Научная статья на тему 'Методические основы эколого-экономического обоснования создания открытых уастков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса'

Методические основы эколого-экономического обоснования создания открытых уастков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТРОПОЛИТЕН / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ОТКРЫТЫЙ СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА / UNDERGROUND / ENVIRONMENTAL-ECONOMICAL SUBSTANTIATION / CUT-AND-COVER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Басилая А. Г.

Приводятся методические основы подхода к эколого-экономической оценке целесообразности создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical bases of the approach to an ekologo-economic estimation of expediency of creation of open sites of lines and stations of underground in the conditions of a megacity are led.

Текст научной работы на тему «Методические основы эколого-экономического обоснования создания открытых уастков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса»

ЭКОНОМИКА

УДК 625.42

А.Г. Басилая, асп. (Россия, Москва, МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТЫХ УАСТКОВ ЛИНИЙ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Приводятся методические основы подхода к эколого-экономической оценке целесообразности создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса

Ключевые слова: метрополитен, эколого-экономическое обоснование, открытый способ строительства.

Метро как вид транспорта широко используется в современном ми -ре. Представляя собой вид рельсового транспорта по перевозке пассажиров, метро (иначе его называют метрополитеном) выделяется среди других видов транспорта высокой скоростью эксплуатации, а также способностью перевозить до 60 тысяч пассажиров в час в одном направлении.

В результате выполненного анализа установлено, что при строитель -стве метрополитенов преобладает подземный способ. При этом стоимость строительства 1 километра подземным способом составляет от 2 до 2,5 миллиардов рублей, открытым - около 1,8 миллиардов рублей.

В строительстве станций метро также преобладает подземный спо-соб. Так, в настоящее время в столичном метрополитене только около 50 станций построены открытым способом, в то время как 127 - подземным.

В то же время потребность в росте темпов строительства линий мет -рополитенов создает предпосылки для развития открытого способа их строительства.

Однако выбор открытого способа строительства станций метрополитена во многом зависит от потребностей города в благоустройстве террито-рий, состоянии коммуникаций, улучшении экологии территорий, планах по совершенствованию инфраструктуры и т.д.

В результате выполненного анализа установлено, что применение открытого способа строительства участков линий и станций метро в уело -виях города сопряжено с необходимостью учета:

1) характера взаимодействия участков и станций метрополитена, построенных открытым способом с окружающей природной средой и город -ской инфраструктурой (табл. 1);

Таблица 1

Характер взаимодействия открытыхучастков метрополитена

с мегаполисом

Объекты метрополитена построенных открытым способом Виды взаимодействия объектов метрополитена с окружающей средой и с городской инфраструктурой

Станции метро Без перекрытия рабочего пространства

С перекрытием рабочего пространства

Участки линий метро Без перекрытия рабочего пространства

С перекрытием рабочего пространства

2) возможности использования вынимаемых грунтов для заполнения рельефных впадин в пределах города (табл. 2).

3) удаленности участков линий и станций метро создаваемых откры-тым способом от полигонов для складирования вынимаемых грунтов (рис.

1);

4) адаптации создаваемых объектов метрополитена открытым спосо-бом к городской инфраструктуре (с учетом неравномерности плотности ее распределения в городе) (рис. 2);

5) осуществления дополнительных затрат, связанных с использованием земной поверхности (с учетом неравномерности распределения ее ценности в пределах города) для участков линий и станций метро (рис. 3);

6) ущербов от недоиспользования подземного пространства (с учетом неравномерности распределения его ценности в городе) под участками линий и станций метро строящимися открытым способом (рис. 4, 5).

Таблица 2

Характерные особенности возможных вариантовразмещения грунтов вынимаемых при строительстве участков и станций метро

открытым способом

Виды участков рельефной поверхности в местах расположения участков и станций метрополитена, построенных открытым способом Возможные варианты размещения грунтов

В рельефных впадинах В местах складирования строительных отходов

Равнинный Нет Да

Равнинный с впадинами Да Да

Равнинный с холмами Нет Да

Комбинированный Да Да

Удаленность участков линий и станций метрополитена от

полигонов

I

о

0 15 30 45, км

расстояние до ближайшего полигона

Рис. 1. Соотношение количества станций метрополитена с их удаленностью от ближайших полигонов

Характер распределения плотности городской инфраструктуры Москвы

0 10 20 30, км

удаленность от центра города

Рис. 2. Характер распределения плотности городской инфраструктуры г. Москвы

Соотношение ценности земной поверхности по округам г.

