Научная статья на тему 'Методические основы многокритериального отбора приоритетных энергоэффективных проектов'

Методические основы многокритериального отбора приоритетных энергоэффективных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ОТБОР / ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PRIORITY POWER EFFICIENT PROJECTS / POWER EFFICIENCY / MULTI-OBJECTIVE SELECTION / INDICATIVE ANALYSIS / ENERGY SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ануфриев Валерий Павлович, Криворотов Вадим Васильевич, Калина Алексей Владимирович, Савельева Анастасия Ильинична

Приведена концептуальная схема многокритериального отбора и оценки приоритетных энергоэффективных проектов. Рассмотрены основы методики оценки энергоэффективности экономики территории, основанной на использовании метода индикативного анализа; дан состав индикативных блоков методики и этапы проведения анализа. Проанализированы проблемы формирования исходных данных и организации работ по обоснованию и внедрению приоритетных энергоэффективных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ануфриев Валерий Павлович, Криворотов Вадим Васильевич, Калина Алексей Владимирович, Савельева Анастасия Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological principles for the multi-objective selection of priority power efficient projects

The article deals with the conceptual scheme of the multi-objective selection and evaluation for priority power-efficient projects. The method being used to evaluate the power efficiency of economics in the territory considered is the indicative analysis method. The article covers the structure of the method's indicative blocks and the phases of carrying out of the analysis. The problems of forming of the initial data and the organization of works aiming to ground and implement priority power efficient projects are considered too.

Текст научной работы на тему «Методические основы многокритериального отбора приоритетных энергоэффективных проектов»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Экономика

УДК 621.31(083.9)

В.П. Ануфриев, В.В. Криворотов, А.В. Калина, А.И. Савельева

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО ОТБОРА ПРИОРИТЕТНЫХ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

Приведена концептуальная схема многокритериального отбора и оценки приоритетных энергоэффективных проектов. Рассмотрены основы методики оценки энергоэффективности экономики территории, основанной на использовании метода индикативного анализа; дан состав индикативных блоков методики и этапы проведения анализа. Проанализированы проблемы формирования исходных данных и организации работ по обоснованию и внедрению приоритетных энергоэффективных проектов.

Ключевые слова: приоритетные энергоэффективные проекты, энергоэффективность, критериальный отбор, индикативный анализ, энергетическая безопасность.

Основной целью предлагаемого методического подхода является разработка научно обоснованного процесса многокритериального отбора приоритетных энергоэффективных проектов и их практической реализации. При этом в качестве основного критерия эффективности проекта предлагается интегральная (комплексная) оценка энергоэффективности экономики территории, на которой реализуется данный проект (группа проектов), или изменение этой оценки.

В основу многокритериального отбора приоритетных энергоэффективных проектов предлагается положить методологию проведения индикативного анализа, получившую широкое распространение в трудах отечественных и зарубежных ученых [1-3]. В частности, существенные наработки по этой проблеме имеют авторы настоящей статьи [4-7]. В качестве объектов рассмотрения будут выступать:

1) энергоэффективные проекты, обладающие конкретными технико-экономическими и финансовыми характеристиками;

2) территория (государство, субъект РФ, территория муниципального уровня) как основной полигон реализации энергоэффективных проектов с позиций повышения эффективности в сферах производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и обеспечения требований энергетической безопасности.

Концептуальная схема многокритериального отбора приоритетных энергоэффективных проектов, основанная на приведенных положениях, а также ее ключевые блоки представлены на рис. 1. В соответствии с приведенной схемой система многокритериального отбора приоритетных проектов включает следующие основные этапы.

1. Формирование методики оценки энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности. На основании определенных с использованием этой методики частных и интегрального показателей делается окончательный выбор того или иного проекта.

