Научная статья на тему 'Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения'

Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1152
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева И.Ю.

Особенности этапов социально-экономического развития России обусловили недостаточный уровень финансового просвещения населения в условиях перехода к рыночной экономике и развития финансового рынка, сопровождающихся ростом предложения финансовых инструментов, используемых для управления персональными финансами. Финансовая грамотность населения на современном этапе развития экономических отношений существенный фактор стабилизации финансовой системы государства. Исследования в области поведения населения в процессе управления финансами позволят обосновать, разработать и внедрить эффективные финансово-организационные механизмы воздействия и регулирования финансов домашних хозяйств с участием всех субъектов взаимоотношений на финансовом рынке. Определяющим элементом подобных механизмов является методика оценки уровня финансовой грамотности населения. Применение системного подхода при формировании методики требует сформировать универсальные основы в части сущности объекта, особенностей субъекта, фундаментальных принципов оценки и базовой системы показателей, что позволит актуализировать и адаптировать методику при дальнейшем ее применении в условиях изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения»

Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения

г-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

Евстафьева Ирина Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, iue72@yandex.ru

Особенности этапов социально-экономического развития России обусловили недостаточный уровень финансового просвещения населения в условиях перехода к рыночной экономике и развития финансового рынка, сопровождающихся ростом предложения финансовых инструментов, используемых для управления персональными финансами. Финансовая грамотность населения на современном этапе развития экономических отношений - существенный фактор стабилизации финансовой системы государства. Исследования в области поведения населения в процессе управления финансами позволят обосновать, разработать и внедрить эффективные финансово-организационные механизмы воздействия и регулирования финансов домашних хозяйств с участием всех субъектов взаимоотношений на финансовом рынке. Определяющим элементом подобных механизмов является методика оценки уровня финансовой грамотности населения. Применение системного подхода при формировании методики требует сформировать универсальные основы в части сущности объекта, особенностей субъекта, фундаментальных принципов оценки и базовой системы показателей, что позволит актуализировать и адаптировать методику при дальнейшем ее применении в условиях изменений.

Ключевые слова: персональные финансы, финансовая грамотность, методика оценки.

Современное понимание проблем социально-экономического развития общества включает в себя полицентричную систему направлений и сфер взаимодействия членов общества. Эволюция взаимоотношений между субъектами и взаимодействия с объектами глобальной системы социально-экономического развития определили необходимость выделения отдельных областей, обладающих равнозначными характеристиками в части их места и роли в целях регулирования и управления процессами жизнедеятельности населения. Состояние экономики, а также уровень ее развития и роста во многом определяет стабильность и темпы развития общества. Вместе с этим, роль отдельного гражданина в сложных процессах развития экономической системы, а также финансовой системы в частности, становится все существенней, что подтверждают результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов. Поведение населения, его реакция на внешнее воздействие и различные изменения условий жизни, являются определяющим фактором динамики рыночных показателей, и, соответственно, основой для разработки стратегий развития и прогнозирования различных показателей.

В финансовой системе государства финансы домашних хозяйств занимают особое место. Динамика показателей, характеризующих тенденции их развития, находит свое отражение в волатильности показателей государственных финансов и финансов субъектов хозяйствования. Поведение населения при принятии решений в области управления персональными финансами в свою очередь обусловливается многими факторами, особо значимым, среди которых - уровень финансовой грамотности. Компетентностная модель современного человека постоянно претерпевает изменения, связанные с достаточно интенсивным развитием технологий, качественным и количественным информационным наполнением, агрессивным поведением представителей различных рынков и другими условиями жизнедеятельности. Финансовая грамотность и ее уровень в свою очередь является ключевой компетенцией, владение которой позволяет обеспечить рост качества жизни населения.

На современном этапе развития финансовых систем различных государств, проблема финансовой грамотности населения обсуждается на международном уровне, вариантом решения которой рассматривается разработка и реализация национальных стратегий повышения финансовой грамотности населения. Как правило, содержание национальных стратегий включает в себя разделы, посвященные проблеме финансового просвещения для различных целевых групп населения, мероприятия, связанные с его развитием, а также методические основы проведения оценки уровня финансовой грамотности населения на всех этапах реализации стратегии.

