глобализации мировой экономики, высокой динамики рынка, диверсификации спроса, повышения роли инноваций и качества продукции инвестиционная привлекательность объективно становится одним из ключевых свойств предприятия как социально-экономической системы, а ее обеспечение на должном уровне - весьма важным фактором в жесткой и агрессивной конкурентной борьбе.
В-третьих, приведенное выше превалирующее в отечественной экономической науке понятие имеет весьма ограниченный характер, поскольку, делая акцент на «перспективности развития, объема и перспектив сбыта продукции, эффективности использования активов и их ликвидности, состояния платежеспособности и финансовой устойчивости», т.е. на характеристике таких, безусловно, важных компонентов как экономический потенциал, финансовое состояние и эффективности деятельности предприятия, совершенно не учитывает другие, не менее важные компоненты его деятельности, прежде всего, уровень деловой активности и показатели бизнес-развития.
Исходя из вышеизложенного, под инвестиционной привлекательностью целесообразно понимать свойство предприятия как социально-экономической системы, характеризующее ее потенциальную способность обеспечить приток инвестиций. Данное определение, по нашему мнению, более адекватно отражает сущность инвестиционной привлекательности как экономической категории и является наиболее приемлемым в практическом плане.
Литература:
1. Большой экономический словарь./ Под ред. А.И. Азрилия-на. - М.: Институт новой экономики, 2002. - 1280 с.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 427 с.
3. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 392 с.
4. Основы предпринимательского дела. / Под ред. Ю.В. Осипова. - М.: БЕК, 1997. - 287 с.
5. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛА-ДОС, 2002. - 639 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301; 2001. - № 17. - Ст. 1644.
7. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 11.10.2002 г. № 161-ФЗ. // Российская газета, 2002. - 3 декабря.
8. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» / СЗ РФ. - 1999. - № 9. -Ст. 1096.
9. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Подши-валенко и Н.В. Киселевой. - М.: КНОРУС, 2005. - 432 с.
10. Бланк И.А. Управление инвестициями предприятия. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003. - 480 с.
11. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. - М.: Дело, 1997. - 767 с.
12. Виленский А.А., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Дело, 2004.
13. Володина И.Н. Инвестиционная привлекательность предприятий строительного комплекса: Дисс. канд. экон. наук. - М.: ГАСИС, 2008. - 166 с.
14. Жолудева Е.Г. Методы формирования рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности электроэнергетических компаний России: Дисс. канд. экон. наук. - М., 2004. - 193 с.
15. Каплин А.А. Инвестиционная привлекательность в системе управления инвестиционной деятельностью предприятия: Дисс. канд. экон. наук. - М.: ГАСИС, 2008. - 171 с.
16. Коренков А.В. Построение рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий с учетом прогноза финансового состояния и отраслевой принадлежности: Дисс. канд. экон. наук. -Екатеринбург, 2003. - 118 с.
17. Мельников В.С. Оценка инвестиционной привлекательности объектов реального сектора экономики для банковских инвестиций: Дисс. канд. экон. наук. - Новосибирск, 2006. - 166 с.
18. Млявая С.Г. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий: Дисс. канд. экон. наук. - М.: ВГНА, 2002. - 156 с.
19. Петухова Н.Н. Инвестиционная привлекательность в системе стоимостной оценки предприятий строительного комплекса: Дисс. канд. экон. наук. - Ставрополь, 2004. - 170 с.
20. Смирнова Н.В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия в условиях реструктуризации экономики: Дисс. канд. экон. наук. - Иваново, 2004. - 173 с.
21. Бланк И.А.Инвестиционный менеджмент. - К.: МП «ИТЕМ ЛТД», 1995.
22. Большая экономическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007.
- 816 с.
23. Королев М.И. Экономика. Риски. Защита: Словарь справочник. - М.: Анкил, 2008. - 832 с.
24. Нерсисян Т.Я. Предпринимательство: Словарь-справочник.
- М.: Анкил, 2007. - 792 с.
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. -С. 536.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБОБЩЕННЫЙ АЛГОРИТМ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Сокольникова И.В., доцент Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент Стреха П.А., студент Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова
Рассматривается сущность оценки инвестиционной привлекательности предприятия и методические основы ее проведения. Обосновывается общая методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия, адекватная условиям динамично меняющейся внешней среды.
Ключевые слова: предприятие, инвестиции, инвестиционная привлекательность, оценка, методика.
