Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СТАТУС В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СТАТУС В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламзин Р.М., Якимчук Г.Д.

В статье рассматриваются основные разновидности методических материалов, которые могут использоваться для подготовки и переподготовки персонала организации, и выступают разновидностью результатов интеллектуальной собственности. Автор приходит к выводу том, что данные методические материалы являются одним из важнейших элементов эффективной производственной деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СТАТУС В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Список литературы:

1. Proceedings of the «Conference on Natural Sciences and Technology in Manuscript Analysis» at the University of Hamburg, Centre for the Study of Manuscript Cultures, 4-6 December 2013.

2. Hahn O., Malzer W., Kannegiesser B. et al. Characterization of iron-gall inks in historical manuscripts and music compositions using X-ray fluorescence spectrometry. // X-Ray Spectrometry, 33 (2004) 234-239.

3. E. Brun, M. Cotte, J. Wright, et al. Revealing metallic ink in Herculaneum papyri. // PNAS, 21 March 2016. DOI: 10.1073/pnas.1519958113.

4. Tack P., Cotte M., Bauters S. et al. Tracking ink composition on Hercula-neum papyrus scrolls: quantification and speciation of lead by X-ray based techniques and Monte Carlo simulations // Scientific Reports, 08 February 2016. DOI: 10.1038/srep20763

5. Glaser L., Deckers D. The basics for fast-scanning XRF element mapping for Iron- gall ink palimpsests // Proceedings of the «Conference on Natural Sciences and Technology in Manuscript Analysis». University of Hamburg, Centre for the Study of Manuscript Cultures. Hamburg, 2013, Pages 104-112. ISSN 1867-9617.

6. Placed under X-ray gaze, Archimedes manuscript yields secrets lost to time // Stanford Report, May 19, 2005.

7. Bergmann U. Synchrotron rapid-scan X-ray fluorescence imaging of ancient documents // Proceedings of the «Symposium on digital imaging of ancient textual heritage: technological challenges and solutions». 28-29 October, 2010, Helsinki, Finland. Pages 39-50.

8. Artemiev A.N., Artemiev N., Dyatlov A., Kirillov B., Kvardakov V, Ma-evskiy A., Nayda O. and Zabelin, A. «Station for investigation with high spatial resolution on Kurchatov SR source», Nuclear Instruments & Meth. A 575 (2007) 228-230.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СТАТУС В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

© Ламзин Р.М.1, Якимчук Г.Д.2

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье рассматриваются основные разновидности методических материалов, которые могут использоваться для подготовки и перепод-

1 Старший преподаватель кафедры Управления персоналом.

2 Студент 2 курса факультета Экономики и управления.

готовки персонала организации, и выступают разновидностью результатов интеллектуальной собственности. Автор приходит к выводу том, что данные методические материалы являются одним из важнейших элементов эффективной производственной деятельности организации.

Ключевые слова метод, методические материалы, производственное обучение, интеллектуальная собственность, персонал.

Уровень социально-экономического развития какого-либо предприятия или организации основан на рациональном управлении ресурсами, использовании имеющихся производственных возможностей с целью получения максимально продуктивного результата. Одним из важнейших условий высокой производительности выступает деятельность профессионального персонала, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для оптимального применения материальных и нематериальных активов данного предприятия. Для обеспечения данного условия в процессе производства может быть предусмотрено дополнительное обучение и повышение квалификации работников. Такое обучение может быть реализовано путем применения современных педагогических технологий, которые отвечают следующим требованиям:

1. Системный и взаимосвязанный характер учебной информации, направленной на раскрытие специфики принятия научно-производственных решений по подготовке проектов востребованных результатов деятельности (в виде определенных изделий, которые необходимо произвести) и установления содержания комплекса трудовых операций, которые требуется выполнить в процессе производства.

2. Четкая характеристика особенностей взаимодействия специалистов в реализации производственных проектов.

3. Установление конкретно ориентированной структуры информационных коммуникаций между подразделениями предприятия с обеспечением обратной связи между разработчиками и исполнителями управленческих решений и запланированных производственных действий.

