Научная статья на тему 'Методические основы оценки стоимости предприятия'

Методические основы оценки стоимости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE VALUE / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ / VALUATION TECHNIQUES / EVA / ЧИСТЫЕ АКТИВЫ / NET ASSETS / ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ / THE KEY DRIVERS OF VALUE / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ / INCREASING THE COMPANY''S VALUE / АЛГОРИТМ / THE ALGORITHM METHOD / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков Владимир Олегович

Стоимость компании, ее оценки и повышение являются одной из ключевых проблем в процессе функционирования любой крупной и развивающейся компании. Использование различных методов и подходов к ее оценке требует тщательной подготовки и анализа. Исходя из этого, особо остро встает проблема разработки современной методики оценки и повышения стоимости компании, обладающей определенной степенью эффективности и универсальности. В данной статье представлена методика, удовлетворяющая данным критериям и при ее реализации являющаяся важным инструментом повышения эффективности функционирования компании рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF COMPANY VALUATION

The cost of the company, its evaluation and improvement are one of the key problems in the functioning of any large and growing company. The use of different methods and approaches to its assessment requires careful planning and analysis. On this basis, especially acute is the problem of development of modern methods of evaluating and enhancing the value of the company, possessing a certain degree of efficiency and versatility. This article presents a method that meet these criteria and in its implementation is an important tool of increase of efficiency of functioning of the company the market

Текст научной работы на тему «Методические основы оценки стоимости предприятия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.О. Минаков, магистрант

Воронежский государственный технический университет

Стоимость компании, ее оценки и повышение являются одной из ключевых проблем в процессе функционирования любой крупной и развивающейся компании. Использование различных методов и подходов к ее оценке требует тщательной подготовки и анализа. Исходя из этого, особо остро встает проблема разработки современной методики оценки и повышения стоимости компании, обладающей определенной степенью эффективности и универсальности. В данной статье представлена методика, удовлетворяющая данным критериям и при ее реализации являющаяся важным инструментом повышения эффективности функционирования компании рынке

Стоимость предприятия - это интегральная характеристика бизнеса, требующая для повышения и оценки применения сложных и современных методов. В связи с отсутствием единства взглядов отечественных и зарубежных ученых на предмет настоящего исследования наблюдается и отсутствие единого представления о методологических подходах к его оценке [5]. Каждый метод обладает своей спецификой, плюсами, минусами и определенными допущениями. Была поставлена задача составления методики на основе, в наибольшей степени, дополняющих друг друга методов оценки стоимости предприятия, сводящих количество допущений к минимуму.

Несмотря на многообразие методов оценки не каждый из них учитывает специфику предприятия, все многообразие факторов, формирующих стоимость. Следовательно, необходимо выбрать наиболее приемлемые методы оценки и инструменты повышения стоимости компаний.

Разработка методики оценки стоимости предприятия достаточно актуальна, поскольку управление предприятием на основе концепции ценности набирает все большую популярность в мировой практике в связи с высокой эффективностью такого управления. В соответствии с поставленной целью и выделенными требованиями с помощью предлагаемой методики оценки стоимости предприятия последовательно решаются следующие задачи:

1) выбор наиболее целесообразных методов оценки стоимости предприятия;

2) выведение итоговой величины стоимости предприятия;

3) выявление факторов, влияющих на стоимость предприятия;

4) выбор методов и инструментов повышения стоимости предприятия;

Для реализации поставленных задач была разработана методика оценки стоимости, представленная на рисунке.

Первоочередной задачей в процессе оценки стоимости предприятия является определение ее цели. Следовательно, на начальном этапе необходимо определить цель оценки объекта, которая, как правило, заключается в определении оценочной

стоимости, необходимой для принятия обоснованных решений.

На втором этапе осуществляется подготовка исходной информации для анализа, к которой в первую очередь относятся основные показатели и качественные характеристики функционирования предприятия, а также показатели характеризующие стоимость предприятия.

На этапе выбора наиболее приемлемых методов оценки стоимости выбираются несколько подходов к оценке, применимых в конкретной ситуации. Отказ от использования какого-либо подхода необходимо обосновать.

В данной статье рассмотрим наиболее популярные методы, а именно применение метода оценки стоимости компании на основе концепции экономической добавленной стоимости, а также метода чистых активов.

Применение метода базирующегося на концепции остаточного дохода, а именно метода оценки на основе EVA объясняется тем, что он четко вписывается в рамки TSR и TBR, учитывая стоимость всего используемого капитала. EVA выступает показателем эффективности компании, наглядно демонстрирующим фундаментальную связь результатов деятельности компании с финансовыми результатами ее акционеров, собственников, как основной группы, связанной с компанией интересами и капиталом. Метод включает понятную технологию расчета и наличие исходных данных для такого расчета на российских предприятиях.