Методика оценки уровня финансовой грамотности населения позволяет провести анализ на момент начала стартового этапа стратегии, а также определить стратегические ориентиры, промежуточные и итоговые результаты реализации всего комплекса мероприятий. Например, в совместном докладе России и Организации экономического сотрудничества и развития, посвященном опыту разработки и реализации общенациональных стратегий финансового образования в странах «Группы двадцати» оценка уровня финансовой грамотности населения служит разным целям. Сначала ее используют для создания контрольных показателей, относительно которых будет измеряться прогресс, оценка также помогает выявить конкретные пробелы и политические аспекты, требующие особого внимания. Оценка обозначена как полезный инструмент определения конкретных целевых групп. Как правило, оценка осуществляется путем измерения уровня финансовой грамотности в национальном масштабе. Однако, возможно также использование информации, заключенной в жалобах потребителей, подаваемых омбудсменам по финансовым вопросам, опросах организаций, предоставляющих программы по финансовому образованию, а также результатов опросов общественного мнения и обследований финансовых рынков. Большинство стран, включенных в настоящий отчет, использовали для определения уровня финансовой гра-

мотности населения различные сочетания перечисленных методов [1].

Отечественный опыт разработки и применения методик оценки уровня финансовой грамотности населения различными авторами и авторскими коллективами в большей мере принадлежит Национальному Агентству Финансовых Исследований (НАФИ). В перечень разработанных и апробированных методик входят методики оценки уровня финансовой грамотности школьников, студентов и взрослого населения [2].

В данной методике оценка уровня финансовой грамотности взрослого населения в Российской Федерации проведена репрезентативно в целом по России по двум целевым группам:

школьники (14-16 лет), студентов высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений;

действительные и потенциальные низко- и среднедоходные пользователи финансовых услуг.

Помимо выделения целевых групп исследование проводится в территориальном разрезе на основании географических факторов и уровня урбанизации.

При проведении исследования используются следующие индикаторы:

1. понимание основ пенсионного обеспечения;

2. понимание соотношения «риск -вознаграждение» при выборе финансовых продуктов;

3. понимание важности наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

4. уверенность активных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями;

5. понимание активными и потенциальными потребителями финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов;

6. знание базовых основ финансовой арифметики;

7. понимание населением личной ответственности за понесенные потери на финансовых рынках;

8. понимание населением важности формирования добровольных накоплений для обеспечения старости;

9. понимание населением неприемлемости отказа от погашения кредита;

10. наличие практики предпринимать действия административного или юри-

дического характера при обнаружении обмана со стороны организации, предоставляющей финансовые услуги.

Анализ индикаторов методики НИФИ позволяет сделать вывод, что в данном случае оценка уровня финансовой грамотности проводится в части знания и понимания населением основных вопросов. Подобные индикаторы не дают возможности провести оценку умений и навыков их применения.

В части зарубежного опыта оценки уровня финансовой грамотности населения следует отметить методику, применяемую Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment (PISA)) [3]. Цель оценки в данном случае - оценить способность 15-летних учащихся получать, понимать и оценивать релевантную информацию, необходимую для принятия решений с учетом возможных финансовых последствий; способность высказывать информированные суждения и принимать эффективные решения относительно использования и управления деньгами; применять знания, понимание умения и ценности при покупках и в других финансовых контекстах, а также соответствующие решения по отношению к себе, другим, обществу и окружающей среде.

Существенная отличительная характеристика данной методики - международная 1000-балльная шкала финансовой грамотности. Согласно данной шкале выделено пять уровней финансовой грамотности опрашиваемых. Процесс оценки уровня включает в себя решение целевой аудиторией комплексного теста, состоящего из заданий с различным уровнем сложности. Содержание заданий позволяет учащимся продемонстрировать уровень понимания широкого спектра финансовых терминов и понятий, умение анализировать финансовые продукты различного уровня сложности, решать нестандартные финансовые проблемы и описывать возможные результаты финансовых решений.