Указанные технологии могут быть тесно связаны с обучением в трудовой учебной деятельности - при выполнении различных приемов, операций, изготовлении изделий, наладке механизмов и других производственных действиях. В данном случае особое значение имеет восприятие и осмысливание инструктивных указаний педагога. Учащийся должен уметь планировать предстоящий процесс работы под руководством преподавателя с учетом требований контроля. Тем самым в производственном обучении формируются специальные знания, умения и навыки осуществлять трудовые функции на основе собственного видения специфики данного производства.

Руководство и управление действиями обучающегося производит педагог (наставник), что выступает одним из элементов непосредственного уп-

равления персоналом на предприятии. Это управление включает в себя формирование общего представления о целях и направлениях развития трудовой деятельности; непосредственное регулирование учебного процесса; поддержка и анализа итогов обучения.

Производственное обучение реализуется посредством рациональной организации учебно-воспитательного взаимодействия на основе анализа работы. Основная форма выступает в виде проведения занятий, на которых преподаватели организуют совместную работу учащихся по изучению научно-производственного материала. Это дает широкие возможности обучать «методам технологического менеджмента и коммерциализации технологий» [2, с. 126], что необходимо для модернизации производственных процессов на предприятиях.

В рамках обучения вновь принятых работников обучение происходит путем проведения занятий в составе ученических бригад или в составе бригад квалифицированных рабочих, а также путем индивидуального прикрепления учащихся к квалифицированным рабочим.

Методы производственного обучения - это способы совместной деятельности преподавателя (наставника) и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими умениями и навыками, которыми выступают: 1) проведение беседы; 2) демонстрация различных предметов; 3) практические методы (например, специальные упражнения).

Также следует назвать следующие виды методов обучения с учетом характера познавательной деятельности учащихся:

1. Репродуктивные методы - учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют теоретические и практические задания по образцу, данному преподавателем. Данные методы характерны для начального периода обучения при ознакомлении с основными приемами, операциями и трудовыми функциями.

2. Проблемно-поисковые методы - учащиеся последовательно и целенаправленно включаются в решение познавательных задач различной сложности с восприятием новой информации о производственных процессов. Это позволяет развивать навыки творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся.

Основными видами обучения персонала являются: 1) обучение на рабочем месте или специальных образовательных учреждениях; 2) организация стажировки. В частности, на рабочем месте осуществляется инструктаж в виде разъяснения и демонстрации способов выполнения трудовых операций, что производится опытными работниками. Также может применяться методика ротации как самостоятельное обучение, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых практических навыков.

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рам-

ки традиционного поведения. Данное обучение способствует формированию принципиально новых профессиональных компетенций и трудовых качеств, выступающих важнейшим условием освоения стремительно изменяющихся технологических, экономических и общественных факторов. Одним из примеров такого обучения является видеотренинг как активная форма обучения с использованием видеозаписи практических упражнений. Тем самым производится анализ различных практических ситуаций, что позволяет учащимся увидеть себя со стороны и скорректировать индивидуальный стиль делового поведения. Посредством деловой игры происходит освоение «комплекса наиболее эффективных умений производственной деятельности» [3], что происходит с помощью метода моделирования в обучении. При этом, происходит «развитие критического мышления, формирование умений самоорганизации собственной жизнедеятельности с навыками самооценки» [4, с. 46].

Организация и методика производственного обучения конкретным профессиям отражаются в так называемых частных способах. В них раскрываются вопросы организации и методики всего курса производственного обучения в комплексе применительно к определенной профессии или группе родственных профессий. Для узконаправленных специальностей методические пособия и материалы для обучения разрабатываются в соответствующих учебных заведениях с участием представителей будущих работодателей.

Для обучения сотрудников предприятия необходимо применение широкого спектра методических материалов и средств, с помощью которых можно передать информацию о производстве в максимально полном виде с возможностью легкого восприятия и усвоения работниками. В данном случае, наиболее эффективно могут быть применены следующие инновационные средства обучения:

1. Научно-теоретическая и производственно-направленная литература на электронных носителях (в том числе: учебные и учебно-методические пособия, монографии, периодические издания, статистические сборники и т.д.).

