УДК 374:7
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© 2012 Ю.А.Городецкая
Государственный университет Минфина России. Владикавказский филиал
Статья поступила в редакцию 06.01.2012
В данной статье рассматривается эксперимент, проведённый в школе «Диалог», которая является структурным подразделением Северо-Осетинского государственного педагогического института г.Владикавказа. В его ходе апробировалась авторская интегрированная эстетическая программа «Искусство», в которой даны целостные, систематизированные знания в процессе преподавания двух или более предметов с сохранением дифференциации каждого. Изложены результаты эксперимента, сделан вывод о том, что реализация авторской интегрированной эстетической программы «Искусство» в дополнительном образовании общеобразовательных учреждений действительно способствует формированию эстетического отношения к действительности, оказывая в целом позитивное влияние на процесс обучения и воспитания детей. Клюжевъе слова: дополнительное образование, эстетическое воспитание, авторская интегрированная эстетическая программа «Искусство», эстетическая эмпатия, комплексный подход формирования личности, познавательная деятельность учащихся.
Школа «Диалог», которая является структурным подразделением Северо-Осетинского государственного педагогического института, реализует государственную образовательную программу. Она является базой совершенствования профессиональной подготовки специалистов по направлениям обучения в институте и имеет статус экспериментальной площадки, на базе которой разрабатываются, апробируются и совершенствуются образовательные программы, внедряются современные технологии. Концептуальной идеей проекта школы «Диалог» является создание условий для всестороннего гармоничного развития личности, в основу которого положен комплексный подход1. Гармоничное развитие рассматривается как путь самосознания и самоопределения личности младшего школьника, получающего возможность попробовать себя в различных видах и областях деятельности2. Это позволит на последующих ступенях образования спроектировать и реализовать содержание личностно-ориентированного обучения на основе индивидуальных возможностей и потребностей учащихся3. Под комплексным подходом формирования личности учащегося понимается воздействие на основные сферы его развития: 1) интеллектуаль-
Городецкая Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общественных наук. Е-mail: uaorodeckaya@amail. com
1 Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: 1990. - С. 151.
2 Дополнительное образование детей: Учеб.пособ.для студ. вузов / Под ред. О.Е.Лебедева. - М.: 2000. - С. 138.
3 Эстетическое воспитание школьников / Под ред.
А.И.Бурова и Б.Т.Лихачева. - М.: 1974. - С. 145.
ную; 2) эмоциональную; 3) волевую; 4) физическую.
Эта концепция реализуется за счет основного и дополнительного образования, так как «Диалог» — школа полного рабочего дня. В содержании начальной ступени обучения, согласно ведущей идее, акцентируется развитие познавательной деятельности учащихся на основе их самостоятельности и творчества, а также восприятие богатства общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Дополнительное образование в этом плане является логическим продолжением основного4. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению художественных произведений, лингвистической подготовке (осетинский, русский, английский языки), труду в его этическом и эстетическом значении, спорту (гимнастика, физкультура, ритмика, аэробика, ушу, шахматы), танцам (осетинские, современные, танцы народов мира). Коллектив педагогов школы при формировании знаний и умений пользуется различными приемами, среди которых приоритетными являются индивидуальный подход, свободное общение, гуманизм. Школа реализует предметное обучение, преимущество которого уже очевидно: глубокое знание одного предмета и владение методикой его преподавания позволяют учителю на более высоком уровне осуществлять и процесс обучения детей, и процесс подготовки специалистов. Учащиеся могут заниматься по интересам в различных клубах: изобразительной деятельности, вокала, театральной студии, английского языка. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения.
4 Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. - М.: 1978. - С. 37.
Закономерно, что в последнее время все большим успехом среди школьников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства. Интегрированный эстетический цикл позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств - альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития. Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературу, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. Конструирующим, стержневым предметом в интегрированном курсе является литературное чтение, учебный материал которого на каждом этапе занятия взаимопереплетается с изобразительным искусством и музыкой, усиливая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В эстетический курс включаются общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, художников-живописцев и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана. Однако можно включить и неизвестные школьникам произведения с учетом возрастных особенностей учащихся, что способствует активизации познавательной деятельности детей, расширению их знаний по интегрируемым предметам. Интеграция предметов в эстетическом курсе приобретает особое значение. Такие занятия способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Кроме того, интеграция предметов является средством интенсификации занятия, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся. Следует отметить, что в каждой учебной дисциплине эмоциональный, эстетический и гуманитарный компоненты присутствуют, прежде всего, на содержательном уровне, несмотря на то, что среди них выделяется ряд предметов (литература, музыка, изобразительное искусство), непосредственно реализующих эстетически воспитывающие функции. Теоретический материал всегда содержит определенный потенциал для использования межпредметных связей. Однако на практике не
всегда обеспечивается высокая эффективность и согласованность влияния всех интегрируемых предметов, недостаточно реализуются межпредметные и внутрипредметные связи.
