ЭКОНОМИКА
УДК 625.42
А.Г. Басилая, асп. (Россия, Москва, МГГУ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТЫХ УАСТКОВ ЛИНИЙ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
Приводятся методические основы подхода к эколого-экономической оценке целесообразности создания открытых участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса
Ключевые слова: метрополитен, эколого-экономическое обоснование, открытый способ строительства.
Метро как вид транспорта широко используется в современном ми -ре. Представляя собой вид рельсового транспорта по перевозке пассажиров, метро (иначе его называют метрополитеном) выделяется среди других видов транспорта высокой скоростью эксплуатации, а также способностью перевозить до 60 тысяч пассажиров в час в одном направлении.
В результате выполненного анализа установлено, что при строитель -стве метрополитенов преобладает подземный способ. При этом стоимость строительства 1 километра подземным способом составляет от 2 до 2,5 миллиардов рублей, открытым - около 1,8 миллиардов рублей.
В строительстве станций метро также преобладает подземный спо-соб. Так, в настоящее время в столичном метрополитене только около 50 станций построены открытым способом, в то время как 127 - подземным.
В то же время потребность в росте темпов строительства линий мет -рополитенов создает предпосылки для развития открытого способа их строительства.
Однако выбор открытого способа строительства станций метрополитена во многом зависит от потребностей города в благоустройстве террито-рий, состоянии коммуникаций, улучшении экологии территорий, планах по совершенствованию инфраструктуры и т.д.
В результате выполненного анализа установлено, что применение открытого способа строительства участков линий и станций метро в уело -виях города сопряжено с необходимостью учета:
1) характера взаимодействия участков и станций метрополитена, построенных открытым способом с окружающей природной средой и город -ской инфраструктурой (табл. 1);
Таблица 1
Характер взаимодействия открытыхучастков метрополитена
с мегаполисом
Объекты метрополитена построенных открытым способом Виды взаимодействия объектов метрополитена с окружающей средой и с городской инфраструктурой
Станции метро Без перекрытия рабочего пространства
С перекрытием рабочего пространства
Участки линий метро Без перекрытия рабочего пространства
С перекрытием рабочего пространства
2) возможности использования вынимаемых грунтов для заполнения рельефных впадин в пределах города (табл. 2).
3) удаленности участков линий и станций метро создаваемых откры-тым способом от полигонов для складирования вынимаемых грунтов (рис.
1);
4) адаптации создаваемых объектов метрополитена открытым спосо-бом к городской инфраструктуре (с учетом неравномерности плотности ее распределения в городе) (рис. 2);
5) осуществления дополнительных затрат, связанных с использованием земной поверхности (с учетом неравномерности распределения ее ценности в пределах города) для участков линий и станций метро (рис. 3);
6) ущербов от недоиспользования подземного пространства (с учетом неравномерности распределения его ценности в городе) под участками линий и станций метро строящимися открытым способом (рис. 4, 5).
Таблица 2
Характерные особенности возможных вариантовразмещения грунтов вынимаемых при строительстве участков и станций метро
открытым способом
Виды участков рельефной поверхности в местах расположения участков и станций метрополитена, построенных открытым способом Возможные варианты размещения грунтов
В рельефных впадинах В местах складирования строительных отходов
Равнинный Нет Да
Равнинный с впадинами Да Да
Равнинный с холмами Нет Да
Комбинированный Да Да
Удаленность участков линий и станций метрополитена от
полигонов
I
о
0 15 30 45, км
расстояние до ближайшего полигона
Рис. 1. Соотношение количества станций метрополитена с их удаленностью от ближайших полигонов
Характер распределения плотности городской инфраструктуры Москвы
0 10 20 30, км
удаленность от центра города
Рис. 2. Характер распределения плотности городской инфраструктуры г. Москвы
Соотношение ценности земной поверхности по округам г.