2. Учебно-методические комплексы, содержащие электронные учебные пособия и другие дидактические материалы, связанные с использованием современных информационных технологий.

3. Эффективные контролирующие программы для проверки знаний обучающихся сотрудников с применением различных медиа-продуктов.

В связи с этим преподаватель может использовать информационные ресурсы сети Интернет для разработки современных средств обучения, а именно:

1. Сервисные программные средства общего назначения. Например, электронные учебные пособия, системы практических модулей, имитирующих физические эксперименты по различных трудовым

операциям; информационно-справочные системы; системы тестирования для проверки знаний.

2. Программные средства для контроля и измерения уровня, знаний, умений и навыков обучающихся.

Указанные средства в процессе обучения могут дополняться современными электронными материалами, которые проектируются и создаются в производственно-педагогической деятельности. Примерами этих материалов выступают:

- электронные тренажеры для отработки различных производственных операций;

- программные средства для математического и имитационного моделирования;

- автоматизированные обучающие системы (пакеты программ автоматизированного обучения и контроля знаний в соответствии со спецификой деятельности предприятий);

- средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги), адаптированные для потребностей обучения работников [2].

На основе применения указанных средств создается рациональная организация системы производственного обучения, что позволит ускорить адаптацию вновь принятых сотрудников с ростом производительности труда. Это способствует внедрению организационных изменений при низком уровне сопротивления изменениям со стороны персонала. Происходит выявление и сохранение профессиональных знаний сотрудников с их эффективным использованием.

Правовой режим использования и защиты названных учебных материалов как разновидности результатов интеллектуальной собственности определен нормами Гражданского кодекса РФ.

Обучающие средства на производстве могут иметь статус служебного результата интеллектуальной деятельности.

Данный результат - это творческий итог, который получен его автором в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или заданием работодателя.

Эти результатами являются любые творческие результаты, которым автоматически предоставляется охрана (научно-педагогические произведения и разработки), либо которым может быть предоставлена охрана (изобретения и технические средства обучения). В связи с этим исключительное право, как правило, признается за лицом, которое оплатило результат творческой деятельности автора. Данное правовое условие по отношению к работодателю автора учебных методических материалов оформляется определенным способом. Может быть установлено, что первоначально исключи-

тельное право возникает у автора, которое по закону может переходить к работодателю. Такая модель принята в ст. 1228 (3) ГК РФ. Обычно в законодательстве устанавливается, что исключительное право принадлежит работодателю, если договором с автором не предусмотрено иное. «Если работодатель в течение трех лет» [1] со дня предоставления в его распоряжение не начнет использование этого произведения и не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, то исключительное право на произведение переходит автору.

Таким образом, методические средства профессиональной подготовки и переподготовки и исключительные права на результаты творческой деятельности преподавателей, работающих на предприятиях и в организациях, выступают примерами нематериальных активов. Названные активы являются одним из важнейших элементов эффективной производственной деятельности, и способствует повышению эффективности управления человеческими ресурсами и повышению качества выпускаемой продукции.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ Часть 4 [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-Ф3. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.02.16).

2. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Средства государственного регулирования и поддержки процессов модернизации бизнес-образования // «Предпринимательство в России: перспективы, приоритеты и ограничения»: материалы международной конференции. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 120-128.

3. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. Особенности инновационного подхода в российском бизнес-образовании [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки (международный научно-практический журнал). - 2016. - № 2. - Режим доступа: http://modern-j.ru/domains_data/ й^/8/ Kayl%20Ya.Ya.,%20Lamzm%20R.M.,%20Бpininao/o20VS.o/o20(OBRAZOVA-МБ %2М %20PEDAGOGIKA).pdf (дата обращения: 01.03.2016).

4. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. Применение инновационных педагогических технологий в бизнес-образовании России // «Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса»: материалы международной конференции. - Нижний Новгород: Изд-во НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 44-51.

5. Обучение персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Kadroviku/Obuchenie-personala.php (дата обращения: 20.02.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.