Основная цель интегрированного курса - развитие целостного взгляда учащихся на мир, воспитание эстетического отношения к окружающей действительности и приобщение детей к родной культуре. Цель интегрированного занятия - дать учащимся целостную картину изучаемого процесса или явления во всем многообразии внутренних и внешних связей. Теория интегрированного обучения в настоящее время имеет эклективный характер: разрозненные теоретические положения еще не обобщены и не систематизированы, слабо разработан понятийно-терминологический аппарат, имеется множество противоречивых концепций - все это говорит о том, что существует необходимость создания общей теории интегрированного обучения, которая определила бы закономерности и методологические принципы построения частных теорий интегрированного обучения: естественнонаучного цикла, гуманитарного и художественно-эстетического циклов и т.д. Интеграция предметов близкородственных циклов является наиболее эффективной, так как сегодня нельзя сразу перевести все образовательные учреждения страны на целостный интегрированный процесс преподавания. Тенденции развития современного образования требуют постепенного интегрирования его содержания.
Школа «Диалог», задуманная и действующая в условиях глубокой интеграции со всеми службами института, стремится создать благоприятную атмосферу для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, учителей, студентов. Действительно, студенты СОГПИ буквально с первых дней пребывания в ВУЗе тесно взаимодействуют со школой не только во время практики, но и в повседневной жизни. Экспериментальная научная деятельность института в школе «Диалог» ведется по следующим направлениям: 1) модель национальной школы с полилингваль-ным обучением; 2) непрерывность и преемственность в образовании; 3) современные технологии в обучении и воспитании; 4) школа полного рабочего дня; 5) предметное обучение в начальной школе; 6) здоровьесберегающие технологии в образовании.
Само название школы декларирует педагогическую стратегию коллектива, стиль работы; ведь двигаться по траектории развития возможно только с учетом интересов и мнений всех участников образовательного процесса, т.е. в диалоге. Современное динамичное общество нуждается в личностях, способных действовать в быстро меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения, творчески мыслить. Поэтому с первого
класса помимо основного образования во второй половине дети дня учатся вокальному, театральному, танцевальному мастерству, осваивают основы информатики, экономики, психологии, углубляют знания английского языка.
Конечно, функционирование в режиме полного рабочего дня создает удобства для родителей, но налагает определенные обязательства на педагогов, руководителей школы. Строже, чем в обычной школе здесь следят за здоровьем детей (дважды в учебном году проводится диспансеризация). Психолого-педагогическая служба СО-ГПИ работает над снятием школьной тревожности, корректирует адаптационные процессы, проводит индивидуальные консультации для детей, педагогов и родителей. Школа «Диалог» первой включилась в реализацию Концепции национального образования в РСО-Алания. Осознавая, что необходимой культурной основой полноценного национального развития являются этнокультурное и гражданское самоопределение, в школе осуществляется эксперимент по внедрению I и II моделей полилингвального обучения.
Решение стоящих перед современной школой задач невозможно без активного включения учащихся в научно-исследовательскую работу. Педагоги школы все больше используют технологию проблемно-диалогического обучения. Это хорошая подготовка детей к участию в дискуссиях, в научных конференциях в рамках школы и института. Из года в год в число лауреатов Дней науки СОГПИ входит все больше школьников с 1-го по 8-ой классы. Разнообразные нетрадиционные формы работы, построенные на основе возрастных и национально-региональных особенностей, эмоционально окрашенная творческая деятельность педагогов и учащихся являются факторами образовательного пространства школы полного дня. Большой интерес у учащихся вызывают такие занятия, как: информатика, ТРИР (технология раннего интеллектуального развития), экономика, психология, МХК. Коллектив школы при формировании знаний и умений пользуется различными приемами, среди которых приоритетными являются индивидуальный подход, свободное общение, гуманизм. Не просто так выбрано и название школы — «Диалог»: закон взаимности является основным законом ее деятельности. Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения: «Учитель - ученик», «учитель - учитель», «ученик - ученик», «учитель -родитель», «ученик - родитель».
