Научная статья на тему 'Текущие оценки и проблемы измерения уровня финансовой грамотности в мировой практике'

Текущие оценки и проблемы измерения уровня финансовой грамотности в мировой практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
875
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность населения / финансовый рынок / розничный сегмент финансового рынка / финансовые услуги / финансовые продукты / financial literacy of the population / financial market / retail segment of the financial market / financial services / financial products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елизавета Худько

В последние годы во многих странах мира явно обозначилась проблема низкого уровня финансовой грамотности населения, которая, с одной стороны, приводит к замедлению развития розничного финансового сегмента, с другой – может провоцировать нестабильность на финансовых рынках. В попытке решить данную проблему в разных странах начали разрабатываться национальные стратегии по повышению финансовой грамотности. Отправной точкой работы над подобными стратегиями является оценка текущего уровня финансовых знаний у населения. Между тем обзор существующих подходов к оценке финансовой грамотности населения выявил разнообразие применяемых в мире методик по данному вопросу и несистемность проведения исследований, что затрудняет мониторинг финансовой грамотности на национальном уровне и ее сравнительный анализ в международном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Estimates and Problems of Financial Literacy Measurement in the World Practice

In recent years, the problem of low level of financial literacy of the population has become evident in many countries. On the one hand, it leads to a slowdown in the retail financial segment, on the other hand, it could trigger instability in the financial market. In an attempt to solve this problem, authorities of different countries have begun to develop national strategies on improving financial literacy. The starting point for working on the strategy is assessing the current level of financial knowledge among the population. However, an overview of existing approaches to assessing financial literacy of the population shows that a variety of methods is used worldwide and research is conducted unsystematically, making it difficult to monitor financial literacy at the national level and make international comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Текущие оценки и проблемы измерения уровня финансовой грамотности в мировой практике»

ТЕКУЩИЕ ОЦЕНКИ И ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ1

Елизавета ХУДЬКО

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. Е-таН; hydko@iep.ru

В последние годы во многих странах мира явно обозначилась проблема низкого уровня финансовой грамотности населения, которая, с одной стороны, приводит к замедлению развития розничного финансового сегмента, с другой — может провоцировать нестабильность на финансовых рынках. В попытке решить данную проблему в разных странах начали разрабатываться национальные стратегии по повышению финансовой грамотности. Отправной точкой работы над подобными стратегиями является оценка текущего уровня финансовых знаний у населения.

Между тем обзор существующих подходов к оценке финансовой грамотности населения выявил разнообразие применяемых в мире методик по данному вопросу и несистемность проведения исследований, что затрудняет мониторинг финансовой грамотности на национальном уровне и ее сравнительный анализ в международном аспекте.

Ключевые слова: финансовая грамотность населения, финансовый рынок, розничный сегмент финансового рынка, финансовые услуги, финансовые продукты.

В настоящее время значительная часть мирового населения недостаточно вовлечена в финансовую сферу. В ряде случаев причиной этого могут являться институциональные факторы, когда определенные территории и населенные пункты не охвачены различными финансовыми услугами. Однако немаловажное значение для увеличения востребованности финансовых услуг имеет уровень финансовой грамотности самих потенциальных потребителей данных услуг.

Чтобы принимать взвешенные решения относительно личных финансов (по вопросам кредитования, сбережения денежных средств и их инвестирования, денежных переводов, пользования безналичным расчетом и т.д.), надо обладать определенными финансовыми знаниями, пониманием базовых концепций и правил пользования финансовыми продуктами. Недостаток знаний о финансовых продуктах и услугах, технологиях взаимодействия с поставщиками услуг порождает отсутствие желания у потенциальных потребителей воспользоваться этими возможностями, даже если у них есть доступ к таким услугам.

Таким образом, повышение финансовой грамотности следует рассматривать как важную предпосылку расширения охвата населения финансовыми услугами. Наличие определенного уровня финансовой грамотности позволяет потребителю осознанно подходить к использованию финансовых услуг, эффективно выявлять наиболее качественные предложения на рынке, в наибольшей степени соответствующие его личным потребностям.

