Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитная политика / предприятие / дебиторская и кредиторская задолженность / кредитный лимит / риски / credit policy / enterprises / accounts receivable and payable / credit limit / risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Борисова, П.В. Панькин

В статье рассматривается сущность кредитной политики и ее важность для функционирования предприятия в рыночных условиях. Определена главная цель формирования кредитной политики. Приведена характеристика основных типов кредитной политики по отношению к покупателям. Изучены методы оценки потенциальных покупателей на возможность предоставления им кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE CREDIT POLICY OF THE ENTERPRISE

The article examines the essence of credit policy and its importance for the functioning of an enterprise in market conditions. The main purpose of the formation of the credit policy has been determined. The main types of credit policy in relation to customers are characterized. The methods of evaluating potential buyers for the possibility of providing them with a loan have been studied.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

М.В. Борисова, магистрант

П.В. Панькин, канд. экон. наук, старший преподаватель Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Россия, г. Елец)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-33-35

Аннотация. В статье рассматривается сущность кредитной политики и ее важность для функционирования предприятия в рыночных условиях. Определена главная цель формирования кредитной политики. Приведена характеристика основных типов кредитной политики по отношению к покупателям. Изучены методы оценки потенциальных покупателей на возможность предоставления им кредита.

Ключевые слова: кредитная политика, предприятие, дебиторская и кредиторская задолженность, кредитный лимит, риски.

В современных рыночных условиях деятельность любого предприятия связана с получением и выдачей кредитов. Поэтому для эффективного функционирования важную роль играет проводимая кредитная политика. Она выступает ключевым элементом финансов организации, так как оказывает непосредственное влияние на величину оборотного капитала и размер убытков по безнадежным долгам [1].

В процессе своей предпринимательской деятельности предприятию, для оптимальной структуры активов и эффективности результатов, необходимо формировать правила предоставления кредита покупателям. Совокупность данных правил представляет собой кредитную политику предприятия.

Кредитная политика - это регламент, определяющий такие условия предоставления коммерческого кредита, как критерии отбора покупателей для предоставления им отсрочки платежа, методику определения максимальной величины текущей дебиторской задолженности покупателя и максимального срока предоставления покупателю коммерческого кредита [2].

Для определения объема дебиторской задолженности по определенному покупателю в виде кредитного лимита используется следующая формула:

Кредитный лимит = плановый объем реализации на период / дней в периоде * дней отсрочки платежа

В процессе формирования кредитной политики предприятия используются три основных типа: консервативный, умеренный и агрессивный.

Наибольший уровень риска характерен для агрессивного типа, где акцентируется внимание на максимизации дополнительной прибыли путем увеличения объемов реализации продукции в кредит более рискованным группам потребителей, а также роста срока по кредитам и расширения условий их пролонгации. Однако это приводит к росту расходов по взысканию задолженностей по кредитам, снижению уровня платежеспособности и рентабельности оборотных активов, а также завышенному отвлечению финансов из производственного процесса.

Для консервативной политики характерен минимальный уровень риска. Главная цель данной политики - минимизация кредитного риска, что достигается за счет сокращения круга потребителей и сроков по кредитам.

Умеренный тип кредитной политики характеризуется средним уровнем кредитного риска и максимизации прибыли при умеренном риске. Это достигается путем предоставления кредита ограниченному количеству потребителей, установления

умеренных сроков по кредитам и его величины.

Проведение кредитной политики направлено на предотвращение появления просроченной и сомнительной дебиторской задолженности. Важным критерием кредитной политики является оценка платежеспособности покупателей. Предприятие может предоставить коммерческий кредит только при выполнении всех условий разработанной кредитной политики. На практике используется несколько методов оценки потенциальных покупателей на возможность предоставления кредита.

Наиболее распространенным методом выступает оценка кредитной истории, позволяющая распределять потенциальных потребителей по соответствующим группам [3]. Для проведения данного метода необходимо значительное количество информации по пяти основным показателям, включающих периоды работы с другими покупателями с интервалами в пол года, продолжительность функционирования анализируемого потребителя, величина дебиторской задолженности, накопленной более одного квартала, среднемесячный объем реализации продукции на одного покупателя, а также объем чистого денежного потока [4].

Кроме этого, выделят метод, основанный на экспресс-оценке платежеспособности возможных потребителей. Информацией для проведения данной методики выступает только данные финансовой отчетности, что снижает трудозатраты на ее проведение. Проведение экспресс-оценки платежеспособности осуществляется по определенным этапам.

Первый этап включает в себя определение основных финансовых коэффициентов. К ним относятся: коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, коэффициент соотношения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, коэффициент абсолютно и текущей ликвидности, коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент обеспеченности соб-

ственными средствами, коэффициент рентабельности продаж и коэффициент чистой рентабельности. На втором этапе происходит сравнение полученных значений с нормативными (рекомендуемыми) и присвоения соответствующего балла. Третий этап позволяет определить суммарное значение баллов по каждому показателю и принятия предприятием соответствующего решения.

По результатам оценки и количеству баллов предприятие может принять следующие решения:

- надежный уровень покупателя, предоставление кредита;

- достаточный уровень покупателя, предоставление кредита с ограничениями;

- низкий уровень надежности покупателя, отказ в предоставлении кредита.

Данные методы позволяют минимизировать риски, связанные с выдачей кредитов, и эффективно использовать оборотные средства предприятия. Оптимальная кредитная политика является неотъемлемым элементов деятельности предприятия в условиях экономических кризисов и растущими рисками. Эффективные решения в данной области позволяют не только учитывать собственную материальную заинтересованность, но и интересы партнеров [5].

Кроме этого, предприятию необходимо оценивать соотношение собственных и заемных средств и стремиться постоянно оптимизировать структуру пассива баланса. Это позволяет определить необходимость привлечения заемных средств и эффективность от их использования.

Таким образом, кредитная политика выступает важной составляющей финансовой политики и направлена на оптимизацию дебиторской и кредиторской задолженности, а также на сокращение коммерческих рисков и повышение эффективности использования оборотных средств, что в конченом итоге оказывает положительное влияние на финансовых результатах предприятия.

Библиографический список

1. Романова И.В. Опросы влияния кредитной политики на экономическую устойчивость предприятия / И.В. Романова, Р.Л. Захарова // Polish Journal of Science. - 2019. -№ 22-3(22). - С. 41-44

2. Кузьменко О.А., Латышева К.В. Управление дебиторской задолженностью // V Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения». - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://econf.rae.ru/article/8442 (дата обращения: 20.06.2024).

3. Ефимова Н.А. Оценка методик анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия / Н.А. Ефимова, Э.Ф. Якупова // Дневник науки. - 2022. - № 4(64).

4. Миронова Н.А. К вопросу о кредитной политике предприятия / Н.А. Миронова // Вектор экономики. - 2018. - № 3(21). - С. 51.

5. Коваленко Е.В., Зорина С.И. Совершенствование кредитной политики предприятия // E-Scio. - 2017. - №4(7). - С. 6-14.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE CREDIT

POLICY OF THE ENTERPRISE

M.V. Borisova, Graduate Student

P.V. Pankin, Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer Bunin Yelets State University (Russia, Yelets)

Abstract. The article examines the essence of credit policy and its importance for the functioning of an enterprise in market conditions. The main purpose of the formation of the credit policy has been determined. The main types of credit policy in relation to customers are characterized. The methods of evaluating potential buyers for the possibility of providing them with a loan have been studied.

Keywords: credit policy, enterprises, accounts receivable and payable, credit limit, risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.