Москва

9

САО

8

С ЗАО 7

ЗАО 6

5

ЮЗАО

4

ЮАО 3

ЮВАО 2

1

ВАО

0

20

40

60

80

100

120

Уровень относительной ( в отношении к ЦАО) ценности земной поверхности, %

Рис. 3. Соотношение ценности земной поверхности в различных административных округах г. Москвы

Влияние удаленности подземного объекта от центра города на его потребительную

ценность

1,2

ю

с;

о

о

0,6

0,4

0,2

0,1 0,2 0,5 1,0

Удаленность от центра города (от 0 до 1), доли ед

0

Рис. 4. Влияниеудаленности подземного объекта от центра города на его потребительную ценность

Влияние глубины размещения подземного объекта на его потребительную

ценность

о

5 10 20 100 500, м

Глубина размещения подземного объекта

Рис. 5. Влияние глубиныразмещения подземного объекта на его потребительную ценность

Однако окончательное принятие открытого способа строительства объектов метрополитена в условиях урбанизированных территорий может быть осуществлено только на основе проведения комплексного эко лого -экономического анализа, с учетом всех позитивных и негативных последствий.

В результате анализа преимуществ и недостатков открытого способа строительства линий и станций метро в условиях мегаполиса установлено следующее (табл. 3).

Таблица 3

Преимущества и недостатки открытого способа строительства линий и станций метро в условиях мегаполиса

Преимущества отрытого способа Недостатки отрытого способа

Дополнительный доход, образуется в результате: - уменьшения сроков сдачи объектов в эксплуатацию. - экономии средств на проведение строительных работ. - получение дохода от реализации грунта и (или) выполнения работ по рекультивации некоторого участка территории города. Дополнительные расходы, связанные: с необходимостью переноса (преобразования) объектов городской инфраструктуры в местах расположения объектов метро; с занятием земной поверхности города под не перекрываемые объекты метро; со снижение ценности земной поверхности над перекрытыми объектами метро; с необходимостью вывоза большого объема грунта

К еще одной особенности, влияющей на целесообразность создания участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса, следует отнести необходимость учета динамичности рассмотренных выше параметров. То есть необходимо учитывать фактор времени и его влияние на изме-нение экологических и экономических условий для создаваемых (или проектируемых) объектов метрополитена.

Поэтому при создании участков линий и станций метрополитена от -крытым способом необходимо учитывать границы (условия) их рентабель-ности с учетом мест расположения и ожидаемой (прогнозируемой) дина -мики развития городской инфраструктуры.

В результате выполненных исследований установлено, что в качестве таких границ необходимо принять:

1) время, необходимое для окупаемости создаваемых открытым спо-собом линий и станций метрополитена (которое может быть установлено в соответствии с максимально допустимым периодом окупаемости привле-ченных инвестиций);

2) время, необходимое для окупаемости предстоящих в будущем ра-бот по реконструкции транспортной системы метро в связи с развитием го -родской инфраструктуры (которое может быть установлено в соответствии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с минимально допустимым периодом эксплуатации участков и станций метро построенных открытым способом).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целесообразность создания участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса определяется множеством не только экологических и экономических факторов, но и характера их динамичности в предстоящий период времени.

А.Г. Басилая

METHODICAL BASES OF THE EKOLOGO-ECONOMIC SUBSTANTIATION OF CREATION OPENED LINES AND STA TIONS OF UNDERGROUND IN THE CONDITIONS OF THE MEGA CITY

Methodical bases of the approach to an ekologo-economic estimation of expediency of creation of open sites of lines and stations of underground in the conditions of a megacity are led.

Key words: underground, environmental-economical substantiation, cut-and-cover.

Получено 20.04.11

УДК 502.14:005.52 П.Н. Голованова, ассист.

(Россия, Сыктывкар, Сыктывкарский лесной институт)

АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ

Проанализированы основные правовые проблемы создания законодательной базы для разработки эколого-экономического механизма стимулирования рационального природопользования.

Ключевые слова: управление природопользованием, социально-эколого-экономические риски, устойчивое развитие.

Экономический рост и экономическое развитие современной России обеспечивается в основном за счет добывающих и «экологически грязных» перерабатывающих производств, что приводит к росту техногенной нагруз-ки на окружающую среду, создавая в регионах дополнительные факторы социально-эколого-экономического риска. Обострение экологических про -блем в нашей стране обусловлено как недостатком средств, выделяемых на реализацию природоохранных мероприятий, так и низкой экономической эффективностью их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.