Школа реализует предметное обучение, преимущество которого уже очевидно: глубокое знание одного предмета и владение методикой его преподавания позволяют учителю на более высоком уровне осуществлять и процесс обучения де-
тей, и процесс подготовки специалистов (часть учителей школы является преподавателями института). Ученикам, особенно первоклассникам, домашнее задание не задается (здесь нет портфелей), все необходимое отрабатывается в школе, а дома — только литературное чтение. По субботам (уже по интересам) учащиеся могут заниматься в различных клубах: изобразительной деятельности, вокала, театральной студии, английского языка. Реализуется и идея тематических суббот: выезд в дендрарий, посещение репетиций театра и знакомство с его закулисными секретами, экскурсия по хетагуровским местам, парад личных собак и т.д.
В учебном плане школы заложен разнообразный спектр предметов: это и обязательные предметы, которые есть в любой школе, но введены и дополнительные предметы, такие как «Введение в историю», «Краеведение», которые способствуют патриотическому и гражданскому воспитанию; «Риторика», с помощью которой развиваются умения и навыки публичных выступлений; «Логика». Наряду с основным обучением в школе проводятся занятия и по дополнительному образованию. Ребята пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Во второй половине дня ребята поют большими хоровыми коллективами и вокальными группами, танцуют национальные и современные бальные танцы, занимаются спортивной гимнастикой, аэробикой, перевоплощаются в различных героев на занятиях театральной студии, играют в шахматы, познают психологию и экономику.
В школе «Диалог» создана детская неполитическая общественная организация со своими целями и задачами. Стержнем этой работы стали коллективно-творческие дела (КТД), обеспечивающие каждому ученику точку приложения своих знаний, умений, навыков, способностей. В школе проводятся 6 - 7 больших общешкольных мероприятий в год, в которых принимают участие и ученики, и учителя, хотя функции у всех разные. Общность интересов детей и взрослых наглядно проявляется в совместной деятельности, в интересах, отвечающих потребностям и возрастным особенностям детей. КТД организуются так, чтобы каждый ученик нашел себе дело по душе, испытывал ответственность за результат, чувство успеха, уверенности в себе, вступая в разнообразные отношения со взрослыми и сверстниками. Через КТД педагоги школы стремятся реализовать индивидуальность каждого учащегося. В результате общего дела стираются грани между сильными и слабыми учениками, между классами, ребята сближаются, лучше узнают своих одноклассников.
Методическая и психологическая службы института ведут целенаправленное, системное ис-
следование здоровья и личностного развития учащихся, в том числе и для определения здо-ровьесберегающего и развивающего характера образовательных технологий и их корректировки. К каждому празднику все классы готовят различные представления, а к концу учебного года — творческий отчет. Удивительные и трогательные выступления не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Участниками являются все дети и учителя школы.
Традиционными стали и конкурсы чтецов. Эти конкурсы показали, что в школе немало ребят, умеющих выразительно читать, и немало тех, кто стремится делать это правильно. Такие конкурсы дают богатый материал для размышления педагогу: как лучше поставить работу по обучению выразительному чтению, осмыслению произведения. В школе уделяется большое внимание патриотическому воспитанию, прививается интерес к праву и культуре. Этой теме были посвящены такие мероприятия, как «Чудо-град», «Знаешь ли ты свои права?» Через игру ребята узнавали и делились своими знаниями о символике страны, истории родного края, о своих правах и обязанностях.
Еще одним достижением школы «Диалог» является создание большого количества разнообразных секций, кружков, клубов, где ребята занимаются любимым делом. Здесь развиваются способности и таланты. Кружковая работа делится по нескольким направлениям. Уже есть результаты кружковой работы: школьный хор «Овация», где поют ребята из разных классов, принимал участие в семинаре учителей музыки, хормейстеров, где композитор Г.Струве с нашим хором показывал результаты работы мастер-класса. Команда шахматистов принимала участие в городском турнире и вошла в десятку лучших команд. Организуются персональные выставки ребят, посещающих кружок изобразительного искусства. Большое внимание уделяется и воспитанию в классных коллективах. Эта проблема лежит на плечах классных руководителей, которые владеют арсеналом различных форм и способов организации воспитания в классе, школе. Еженедельно проводятся классные часы: интеллектуальные, музыкальные, познавательные. Проводятся открытые классные часы, на которых классные руководители делятся опытом. Свою лепту в воспитательный процесс вносит и институт. В школе проводятся предметные недели. Эти занятия запоминаются надолго. Они вызывают интерес, желание ребят участвовать в таких праздниках, решать головоломки, кроссворды. Это необходимая, нужная работа, которая расширяет кругозор, культуру, способности детей.
