ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 377.112.4
Редька Е. В.
Магистрант, направление подготовки 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» ГПА «КФУ» им. В.И. Вернадского в г. Ялте
Шинтяпина И. В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедра музыкальной педагогики и исполнительства ГПА «КФУ» им. В.И. Вернадского в г. Ялте
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ МУЗЫКИ
В СОШ
В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки обучающихся по специальности «Музыкальное искусство» в области интеграции видов искусств и их практическая готовность к реализации соответствующих компетенций в СОШ в процессе проведения уроков музыки.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, интеграция, музыкальное искусство, урок музыки.
Введение. Последние десятилетия можно назвать периодом активного поиска и широкого использования методик, которые позволяют значительно улучшить эффективность обучения в сфере музыкального искусства. В этом аспекте важная роль отводится нетрадиционным урокам, в том числе интегрированным. Использование интеграции искусств на уроках музыки, как метода активизации учебного процесса, позволяет расширить рамки одной учебной дисциплины и наглядно показать взаимосвязь и взаимозависимость видов искусств, а также заметно усилить мотивацию изучения предмета музыка в СОШ. Интегрированный урок позволяет синтезировать знания различных видов искусств, активизирует практический опыт познания в разных областях культуры и науки. Именно это стимулирует у учащихся аналитическую деятельность, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, а также формирует умение анализа и сравнения сложных процессов и явлений объективной действительности.
Целью настоящей статьи является выявление методических основ профессиональной подготовки обучающихся ВУЗов к проведению интегрированных уроков музыки в СОШ.
Результаты. Все школьные предметы, так или иначе, связаны между собой. Не является исключением и предмет «Музыка». Уроки музыкального искусства играют огромную роль в становлении развивающейся личности учащегося. Именно подлинное искусство в различные временные периоды оказывало особое, ни с чем несравнимое влияние на человека [1].
По мнению видных педагогов-исследователей, интегрированный урок — это специально организованная обучающая среда, цель которой достигается при объединении знаний из разных областей наук и искусств, позволяющих добиваться целостного, синтезированного восприятия исследуемого вопроса, гармонично сочетающая в себе методы различных сфер обучения. В процессе интегрированных уроков продуктивнее достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. Осуществление
интеграции возможно при соблюдении условий: 1) исследуемые объекты должны совпадать или быть достаточно близкими; 2) в предметах, интегрируемых в процессе обучения, должны использоваться одинаковые или близкие методы; исследования; 3) интегрируемые виды искусств должны строится на общих теоретических концепциях и закономерностях.
Проблема интеграции искусств нашла свое отражение в работах Д. Б. Кабалевского, Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Б. М. Теплова, Е. В.Назайкинского, В. В. Ванслова, С. В. Громаковой, Н. А. Терентьевой и др. Анализом современного состояния программ по музыке занимались в разное время исследователи: В. О. Усачева, Т. С. Шмагина, Л. В. Школяр, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, и др.
Основой разработки и проведения интегрированных уроков музыки выступает содержание программы по данному предмету, куда включены такие синтетические формы и жанры музыкального искусства как вокально-хоровые, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова и программно-инструментальные, в основе которых можно выявить связь музыки, живописи, истории, литературы. Многие разделы базовой программы по музыке дают возможность педагогу включать в органическую ткань урока возможности театрально-сценических жанров, показывать взаимовлияние и обогащение музыкального искусства историческими реалиями, литературно-драматическими сюжетами, устанавливать общие закономерности их развития и восприятия [2].
Возможность интегрировать различные виды искусств на уроке (музыка, литература, поэзия, живопись, архитектура, театр и т.д.) находит своё выражение во многих учебных темах и проходит через весь период обучения музыке в СОШ. Программы. Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной позволяют активно использовать тематический материал для построения уроков именно по такому типу. Это обусловлено тем, что данная программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и соответствует примерным программам основного общего образования [3]. Базирование содержания программы на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении учащимися основных пластов мирового музыкального искусства: достижений в области фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, авторских сочинений современных композиторов, дает большие возможности учителю музыки в экспериментальной работе по превращению урока музыки в урок творческого поиска и безграничных возможностей.