Необходимо также осознавать, что население с низким уровнем финансовой грамотности не умеет контролировать свои расходы и оценивать финансовые риски, не в состоянии предугадать финансовые последствия различных форс-мажорных событий (потеря работы, болезнь, несчастный случай и проч.). А это имеет серьезные негативные финансовые последствия не только на микро-, но и на макроуровне: финансовые потери отдельно взятых домохозяйств в масштабе страны оборачиваются нестабильностью или даже кризисом всей национальной финансовой системы. Кроме того, недостаток знаний о финансовых продуктах, услугах, технологиях в конечном ито-

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

ге приводит к сдерживанию развития розничного сегмента финансового рынка.

Понимая актуальность вопроса повышения финансовой грамотности населения, власти многих стран начали разрабатывать национальные стратегии и внедрять образовательные программы по данной тематике. Отправной точкой для разработки и реализации соответствующих мероприятий является оценка текущего уровня финансовых знаний у населения, которая позволила бы выявить целевые группы потенциальных получателей финансовой информации и их текущие потребности в финансовых услугах.

В каждой стране проводятся собственные исследования, которые ставят своей целью определить уровень финансовых знаний населения как на начальном этапе разработки национальной стратегии, так и по мере реализации ее мероприятий. Однако работа в этом направлении не отличается системностью -ни по степени охвата категорий населения, ни по методологическим подходам к оценке результатов, ни по периодичности мониторинга. Это затрудняет комплексное восприятие проблемы не только в масштабе отдельной страны (с точки зрения определения/изменения приоритетов и целевых групп), но и межстрано-вое сравнение. Некоторые международные организации и крупные частные аналитические компании делают попытки представить собственные обзоры по оценке уровня финансовой грамотности в отдельных странах мира. Однако, опираясь на такие единичные исследования, достаточно сложно однозначно выявить страны-лидеры, а следовательно, и определить лучшие мировые практики, которые были бы полезны при разработке и внедрении собственной стратегии повышения финансовой грамотности.

В частности, экспертами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и Международной сети агентств по обеспечению финансового образования (!^Б) в 2010-2011 гг. был совместно осуществлен пилотный проект по исследованию финансовой грамотности. ОЭСР характеризует финансовую грамотность как сочетание финансовых знаний, информации, навыков, подходов и поведенческих закономерностей, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений и, в конечном итоге, для повышения финансового благополучия граждан2. Проект включал оценку трех компонент: финансовых знаний, поведенческих предпочтений и отношения к личным финансам3. В настоящее время данное исследование является, пожалуй, самым детальным анализом финансовой грамотности, в котором были учтены также социальные и демографические особенности (пол, возраст, доход и проч.). Однако проект охватил всего лишь 14 стран мира4. При этом исследование не ставило своей задачей составить некий рейтинг стран по уровню финансовой грамотности, а было сфокусировано на особенностях финансового поведения, отношения к формированию финансовых планов среди разных категорий населения.

Исследование финансовых знаний было построено на анализе ответов респондентов на восемь вопросов из разных финансовых сфер и разного уровня сложности (базовые финансовые вычисления, временная стоимость денег, сущность сложных процентов, понятие инфляции, выплата процентов по кредиту, начисление процентов по депозиту, риск и доходность, диверсификация вложений), но в то же время не требующих каких-либо специфических профессиональных знаний. К респондентам с высоким уровнем финансовых знаний были отне-

2 Messy F.-A. Role of financial education for pension: relevance of workplace delivery // OECD Financial Affairs Division, Seminar on Financial education and retirement savings Toward Securing a Comfortable Retirement Malaysia, 17—18 September 2013.

3 Atkinson A., Messy F.-A. Measuring Financial Literacy: Results of the OECD / International Network on Financial Education (INFE) Pilot Study // OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, No. 15, 2012, OECD Publishing.