В школе «Диалог» проводилось экспериментальное исследование, в ходе которого с помощью
диагностирующих методик определялся первоначальный уровень развития эстетической эмпатии школьников. В процессе анализа результатов диагностики нами было установлено, что почти все испытуемые затруднялись при выполнении заданий тестов. Определение уровня эстетической эмпатии проводилось на 3-х уровнях успешности: низком, среднем и высоком. Большинство участвующих в эксперименте школьников получили по 6 - 10 баллов, что соответствует среднему и низкому уровню развития эстетической эмпатии. При опознании эмоций испытуемые называли категории, не входящие в смысловое поле данных эмоциональных состояний, давали косвенную приблизительную их характеристику, не дифференцировали эмоции по степени выраженности. Ответы школьников не были полными, точными и аргументированными.
Для развития и повышения уровня эстетической эмпатии нами была внедрена в экспериментальной группе авторская интегрированная эстетическая программа «Искусство». Экспериментальную группу (25 человек) составили учащиеся 2 «а» класса. В качестве контрольной группы были определены школьники 2 «б» (27 человек). В ходе эксперимента апробировалась предложенная нами авторская интегрированная эстетическая программа «Искусство» для определения эффективности эстетического воспитания в системе дополнительного образования. В основу построения авторской интегрированной эстетической программы «Искусство» положены такие цели, которые предполагают воспитание духовности, нравственного отношения к природе, эстетического вкуса, и образно - ассоциативного мышления. Такое понимание обусловливает необходимость рассмотрения искусства как наиболее адекватного средства для формирования широкой культуры, целостного взгляда на мир.
Разработанная интегрированная эстетическая программа «Искусство», раскрывая понятия красоты и национального своеобразия окружающего мира, особенности восприятия и воссоздания звука опирается на концепцию художественного образа. Тематика интегрированных занятий определялась согласно программным темам, в которых широко и многогранно раскрывались: художественный образ слова, воссоздание звука, основы художественного изображения. Деятельность обучаемых на занятиях была направлена на более эффективное эстетическое воспитание средствами интердисциплинарных взаимодействий, которое усиливало реализацию триединой цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В зависимости от возрастной группы учащихся осуществлялось усложнение изучаемого материала, который отбирался таким образом, чтобы произведения искусства компактно включались в эстетиче-
ский курс, воспринимаясь обучаемыми целостно.
В авторской интегрированной программе осуществлялся поиск практических форм работы по выявлению и учету эстетических склонностей и способностей обучаемых. Наряду с традиционными методами и формами работы были использованы интересные, заслуживающие внимания творческие задания: сочинение детьми мелодий песен, стихов, игра на различных музыкальных инструментах и т.д. Содержание интегрированной программы обогащалось подбором материала в соответствии с поставленными целями и задачами исследования. При создании авторской интегрированной эстетической программы преследовалась цель - способствовать воспитанию высокохудожественной образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие творческих способностей и задатков ребенка.
В процессе занятий, от одной возрастной группы к другой осуществлялось усложнение изучаемого материала и повторение наиболее важных тем на более высоком уровне. В процессе занятий осуществлялась органичная связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Интегрированные занятия проводились один раз в неделю. В зависимости от цели проведения интегрированного занятия использовались различные его виды. Коллективное и индивидуальное музицирование способствовало формированию интереса к музыкальному искусству, воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных способностей. В ходе занятий воспитывалось устойчивое внимание к качеству пения, развивалась музыкальная память и слух обучаемых. Одной из наиболее активных и доступных форм работы являлась игра на детских музыкальных инструментах, которая развивала музыкальные способности ребят, эмоционально осознанное восприятие музыки, творческую самостоятельность, формировала эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности. Содержание занятий способствовало расширению интереса к литературе, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывало художественный вкус. Взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства давала школьникам возможность воспринимать одни и те же явления с позиций различных искусств, синтезировать их в своем воображении. В интегрированную программу вводилась игра, рассматриваемая как один из ведущих приемов в организации творческой работы школьников, развитии их творческого опыта как в процессе эстетического восприятия, так и в художественно-творческой деятельности. Большое внимание на занятиях уделялось нравственно-эстетическому воспитанию ребят, их художест-
венному развитию. Учащиеся начинали видеть не отдельно музыку и отдельно литературу, а искусство в целом как образное отображение мира. В авторской интегрированной эстетической программе «Искусство» использовался блочно-параллельный процесс обучения, поэтому блок музыки и блок литературы раскрывались во взаимосвязи. В единый блок объединялись несколько разделов искусства на основе возможности осуществления межпредметных связей. Из всех разделов, вошедших в блок, вычленялись узловые, фундаментальные вопросы, которые имели прямое или косвенное отношение ко всем или нескольким разделам. Эти вопросы включались в начальный период обучения и осваивались одновременно, параллельно и во взаимосвязи на основе выполнения практических работ разного плана. При блочно-параллельной системе обучения увеличивался объем изучаемого материала по сравнению с линейно-последовательной системой.