Использование метода чистых активов продиктовано тем, что компании будут оставаться действующими предприятиями, владеющими значительными материальными активами с контролируемой долей оцениваемой собственности. Преимущество данной методики состоит в том, что, во-первых, на сегодняшний день она является официально утвержденным стандартом оценки бизнеса, во-вторых, ее использование достаточно просто и не требует детального анализа финансово-экономической деятельности предприятия [4].

После выбора наиболее целесообразного методов оценки стоимости предприятия, следует провести расчет стоимости компании.

1 Определение цели оценки стоимости предприятия

2 Подбор и обработка информационных данных

3 Выбор наиболее целесообразных методов оценки стоимости

предприятия

4 Проведение расчетов согласно выбранным методам оценки

Показатели стоимости капитала

из

Расчет стоимости собственного капитала

Рентабельность инвестированного капитала (ROIC)

Расчет стоимости заемного капитала

Метод чистых активов

Определение рыночной стоимости активов

Расчет чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов (NOPAT)

Определение величины долговых обязательств

5 Обобщение результатов оценки

7 Выбор методов и инструментов повышения стоимости предприятия

8. Формирование перечня рекомендаций по повышению стоимости

компании

Методика оценки и повышения стоимости предприятия

Исходя из метода EVA, стоимость предприятия экономической добавленной стоимости, создаваемой предполагается равной сумме инвестированного ка- в каждом году [2] и рассчитывается по формуле (1): питала и надбавки, которая, в свою очередь равна

V = IC + EVA, (1)

где V - стоимость предприятия; IC - инвестированный капитал, определяемый как величина совокупного капитала предприятия за минусом беспроцентных текущих обязательств; EVA - экономическая добавленная стоимость. EVA можно рассчитать по формуле (2):

EVA = IC*(ROIC-WACC), (2)

где ROIC- коэффициент рентабельности инвестированного капитала;

WACC - средневзвешенная стоимость капитала. Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) рассчитывается по формуле (3):

WACC = Ks * Ws + Kd * Wd (3)

где Ks - Стоимость собственного капитала (%) Ws - Доля собственного капитала (по балансу) Kd - Стоимость заемного капитала (%) Wd - Доля заемного капитала (по балансу) Стоимость собственного капитала (Ks) рассчитывается по методу CAPM в соответствии с формулой (4):

Ks = Rf + b * ( Rm - Rf ) (4)

где Rf - безрисковая ставка доходности (например, ставка по депозитам) (%);

Rm - средняя доходность акций на фондовом рынке (%);

b - коэффициент "бета", измеряющий уровень рисков, вносящий коррективы и поправки;

Стоимость заемного капитала (Kd) рассчитывается по формуле (5):

Kd = r *(1 - T) (5)

где r - годовая процентная ставка за пользование заемным капиталом,

Т - ставка налога на прибыль. Для расчета коэффициента рентабельности инвестированного капитала воспользуемся

формулой (6):

ROIC= NOPAT/ГС (6)

где NOPAT - чистая операционная прибыль после уплаты процентов по налогу на прибыль 1С - инвестированный капитал Таким образом, расчет стоимости предприятия будет выглядеть в форме таблицы 1.

Далее, в соответствии с методом чистых активов, информационной базой является бухгалтерский баланс предприятия. Оценщик проводит анализ и корректировку всех статей баланса на последнюю отчетную дату для определения рыночной стоимости имеющихся активов.

Стоимость предприятия рассчитывается по формуле (7):

V=Va-D (7)

где Va - рыночно стоимость активов;

D - долговые обязательства.

Алгоритм расчетов по методу чистых активов (NAV) включает ряд этапов:

1) Оценка имущества (недвижимого) по обоснованной рыночной цене;

2) Определение рыночной стоимости машин и оборудования;

3) Выявление и оценка нематериальных активов;

4) Определение рыночной стоимости долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

5) Перевод стоимости товарно-материальных запасов в текущую стоимость;

6) Оценка дебиторской задолженности;

7) Оценка расходов будущих периодов;

8) Перевод обязательств компании в текущую стоимость;

9) Определение стоимости собственного капитала путем вычитания из рыночной стоимости активов текущей стоимости всех обязательств [3].

После обобщения результатов оценки и внесения необходимых корректировок, выводится итоговая величина стоимости предприятия.

На следующем этапе происходит выделение наиболее значимых факторов, влияющих на стоимость, на основе чего формируется перечень методов и инструментов, воздействующих на данные факторы с целью повышения стоимости предприятия.

На первый взгляд, задача определения факторов стоимости и построения системы показателей кажется тривиальной и не требующей пояснения. Традиционно факторы стоимости определяются через разложение показателей, используемых при расчете стоимости компании, на отдельные составляющие. Подобный процесс может быть отражен в виде дерева с различными уровнями детализации. Однако основа системы показателей должна состоять только из ключевых факторов, которые непосредственно влияют на стоимость компании [2].