Профессиональная подготовка обучающихся ВУЗов к проведению нестандартных уроков музыки по данной программе требует овладения всем комплексом общекультурных компетенций, базовым стержнем которых является художественно — культурологическая идея. Важной особенностью данной программы выступает охват широкого культурологического пространства, которое предполагает постоянные выход за рамки музыкального искусства и возможность включения в контекст уроков музыкального искусства сведений из истории, литературно-драматургических произведений (поэтических и прозаических) и пластических видов искусств. Зрительный ряд в данном случае выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, позволяющего усиливать восприятие и понимание учащимися содержания и драматургию музыкального произведения.
В интегрированном подходе к обучению методической основой выступает возможность формирования знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а точнее установка внутрипредметных и межпредметных связующих компонентов в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей обособленной структурой, если для его подготовки и проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала с помощью методов смежных наук или других учебных предметов. Именно поэтому интегрированные уроки так же получили название межпредметных, а для их проведения используются самые разные формы: семинары, конференции, путешествия, экскурсии и др.
Интегрированный урок на практике пронизан разнообразными межпредметными связями и возможностями и предлагает учащимся знания из многих областей науки, искусства, культуры, а также объективной повседневной жизни. Современные педагоги-методисты активно разрабатывают методические комплексы, направленные на успешное проведение уроков такого типа. Так учитель музыки Е. В. Криволапова [4] предлагает комплекс методических рекомендаций по подготовке и проведению интегрированных уроков музыки в школе. Педагог отмечает что, интегрированный урок позволяет решать целый ряд целей и задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов, и предлагает цели и задачи, способствующие проведению интегрированных уроков музыки. Среди целей можно выделить: познавательные или содержательно-информационные (преподаватель учит искать связи между событиями, фактами и явлениями, а делать выводы и сопоставления); развивающие (информационно-деятельностные, активизирующие мыслительные операции в возможности анализа, сопоставления, сравнения и обобщения); воспитательные (содействующие художественно-эстетическому развитию).
Стоит отметить, что процесс подготовки и проведения интегрированных уроков достаточно кропотливый и представляет собой сложную структурированную систему, которая состоит из нескольких элементов-этапов. В этом состоит их отличие от традиционных форм уроков. Интегрированное обучение не регламентировано ни предметом, ни тематикой, ни возрастными категориями учащихся, а непосредственно связано с личной заинтересованностью преподавателя сделать свой урок более информативным, интересным, а также создать творческо-поисковую атмосферу на уроке. К педагогу, а в нашем случае обучающемуся, предъявляется ряд требований таких как: владение в полной мере содержанием предмета музыка; знание программных требований, умение создавать единую картину мира и единое культурологическое пространство. Но не каждый урок является приемлемым для интегративной наполняемости, так как в основе уроков данного типа должна быть близость содержания ведущих тем различных предметов, а также их логическая и художественная взаимосвязь. И разделы тем учебной программы не всегда возможно интегрировать.
Уроки, наполненные интегративными связями, не стоит проводить часто, так как они начинают терять новизну и постепенно ведут к снижению интереса учащихся к такого рода урокам. При проведениии таких уроков интеграция должна быть постепенной, от внутрипредметной к межпредметной. Внутрипредметной можно назвать интеграцию различных понятий внутри отдельных учебных предметов. В виде межпредметной выступает синтез понятий, фактов, принципов двух и более дисциплин. Это не простое соединение близких понятий из различных предметных областей для более прочных знаний, а возможность объединения разных предметов в одно целое при изучении одной темы на основе общего подхода.