В отличие от методики НИФИ содержание заданий методики PISA позволяет провести оценку уровня финансовой грамотности целевых групп не только в части знаний и понимания основных вопросов, а и в части умений и навыков их применения, однако решение практических заданий таким же образом не дает возможности дать оценку в реальных условиях принятия решений.

Помимо рассмотренных выше методик оценки уровня финансовой грамотности населения, отечественные и зарубежные авторы предлагают различные подходы к оценке, однако, на современном этапе исследования данной проблемы комплексная универсальная методика не разработана, что, соответственно, определяет актуальность дальнейшего изучения.

В целях разработки универсальной методики оценки уровня финансовой грамотности необходимо определить ее базовые положения: сущность понятия «финансовая грамотность»; объект и субъект оценки; основополагающие принципы; систему базовых индикаторов.

Традиционно понятие грамотность изначально определяло уменье читать и писать. В результате эволюционных процессов в обществе понятие грамотный человек приобретает новые черты и приходит осознание, что современный человек должен не только уметь читать и писать для реализации своих профессиональных и индивидуальных целей, и это в свою очередь привело к появлению такого понятия как функциональная грамотность. Под функциональной грамотностью в современной социологии принято понимать способность человека взаимодействовать с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней в соответствии с современными требованиями. Финансовая система государства, как часть внешней среды для граждан, определяет необходимость осваивать новые знания, приобретать и постоянно развивать соответствующие умения и навыки в области управления персональными финансами. Соответственно, «финансовую грамотность» гражданина можно определить как совокупность знаний, умений и навыков по принятию решений, направленных на обеспечение собственного стабильного финансового положения и/или его повышение [4, с. 48-56]. Например, в исследованиях, проводимых PISA, финансовая грамотность определена как знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни [3]. В данном определении более детально сформулировано требование к знаниям и пониманию, а также дополнительно предложено учитывать мотивацию и уверенность

0 À

BS

S

w

a

2 a

7

г-

сэ

см

сэ £

Б

а

2 ©

субъекта. Вместе с этим, при разработке методики оценки уровня финансовой грамотности следует учитывать особую отличительную характеристику именно финансовой грамотности - необходимость накапливать знания, развивать навыки и умения в связи с воздействием внешних факторов развития финансовой системы и финансового рынка, а также в соответствии с изменениями потребностей и возможностей граждан.

Таким образом, на основе приведенных выше определений понятия финансовая грамотность, далее можно определить объект оценки. Объект оценки в свою очередь может рассматриваться в двух вариантах: уровень финансовой грамотности отдельного гражданина и уровень финансовой грамотности населения в различных разрезах (территориальном, гендерном, уровень дохода и т.п.). Уровень отдельного гражданина, безусловно, не имеет особой значимости для системных исследований, однако наличие методики в свободном доступе позволит отдельно взятому пользователю самостоятельно провести оценку по заданному алгоритму и на основании полученных результатов принять решение о необходимости обучения и саморазвития в данном направлении. Таким образом, объект оценки - знания и умения в области управления персональными финансами, с учетом различных сфер экономических отношений между субъектами финансового рынка.

Окончательное формирование объекта оценки находится в прямой зависимости от характеристик субъекта. Для выявления и определения общих характеристик необходимо провести группировку населения. Группировка может быть проведена по различным признакам: возрастная категория, уровень доходов или образования, территория проживания (город или сельская местность) и т.д. Использование подобных признаков усложняет решение проблемы, в связи с тем, что сформировать универсальные решения довольно сложно из-за разнообразия дополнительных и уточняющих характеристик по каждой из групп. Наиболее объективная группировка, позволяющая разработать и применить единые подходы к решению проблемы повышения финансовой грамотности, - это группировка целевой аудитории по возрастному признаку. Вне зависимости от уровня жизни и доходов домашних хозяйств, места жительства и других характеристик интересы, потребности и возможности, формиру-

Таблица. 1

Знания, умения и навыки целевых групп населения для разработки комплекса мероприятий по повышению финансовой грамотности граждан [4, с. 48-56]

Дети старшего школьного возраста (от 15-17 лет) Мо. [IUF.lt люди (от 18-23 лет) и экономически активное, трудоспособное население (24-60 лет) Граждане старшего возраста (от 60 лет)