METHODICAL FUNDAMENTALS OF ENTERPRISE INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND GENERALIZED ALGORYTHM FOR ITS FORMATION
Sokolnikova I., associate professor of Plekhanov Russian Economic Academy, candidate of economic science Strekha P., student of Plekhanov Russian Economic Academy
The article considers the essence of enterprise investment attractiveness estimation and the methodical basis for its implementation. Common methodology for enterprise investment attractiveness that is adequate to the dynamically changing conditions of the environment is being substantiated..
Keywords: enterprise, investments, investment attractiveness, estimation, methodology
Успешное развитие хозяйствующего субъекта любой органи- та не просто выжить, но и получать доход, достаточный для обнов-зационно-правовой формы в условиях рыночной экономики во мно- ления и прироста экономического потенциала, заставляет его ис-гом зависит от наличия у него инвестиционных ресурсов и эффек- кать направления высокоэффективного вложения собственных тивности их использования. Стремление хозяйствующего субъек- средств и привлекать инвесторов для финансирования различных
90 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
инвестиционных проектов с целью создания и укрепления индивидуальных преимуществ перед другими конкурентами в конкретных экономических условиях. Это вынуждает его стремиться к повышению своей инвестиционной привлекательности. С другой стороны, потенциальный инвестор должен быть уверен в том, что он имеет дело с надежным деловым партнером, вложение инвестиционных ресурсов в бизнес-проекты которого принесет ему соответствующую прибыль. Таким образом, можно утверждать, что инвестиционная привлекательность предприятия, будучи его имманентным свойством как социально-экономической системы, нуждается в соответствующей оценке, поскольку именно она лежит в основе любого инвестиционного решения.
В настоящей статье под оценкой инвестиционной привлекательности предприятия будем понимать систему показателей, комплексно характеризующих потенциальную возможность осуществления инвестиций на основе стратегических задач инвестора и учета базовой доходности, будущих денежных потоков и уровня риска. Из данного определения, а также анализа и обобщения результатов исследований в данной области экономической науки вытекает ряд важных методических положений, которые необходимо учитывать при проведении оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Во-первых, если инвестиционная привлекательность предприятия как экономическая категория имеет объективный характер, то ее оценка потенциальным инвестором всегда субъективна и определяется его восприятием с точки зрения возможности достижения своих стратегических целей, в число которых могут входить:
- овладение некоторым ограниченным ресурсом (сырьевые ресурсы, рынки сбыта, территория, энергия, потребители и др.);
- выдвижение и формирование собственных стандартов на продукцию или услуги;
- достижение монопольного положения в отрасли;
- ослабление (ликвидация) конкурентов, в т.ч. и потенциальных;
- защита вложенного капитала;
- овладение интеллектуальной собственностью;
- привлечение и сохранение высококвалифицированных кадров;
- привлечение союзников, создание разветвленной сети филиалов и др.
В этой связи, поскольку цели инвестора в каждом конкретном случае уникальны, то и оценка инвестиционной привлекательности предприятия всегда будет иметь субъективный и уникальный характер.
Во-вторых, оценка инвестиционной привлекательности в обязательном порядке предполагает наряду с индивидуальным восприятием инвестора оценку базовой доходности, будущих денежных потоков и уровня риска. Как справедливо замечает Асват Дамода-ран, личное восприятие и в самом деле много значит, когда речь идет об оценке картины или скульптуры, но в большинстве случаев инвесторы приобретают активы, руководствуясь вовсе не эстетическими или эмоциональными мотивами, а в ожидании денежных потоков (cash flows). Следовательно, восприятие ценности должно основываться на реальном положении дел, а это предполагает, что цена, уплачиваемая за любой актив, должна отражать будущие денежные потоки, которые он может принести [1]. Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности предприятия объективно предполагает, с одной стороны, оценку реального положения дел, т.е. деятельности предприятия-объекта инвестирования в период, предшествующий оценке, а с другой стороны, прогнозную оценку будущих доходов.
В-третьих, приведенное выше определение предполагает обязательное наличие потенциальной возможности осуществления инвестиций. Если таковая возможность отсутствует, то проведение оценки теряет смысл.
