Научная статья на тему 'Методические основы обучения фонетике английского языка с помощью компьютерных технологий'

Методические основы обучения фонетике английского языка с помощью компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4227
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TELECOMMUNICATION / MULTIMEDIA / DISTANT EDUCATION / PHONETIC TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Е. В.

Информационно-коммуникативные технологии заняли почётное место в процессе обучения английскому языку. Как показывает практика, они имеют большое преимущество перед традиционными методами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies occupied stable positions in the process of teaching English language. As the practice shows, it has a lot of advantages over traditional methods of teaching. Information and communication technologies offer advantageous variants of creative ideas" introduction, add new ones. Students are involved in new forms of working, the interest to the studying subject increases.

Текст научной работы на тему «Методические основы обучения фонетике английского языка с помощью компьютерных технологий»

А. В. Марченко

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информационно-коммуникативные технологии заняли прочное место в процессе обучения английскому языку. Как показывает практика, они имеют большое преимущество перед традиционными методами обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные

технологии, телекоммуникация, мультимедиа, дистанционное образование, обучение фонетике.

В процессе информатизации общества радикально изменяются все сферы его жизни. Особое значение для перехода к постиндустриальной цивилизации имеют изменения в сфере образования, поскольку в новой цивилизации важнейшим продуктом социальной деятельности являются информация и связанные с нею услуги, а также знания. Образование становится важнейшей и определяющей сферой общественной жизни. Это находит отражение в развитии концепции информационного общества, в характеристиках его как общества, основанного на знании, и общества обучающихся. Под влиянием новы информационных технологий создаются современные технологии образования, основанные на погружении человека в новую интеллектуальную среду.

Перспективы развития образовательных технологий связываются с решением проблемы обеспечения, свободы доступа человека к информационным технологиям и глобальным инфор-ма- ционным ресурсам. Осуществить этот доступ сегодня без знания иностранного языка (в первую очередь английского) невозможно. Развитие современных информационных технологий,

расширение спектра их применения оказалось зависимым от решения одной, казалось бы, внешней по отношению к содержанию конкретных учебных дисциплин проблемы - проблемы обучения английскому языку, который уже стал фактически всеобщим языком общения в сложившемся информационном пространстве.

Помимо средства организации интерфейса почти для всех используемых в международной практике пакетов программ и языка общения пользователя с ПК, английский язык является общим языком в применении телекоммуникации в международном масштабе.

Овладение английским языком открывает доступ к информационным технологиям и различным предметным дисциплинам, что демонстрируется на международных конференциях, в докладах по совместным телекоммуникационным проектам - не только общение реализуется на английском языке, но и обучение языку становится частью любого международного проекта.

Актуальность изучения иностранного языка как предметной дисциплины связана еще и с тем, что эта область демонстрирует на своем примере способы организации работы над учебным текстом и над языком как средством мышления.

Информационные технологии давно и широко применяются в качестве тренажера. Утвердившейся зарубежной технологией является «Обучение иностранному языку с компьютерной поддержкой» - «Computer - Assisted Language Learning».

Интерактивное телеобучение, базисом которого являются мультимедиа технологии, при современной популярности диста-ционного образования естественным образом становится одним из предметов исследований. Внедрение средств мультимедиа в обучение иностранным языкам позволило расширить спектр возможностей тренировки. Появились системы мультимедиа и методы комплексного применения программных средств, в которых применение информационных компьютерных технологий становится комплексным за счет встраивания в единую систему различных упражнений, функций, гипертекстовых и гипермедиа

способов обработки информации. Действительно, именно эти технологии объединили текст, графику, фото, видео в однородном цифровом представлении.

Применение мультимедиа системы информационных технологий позволило укрупнить учебные задачи, в частности, требующих развития комплекных навыков: обучение письму, чтению и фонетике.

Ярким примером служит использование программы «English Platinium» при обучении английскому языку.

«English Platinium» - курс американизированного английского языка для русскоязычного пользователя. Он состоит из 6 независимых подсистем.

Это - диалоги: учебные фильмы и комментарии к ним; набор научно-популярных текстов; словарь, включающий обучающую систему для пополнения словарного запаса; справочно-обучаю-щая система по фонетике, со звуковой поддержкой; фильм, созданный на основе реального фильма «Моя прекрасная леди».

