Научная статья на тему 'К вопросу о моделировании эколого-экономической оценки развития сети станций метро, создаваемых открытым способом'

К вопросу о моделировании эколого-экономической оценки развития сети станций метро, создаваемых открытым способом Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОЗДАНИЕ СТАНЦИЙ МЕТРО ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Басилая Акакий Георгиевич

Обоснована необходимость применения имитационного моделирования для решения задач по комплексной оценке возможных вариантов развития метро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Басилая Акакий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SIMULATION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC EVALUATION OF NETWORK CREATED METRO STATIONS OPEN

The need to apply simulation to solve problems in a comprehensive assessment of possible options for the development of the metro.

Текст научной работы на тему «К вопросу о моделировании эколого-экономической оценки развития сети станций метро, создаваемых открытым способом»

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СЕТИ СТАНЦИЙ МЕТРО, СОЗДАВАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Обоснована необходимость применения имитационного моделирования для решения задач по комплексной оценке возможных вариантов развития метро.

Ключевые слова: экономико-математическая модель, создание станций метро открытым способом.

В Программе развития Московского метро предусматривается резкое увеличение темпов метростроения, которому во многом будет способствовать увеличение доли, экономически более предпочтительных, станций метро, создаваемых открытым способом.

Однако окончательный выбор того или иного способа строительства в условиях урбанизированных территорий может быть осуществлен только на основе проведения комплексной экологоэкономической оценки.

Установлено, что выбор открытого способа строительства станций метрополитена во многом связано с потребностей города в расширении территорий, планами по развитию инфраструктуры, необходимостью улучшению экологии и т. п.

В результате выполненного анализа установлено, что применение открытого способа строительства участков линий и станций метро в условиях города сопряжено с необходимостью учета: характера взаимодействия участков и станций метрополитена, построенных открытым способом с окружающей природной средой и городской инфраструктурой; возможностью использования вынимаемых грунтов для заполнения рельефных впадин в пределах города; необходимостью учета ущербов от недоиспользования подземного пространства под участками линий и станций метро строящимися открытым способом и др.

Кроме того, на развитие станций метро открытым способом большое влияние оказывает тип создаваемых станций. От выбора

типа станций метрополитена создаваемых открытым способом зависят объемы строительных работ, характер взаимодействия с городской инфраструктурой, влияние на окружающую природную среду, использование земной поверхности и подземного пространства и т. д.

Однако окончательное принятие решений по созданию станций метрополитена открытым способом в различных сегмента территории города может быть осуществлено только на основе проведения комплексной эколого-экономической оценки всех возможных вариантов.

Поскольку количество возможных вариантов создания таких станций может быть значительным, то для выбора экономически наиболее предпочтительного из них, предложено использовать метод имитационного моделирования.

В качестве целевой функции модели принята максимизация отношения разницы между доходом, который может быть получен при создании станции метрополитена открытым способом и величиной, представляющей собой сумму производственно-экологических затрат и ущерба от снижения потенциальной ценности городской инфраструктуры, к затратам на их строительство:

£ ±Ас!, п - £ (£ С^а, + (*„ 1 - £6^

Л у ,=1 й =1 (=1 \ ,=1 ) °=1

п ~ С ( Т 4 '

£|£ С„а, + С

(=1 V ,=1

^ тах, (1)

где п — номер варианта создания станции метрополитена открытым способом; Эп — эффективность п-го варианта создания станции метрополитена открытым способом, доли единицы; , — номер года в рассматриваемом периоде времени Т; а( — коэффициент приведения разновременных доходов и затрат к начальному (,=0) периоду времени, доли единицы; — коэффициент ком-

плексного учета влияния факторов на эффективность создания станции метро открытым способом £-го типа, доли единицы; Да,ПЁ —

й-й вид дохода получаемого при п-м варианте создания g — го типа станции метрополитена открытым способом, руб.; з — вид объектов (сфер деятельности) для создания которых предусмат-

Зк

з,щ- капитальные затраты на создание з-х объектов (сфер деятельности) при п-м варианте создания g-го типа станции метрополитена открытым способом, руб.; Зк3,щ — эксплуатационные затраты предусмотренные при создании з-х объектов (сфер деятельности) при п-м варианте создания g-го типа станции метрополитена открытым способом, руб.; — величина потенциального ущерба у-м

объектам городской инфраструктуры при п-м варианте создания g-го типа станции метрополитена открытым способом в течение Т лет, руб.

Ограничения модели.

1. Условие достаточности средств на создание станции метрополитена открытым способом.

где Фгор — объем финансирования из городского бюджета создания станции метрополитена открытым способом, руб.; Финв — объем финансирования частными инвесторами создания станции метрополитена открытым способом, руб.

2. Условие соблюдения экологических нормативов в местах расположения создаваемой станции метрополитена открытым способом.

а) при строительстве б) при эксплуатации

где Жтп — объемы у-х видов загрязнения ОПС от з-ых объектов (сфер деятельности) при создании п-го варианта станции метро открытым способом, условных единиц в год; Жузисх — объемы загрязнения ОПС в местах расположения з-х объектов (сфер деятельности) до создания станции метро, условных единиц; Жкуп — объемы у-х видов загрязнения ОПС в период эксплуата-

(2)

^зисх +ЖУзп < ПДК ,

ж/сх + Гкта -д^Лп < ПДКУ,

(3)

(4)

ции п-го варианта создания станции метро, условных единиц; л^п'тру„ — снижение объема у-х видов загрязнения ОПС от наземного транспорта в результате п-го варианта создания станции метро, условных единиц; ПДКу — предельно допустимая концентрация у-х видов загрязнителей окружающей природной среды, условные единицы.

3. Условия соответствия пропускной способности создаваемой открытым способом станции метро потребностям населения, рассматриваемого жилого массива города, в транспортных услугах метрополитена.

> йжм , (5)

где 0*&п — пропускная способность создаваемой открытым способом 2-го типа станции метрополитена, чел./сут.; йж.м — потребность населения, рассматриваемого жилого массива города, в транспортных услугах метрополитена, чел./сут.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басилая А.Г. Перспективы развития метрополитенов в городах России и способов строительства их станций. В сб. «Экологоэкономические проблемы природопользования в горной промышленности». Шахты, Изд. Южно-Российского отд. АГН РФ, № 12, 2009, С. 12—16.

2. Резниченко С.С., Ашихмин А.А. Математические методы и моделирование в горной промышленности: Учебн. пособие. — 3-е изд. — 2006. — 404 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.