4 Албания, Армения, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Ирландия, Малайзия, Норвегия, Перу, Польша, Чехия, Эстония, ЮАР.

сены те, кто смог дать правильный ответ на шесть и более вопросов. Исследование выявило серьезный недостаток финансовых знаний у достаточно большой доли населения: ни в одной из рассматриваемых стран доля респондентов, правильно ответивших на шесть и более вопросов, не превысила 70%.

Вторая часть опроса, посвященная особенностям финансового поведения, была направлена на то, чтобы узнать, как будет вести себя респондент в той или иной ситуации при совершении покупки, оплате счетов, при планировании собственного бюджета, осуществлении сбережений или заимствований. Во многих из рассматриваемых стран финансовое поведение респондентов было признано позитивным менее чем в половине случаев.

Наконец, были рассмотрены отношение к финансам и финансовые предпочтения, что также является важным элементом финансовой грамотности. Вопросы касались преимущественно финансовых планов на долгосрочную перспективу, экономии денежных средств. Однако в этой сфере наблюдался большой разрыв между странами.

В табл. 1 показаны высокие оценки по каждому компоненту финансовой грамотности. В исследовании было продемонстрировано, что для анализа финансовой грамотности в разных странах и разных категорий населения вполне может быть использован один и тот же набор вопросов.

Далее выделим работу по измерению финансовой грамотности населения, осуществленную Всемирным банком. Банк совместно с ОЭСР разработал методику анализа уровня финансовых знаний (Financial knowledge score). При этом необходимо подчеркнуть, что понятия финансовых знаний и финансовой грамотности не являются синонимами: быть финансово грамотным -это больше, чем просто обладать знаниями в области финансовых вопросов и явлений; для этого надо обладать также навыками практических финансовых действий, уметь ориентироваться в потоке финансовой информации, минимизировать возможность совершения ошибок, что в совокупности должно способствовать улучшению текущего и долгосрочного финансового благополучия.

Таблица 1

Высокие оценки по трем компонентам финансовой грамотности, в %

Страна Финансовые знания Финансовое поведение Отношение к финансам

Албания 45 39 69

Армения 46 41 11

Британские Виргинские острова 57 71 67

Великобритания 53 51 49

Венгрия 69 38 69

Германия 58 67 63

Ирландия 60 57 49

Малайзия 51 67 53

Норвегия 40 59 57

Перу 41 60 71

Польша 49 43 27

Чехия 57 48 62

Эстония 61 27 46

ЮАР 33 43 54

Источник: Atkinson A., Messy F.-A. Measuring Financial Literacy: Results of the OECD/International Network on Financial Education (INFE) Pilot Study//OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, No. 15, 2012, OECD Publishing.

В основе индикатора Financial knowledge score лежат вопросы, касающиеся шести тематических направлений:понятия инфляции, сущности процентных ставок, схемы начисления сложных ставок, теории денег, диверсификации рисков, целей страхования. Расчет индикатора представляет собой суммирование процентной доли респондентов, давших правильные ответы на каждый из поставленных вопросов (оценивается в диапазоне от 0 до 3 единиц). Эта работа была начата в 2011 г., но исследование по странам проводится несистематически. За минувшие пять лет по этой методике, согласно данным Всемирного банка, было обследовано только 12 стран. (См. табл. 2.)