На интегрированных занятиях дети, выполняя практические работы, изучали общие для нескольких областей знаний законы, принципы, правила, закономерности (ритм в музыке и литературе и т.д.). Процесс подготовки и проведения интегрированных занятий на первых этапах исследования состоял: 1) из предварительной работы, включающей в себя выбор тем, подбор теоретического и практического материала; 2) из практической реализации; 3) из тщательного анализа и подведения итогов.
Материал данной программы подчинен тематическому принципу. Интегрированные занятия строятся главным образом на материале музыки, изобразительного искусства и произведений литературы. Принципы построения интегрированных занятий направлены на формирование у школьников целостного представления об искусстве как важнейшей области художественной деятельности человечества. Это находит выражение и в способах организации занятий, основанных на комплексном использовании произведений музыки, живописи, литературы, и в особенностях их содержания, отражающего конкретные темы - образы, темы - ситуации, наконец, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческое воображение и творческие способности. При проведении повторной диагностики уровня развития эстетической эмпа-тии, осуществленной после внедрения интегрированной программы, полученные в ходе выполнения тестовых заданий данные обрабатывались по следующим критериям: 1 баллом оценивался ответ неправильный (при опознании эмоций испытуемый называл категорию, не входящую в смысловое поле данного эмоционального состояния); 2 балла получал ответ частично правильный (косвенная приблизительная характеристика эмоцио-
нального состояния); 3 балла - ответ правильный, но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности; высшим баллом оценивался ответ правильный, точный, полный, аргументированный, составляющий смысловое поле данной
эмоции. Каждый ученик мог выполнить задание на одном из трех уровней развития эстетической эмпатии: высоком (11 - 16 баллов), среднем (8 -10 баллов), низком (до 8 баллов). Результаты диагностики приводятся в таб. 1.
Таб. 1. Уровни развития эстетической эмпатии экспериментальной и контрольной групп
Уровни развития эстетическая эмпатия
адекватность определения эмоциональной модальности (в %) оригинальная интерпретация (в %)
ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий 44 0 16 0
Средний 52 21 64 36
Низкий 4 79 20 64
Примечание: ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа. Таб. 2. Уровни развития эстетической эмпатии экспериментальной и контрольной групп
Уровни развтия эстетическая эмпатия
адекватность определения эмоциональной модальности (в %) оригинальная интерпретация (в %)
ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий 82 0 23 0
Средний 14 50 36 15
Низкий 4 50 41 85
Примечание: ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа.
Наибольшие различия между экспериментальной и контрольной группами обнаружились по уровню развития эстетической эмпатии к адекватности определения эмоциональной модальности. Так, 44% учащихся экспериментальной группы смогли самостоятельно определить и дифференцировать эмоциональны состояния по степени выраженности, в то время как ни одному ученику из контрольной группы это оказалось не под силу. Особого внимания заслуживает качественный анализ ошибочных формулировок категорий при опознании эмоций у испытуемых контрольной группы. Учащиеся не смогли при опознании предложенных эмоциональных состояний правильно назвать категорию, входящую в смысловое поле данного эмоционального состояния. Среди учащихся экспериментальной группы с низким уровнем развития эстетической эмпатии (4%) подобных ошибок не выявлено. Что касается развития эстетической эмпатии к оригинальности интерпретации, то на высоком и среднем уровне выполнили задания 80% учеников экспериментальной группы и лишь 36% - контрольной группы. В следующем учебном году экспериментальное исследование было продолжено: 3-й класс «а» осуществлял обучение по авторской интегрированной эстетической программе «Искусство», тогда как 3 «б» - традиционными методами. После проведения повторной диагностики уровня развития эстетической эмпатии, были получены результаты, представленные в таб. 2.