В-четвертых, применительно к предприятию со стороны внешнего инвестора инвестиционная деятельность может осуществляться в следующих формах:
1) покупка предприятия как единого имущественного комплекса (слияние, поглощение);
2) совместная с предприятием-эмитентом реализация инвестиционного проекта (в большинстве случаев это реальные инвестиции в целях развития производства). В этом случае, как правило, речь идет о предоставлении кредита;
3) приобретение ценных бумаг предприятия. В этом случае субъект инвестирования может быть как стратегическим, так и пор-
тфельным. Стратегический инвестор характеризуется как субъект инвестиционной деятельности, ставящий своей целью приобретение контрольного пакета акций (преимущественной доли уставного капитала) для осуществления реального управления предприятием в соответствие с собственной концепцией его стратегического развития. Портфельный инвестор может быть охарактеризован как субъект инвестиционной деятельности, вкладывающий свой капитал в разнообразные объекты (инструменты) инвестирования исключительно с целью получения инвестиционной прибыли и не ставящий перед собой цель реального управления предприятием-эмитетом.
В-пятых, отдельно следует остановиться на методическом обеспечении оценки инвестиционной привлекательности. Как показывает анализ, в настоящее время методам оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта уделяется достаточно большое внимание. При этом в нормативных документах и значительной части научных работ в качестве в качестве наиболее значимого способа оценки инвестиционной привлекательности предприятия определен анализ его финансового состояния. Некоторые специалисты считают достаточным проводить оценку на базе финансовых показателей, другие предлагают оценивать инвестиционную привлекательность предприятия с помощью показателей, отражающих инвестиционные качества ценных бумаг. Для традиционных методов оценки финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятий, рекомендуемых утвержденными соответствующими органами государственной власти и управления методическими указаниями, фундаментом служит достаточно большое количество однотипных показателей, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности, и их сопоставление с нормативными значениями или изменение в динамике.
Однако высокая динамика изменений рыночной конкурентной среды предъявляет более высокие требования к оценке инвестиционной привлекательности. Кроме того, ориентация на один показатель, даже весьма привлекательный с позиций теории, на практике не всегда оправдана. Поэтому аудиторские фирмы и специализированные консалтинговые компании, осуществляющие подготовку аналитических обзоров и прогнозов, а также предоставление консалтинговых услуг, финансовые аналитики на фондовом рынке используют для аналитических оценок системы показателей. Естественно, принять решение в условиях многокритериальной задачи намного сложнее, чем в том случае, если решается однокритериальная задача. При этом следует иметь в виду, что, исходя из субъективного характера оценки в общем случае любое прогнозное решение, независимо от числа критериев, также является субъективным, а рассчитанные значения показателей являются информацией, предоставляемой руководству для принятия инвестиционной решения.
Практика показывает, что достоверно оценить финансовое состояние и инвестиционную привлекательность предприятия можно только с помощью системы показателей, рассчитанных на основе полного комплекта финансовой отчетности, с учетом знания всех особенностей формирования экономических показателей и их правильного применения, а также с применением другой внеучетной информации о предприятии. При оценке инвестиционной привлекательности предприятия следует принимать во внимание специфику сферы его деятельности, место расположения, систему управления, производственный потенциал, инвестиционную программу, показатели социально-экономического развития, эффективности управления и оценки рыночной устойчивости.
По нашему мнению, комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятия должна осуществляться на основе системного использования количественных и качественных показателей и характеристик. При этом количественные показатели, применяемые для оценки деятельности предприятия-объекта инвестирования в период, предшествующий оценке, представляют собой объективные измерители, позволяющие оценить внутренние факторы развития хозяйствующего субъекта. Они в основном определены в существующих подходах финансового менеджмента и активно используются на практике. Однако количественные показатели и характеристики без учета влияния внешней среды не описывают полную картину развития предприятия и того сегмента рынка, на котором оно функционирует. Поэтому с целью получения оперативной информации об изменении влияния внешних факторов на инвестиционную привлекательность предприятиях в состав системы показателей необходимо включать качественные показатели.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 91
1. Организационный этап. Формирование общего и персонального состава рабочей группы, определение полномочий и обязанностей каждого ее члена и их юридическое закрепление, уточнение системы взаимодействия, определение сроков и ресурсов, необходимых для деятельности рабочей группы, и их выделение, а также решение других организационных вопросов
2. Этап уточнения и коррекции. Уточнение и коррекция стратегических целей, осуществляемые с использованием метода сценариев
3. Информационно-аналитический этап. Сбор и уточнение информации, необходимой для оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
4. Критериально-аналитический этап. Уточнение значения критериев для каждого из соответствующих репрезентативных показателей, поскольку они должны соответствовать сфере деятельности предприятия в конкретном регионе и в конкретный момент времени
5. Этап оценки текущего состояния инвестиционной привлекательности предприятия, осуществляемой на основе расчета финансовых коэффициентов и по соответствующей методике.