Среди исследований Всемирного банка, посвященных проблеме финансовой грамотности, можно также отметить обзор Global Survey on Consumer Protection and Financial Literacy - Oversight Frameworks and Practices in 114 Economies, изданный в 2014 г. Однако касался он в основном институциональных механизмов внедрения программ финансового образования и адаптации правового режима.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в 2015 г. представило свой

межстрановый обзор финансовой грамотности (The Standard & Poor's Ratings Services Global Financial Literacy Survey). В процессе его подготовки были позаимствованы некоторые подходы из исследований ОЭСР, INFE, Всемирного банка, а также отдельных национальных стратегий. В своем обзоре агентство S&P сделало попытку ввести первый глобальный измеритель финансовой грамотности. Оно предложило измерять финансовую грамотность на основании вопросов респондентам по четырем базовым финансовым концепциям: вопросы на понимание финансовой математики, смысла сложной ставки, инфляции и диверсификации рисков. Согласно методологии исследования респондент признается финансово грамотным, если он правильно ответил как минимум на три из четырех поставленных вопросов. В исследовании приняли участие более 150 тыс. взрослых граждан (в возрасте 15 лет и старше) из более чем 140 стран.

Общий итог исследования по рассматриваемым странам: в среднем только один из трех респондентов является финансово грамотным, хотя разброс по странам здесь весьма значителен. При этом стоит отметить, что

Таблица 2

Оценка уровня финансовых знаний в отдельных странах мира (в диапазоне от 0 до 3 единиц)

Страна 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Албания 1,9

Колумбия 1,7

Ямайка 1,8

Корея 2,0

Ливан 2,2

Мексика 1,8

Монголия 2,0

Новая Зеландия 2,4

Сербия 1,9

Таджикистан 1,5

Турция 1,6

Уругвай 2,2

Источник: World Bank. G20 Financial Inclusion Indicators.

низкий уровень финансовых знаний присущ не только развивающимся экономикам, но и наблюдается среди определенных категорий населения в некоторых весьма развитых странах. (См. табл. 3.) Еще один важный результат исследования: высокий уровень финансовой грамотности можно встретить среди респондентов как с высокими, так и с низкими доходами, и наоборот, хотя, конечно, доля финансово грамотных граждан в среднем по всем странам несколько выше в группе респондентов с повышенными доходами. Наиболее понятными для респондентов были вопросы, связанные с инфляцией и простейшими математическими вычислениями; наиболее затруднительным оказался вопрос о диверсификации риска.

Экспертами ОЭСР было также проведено международное исследование финансовой грамотности среди школьников - PISA 20125, в рамках которого оценивались финансовые знания и практические навыки по принятию финансовых решений (PISA test) у школьников 15-летнего возраста. Исследованием было охвачено 29 тыс. школьников из 18 стран, которым были предложены следующие вопросы:

• из четырех областей финансовых знаний: понятие денег, аспекты совершения трансакций, планирование и управление финансами, риск и доходность, финансовая среда;

• по четырем видам финансовых действий: поиск финансовой информации, анализ финансовой информации, исследование отдельных финансовых вопросов, применение финансовых знаний и умений;

• по четырем конкретным ситуациям применительно к: образованию и работе, дому и семье, рассматриваемому респонденту и обществу в целом.

Результаты исследования показали широкий разброс значений по странам и большой

разрыв между уровнем знаний школьников в пределах одной страны (максимальное количество баллов набрали студенты из Китая и Бельгии). (См. табл. 4.) Тем не менее они оказались схожи с результатами аналогичных исследований среди взрослого населения. Это позволяет сделать вывод о том, что низкий уровень финансовой грамотности в средней школе (в отсутствие финансового образования в будущем) оказывает существенное влияние на все дальнейшие операции людей с личными финансами. Второе аналогичное исследование финансовой грамотности среди школьников было проведено в 2015 г., результаты которого будут опубликованы в конце 2016 г.

Исследование подходов к оценке уровня финансовой грамотности населения показало, что, во-первых, на данный момент отсутствуют устоявшиеся методики, признанные эффективными в мировой практике, хотя работу в этом направлении ведет ряд международных организаций и частных аналитических компаний; во-вторых, даже в рамках существующих методик мониторинг уровня финансовой грамотности проводится несистематически и/или характеризуется неполным охватом стран, что затрудняет анализ проблемы в мировом масштабе и разработку эффективных национальных стратегий по данному вопросу.