В соответствии с методом индикативного анализа оценка энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности производится на основе совокупности специальных показателей критериального типа - индикаторов, позволяющих количественно оценивать уровень энергоэффективности экономики и энергетической безопасности и формировать комплекс необходимых мер, направленных на решение выявленных или возможных проблем с учетом их адресной привязки. При этом непосредственная оценка энергоэффективности экономики территории определяется при сравнении текущих значений индикативных показателей (индикаторов) с их пороговыми (критическими) значениями.

Формирование индикаторов осуществляется по пяти индикативным блокам, отражающим различные стороны энергоэффективности экономики и направления обеспечения энергетической безопасности территории:

4

В.П. Ануфриев, В.В. Криворотов, А.В. Калина, А.И. Савельева

Рис. 1. Концептуальная схема многокритериального отбора и оценки приоритетных

энергоэффективных проектов

1) эффективность энергопотребляющих систем и энергосбережения;

2) эффективность производства и транспорта ТЭР;

3) экологическая эффективность производства и потребления ТЭР;

4) обеспеченность основными видами ТЭР и рациональность балансов и режимов;

5) финансово-экономическая эффективность и состояние основных фондов предприятий энергетики.

Конечной целью проведения оценки по методике является определение интегрального показателя энергоэффективности экономики территории, позволяющего судить об эффективности реализации того или иного проекта и определяемого на основе всей совокупности индикативных показателей системы. Определение интегрального показателя энергоэффективности экономики территории основано на использовании специального математического аппарата, включающего:

• правила расчета нормированных значений индикативных показателей энергоэффективности и энергетической безопасности, позволяющие привести их к безразмерному сопоставимому виду;

• правила классификации состояний на территории с позиции выполнения требований энергоэффективности и энергетической безопасности;

• алгоритмы определения оценок состояния по индикативным блокам и комплексной оценки энергоэффективности экономики территории.

Более подробно алгоритмы и правила обработки информации по методике и получения оценок состояния приведены, например, в работе [5].

Отдельной большой задачей при формировании системы показателей многокритериальной оценки энергоэффективных проектов, основанной на использовании системы индикативных показателей оценки энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности, является формирование пороговых уровней индикативных показателей. Данный процесс включает два основных этапа (рис. 1):

1) территориальное районирование субъектов РФ (или территорий муниципального уровня) по условиям формирования пороговых значений индикаторов энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности осуществляется с использованием методов кластерного анализа, предполагающих разделение социально-экономического и энергетического пространства на отдельные группы по каждому из индикативных показателей. При этом по каждому из индикативных показателей выделяются основополагающие признаки (природноклиматические и географические условия, обеспеченность запасами ископаемого топлива, особенности расселения населения, уровень и концентрация производства и т.д.), на основании сочетания которых территории будут отнесены к той или иной группе;

2) определение величины пороговых значений для индикативных показателей по каждой из территориальных групп для заданных в соответствии с методическим подходом классов состояний. При этом планируется использование метода аналогий (сопоставление российских показателей с данными зарубежных государств, эталонными величинами и т.п.), методов экспертного анализа, утвержденных нормативов и общепринятых требований и стандартов. В ряде случаев, когда определение пороговых значений затруднительно, возможно использование методов теории распознавания образов, позволяющих определить классы состояний в условиях неопределенности исходной информации.

2. Создание базы данных по показателям энергоэффективности экономики и энергетической безопасности территорий. Создаваемая база данных привязывается к двум основным элементам:

1) методике оценки энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности. База данных для этого элемента обычно наполняется из следующих основных информационных источников:

• статистические формы и показатели Федеральной службы по статистике (Росстат). В большинстве случаев данным источником охватывается до 80% исходной статистической информации;

• данные ведомственной отчетности (статистика федеральных и региональных органов исполнительной власти). По многим показателям эта информация частично или полностью дублирует данные Росстата, хотя по ряду показателей является едва ли не единственным источником информационных данных (например, развернутые данные по работе ЖКХ и проектов, реализуемых в этой сфере);

• показатели отчетности крупных энергокомпаний и предприятий. В первую очередь к таким компаниям относятся РАО «Газпром», нефтяные компании, РАО «Росуголь», ФСК «ЕЭС России»,

ОАО «Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС»), региональные энергокомпании и др.;

• результаты экспертного анализа и модельных расчетов, которые необходимы в тех случаях, когда требуемые данные напрямую не поддерживаются различными системами статистической отчетности;

• справочная и нормативная документация;

2) параметрам и технико-экономическим и финансовым характеристикам возможных или реализуемых приоритетных энергоэффективных проектов.