.в н я Е*> ОсНОНЫ функционирования финансовой системы как части знаний о законах функционирования общества Источники доходов и обязательные расходы домашнего хозяйства ] 1орМаТИВНО-ПраВОВЫе акты, определяющие правовые основы управления персональными финансами Права и обязанности гражданина как участника экономических отношений Виды финансовых институтов и их продукты Основы обеспечения персональной финансовой безопасности Основы финансовых расчетов

Умения Планировать свои расходы и доходы Выбирать и использовать финансовые продукты согласно персональным финансовым приоритетам Применять нормы закона при управлении персональными финансами Составлять текущий и перспективный персональный финансовый план Рассчитать сумму налоговых выплат и вычетов

3 на я X Совершения безопасных расчете е использованием современных платежных инструментов

Взаимодействия и общении с представителями финансовых институтов Составления налоговой декларации

ющиеся в различных возрастных группах, имеют общие черты и критерии, свойственные каждой из них. В целом можно выделить следующие группы населения:

- дети младшего возраста (от 0-14 лет);

- дети старшего школьного возраста (от 15-17 лет);

- молодые люди (от 18-23 лет);

- экономически активное, трудоспособное население (24-60 лет);

- население старшего возраста (от 60 лет).

Согласно общим характеристикам выделенных возрастных групп, для каждой из них далее необходимо определить перечень знаний, умений и навыков, которые в свою очередь послужат основой ком-петентностной модели и будут использованы для разработки системы индикаторов методики оценки уровня финансовой грамотности (табл. 1).

Особенности и отличительные черты объекта и субъектов в целом, а также каждого из них отдельно, обусловливают необходимость определения базовых

принципов оценки уровня финансовой грамотности. В состав принципов следует включить:

принцип преемственности критери-

6Б;

принцип сопоставимости данных; принцип гибкости; принцип периодичности; принцип корректности выборки субъектов.

Принцип преемственности критериев предполагает сохранение и использование изначально заданных критериев оценки в последующих процедурах оценки, что позволяет получить достоверные данные о количественных и качественных изменениях уровня финансовой грамотности по всем целевым группам. При этом следует учитывать момент перехода ранее наблюдаемой целевой группы в другую. Т.е. данные полученные по подросткам согласно заданным требованиям к знаниям, умениям и навыкам, должны учитываться при обработке данных, полученных после перехода подростков в группу экономически активного населения. Выполнение данного требования

позволит понять происходит ли наращивание необходимого уровня в соответствии с требованиями к следующей целевой группе.

Принцип сопоставимости данных определяет необходимость сохранение условий и параметров выборки и группировки субъектов в целях обеспечения достоверности данных о динамике критериев.

Соблюдение принципа гибкости подразумевает необходимость внесения корректных изменений и/или корректировки используемых критериев, а также условий выборки в целях актуализации применяемой методики согласно изменениям. Следует отметить, что соблюдение принципа преемственности критериев и принципа гибкости необходимо в равной степени. Корректировка и изменение критериев должно выполняться с сохранением смыслового наполнения критериев посредством их детализации или интеграции.

Принцип периодичности проведения исследований динамики уровня финансовой грамотности населения определяет необходимость соблюдения постоянных временных интервалов в целях обеспечения возможности исследования воздействия факторов и выявления закономерностей.

Принцип корректности выборки субъектов при каждом очередном этапе проведения анализа динамики показателей уровня финансовой грамотности обусловливает соблюдение заданных пропорций, что позволяет обеспечить сбор достоверных данных относительно средних качественных и количественных структурных характеристик населения и делать объективные выводы относительно обобщенных итоговых показателей, используемых в методике.

Таким образом, определив объект, субъект и принципы оценки далее необходимо сформировать систему индикаторов оценки. При формировании системы индикаторов следует учитывать, что объект оценки имеет свои особенности. В составе индикаторов должно быть учтено, с одной стороны, необходимость раздельной оценки знаний, умений и навыков, с другой стороны, индикаторы по каждой составляющей должны учитывать взаимосвязь между ними. Т.е. помимо уровня знаний необходимо определить, как именно эти знания применяются субъектами при принятии решений. Таким образом, система индикаторов должна включать в себя три взаимосвязанных блока показателей:

показатели оценки знании;

показатели оценки умениИ;

показатели оценки навыков.