Сравнения данных таб. 1 и 2 показывает, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, наблюдается положительная динамика развития творческих способностей к адекватности определения эмоциональной модальности (с 44 до 82%) и оригинальности интерпретации (с 16 до 23%). Вся работа, проводимая на интегрированных занятиях, была направлена на развитие творческих способностей обучаемых, на формирование художественного вкуса, эстетического чувства, понимание чувства прекрасного и воспитание интереса и любви к искусству. Целенаправленно и систематически осуществлялось развитие художественно-творческой деятельности воспитанников. На занятиях они знакомились с литературой русских, зарубежных и осетинских поэтов и писателей, совершенствовали культуру речи, сами сочиняли стихи, рассказы и песни, учились разбираться в различных течениях искусства, оценивать художественные и музыкальные произведения. В авторской интегрированной эстетической программе «Искусство» определены единые цели и задачи ознакомления с искусством, отрегулирована преемственность отдельных частей; определено содержание, в котором обеспечены межсистемные ассоциации. Такой интегрированный курс дает целостные, систематизированные знания учащимся в процессе преподавания двух или более предметов, сохраняя при этом дифференциацию каждого. Предлагаемая интеграция вносит существенные коррективы в соотношение изучения предметов, так как меняется
логическая структура прохождения разделов и тем, сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Объединение предметов художественно-эстетического цикла способствует тому, что знания основ музыкальной грамоты становятся прочным фундаментом для литературного творчества, а умение владеть искусством слова помогает созданию музыкальных образов.
Следует обратить внимание на то, что в начале эксперимента школьники испытывали некоторые затруднения, вызванные необычностью проведения занятий. Однако логически выстроенное содержание изучаемого материала, адекватные ему методы и приемы обучения, используемые педагогами дополнительного образования на занятиях, способствовали активизации познавательной деятельности детей, повышению познавательного интереса. Основываясь на общепедагогических принципах доступности, наглядности и учитывая возрастные особенности школьников, нами подбирался изучаемый материал таким образом, чтобы он был доступным для восприятия, ярким и интересным. Для изучения влияния интегрированных занятий на развитие уровня эстетической эмпатии учащихся была использована диагностика, направленная на выявление эмоциональной выразительности интерпретации художественных текстов, импрессивной эмоциональности, способности к предикативной эмпатии.
Исследование показало, что принципы построения интегрированных занятий и умелое введение в них национально-регионального компонента направлены на формирование у обучаемых целостного представления об искусстве как важнейшей области художественной деятельности
человека. Это находит отражение и в способах организации занятий, основанных на комплексном использовании произведений музыки, литературы и живописи, и в особенностях их содержания, отражающего конкретные образы, ситуации, наконец, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их воображение и эстетические способности. Школьники подготавливаются к самостоятельной творческой деятельности в области искусства.
Анализ полученных эмпирических данных свидетельствует о том, что испытуемые экспериментальной группы четко определяют содержание понятия «искусство», указывают различные виды искусства, отмечают национальные виды искусства: народное декоративно-прикладное искусство, музыкальное искусство, изобразительное искусство, танцевальное искусство, театральное искусство, лучше знают обычаи и традиции своего народа по сравнению с испытуемыми контрольной группы, обучающихся по традиционной системе. Это может служить показателем эффективности реализованной программы. Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что интегративно - гуманитарный подход в дополнительном образовании способствует развитию обучаемых, в частности, достижению ими более высокого уровня эстетического развития. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что реализация авторской интегрированной эстетической программы «Искусство» действительно обеспечивает развитие эстетической эмпатии и оригинальности интерпретации у школьников начальных классов, способствует формированию эстетического отношения к действительности, оказывая в целом позитивное влияние на процесс обучения и воспитания детей.
AN ESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2012 J. A. Gorodetskaya"
State University of the Russian Federation Financial Ministry, Vladikavkaz branch
The article deals with the experiment conducted at school «Dialogue», a structural branch of the North-Ossetian State Pedagogical Institute. During the experiment the author's integrated esthetic program «Art» was carried out, which provides the holistic, systematic knowledge in the teaching of two or more subjects with differentiation of each. The results of the experiment conclude that the author's integrated esthetic program «Art» in additional education of educational institutions really contributes to esthetic relation to reality, with a generally positive impact on the education and the upbringing of children.
Key words: extracurricular activities, esthetic education, the author's integrated esthetic program «Art», esthetic empathy, the integrated approach of personality formation, cognitive activity of students.
Julia Aleksandrovna Gorodetskaya, Candidate of Science (Pedagogics), Senior lecturer of the Department of Social sciences. E-mail: ugorodeckaya@gmail. com