Ответственными за подготовку первичной документации по проектам являются субъекты экономической деятельности, занимающиеся их реализацией, в качестве которых могут выступать предприятия и организации (как государственные, так и частные), федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, управляющие компании в сфере ЖКХ и жилищнокоммунальные организации, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и т.д. При этом по каждому из проектов соответствующими субъектами экономической деятельности готовится информация по унифицированной форме показателей. В состав представляемых данных включаются:

• технико-экономические параметры реализуемого проекта (мощность, объемы выработки отдельных видов энергоресурсов, показатели удельных расходов производимых или потребляемых ТЭР и т.п.);

• показатели ожидаемой экономии ТЭР и повышения эффективности их использования (потребления);

• показатели финансовой состоятельности (реализуемости) отдельных энергоэффективных проектов. Обычно в качестве таких показателей в соответствии со стандартными методами оценки финансовой эффективности проектов могут выступать чистый дисконтированный доход, рентабельность проекта, срок окупаемости капитальных вложений и др.

Далее информация поступает в органы исполнительной власти соответствующего иерархического уровня (рис. 2), в составе которых специально создаваемые рабочие группы занимаются задачами функционирования и развития энергетики и ЖКХ, а в ряде случаев - задачами научнотехнического и технологического развития экономики. Основным результатом этого этапа является подготовка комплексной информации по реализуемым проектам.

Работа государственных органов исполнительной власти на каждом иерархическом уровне будет во многом опираться на полномочия органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, закрепленные в Федеральном законе РФ [8].

Конечная цель реализации и принятия комплекса приоритетных энергоэффективных проектов - нейтрализация угроз и повышение энергоэффективности экономики территории и уровня ее энергетической безопасности. Если в ходе реализации отдельных проектов достижение такой цели невозможно, такие проекты необходимо исключить из перечня приоритетных.

3. Получение показателей энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности на современном этапе и оценка их динамики в ретроспективном периоде. Основными задачами этапа являются:

• оценка существующего состояния по отдельным индикаторам энергоэффективности экономики территории на основании сформированной базы данных показателей статистической отчетности с учетом выполнения требований энергетической безопасности и динамики изменения значений индикаторов за выбранный ретроспективный период. Оценка динамики осуществляется начиная с 2000 г., а по ряду показателей выполняется сопоставление с 1990 г. (как определенной базы для сравнения). По итогам оценки выявляются проблемы в сфере энергоэффективности экономики и энергетической безопасности территорий;

• получение комплексных оценок по индикативным блокам и выявление основных направлений регулирования ситуации и приоритетных направлений реализации энергоэффективных проектов;

• определение комплексной оценки энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности (КОЭЭЭБ) и динамики ее изменения в ретроспективный период. Такая оценка является главным результирующим показателем методики, объединяя в себе оценки по всей совокупности индикаторов и отражая комплексное влияние проводимых проектов на показатели энергоэффективности экономики и энергетической безопасности территории.

Оценка современного состояния ЭЭЭБ

я « 8 2 о я о и

(Т5

К

н

о о я я я н Ьй о

-в-я

Г)

о и о-

я

Г) 43 & и •в-о

я

о

ч

ю

о

о-

я

X

3

я

я

о

я

о

о

я

ч>

ч

и

Ч

а>

о.

С

О

я

н

о

о

я

о

03

я

о

со

ю

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

И

о

я

я

И

о

о

Я

т

Я

Я

а

о

н

я

&

о.

