Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НАУКИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НАУКИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НАУКИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА»

научный журнал. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт". 2016. - №7 - С. 109-112.

4. Цебренко К.Н. Моделирование программного обеспечения информационной системы аптеки// Электронный научный журнал. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт". 2016. - №8 - С. 53-56.

5. Цебренко К.Н. Моделирование информационных процессов кадрового учета с использованием языка ЦМЬ// Экономика и социум. - Саратов: ООО "Институт управления и социально-экономического развития". 2016. - №7 -С. 643-647.

6. Цебренко К.Н. Моделирование программного обеспечения автоматизированной информационной системы кадрового учета// Экономика и социум. - Саратов: ООО "Институт управления и социально-экономического развития". 2016. - №8 - С. 526-530.

7. Цебренко К.Н. Моделирования информационных процессов и ресурсов в автоматизированной системе учета продаж // Теория и практика современной науки. - Саратов: ООО "Институт управления и социально-экономического развития". 2016. - №7 - С. 364-367.

8. Цебренко К.Н. Системы поддержки принятия решений в современном менеджменте// Альманах мировой науки - Москва: ООО "АР-Консалт". 2016. -С. 83-84.

Ширяева Н. В., к. э. н. доцен, зав. кафедры «Финансы и кредит»

Рыль К.С. студент 4 курса кафедра Финансы и кредит инженерно - экономический факультет Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НАУКИ В

РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА Уровень развития национальных систем «науки и техники» стал на рубеже веков одним их основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их роль и место в системе мирового хозяйства.

В связи с этим изучение национальных научно-технических систем стран мира, достигнутого уровня их развития во времени и пространстве представляется нам одной из важных задач научного исследования.

Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, в свою очередь, особенностями исторического, политического и социально-экономического развития, а также зависит от сложившихся территориальных, культурно-этнических

факторов.

Различия находятся в основном в особенностях планирования, организации и управления научной деятельностью, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. 117

Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее страны со сходными чертами возможно условно объединить в группы, разделив тем самым всю их совокупность на несколько определенных типов.

Отнесение к тому или иному типу является важнейшей характеристикой научно-технической отрасли государства, способствует объективной оценке места страны в мировой научной системе.

Для определения типа страны необходимы особая методика оценки уровня развития ее науки, определенная система показателей. Однако, к сожалению, измерение параметров науки методологически до сих пор представляется для специалистов очень сложной задачей, что связано с самой природой науки.

В отличие от других сфер деятельности человеческого общества, отраслей экономики научный продукт - «идеи» - невозможно измерить количественно и качественно, выявить их прямую зависимость и уровень взаимосвязей с социально-экономическими факторами.

На сегодняшний день выполним только на уровне их численных характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль национального хозяйства, а не как совокупность знаний.

Рассматривая науку в этом плане как систему, которая характеризуется своими количественными показателями, все существующие научные показатели можно разделить на две группы.

Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение. Это ресурсные или —«входные» показатели науки.

Они могут быть, очевидно, выражены как в абсолютных, так и в относительных величинах.

К абсолютным показателям относят, например, общее количество ученых, конструкторов и инженеров, занятых в НИОКР, общий объем финансирования научных исследований и разработок из федерального бюджета и частных, общественных фондов, совокупные финансовые затраты на НИОКР, их распределение по областям знаний, отраслям и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.

Во-вторых, показатели, оценивающие основной «выход» научных исследований - производство нового научного знания (фундаментального

117 Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТ-ДАНА, 2015. - 317 с.

и прикладного).

Это показатели, позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области.118

Все количественные меры научного выхода могут быть также соответственно отражены в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны таких, например, как общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно количества научных работников или населения всей страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов в разные периоды времени и т.д. Кроме того, эти показатели проявляются в структуре технических и технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации и информатизации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.

По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются главными производителями научных знаний и открытий.

Среди лидеров ГИИ (Глобальный инновационный индекс) в 2016 году являются четыре страны - Япония, США, Соединенное Королевство и Германия - выделяются в плане «качества инноваций», важного индикатора, отражающего уровень развития высшего образования, число научных публикаций и количество поданных международных заявок на патенты. Китай переместился на 17-е место по качеству инноваций, став по данному индикатору лидером среди стран со средним уровнем дохода; далее за ним следует Индия, которая опередила Бразилию. 119

Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации» общества возможна лишь на основе относительных показателей, характеризующих относительную эффективность научной деятельности в стране.

Использование относительных показателей дает возможность некоторого совместного сопоставления больших и малых стран мира, выявления их характерных классификационных типов по уровню развития науки.

Показатели о которых было сказано выше относятся к двум группам:

1. Ресурсные показатели науки:

а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения;

б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США);

118 Основы научно-исследовательской деятельности: учебное пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. - Краснодар, 2015. - 145 с.

119 Wipo Всемирная организация интеллектуальной собственности - [Электронный ресурс] -http://www.wipo. mt/portal/m/

в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя (долл. США);

г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства

(%).

2. Показатели эффективности науки:

а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;

б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;

в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения;

г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров;

д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;

е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.

Использованные источники:

1. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТ-ДАНА, 2015. - 317 с.

2. Основы научно-исследовательской деятельности: учебное пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. - Краснодар, 2015. - 145 с.

3. Wipo Всемирная организация интеллектуальной собственности -[Электронный ресурс] - http://www.wipo.int/portal/ru/.

УДК 339.5

Школьникова М.П. студент магистратуры 2 курса экономический факультет Российская таможенная академия Россия, г. Люберцы СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУТСОРСИНГА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

Аннотация:

Статья посвящена совершенствованию аутсорсинга внешнеэкономической деятельности в современных условиях. Рассмотрены особенности осуществления аутсорсинга в современной России. Предложено внедрение новых институтов регулирования и совершенствования внешнеэкономической деятельности региона. Изложены их основные функции и структура.

Ключевые слова: аутсорсинг внешнеэкономической деятельности, логистический посредник, Международный аналитический центр, Региональный логистический дистанционный центр, совершенствование аутсорсинга.

Annotation:

The article is devoted to improving the outsourcing of foreign economic activity in modern conditions. The features of the outsourcing in modern Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.