6. Прогнозно-аналитический этап. Прогнозируется рост компании и в соответствие с трендами на соответствующем рыночном сегменте создаются прогнозные оценки основных драйверов денежного потока, производится оценка возможных денежных потоков и определение ценности либо всего предприятия в целом, либо соответствующего актива
7. Окончательный анализ и уточнение полученных результатов, их представление лицу, принимающему инвестиционное решение.
8. Принятие инвестиционного решения и его реализация.
Рис. 1. Алгоритм общей методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Таким образом, исходя из сущности инвестиционной привлекательности предприятия, а также изложенных выше методических основ ее оценки общую методику оценки инвестиционной привлекательности предприятия можно представить в виде ряда этапов (см. рис. 1). Необходимо отметить, что предлагаемая методика не предполагает жесткой последовательности указанных этапов, в ряде случаев для сокращения времени ряд из них (например, этапы 1 и 2) могут осуществляться параллельно.
1 этап - организационный. В ходе данного этапа производится определение общего и персонального состава рабочей группы по оценке инвестиционной привлекательности конкретного предприятия - эвентуального объекта инвестирования, определение полномочий и обязанностей каждого ее члена и их юридическое закрепление, уточнение системы взаимодействия, определение сроков и ресурсов, необходимых для деятельности рабочей группы, и их выделение, а также решаются другие организационные вопросы. При необходимости получения независимых оценок или же необходимости произвести в относительно короткие сроки оценку инвестиционной привлекательности нескольких предприятий рабочих групп также может быть несколько.
2 этап - уточнения и коррекции стратегических целей. В ходе данного этапа на основе использования метода сценариев развития [2] осуществляется уточнение стратегических целей предприятия, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- стратегическое планирование развития инвестора имеет долгосрочный характер, поэтому с момента определения стратегических задач и их юридического закрепления может пройти довольно значительное время, а этапный характер достижения стратегических целей объективно предполагает учитывать степень их достижения;
- высокая динамика изменений внешней среды в ряде случае вынуждает корректировать как сами стратегические цели, так и содержание конкретных этапов их достижения.
- 3 этап - информационно-аналитический. На данном этапе осуществляется сбор и уточнение всей необходимой исходной информации для оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Так, например, информационное обеспечение оценки инвестиционной привлекательности в период ведения хозяйственной деятельности, предшествующий оценке, включает.
1) данные оперативного бухгалтерского учета и отчетности по формам № 1 «Бухгалтерский баланс» (изменение показателей долгосрочных и краткосрочных вложений), № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 4 «Отчет о движении денежных средств» (показатели, характеризующие источники поступления и направления расходования денежных средств по инвестиционной деятельности) [3]. На основании перечисленных форм можно определить эффективность инвестиционных вложений предприятия;
2) статистическая отчетность по крупным и средним предпри-
92 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
ятиям по формам П-2 квартальная, П-2 годовая и приложение к форме П-2годовая, в которых раскрывается динамика и структура финансовых и нефинансовых вложений данного предприятия, а также источники поступления инвестиций;
3) данные бухгалтерского учета и отчетности и сведения о рыночных ценах на акции, публикуемые в специальных изданиях Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) или размещенные на сайтах в сети Интернет.
Аналогичным образом осуществляется сбор необходимой информации иного характера.
4 этап - критериально-аналитический. На данном этапе осуществляется уточнение значения критериев для каждого из соответствующих репрезентативных показателей, поскольку они должны соответствовать сфере деятельности предприятия в конкретном регионе и в конкретный момент времени. В качестве оптимальных значений критериев, по нашему мнению, целесообразно использовать соответствующие среднестатистические показатели по аналогичной сфере деятельности и желательно с учетом регионального компонента, которые необходимо обновлять ежеквартально или как минимум ежегодно на основе региональной статистической базы данных «Бухгалтерская отчетность организации (БОО)».
5 этап - этап оценки текущего состояния инвестиционной привлекательности предприятия, осуществляемой на основе расчета финансовых коэффициентов и по специальной методике.