Москва
9
САО
8
С ЗАО 7
ЗАО 6
5
ЮЗАО
4
ЮАО 3
ЮВАО 2
1
ВАО
0
20
40
60
80
100
120
Уровень относительной ( в отношении к ЦАО) ценности земной поверхности, %
Рис. 3. Соотношение ценности земной поверхности в различных административных округах г. Москвы
Влияние удаленности подземного объекта от центра города на его потребительную
ценность
1,2
ю
с;
о
о
0,6
0,4
0,2
0,1 0,2 0,5 1,0
Удаленность от центра города (от 0 до 1), доли ед
0
Рис. 4. Влияниеудаленности подземного объекта от центра города на его потребительную ценность
Влияние глубины размещения подземного объекта на его потребительную
ценность
о
5 10 20 100 500, м
Глубина размещения подземного объекта
Рис. 5. Влияние глубиныразмещения подземного объекта на его потребительную ценность
Однако окончательное принятие открытого способа строительства объектов метрополитена в условиях урбанизированных территорий может быть осуществлено только на основе проведения комплексного эко лого -экономического анализа, с учетом всех позитивных и негативных последствий.
В результате анализа преимуществ и недостатков открытого способа строительства линий и станций метро в условиях мегаполиса установлено следующее (табл. 3).
Таблица 3
Преимущества и недостатки открытого способа строительства линий и станций метро в условиях мегаполиса
Преимущества отрытого способа Недостатки отрытого способа
Дополнительный доход, образуется в результате: - уменьшения сроков сдачи объектов в эксплуатацию. - экономии средств на проведение строительных работ. - получение дохода от реализации грунта и (или) выполнения работ по рекультивации некоторого участка территории города. Дополнительные расходы, связанные: с необходимостью переноса (преобразования) объектов городской инфраструктуры в местах расположения объектов метро; с занятием земной поверхности города под не перекрываемые объекты метро; со снижение ценности земной поверхности над перекрытыми объектами метро; с необходимостью вывоза большого объема грунта
К еще одной особенности, влияющей на целесообразность создания участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса, следует отнести необходимость учета динамичности рассмотренных выше параметров. То есть необходимо учитывать фактор времени и его влияние на изме-нение экологических и экономических условий для создаваемых (или проектируемых) объектов метрополитена.
Поэтому при создании участков линий и станций метрополитена от -крытым способом необходимо учитывать границы (условия) их рентабель-ности с учетом мест расположения и ожидаемой (прогнозируемой) дина -мики развития городской инфраструктуры.
В результате выполненных исследований установлено, что в качестве таких границ необходимо принять:
1) время, необходимое для окупаемости создаваемых открытым спо-собом линий и станций метрополитена (которое может быть установлено в соответствии с максимально допустимым периодом окупаемости привле-ченных инвестиций);
2) время, необходимое для окупаемости предстоящих в будущем ра-бот по реконструкции транспортной системы метро в связи с развитием го -родской инфраструктуры (которое может быть установлено в соответствии
с минимально допустимым периодом эксплуатации участков и станций метро построенных открытым способом).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целесообразность создания участков линий и станций метрополитена в условиях мегаполиса определяется множеством не только экологических и экономических факторов, но и характера их динамичности в предстоящий период времени.
А.Г. Басилая
METHODICAL BASES OF THE EKOLOGO-ECONOMIC SUBSTANTIATION OF CREATION OPENED LINES AND STA TIONS OF UNDERGROUND IN THE CONDITIONS OF THE MEGA CITY
Methodical bases of the approach to an ekologo-economic estimation of expediency of creation of open sites of lines and stations of underground in the conditions of a megacity are led.
Key words: underground, environmental-economical substantiation, cut-and-cover.
Получено 20.04.11
УДК 502.14:005.52 П.Н. Голованова, ассист.
(Россия, Сыктывкар, Сыктывкарский лесной институт)
АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ
Проанализированы основные правовые проблемы создания законодательной базы для разработки эколого-экономического механизма стимулирования рационального природопользования.
Ключевые слова: управление природопользованием, социально-эколого-экономические риски, устойчивое развитие.
Экономический рост и экономическое развитие современной России обеспечивается в основном за счет добывающих и «экологически грязных» перерабатывающих производств, что приводит к росту техногенной нагруз-ки на окружающую среду, создавая в регионах дополнительные факторы социально-эколого-экономического риска. Обострение экологических про -блем в нашей стране обусловлено как недостатком средств, выделяемых на реализацию природоохранных мероприятий, так и низкой экономической эффективностью их использования.