а>

н

Формирование ожидаемых показателей реализации по отдельным ПЭП, возможным к реализации или реализуемым

Органы исполнительной власти, занимающиеся задачами функционирования и развития энергетики, ЖКХ, научно-технического и технологического развития экономики территории

Субъекты экономической деятельности, занимающиеся реализацией ПЭП (предприятия и организации, органы исполнительной власти всех уровней, управляющие компании ЖКХ, ТСЖ и др.)

Федеральный уровень — Рабочая группа по формированию и оценке ПЭП

Н

Региональный Рабочая группа по форми-

уровень рованию и оценке ПЭП

\ \

Муниципальный Рабочая группа по форми-

уровень рованию и оценке ПЭП

Разработка и обоснование возможных финансовых схем реализации отдельных ПЭП

Оценка ЭЭЭБ по вариантам реализации ПЭП и окончательный выбор перечня реализуемых ПЭП

Я X

2 3 я 2 « £ ё. ч "5 §

Я Я

а.2,

ю « 'У «

Я м

я Й . „ Н С й

л? <5

С 3 С £ 2 я

я

я

я

ч

и

ч

н

о

я

я ч о я о и я я и

я § я ч

о

я

я

СЙ

ч я <я о £ 5 ° с

ю

о я Я §-

со Л к со

§ 1

Я га

< о.

« * § 8 5 я

Я и

М Я

я ^

«я « о

о. « а

о Я

я и 2

н ^

0 О о

1 ^

к Я я

о н н

н Ь О

О св О

Ч и

к ю

я °

§ я

я

я

н

И

-2-е

м га & >> Р< г>

и О >я к о. о я Я «

3 Я и

« н ? | О £

о. &

со (и

X ™ я

Я Л Л

- ^ * о Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я с

ё в

ї I Я л

>* 5

СО Й

1) ч О. н о

с

Г)

с

ьа

я

н

и

я

сх

и

н

«1 X Й

А Ш

х о & я о

я

Я

я я

я я

о и

я

сЗ

я я -©■

"&■ щ - § я я я о н о я

и

«

0

1

о

2 к > К "а > го о

Принятые сокращения: ПЭП - приоритетные энергоэффективные проекты; ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;

ТСЖ - товарищество собственников жилья; ЭЭЭБ - энергоэффективность экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности

Рис. 2. Схема формирования исходных данных и организации работ по обоснованию и внедрению

приоритетных энергоэффективных проектов

ю

о

оо

го

СҐ

я

Методические основы многокритериального отбора...

4. Повариантное формирование перечня приоритетных энергоэффективных проектов, рекомендованных к реализации с учетом экономической целесообразности и финансовых ограничений. Основой такого формирования являются:

1) результаты проведенной оценки энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности на современном этапе и в ретроспективный период, на основании которой устанавливаются приоритетные направления реализации энергоэффективных проектов;

2) подготовленный на втором этапе перечень возможных энергоэффективных проектов. Как правило, когда речь идет о территории, проекты оцениваются не "поодиночке", а в комплексе с учетом того, что для достижения желаемых показателей энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности требуется реализация не одного проекта, а их комплекса.

На практике зачастую имеет место ситуация, когда есть несколько альтернативных вариантов достижения требуемого уровня энергоэффективности экономики. При этом все альтернативные варианты равноэкономичны (с точки зрения финансовых и экономических показателей нельзя отдать предпочтение какому-либо проекту) и финансово реализуемы (есть возможность финансирования проекта и достижения положительных финансовых результатов). В итоге в таких условиях главным критерием эффективности реализуемых проектов выступает их воздействие на КОЭЭЭБ с точки зрения достижения максимального положительного эффекта, выраженного показателями энергоэффективности экономики территории с учетом выполнения требований энергетической безопасности в прогнозный период.