Разделение общего курса на 6 подсистем позволяет обучаемому более глубоко и полно усвоить весь предлагаемый материал, получить и закрепить навыки, необходимые для реального общения на английском языке.

Особого упоминания заслуживает раздел «Диалоги, тексты», который служит для предварительного ознакомления с уроком, для погружения в иноязычную среду. Диалоги сопровождаются переводом каждой из реплик на русский язык, а также графикой звучания, которая помогает овладеть интонацией данной реплики. Тексты диалогов написаны и озвучены носителями языка, поэтому гарантируют полную аутентичность речевого материала. Обучаемый также имеет возможность записать отдельные реплики, прослушать запись и сравнить с дикцией диктора.

Раздел «Внутренний словарь» предназначен для обогащения словарного запаса и улучшения произношения и правописания слов.

Имеется возможность одновременно с обучением устной речи формировать навыки чтения и письменной речи, что делает программу «English Platinium» многофункциональной. Так, раздел «Диктант» предназначен для того, чтобы обучить правильно рас- познавать отдельные лексические единицы на слух и правильно |

их писать.

Большую помощь оказывают справочно-обучающие разделы программы по фонетике. Туда следует обращаться, когда неясно, как именно артикулируется какой-то конкретный звук, как читается буква или сочетание слов, образуется грамматическая конструкция. Программа не только выдаст соответствующее лингвистическое определение, но и предоставит полное объяснение правил, хорошо иллюстрированное примерами.

Следует отметить высокую эффективность использования данной программы в обучении английскому языку на начальном этапе.

Несмотря на большой поток критики, особенно в адрес компьютерного обучения гуманитарным дисциплинам, реальные причины неудовлетворительного применения ИКТ в практике обучения не были до сих пор полностью и корректно вскрыты: неправомерно, например, говорить о бессистемности в содержании, о его нестыковке с конкретным учебным материалом данного учебного заведения, когда программные средства обучения уже давно стали открытыми для перенаполнения. Каждый преподаватель вуза или школьный учитель строит свои занятия с учетом современной ситуации, возможностей и целей аудитории, нюансов развития учебного процесса. Мультимедиа технологии позволяют сформировать адаптивный учебный курс, определяемый методикой, научным потенциалом и мировоззрением конкретного преподавателя. С другой стороны, эффективность самостоятельных занятий в значительной степени зависит от учета вкусов, интересов, психофизических особенностей учащегося. Разрешение противоречий между жизненной динамикой и стати-

кой канонического представления является одним из самых актуальных предметов исследований.

Современные технологические возможности предоставляют очень значимые для обучения языку средства, и тем не менее программ, удовлетворяющих стандартам образовательного качества, все еще не так много. Представляется, что одна из основных причин такого положения - недостаточное внимание разработчиков к лингвометодическим требованиям, которым должны отвечать компьютерные учебные материалы по иностранному языку.

Лингвометодические требования к обучающим программам по иностранному языку складываются из комплекса показателей: общедидактических (индивидуализация обучения, активная роль учащегося и ряд др.); лингвистических (правильность и нормативность используемого языкового материала); методических (коммуникативная направленность обучения) и показателей, специфических для компьютерных средств обучения языку.

Среди лингвометодических показателей, специфических для компьютерных средств обучения языку, наиболее значимыми являются: отбор языкового материала, способов его презентации, тренировочных и контролирующих заданий; обоснованность использования различных технологических возможностей; реализация обучающей функции интерфейса; комплексность дидактических материалов; содержание сопровождающей документации.

Отбор языкового материала для обучающих программ должен производиться с учетом того, что в рамках коммуникативного подхода с помощью компьютера можно работать на уровне пред-коммуникативной тренировки. Это означает, что обучающие программы позволяют формировать языковую (знание системы языка - фонетики, лексики, грамматики) и речевую (навыки в различных видах речевой деятельности - чтении, письме, аудировании и говорении) компетенцию учащихся.