6 этап - прогнозно-аналитический, в ходе которого прогнозируется рост компании и в соответствие с трендами на соответствующем рыночном сегменте создаются прогнозные оценки основных драйверов денежного потока, после чего на основе этого производится оценка возможных денежных потоков и определение ценности либо всего предприятия в целом, либо соответствующего актива.
7 этап - окончательный анализ и уточнение полученных результатов, их представление лицу, принимающему инвестиционное решение.
8 этап - принятие инвестиционного решения и его реализация.
Данная методика, по нашему мнению, является адекватной условиям динамично меняющейся внешней среды и позволяет эффективно осуществлять оценку инвестиционной привлекательности предприятия в современных условиях.
Литература:
1. Дамодаран Асват. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 1280 с.
2. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 717 с.
УДК.656.61.052.08
СТОХАСТИЗМ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ В СИСТЕМАХ ГЛОНАСС И GPS КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПЕРИОДА ОБСЕРВАЦИИ
Авдонькин Д.С., аспирант, Морская государственная академия имени адмирала ФФ.Ушакова Юсупов Л.Н., кандидат технических наук, доцент, Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова
В работе рассмотрены составляющие погрешности определения местоположения судна с использованием спутниковых систем навигации. Особое внимание уделено погрешности, обусловленной субъективными действиями судоводителя в процессе определения координат. Показана взаимосвязь периодичности обсервации и погрешности в определении местоположения. На основе обработки статистической базы навигационных данных Азово-Черноморского бассейнов получена количественная оценка периода обсервации, при котором обеспечивается эффективная компенсация случайных флуктуаций погрешностей измерений навигационного параметра.
Ключевые слова: судно, координаты, погрешности, период обсервации.
STOHASTIZM OF NAVIGATIONAL MEASUREMENTS IN GLONASS AND GPS SYSTEMS AS FACTOR OF CHOICE OF PERIOD OF OBSERVATIONS
Avdonkin D., Graduate Student, Admiral Ushakov Maritime State Academy Yusupov L., Candidate of technological science, Associate professor, Admiral Ushakov Maritime State Academy
This publication considers forming inaccuracy of the determination ofvesselsposition using “Satellite Navigation Systems ”. Special attention is paid to the inaccuracy, conditioned by subjective action of the user in the process of coordinates determination. It shows intercoupling ofperiodicity of observations and inaccuracy of localization. On basis of processing of statistical navigational database of “Azov-Chernomorskiy Region ” quantitative estimation of observation period was made, under which efficient compensation of casual fluctuation of determination measurements of the navigational parameter is provided.
Keywords: the vessel, the coordinates, inaccuracy, period of observation.
Современное судно представляет собой сложный технический и между разными навигационными величинами. Эта связь вызвана
комплекс, оборудованный приборами для осуществления судоход- воздействием на навигационные измерения общих случайных фак-
ства с высокой степенью безопасности. Однако, нередки случаи торов, выявляемых методами статистического анализа. В любом
возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизни челове- случае, наличие корреляционной связи в измерениях приводит к
ка, экологии и приносящих материальный ущерб. Среди многих появлению погрешности, которая тем меньше, чем меньше интерфакторов, ведущих к катастрофе, рассмотрим неточность опреде- вал времени корреляции. Поэтому одним из способов снижения
ления судоводителем местоположения судна и определим возмож- ошибки в определении местоположения судна является выбор су-
ные действия для ее уменьшения. доводителем такой периодичности навигационных измерений, при
В судоводительской практике для решения задачи о местопо- которой корреляционная связь между отдельными измерениями
ложении судна проводятся последовательные во времени измере- будет сведена к минимуму.
ния навигационных параметров, которые имеют, как в любом про- Пусть измеряемым параметром является географическая ши-
цессе измерения, погрешности, обусловленные ошибками измери- рота L текущего местоположения судна. В процессе ее определе-
тельных средств, используемого метода, профессионально-психо- ния судоводитель получает, так называемое, вероятнейшее значе-
логическими качествами человека-оператора, а также наложением ние этого навигационного параметра [1]:
на измерительный процесс внешних дестабилизирующих факто- ~
ров, во многом, случайных по своей природе. Перечисленные фак- Lq = L + ALq + ^^ПР (1)
торы приводят к тому, что погрешности также являются случайной
функцией времени измерения навигационного параметра. Более где: L - статистическая оценка результата измерений; AL -
того, в процессе измерений наблюдается корреляционная взаимо- 0
связь как между последовательными измерения одной и той же, так поправка к результату измерений, обусловленная систематическим
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 93