5. Повариантная оценка влияния реализации приоритетных энергоэффективных проектов на показатели энергоэффективности экономики территории и энергетической безопасности. В основе такой оценки лежит учет эффекта, который каждый из реализуемых проектов оказывает на исходные показатели энергоэффективности экономики и энергетической безопасности, а также определение дополнительного кумулятивного эффекта (если таковой будет) от реализации комплекса взаимосвязанных проектов, прогнозных значений КОЭЭЭБ для различных вариантов реализации энергоэффективных проектов.

6. Окончательный выбор наиболее оптимального варианта реализации приоритетных энергоэффективных проектов. В условиях равной результативности реализуемых вариантов перспективных энергоэффективных проектов главным критерием принятия решения в пользу того или иного варианта является наибольший эффект с точки зрения положительного воздействия на величину КОЭЭЭБ по сравнению с современным состоянием.

В заключение следует отметить, что предложенная методология позволяет систематизировать процесс отбора приоритетных энергоэффективных проектов, формирования их перечня и финансовых схем реализации; дает возможность произвести однозначный отбор проектов с позиции их влияния на энергоэффективность экономики территории. Заложенный в методологию методический аппарат обладает свойствами универсальности и унификации системы исходных данных, что значительно упрощает его практическое использование и делает возможным его применение в органах и субъектах управления различных уровней.

Также необходимо отметить, что представленный в настоящей статье материал является только начальным этапом решения обозначенных выше проблем. В дальнейших работах планируется развитие методических материалов, а также апробация предложенного методического подхода в рамках разработки региональных и муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вапник В.Н., Червоненкис А.Я. Теория распознавания образов. М.: Наука, 1974. 414 с.

2. Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981. 561 с.

3. Горелик А.Л., Скрипкин В.А. Методы распознавания: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984. 208 с.

4. Криворотов В.В., Калина А.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. 365 с.

5. Социально-экономическое развитие Украины и ее регионов: проблемы науки и практики: монография / под ред. В.С. Пономаренко, Н.А. Кизима, Е.В. Раевневой. Харьков: ФЛП Либуркина Л.М.; ИД «ИНЖЭК», 2009. 464 с.

6. Моделирование состояния и прогнозирование развития региональных экономических и энергетических систем / под ред. А.И. Татаркина, А.А. Макарова. М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2004. 462 с.

7. Татаркин А.И., Воропай Н.И., Куклин А.А., Мызин А.Л., Калина А.В. и др. Надежность топливо- и энергоснабжения и живучесть систем энергетики регионов России / под ред. А.И. Татаркина, Н.И. Воропая. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 392 с.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года. Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года.

Поступила в редакцию 20.01.12

V.P. Anufriev, V. V. Krivorotov, A. V. Kalina, A.I. Savel'eva

Methodological principles for the multi-objective selection of priority power efficient projects

The article deals with the conceptual scheme of the multi-objective selection and evaluation for priority power-efficient projects. The method being used to evaluate the power efficiency of economics in the territory considered is the indicative analysis method. The article covers the structure of the method's indicative blocks and the phases of carrying out of the analysis. The problems of forming of the initial data and the organization of works aiming to ground and implement priority power efficient projects are considered too.

Keywords: priority power efficient projects, power efficiency, multi-objective selection, indicative analysis, energy safety.

Ануфриев Валерий Павлович, доктор экономических наук, профессор E-mail: mail@ucee.ru

Криворотов Вадим Васильевич, доктор экономических наук, профессор E-mail: v_krivorotov@mail.ru

Калина Алексей Владимирович, кандидат технических наук, доцент

E-mail: alexkalina74@mail.ru

Савельева Анастасия Ильинична, аспирантка

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19

Anufriev V.P., doctor of economics, professor E-mail: mail@ucee.ru

Krivorotov V.V., doctor of economics, professor E-mail: v_krivorotov@mail.ru

Kalina A.V., candidate of technical sciences,

associate professor

E-mail: alexkalina74@mail.ru

Savel'eva Anastasia Il'inichna, post-graduate student

Ural State Federal University

620002, Russia, Ekaterinburg, Mira st., 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.