Научная статья на тему 'Методические основы эколого-экономического обоснования создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса'

Методические основы эколого-экономического обоснования создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / МЕТРОПОЛИТЕН / ПОДЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Басилая А.Г.

Приведены методические основы подхода к эколого-экономической оценке целесообразности создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы эколого-экономического обоснования создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса»

© А.Г. Басилая, 2012

УЛК 65.011.12 А.Г. Басилая

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТЫХ УЧАСТКОВ ЛИНИЙ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Приведены методические основы подхода к эколого-экономической оценке целесообразности создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса.

Ключевые слова: экология, инфраструктура, метрополитен, подземное пространство, строительство.

Метро как вид транспорта широко используется в современном мире.

Представляя собой вид рельсового транспорта по перевозке пассажиров, метро, а иначе его еще называют метрополитеном, выделяется среди других видов транспорта высокой скоростью эксплуатации, а также способностью перевозить до 60 тысяч пассажиров в один час в одном направлении.

В результате выполненного анализа установлено, что при строительстве метрополитенов преобладает подземный способ. При этом стоимость строительства 1 километра подземным способом составляет от 2 до 2,5 миллиарда рублей, открытым — около 1,8 миллиарда рублей.

В строительстве станций метро также преобладает подземный способ.

Так в настоящее время в столичном метрополитене только около 50 станций построены открытым способом, в то время как 127 — подземным.

В то же время, потребность в росте темпов строительства линий метрополитенов создает предпосылки для развития открытого способа их строительства.

Однако выбор открытого способа строительства станций метрополитена во многом зависит от потребностей города в благоустройстве территорий, состоянии коммуникаций, улучшении экологии территорий, планах по совершенствованию инфраструктуры и т.д. и т.п.

В результате выполненного анализа установлено, что применение открытого способа строительства участков линий и станций метро в условиях города сопряжено с необходимостью учета:

1. Характера взаимодействия участков и станций метрополитена, построенных открытым способом с окружающей природной средой и городской инфраструктурой, табл. 1.

2. Возможностью использования вынимаемых грунтов для заполнения рельефных впадин в пределах города, табл. 2.

3. Удаленностью участков линий и станций метро создаваемых открытым способом от полигонов для складирования вынимаемых грунтов, рис. 1.

4. Необходимостью адаптации создаваемых объектов метрополитена открытым способом к городской инфраструктуры (с учетом неравномерности плотности ее распределения в городе), рис. 2.

Таблица 1

Характер взаимодействия открытых участков метрополитена с мегаполисом

Объекты метрополитена, построенные открыпым способом Вилы взаимодействия объектов метрополитена с окружающей средой и городской инфраструктурой

Станции метро Без перекрытия рабочего пространства С перекрытием рабочего пространства

Участки линий метро Без перекрытия рабочего пространства С перекрытием рабочего пространства

Таблица 2

Характерные особенности возможных вариантов размещения грунтов, вынимаемых при строительстве участков и станций метро открытым способом

Вилы участков рельефной поверхности в местах расположения участков и станций метрополитена, построенных открыпым способом Возможные варианты размещения грунтов

В рельефных впалинах В местах склалирования строительных отходов

Равнинный Нет Да

Равнинный с впадинами Да Да

Равнинный с холмами Нет Да

Комбинированный Да Да

Удаленность участков линий и станций метрополитена от полигонов

Число станций метрополитена 00000000

!;!;!

Ж

:■:■:

- 1-Й

Ш

10 X

0 15 30 45, км расстояние до ближайшего полигона

Рис. 1. Соотношение числа станций метрополитена с их удаленностью от ближайших полигонов

5. Необходимостью осуществления дополнительных затрат, связанных с использованием земной поверхности (с учетом неравномерности распределения ее ценности в пределах города) для участков линий и станций метро, рис. 3.

6. Необходимостью учета ущербов от недоиспользования подземного пространства (с учетом неравномерности распределения его ценности в городе) под участками линий и станций метро, строящимися открытым способом, рис. 4, 5.