Особую функцию - обучающую - выполняет в программах по иностранному языку интерфейс. Одним из лингвометоди-

ческих требований к интерфейсу является обязательность использования изучаемого языка. При обучении язык одновременно является и целью изучения, и средством взаимодействия, поэтому для погружения в среду изучаемого языка рекомендуется максимальное его использование в учебном процессе. Поскольку интерфейс программы служит средством взаимодействия с обучающимся, изучаемый язык должен быть представлен в интерфейсе очень последовательно: от названий пунктов меню, формулировок заданий, инструкций по работе с программой до оценки действий учащегося как в текстовом, так и в звуковом формате. Эта информация должна быть продублирована на родном языке учащегося или языке-посреднике, а у учащегося должна быть возможность выбора языка и одного из способов (текст, звук, графика или сочетание этих средств) взаимодействия с программой.

Хотелось бы отметить некоторые мультимедийные курсы и программы, являющиеся неизменными помощниками на уроках английского языка. Интерактивный курс «Way Ahead» (издательство «Macmillan»). Данный курс включает в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.

Интерактивный курс «Английский. Путь к совершенству» (издательство «Медиахаус»),

Игровая программа «Баба Яга за тридевять земель» (издательство «Медиахаус»).

Игровая программа «Мир вокруг нас» (издательство «Медиахаус»).

В курсах содержатся яркая, запоминающаяся анимация, диалоги, учебник по грамматике с тестами, разноуровневые игры по грамматике, фонетический говорящий словарь.

Курс «New Opportunities Russian Edition» - «Test Master CD-Rom» (издательство «Pearson Education Limited. Longman») разработан для каждого уровня УМК. Он предоставляет учителям

большие возможности в составлении тестов для контроля знаний и навыков, является важным дополнением к учебнику, предоставляет упражнения для отработки грамматики и лексики.

Интерактивный курс «Round-up» (издательство «Pearson Education Limited. Longman») включает несколько дисков разных уровней. Как и в учебнике, упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальным видом мониторинга. Здесь можно найти интересные игры по грамматическим и фонетическим упражнениям.

Интерактивный курс «Grammar Practice» («Pearson Education Limited. Longman») представлен тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. В конце каждого раздела учебника дается проверка усвоения грамматического материала, затем проверка дается на диске (каждое упражнение соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что, выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания. Такая возможность позволяет использовать данную программу не только на уроке в группе, но и дома - для самостоятельной работы учащихся. Эта программа также дает возможность распечатывать упражнения, что может быть важным для учителя.

«Витаминный курс. Английский язык» (разработчик «Руссобит»). Программа предназначена для 5-8-х классов средней школы. Здесь можно найти около 20 000 заданий на грамматику, лексику, чтение, письмо, произношение. Имеется возможность тестирования и оценивания знаний, а также использования микрофона при отработке фонетики.

Применение ИКТ в обучении фонетике и грамматике является эффективным фактором для развития мотивации учащихся на уроках английского языка в школе. В большинстве случаев

моим ученикам очень нравится включать ИКТ в рабочий процесс урока. Работая в разных параллелях, с детьми с разным уровнем знания английского, с уверенностью могу сказать, что когда ребенку предоставлена творческая свобода использования компьютера, которая потом будет оценена не только учителем, но и одноклассниками, у него просыпается живой интерес к познанию культуры изучаемого языка, его истории, традициям. На своих уроках стараюсь ввести в практику моделирование и защиту проектов по разным темам, с опорой на используемый УМК. Учащиеся сами выбирают программу, в которой им интереснее моделировать презентацию. Широко используются учениками программы Coral Draw, Power Point. Например, учащиеся 8, 9-х классов в этом году проводили защиту по таким темам, как «Scotland», «Celebrities», «Visiting London». В проектах были использованы карты, таблицы, фотографии, известные музыкальные композиции. Во время презентации слушающий максимально вовлечен в процесс обучения и познания, так как речь выступающего оснащена звуковыми и визуальными эффектами.

В начальной школе ученики начинают выполнять творческие работы с 4-го класса. Для данного этапа интересны такие темы, как «Животные», «Мой дом», «Времена года».

Мультимедийные презентации позволяют проводить театрализованные уроки-представления, а также интегрированные уроки. Занятия с применением компьютера также могут способствовать повышению самооценки отдельных учащихся и укреплению их авторитета в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.