Оценка уровня знаний населения об основах управления персональными финансами наиболее стандартная часть для проведения исследования посредством опроса и/или тестирования. Рассмотренные выше методики МИФИ и PISA включают в себя минимальный перечень вопросов, позволяющий провести оценку. Следует отметить, что вопросы и задания для оценки следует формировать для каждой целевой группы на основе требований к необходимым знаниям по каждой из них (табл.).

Оценка уровня умений и навыков использования и применения знаний более сложная задача, т.к. именно в процессе управления персональными финансами проявляется их реальный уровень. Для данных блоков показателей целесообразно использовать результаты исследований поведения населения, проводимых, например, Банком России, Министерством финансов и Госкомстатом:

- вклады физических лиц в коммерческом банке;

- объем кредитов физических лиц;

- сбережения населения;

- структура доходов и расходов населения;

- и др.

Данные индикаторы характеризуют фактическое поведение населения, позволяют определить, какие в итоге принимаются решения домашними хозяйствами, а также позволяют сопоставить уровень знаний и эффективность их применения в определенных ситуациях. При этом следует учитывать период опроса и получения данных о фактическом поведении.

Рассмотренные методические основы оценки финансовой грамотности населения, дают возможность разработать универсальную методику на основе системного подхода, применение которой в свою очередь позволит проводить исследования на различных уровнях управления социально-экономическим развитием общества.

Литература

1. Совместный доклад России и Организации экономического сотрудничества и развития, посвященному опыту разработки и реализации общенациональных стратегий финансового образования в странах «Группы двадцати» - https:// www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/ strategy/

2. Проведение исследования измерения уровня финансовой грамотности -http://www. minfin.ru>common/upload/ library/2017/07/main/...

3. Финансовая грамотность российских учащихся. - http://www.rtc-edu.ru/ sites/default/files/files/news/ PISA%202012_results.pdf

4. Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г. Методология и практика повышения финансовой грамотности населения России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 4 (100). - 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Евстафьева И.Ю. Предпосылки развития парадигмы финансов домашних хозяйств // Современная научная мысль.-2016. - № 4.

Methodical bases of an estimation of level of financial literacy of the population Evstafeva I.U.

St. Petersburg State University of Economics (UNECON)

Russia's features of the stages of socio-economic development caused an insufficient level of financial education of the population in the conditions of transition to a market economy and financial market development, accompanied by an increase in the supply of financial instruments, used to manage personal finances. Financial literacy of the population at the present stage of economic relations' development is a significant factor in the stabilization of the financial system of the state. Research in the field of population behavior in the financial management process will allow to substantiate, develop and implement effective financial and institutional mechanisms and regulation of household finance with the participation of all subjects of relations in the financial market. The defining element of these mechanisms is a method of assessing the level of financial literacy of the population. A systematic approach for the formation of methodology requires to create a flexible framework in the part of the essence of the object, features of the subject, fundamental principles of valuation and the underlying system of indicators that will allow to update and adapt the methodology at its further application in terms of change. Key Words: Personal finance, financial literacy, assessment methodology.

References

1. The joint report of Russia and the Organization for

Economic Cooperation and Development on the experience of developing and implementing national strategies for financial education in the G20 countries - https://www.minfin.ru/ru/om/ fingram/directions/strategy/

2. Conducting a survey of measuring the level of

financial literacy - http: // www. minfin.ru> common / upload / library / 2017/07 / main / ...

3. Financial literacy of Russian students. - http://

www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/news/ PISA%202012_results.pdf

4. Evstafyeva I.Yu., Ivanova NG, Shubaeva V.G.

Methodology and practice of increasing the financial literacy of the population of Russia / / Izvestiya of St. Petersburg State Economic University. - 4 (100). 2016.

5. Evstafyeva I.Yu. Prerequisites for the development of the paradigm of household finance // Contemporary scientific thought .2016. - No. 4.

О

3

Ю i

V

a

2 a

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.