.
К объективным методам относятся стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Они базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Это трендовое прогнозирование, метод доли от выручки, статистические методы[2].
Стохастические методы можно разделить на три типовые группы.
Первая ситуация (наличие временного ряда)встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.
Вторая ситуация (наличие пространственной совокупности) имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.
Третья ситуация (наличие пространственно-временной совокупности) имеет место в том случае, когда: ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающиеся по экономической природе и их динамике. Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех
же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты.
Также выделяют детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Основными критериями при оценке эффективности модели, используемой в прогнозировании, служат точность прогноза и полнота представления будущего финансового состояния предприятия.
Все приемы также можно разделить на общетеоретические, используемые практически во всех областях прогностики, и специальные, наиболее эффективные для конкретной области прогнозирования [2].
К общетеоретическим подходам относятся те известные инструменты общей теории познания, которые можно активно использовать для получения опережающих, прогностических утверждений, а к специальным - такие приемы, как алгоритмический, эвристический, эталонный, сценарный и т.д.
Неотъемлемой частью прогнозирования финансовой устойчивости организации является построение прогнозных форм отчетности. Необходимость одновременного построения прогнозов по обеим формам обусловлена тем, что отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и финансовых результатов, а конечной целью -расчет прогнозной величины активов и пассивов баланса. Исходным пунктом любого из методов прогнозирования является признание факта некоторой преемственности изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем [3].
По набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:
- методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость;
- методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия.
Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм.
Самим распространенным методом, применяемым при составлении прогнозных форм, являются метод процента от продаж. В основе лежит предположение, что значение большинства статей баланса устанавливается в процентах к объему продаж. При этом, однако, могут иметь место показатели (статьи), которые не обязательно связаны с объемами продаж указанной зависимостью, а определяются некоторыми иными условиями, что требует дополнительных обоснований при расчете их прогнозного уровня [4].
В данной работе также используется метод простого динамического анализа для определения прогнозного значения объема продаж на ближайшую перспективу. Данная ситуация предполагает наличие временного ряда. Поэтому используя данные о динамике показателей, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз представляющих наибольший интерес и значимость, для полного представления о деятельности с применением метода регрессии определим прогнозные значения данных для анализа финансовых результатов деятельности организации, путем выявления и количественного выражения общей тенденции изменения показателей (тренда)[5]. Данный метод
предполагает построение прогнозных формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья отчета о прибылях и убытках. Огромное преимущество методов этой группы при прогнозировании финансовой отчетности состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия.
При прогнозировании показателей статей отчетности осуществляется построение регрессионной динамической модели (линейной формы тренда).
Для выражения ряда динамики используется уравнение прямой:
Y= ао + а1 ti, (1)
где t - i период анализируемого периода а0 иа1 - параметры уравнения.
Подставляя в данное уравнение последовательно значения ^ находят
прогнозные значения показателя. Данный способ предполагает
использование системы двух нормальных уравнений для нахождения параметров а0 и а1:
аоп+ а1 £1=Ху
ао^+ а^2 =£у^ (2)
где у - значение результатирующего показателя; п - количество лет в анализируемом периоде; t - время.
Для решения системы применяют способ определителей:
ао = (М2 - !УП) : ( п^2 -ztzt); (3)
а1= (пХу1; -ХуХ0 : ( п^2 -Ж0. (4)
Вначале необходимо осуществить прогнозирование статей актива баланса. При построении прогнозного баланса определяют те статьи актива, которые изменяются вместе с изменением объема продаж, и рассчитывают их прогнозную величину по проценту от продаж. Прежде всего, это
оборотные средства (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства).
При использовании метода «процент от продаж» исходят из допущения, что текущие уровни всех оборотных активов оптимальны (или как минимум, приемлемы) для текущих объемов продаж.
В отношении прогнозной величины внеоборотных активов могут возникнуть следующие ситуации:
- предприятие имеет резервы неиспользуемых основных средств (производственные мощности достаточны для «освоения» возросших прогнозных объемов производства и продаж), поэтому в прогнозируемом периоде их увеличение не планируется. Как правило, редко предусматривается в прогнозе и увеличение нематериальных активов;
- вследствие ограниченности финансовых ресурсов предприятие не осуществляет расширения основных средств и других внеоборотных активов, в прогнозном балансе их прирост также не предполагается. В такой ситуации основная задача состоит больше в том, чтобы оценить реальные возможности предприятия по достижению прогнозных объемов продаж, когда, например, объем продаж на последнюю отчетную дату достиг максимально возможного уровня при имеющихся производственных мощностях.
Отследить такую ситуацию внешнему аналитику практически невозможно, но в рамках внутреннего анализа она вполне разрешима - либо путем корректировки прогнозируемой выручки, либо другими возможными решениями в части основных средств (аренда основных средств):
- предприятие осуществляет расширенное воспроизводство основных средств для увеличения объема продаж. В этом случае прогнозируемая величина иммобилизованных средств может быть получена на основании бизнес-плана организации;
- перенос внеоборотных активов баланса последнего отчетного периода в прогнозный баланс в полной фактической их сумме — в ситуация прогнозируемого снижения объемов продаж.
В любой из этих возможных ситуаций величину внеоборотных активов в прогнозном балансе нужно уменьшить на сумму амортизации.