Тем не менее, несмотря на различие в методиках измерения финансовой грамотности населения, рассмотренные выше исследования констатируют недостаток финансовых знаний у граждан даже во многих развитых странах. А это позволяет сделать вывод о том, что все усилия властей по активному вовлечению населения в финансовый сектор без повышения уровня его финансовой грамотности либо будут неэффективными, либо приведут к негативным последствиям для экономики страны в целом.■

5 Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). PISA 2012 Results: Students and Money: Financial Literacy Skills for the 21st Century. Vol. VI, OECD Publishing.

Таблица 3

Оценки финансовой грамотности в отдельных странах мира, в %

В том числе

Число правильно

Страна ответивших на 3 из 4 из числа респондентов из числа респондентов

вопросов с повышенными доходами с пониженными доходами

(60% домохозяйств) (40% домохозяйств)

В среднем 65-71

Швеция_71_76_64_

Норвегия 71 74 67

Дания 71 75 65

Канада 68 73 61

Израиль 68 72 63

Великобритания 67 70 63

Германия 66 73 55

Нидерланды 66 71 60

В среднем 55-64

Австралия 64 73 50

Финляндия 63 70 53

Новая Зеландия 61 67 53

Сингапур 59 62 56

Чехия 58 61 55

США 57 64 47

Швейцария 57 62 49

Бельгия 55 59 50

Ирландия 55 64 41

В среднем 45-54

Венгрия 54 52 56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эстония 54 61 45

Австрия 53 59 44

Франция 52 55 47

Испания 49 54 43

Словакия 48 53 41

Латвия 48 52 43

Греция 45 49 38

В среднем 35-45

Словения 44 53 31

Япония 43 45 40

Польша 42 44 40

ЮАР 42 45 37

Чили 41 43 38

Туркмения 41 41 41

Казахстан 40 42 36

Украина 40 43 35

Литва 39 45 30

Россия 38 42 33

Белоруссия 38 43 30

Италия 37 44 27

Азербайджан 36 37 35

Бразилия 35 38 29

Таблица 3 (продолжение)

В том числе

Число правильно

Страна ответивших на 3 из 4 из числа респондентов из числа респондентов

вопросов с повышенными доходами с пониженными доходами

(60% домохозяйств) (40% домохозяйств)

В среднем 25-34

Мексика 32 36 26

Корея 33 39 25

Грузия 30 32 26

Китай 28 32 22

Аргентина 28 33 21

Молдавия 27 31 23

Португалия 26 35 13

Венесуэла 25 25 25

В среднем 0-24

Индия 24 26 20

Турция 24 26 20

Узбекистан 21 25 16

Киргизия 19 21 15

Армения 18 19 17

Таджикистан 17 18 15

Источник: The Standard & Poor's Ratings Services Global Financial Literacy Survey.

Таблица 4

Результаты финансовой грамотности среди школьников, полученные PISA 2012 в рамках исследования

Страна Средний балл Доля респондентов с Доля респондентов с минимальными результатами максимальными результатами (не выше 1 -го уровня), в % (не ниже 5-го уровня), в %

Китай (Шанхай) 603 1,6 42,6

Бельгия (Фламандская община) 541 8,7 19,7

Эстония 529 5,3 11,3

Австралия 526 10,4 15,9

Новая Зеландия 520 16,1 19,3

Чехия 513 10,1 9,9

Польша 510 9,8 7,2

Латвия 501 9,7 4,6

ОЭСР (в среднем по 13 странам) 500 15,3 9,7

США 492 17,8 9,4

Россия 486 16,7 4,3

Франция 486 19,4 8,1

Словения 485 17,6 5,8

Испания 484 16,5 3,8

Крит 480 16,5 3,8

Израиль 476 23,0 8,5

Словакия 470 22,8 5,7

Италия 466 21,7 2,1

Колумбия 379 56,5 0,7

Источник: Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). PISA 2012 Results: Students and Money: Financial Literacy Skills for the 21st Century. Vol. VI, OECD Publishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.