Рис. 2. Характер распределения плотности городской инфраструктуры г. Москвы

.Рис. 3. Соотношение ценности земной поверхности в различных административных округах г. Москвы

Однако окончательное принятие открытого способа строительства объектов метрополитена в условиях урбанизированных территорий может быть осуществлено только на основе прове-

дения комплексного эколого-эконо-мического анализа, с учетом всех позитивных и негативных последствий.

В результате анализа преимуществ и недостатков открытого способа

Влияние удаленности подземного объекта от центра города на его потребительную ценность

1,2 1

0,2 0,5 1,0

Удаленность от центра города (от 0 до 1), доли ед.

Рис. 4. Влияние удаленности подземного объекта от центра города на его потребительную ценность

Рис. 5. Влияние глубины размещения подземного объекта на его потребительную ценность

строительства линии и станции метро в условиях мегаполиса установлено следующее, табл. 3.

К еще одноИ особенности влияющей на целесообразность создания участков линиИ и станциИ метрополитена в условиях мегаполиса следует отнести необходимость учета динамичности рассмотренных выше параметров. То есть необходимо учитывать фактор времени и его влияние

на изменение экологических и экономических условии для создаваемых (или проектируемых) объектов метрополитена.

Поэтому при создании участков линиИ и станциИ метрополитена открытым способом необходимо учитывать границы (условия) их рентабельности с учетом мест расположения и ожидае-моИ (прогнозируемоИ) динамики развития городскоИ инфраструктуры.

£ а0,8

0,6

о о 0,4

0,2

0

0,1

Таблица 3

Преимущества и недостатки открытого способа строительства линий и станций метро в условиях мегаполиса

Преимущества отрытого способа

Недостатки отрытого способа

Дополнительный доход, образуется в результате:

Уменьшения сроков сдачи объектов в эксплуатацию.

Экономия средств на проведение строительных работ.

Получение дохода от реализации грунта и (или) выполнения работ по рекультивации некоторого участка территории города.

Дополнительные расходы, связанные с: Необходимостью переноса (преобразования) объектов городской инфраструктуры в местах расположения объектов метро. Занятие земной поверхности города под не перекрываемые объекты метро. Снижение ценности земной поверхности над перекрытыми объектами метро Необходимостью вывоза большого объема грунта.

Рис. 6. Условия эколого-экономической целесообразности создания открытых участков линий и станций метрополитена

В результате выполненных исследований установлено, что в качестве

таких границ (рис. 6) необходимо принять:

1. Время, необходимое для окупаемости создаваемых открытым способом линий и станций метрополитена (которое может быть установлено в соответствии с максимально допустимым периодом окупаемости привлеченных инвестиций, рис. 6).

2. Время, необходимое для окупаемости предстоящих в будущем работ по реконструкции транспортной системы метро в связи с развитием городской инфраструктуры (которое может быть установлено в соответст-

вии с минимально допустимым периодом эксплуатации участков и станций метро построенных открытым способом, рис. 6).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целесообразность создания участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса определяется множеством не только экологических и экономических факторов, но и характера их динамичности в предстоящий период времени.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. www.metrostroy.com - сайт компании 3. arhmetro.ru - сайт «Метрогипротранса».

«Мосметрострой». щнц

2. msk.ru - сайт статистики.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Басилая А.Г. — аспирант, Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

A

ПОЭТЫ-ГОРНЯКИ -

Виктор Апекишев - горняк, поэт-самородок. В его трудовой книжке осталась единственная запись - принят на шахту «Заполярная». Этот человек являл собой удивительное сочетание - рабочий и поэт. Казалось бы, что нужно работяге, кроме хлеба насущного? А Виктору было нужно многое - расслышать голоса закатов и рассветов, почувствовать и принять в себя чужую боль, подарить любимой всю широту и неоглядность мира. Виктор не

получил никакого специального образования, ни филологического, ни литературного. Но писал легко, внятно, волнующе. Возмужать его мастерству помогло Воркутинское литературное объединение.

Его лирика светла и мужественна. Сила её в том, что поэт остался верен себе. В. Апекишев до своего пятидесятилетия не дожил месяц. Посмертно вышла книга его стихов «Конопатая», изданная на средства ОАО «Воркутауголь» тиражом в 275 экземпляров.

Виктора не стало 11 марта 2005 года, похоронен поэт в Череповце.

Продолжение на с. 361

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.