Далее необходимо осуществить прогнозирование пассивных статей баланса. На данном этапе:
- переносят из баланса прошлого периода в прогнозный баланс неизменяемые статьи пассива (те, которые не изменятся). Как правило, это статьи собственного капитала без учета нераспределенной прибыли (статью «Резервный капитал» здесь можно считать неизменной, поскольку возможная сумма пополнения его в прогнозном периоде содержится в нераспределенной прибыли).
Собственный (уставный) капитал может быть увеличен за счет внешних источников. Если эта величина известна заранее, то ееследует отразить в прогнозном балансе;
- определяют величину нераспределенной (накопленной) прибили на конец прогнозного периода путем суммирования нераспределенной прибыли, числящейся в балансе на конец последнего отчетного периода, и прогнозной величины чистой (нераспределенной) прибыли;
- рассчитывают итоговую величину собственного капитала как сумму неизменяемых его статей и общей прогнозной величины нераспределенной прибыли;
- вычисляют величину долгосрочного заемного капитала на основании динамики изменения соответствующих статей баланса.Если величина долгосрочного заемного капитала за анализируемый период относительно стабильна, а иной внутренней информацией на этот счет аналитик не располагает, то его размер в прогнозе может быть сохранен неизменным - на уровне последнего отчетного периода;
- устанавливают прогнозную величину кредиторской задолженности по аналогии с дебиторской (оборотными средствами в целом), а именно в процентах от продаж.
Суммированием прогнозных значений собственного капитала, долгосрочного заемного капитала и кредиторской задолженности получают промежуточную итоговую величину, отражающую сумму «обеспеченных» источников финансирования.
При этом могут возникнуть следующие ситуации [6]:
- превышение пассивов над активами, которое указывает на избыток
источников и возможность: расширения масштабов деятельности
организации. В этом случае на сумму разницы можно увеличить активы (те из них, потребность которых выше), снижения кредиторской задолженности. Сокращение кредиторской задолженности приведет и к повышению ликвидности прогнозного баланса, повышения нормы распределения чистой прибыли на дивиденды либо выплат материального поощрения работникам по итогам года;
- превышение активов над пассивами, которое свидетельствует о потребности в дополнительных источниках финансирования. На полученную сумму дефицита капитала в прогнозном балансе должны быть определены источники его покрытия, а имении: кредиты всех видов, прежде всего краткосрочные кредиты, возможное увеличение собственного капитала засчет выпуска дополнительных акций и др.
Несомненной проблемой при прогнозировании является учет инфляции. Методика корректировки показателей бухгалтерской отчетности с учетом инфляции, предложенная д.э.н. Пласковой Н.С., предусматривает следующие этапы [7].
Этап 1. Рассчитываются уровни инфляции за отчетный год и предшествующий календарный год и определяется: общий индекс цен за отчетный год; общий индекс цен на начало отчетного года; общий индекс цен на конец отчетного года; средний индекс цен за текущий год.
Этап 2. Проводится классификация статей бухгалтерского баланса на монетарные и немонетарные.
Этап 3. Определяется величина чистых денежных активов на начало анализируемого года и корректируется на уровень инфляции за данный год.
Этап 4. Рассчитываются увеличение и уменьшение суммы чистых денежных активов за отчетный год, а также скорректированная величина чистых денежных активов на конец отчетного года.
Этап 5. Определяется величина чистых денежных активов на конец отчетного года по данным бухгалтерского баланса.
Этап 6. Формируется величина прибыли (убытка) как результат выполнения корректировок.
Этап 7. Корректируются величины немонетарных статей финансовой отчетности с помощью коэффициентов, рассчитанных на основе общих индексов цен.
Этап 8. Составляется финансовая отчетность на основе скорректированных значений показателей.
На этой основе можно осуществить определение прогнозных значений коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость организации. На базе прогнозных форм отчетности рассчитываются наиболее распространенным коэффициентам финансовой устойчивости: коэффициенты автономии, зависимости, финансовой устойчивости, финансирования, коэффициент финансового левериджа, маневренности собственного капитала, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности запасов собственными источниками, постоянного актива.
В целом, методики прогнозирования содержат довольно много предположений и допущений. Они предназначены для формирования предварительных оценок, предсказаний о возможной финансовой устойчивости организации в определенной перспективе. Для внешних аналитиков рассмотренный нами метод построения прогнозного баланса является наиболее доступным и позволяет сформировать в целом
достаточные выводы о прогнозируемой величине активов и капитала организации.
Список литературы:
1Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Фин-пресс», 2002.208 с.
2Басовский Л. Е.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 260 с.
ЗФилобокова Л.Ю. Неформальные методы прогнозирования финансовой устойчивости малых предприятий // Экономический анализ: теория и практика.- 2008.-№9.- с 18.
4Павлова И.А. Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости организации с учетом жизненного цикла на основе интегрального показателя // Финансы и кредит.- 2007.-№23.- с 71.
5Адамайтис Л.А. Анализ финансовой отчетности. Практикум: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.
бМузалев С.В. Анализ действующих методик и прогнозирование финансового состояния организаций // Экономический анализ: теория и практика.- 2009.-№24.- с 62.
7Пласкова Н. С. Анализ финансовой отчетности: учебник.- М.: Эксмо, 2010. - 384 с.