В итоговом виде, расчет стоимости компании методом NAV будет иметь вид, представленный в таблице 2.

Выбор ключевых финансовых факторов осуществляется на основе как минимум 4 критериев:

- стратегии и жизненного цикла компании;

- чувствительности EVA к различным финансовым факторам стоимости;

- потенциала улучшения показателей;

- волатильности (изменчивости) показателей.

После того как рассчитаны все необходимые

коэффициенты, можно приступить к ранжированию финансовых факторов стоимости.

Таблица 1

Расчет стоимости предприятия методом EVA_

Наименование показателя Значение по годам:

Год 1 Год 2 Год 3

1 2 3 4

Совокупный капитал, тыс. р. * * *

Беспроцентные текущие обязательства, тыс. р. * * *

Совокупный инвестированный капитал (IC), тыс. р. * * *

Собственный капитал (Ws), тыс. р. * * *

Доля собственного капитала (Ws) * * *

Заёмный капитал (Wd), тыс. р. * * *

Доля заёмного капитала (Wd) * * *

Безрисковая ставка доходности, % * * *

Премия за риск (Rm - Rf), % * * *

Коэффициент бета (Р) * * *

Стоимость собственного капитала (Ks), % * * *

Годовая процентная ставка по кредитам r, % * * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставка налога на прибыль (Н), % * * *

Стоимость заёмного капитала (Kd), % * * *

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC), % * * *

Операционная прибыль до вычета процента за кредит и налога на прибыль (EBIT), тыс. р. * * *

Чистая операционная прибыль после уплаты налога на прибыль (NOPAT), тыс. р. * * *

Рентабельность инвестированного капитала (ROIC), % * * *

Экономическая добавленная стоимость (EVA), тыс. р. * * *

Стоимость компании, тыс. р. *

Таблица 2

Расчет стоимости компании с помощью метода чистых активов

Параметры Балансовая стои- Оцененная стоимость,

мость, тыс. руб. тыс. руб.

1 2 3

Денежные средства * *

Дебиторская задолженность * *

Запасы * *

Другие текущие активы * *

Сумма текущих активов * *

Земля, здания и оборудование * *

Накопленная амортизация * *

АКТИВЫ (всего) * *

Текущая часть долгосрочных долгов * *

Векселя к оплате * *

Счета к оплате * *

Начисленные обязательства * *

Обязательства по уплате налогов * *

Текущие обязательства * *

Долгосрочная задолженность, очищенная от текущих * *

выплат

Оцененные налоги на разницу между оцененной стои- * *

мостью и налоговой базой активов

Акционерный капитал * *

Сумма обязательств и акционерного капитала * *

Стоимость компании, определенная методом чистых * *

активов (КЛУ)

На следующем этапе следует выбрать методы и инструменты, воздействующие на данные факторы, с целью повышения величины стоимости предприятия. Список инструментов и методов напрямую зависит от конкретных ключевых факторов стоимости, выявленных в процессе анализа и должен предусматривать комплексное воздействие на факторы, для получения наиболее высокого результата.

Среди преимуществ разработанной методики, следует отметить, что она базируется на комплексном подходе оценки стоимости предприятия, характеризуется простотой применения (так как исходные показатели уже выделены, причем по большинству из них организации фактически отчитываются), модель достаточно компакта и при этом учтены все этапы оценки стоимости. Разработанная методика применима для любого предприятия, алгоритм обеспечивается неизменной последовательностью применяемых принципов, методов и подходов.

Литература

1. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов [Текст] (перевод с 7-го международного издания)/ Р. Брейли, С. Майерс. - М.: Олимп-Бизнес, 2012.

2. Кавыршина, О. А. Экономический механизм корпоративного управления [Текст]: монография / О. А. Кавыршина, А. М. Букреев.- Воронеж: Научная книга, - 2007. -176 с.

3. Теплова, Т. В. Корпоративные финансы [Текст]: учебник / Т. В. Теплова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 655 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

4. Букреев, А. М. Особенности формирования экономического механизма корпоративного управления на предприятии машиностроения [Текст] / А. М. Букреев, О. А. Кавыршина // Вестник ВГТУ. -2012.-№ 2. - С. 129-132.

5. Кавыршина, О. А. Сущность и задачи управления стоимостью предприятия [Текст] / О. А. Кавыршина // Экономинфо. - 2008. - №9. - С. 71-74.

S 8(960) 114-19-47(9.00-21.00)

E-mail: miv929@yandex.ru

Ключевые слова: Стоимость предприятия, методы оценки стоимости, EVA, чистые активы, повышение стоимости компании, ключевые факторы повышения стоимости, алгоритм, методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.