Интегрированные уроки должны проводиться в разнообразных формах, среди которых модно выделить: лекции, конференции, семинары, диспуты и т.д. На таких уроках учащиеся с помощью наглядных примеров видят цель, задачи и результаты самостоятельной деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта. Интегрированные уроки тем самым создают ситуацию для опережающего обучения.
В практической подготовке студентов к самостоятельному проведению интегрированных уроков можно выделить четыре этапа: 1) поисковый — обеспечение мотивации к изучению данной темы, поиск материалов, результатом будет необходимый уровень подготовки; 2) подготовительный — работа с источниками, подбор тематических фактов и данных, беседа и просмотр материала, результатом этого этапа будет выступать уровень выполнения задания; 3) основной — развитие умения самостоятельного использования комплекса материалов, результатом выступает осознание комплексного характера обучения, возможностей музыкального искусства, использование знаний из
других областей; 4) заключительный — обсуждение результатов работы, итог — формулирование вывода о возможности применения межпредметных знаний на уроке.
Рассматривая данную проблему, необходимо выделить ряд преимуществ интегрированного урока над традиционной формой обучения: во-первых, мир, окружающий учеников, познается в многообразии и единстве, а предметы школьного цикла, чаще всего направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробят его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, логики, коммуникативных способностей, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. Интегрированные уроки в большой степени способствуют развитию речи, формируют интеллектуальные умения (сравнение, обобщение и т. д.).
Следующее преимущество — форма проведения этих уроков нестандартна и увлекательна. Использование различных видов работы на уроке дает возможность поддерживать внимание учеников на высоком уровне, добиваться большей эффективности. Переключение разнообразных видов деятельности позволяет интегрированным урокам снимать перенапряжение и утомляемость, повышать познавательный интерес, развивать такие психические процессы как: воображение, внимание, мышление, речь и память учащихся [4].
Интегрированные уроки стимулируют к самовыражению, самореализации и творчеству педагога, способствуют раскрытию способностей учеников. Интеграция выступает источником нахождения новых фактов, которые углубляют определенные выводы и наблюдения учащихся в различных сферах. Интеграция на уроках музыки дает ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет. Именно эти уроки воспитывают у школьников эстетические чувства, любовь природе, музыке, литературе, живописи, а также расширяют кругозор и обогащают его личность. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления, уроки такого типа предполагают развитие творческой активности учащихся, что дает возможность использовать содержание учебных предметов и сведения из различных областей науки, культуры и искусства. Планирование и организация интегрированных уроков требует от педагога учета правильного определения главной цели и задач интеграции учебного материала.
Существует три этапа интеграции, которые необходимо освоить обучающимся ВУЗа для успешного проведения уроков музыки: 1) работа с образцами — освоение художественных произведений, изучение наук, связанных с различными видами искусств; 2) конструирование — написание творческих работ, стилистически связанных с изучаемой эпохой, создание творческих работ; 3) моделирование — создание модели эпохи.
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема повышения интереса школьников к учебе. Формирование этого представления требует развития интегративного сознания, а именно способности человека воспринимать действительность как совокупную целостность каких-либо частей, связанных между собой. Формированию такого сознания посвящена деятельность учителя, осуществляющего интеграцию искусств на уроке музыки.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что интеграция искусств дает возможность для самореализации, самовыражения и творчества педагога, а также способствует формированию самостоятельной, креативной и заинтересованной личности его учеников. Благодаря слиянию нескольких учебных дисциплин воедино проявляется возможность использования для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении, высвобождаемое за этот счет учебное время.
Литература
1. Апраксина, О. Методика музыкального воспитания в школе / О. Апраксина — М. : Просвещение, 1983. — 174 с.
2. Данилюк, А. Я. Учебный предмет как интегрированная система. / А. Я.Данилюк // Педагогика. — №4. — 1997.
3. Дмитриева, Л., Черноиваненко, Н. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Дмитриева, Н. Черноиваненко. — М. : Просвещение, 1989. — 320 с.
4. Коложвари, И., Сеченикова, Л. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. — 1996. — №1.