УДК 372 882 ф Санкт-Петербург, Россия
Saint-Petersburg, Russia
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.Г. МАРАНЦМАНА О ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Коновалова Людмила Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу методического наследия члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Г. Маранцмана, рассмотрены его основные методические идеи, нашедшие воплощение и реализацию в исследованиях его учеников. Обозначены методические проблемы, которые актуальны на современном этапе обучения литературе в школе и вузе.
Ключевые слова: анализ текста, восприятие, ученик-читатель, интерпретация, взаимосвязанное изучение мировой и русской литературы.
Konovalova Lyudmila Ivanovna,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Educational Technologies in Philology, A.I. Herzen RSPU Saint Petersburg, Russia
Дата поступления: 22.09.2022 Прошла рецензирование: 28.09.2022 Дата публикации: 29.09.2022 Для цитирования: Коновалова Л.И. Методические идеи В.Г. Маранцмана о преподавании литературы в современной школе // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №3 - c. 2125 - [Электронный ресурс]. URL: http:// magister-spb.ru/ (30.09.2022).
V.G. MARANTSMAN'S METHODOLOGICAL IDEAS ON TEACHING LITERATURE IN A MODERN SCHOOL
Abstract. The article is devoted to the review of the methodological heritage of corresponding member of the RAO, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor V.G. Marantsman. The main pedagogical ideas embodied in his numerous works and subsequent studies of his students are presented. Methodological aspects and problems that are of particular relevance at the present stage of teaching literature at school and university are highlighted.
Keywords: text analysis, perception, student-reader, interpretation, interrelated study of world and Russian literature
MAGISTER, 2022, №3 | 21
Имя Владимира Георгиевича Маранц-мана - член-корр. РАО, профессора, ученого-методиста, литературоведа, профессионального переводчика, поэта, хорошо известно российским и зарубежным ученым-филологам, вузовским преподавателям, педагогам, учителям, любителям театра, студентам. Он - автор более трехсот научных трудов, пятидесяти монографий, линии школьных учебников и программ по литературе, автор нового перевода «Божественной комедии» Данте, переводов Петрарки. Однако, Владимир Георгиевич всегда оставался педагогом и методистом, откликаясь на все общественные события и дискуссии в преподавании литературы в школе.
В 70-е годы ХХ века В.Г. Маранцман заявил новое направление в школьном изучении литературы - теорию школьного анализа в соотношении с читательским восприятием, направленным на развитие ученика-читателя, которая строилась на законах читательского восприятия художественного текста. Согласно теории школьного анализа, предложенного ученым-методистом, восприятие художественного произведения осуществляется не только в понимании смысла, но и в образных представлениях ученика, где решающее значение принадлежит чувству и воображению.
Несомненный приоритет принадлежит В.Г. Маранцману в разработке проблемы взаимосвязи искусств применительно к литературному образованию, к использованию живописи, музыки, кино и других искусств на уроках литературы. Владимир Георгиевич в статье «Содружество искусств на уроках литературы» писал: «... в союзе с другими искусствами литература скорее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его
ПРОБЛЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ® ПРОИЗВЕДЕНИЯ
R щкшк
Received: 22 September 2022 Reviewed: 28 September 2022 Date of publication: 29 September 2022 For citation: Konovalova L.I. V.G. Marantsman's methodological ideas on teaching literature in a modern school // Scientific and practical journal «Magister» -2022. - №3. - p. 21-25 - [Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/ (09/30/2022)
чувства, окрылит его желанием действовать...» [7].
В его методике музыка и живопись, кино и театральные спектакли равноправны в понимании и осмыслении художественного текста, они должны звучать в пространстве уроков литературы.
Для учителей-словесников в 1970-е годы настоящим открытием явилась книга В.Г. Маранцмана
____в соавторстве с Т.В. Чирков-
ской «Проблемное изучение литературного произведения в школе» [б].
Он рассматривал проблемное изучение художественного текста как наиболее эффективный путь анализа, т.к. проблемный вопрос, организующий проблемную ситуацию, всегда внутренне противоречив и побуждает читателя-школьника искать свой вариант ответа из многих возможных. Проблемную ситуацию он трактовал как завязку свободной дискуссии, формирующей навыки читательской рефлексии.
Рефлексия позволяет посмотреть на образовательный процесс «изнутри», учитывая особенности субъектов образовательного процесса. Как известно, на сегодняшний момент личность и ее развитие являются основными целями и субъектами педагогического процесса. Вместе с тем, сегодня в методике преподавания литературы возможности рефлексивных технологий почти не используются.
Развитие рефлексивной позиции целесообразно проводить в целях развития критического мышления. Данное направление, по нашему мнению, представляет особую ценность в связи с тем, что позволяет принимать самостоятельные решения и вырабатывать собственное мнение, заставляя размышлять и анализировать с различных сторон поступающую информацию.
Рефлексивная позиция представляет собой направленность на духовный самоанализ. Человек, не имеющий рефлексивной позиции, не отдает себе отчета в своих действиях. Сформированная рефлексивная позиция позволяет личности осознавать мотивы своих поступков и своего места в мире. Развитая рефлексивная позиция помогает выбрать оптимальное направление своего развития и наполнить его содержанием, адекватным своим устремлениям.
Таким образом, побуждение ученика самостоятельно выбирать свою позицию по отношению к тексту, самостоятельно определять свою точку зрения и строить собственную интерпретацию понимания изучаемого произведения до сих пор востребовано практикующими учителями литературы [9].
В настоящее время значительный интерес вызывают идеи В.Г. Маранцмана об интерпретации литературного произведения в школе, о технологиях филологического образования, об обучении школьников приемам анализа художественного произведения, о художественном и литературном образовании школьников.
В 90-е годы ХХ века научные интересы В.Г. Маранцмана были обращены к размышлениям о методике преподавания литературы как научной дисциплине, о труде читателя, о процессах общения ученика с литературным произведением, с писателем и с искусством.
Сегодня методологически принципиальными являются его методические идеи о дальнейшем пути литературного образования в школе и судьбах культуры. В.Г. Маран-цман неустанно говорил и писал об опасной
тенденции, когда литература вытесняется с центральных позиций. Это становится угрозой культуре и искусству, которые оказываются на периферии культурного сознания личности. Владимир Георгиевич с болью замечал, что, видимо, настоящее искусство и настоящая нравственность не были прочно усвоенными, оттого и не происходит отторжение суррогата искусства.
Он говорил о необходимости понимания социальных задач преподавания литературы в школе, о снижении уровня культуры современного общества, о стандартах литературного образования в школе; ограниченных методических потребностях учителя литературы, целях и формах урока литературы [5] - все это увеличивает расстояние между современным человеком и его культурными ценностями.
В.Г. Маранцман своими трудами и идеями определил стратегический путь выбора учителя и ученика, который представлен его научной школой, его методическим наследием, школьной программой по литературе и линией учебников по литературе для 5-11 классов, обращенных к широкому культурному полю, диалоговости, ассоциативности. Он остро ставил вопрос о соответствии программ и учебников по литературе тем задачам, которые должны решаться в школьном гуманитарном образовании.
Посвятив свою жизнь методике преподавания литературы, В.Г. Маранцман стремился расширить ее горизонты, разрабатывая принципы взаимодействия искусств на уроке литературы. Владимира Георгиевича всегда привлекали педагогические технологии, активизирующие познавательную деятельность школьников, способствующие творческой самореализации личности.
Диалог читателя с текстом, с самим собой, развивающийся в равноправном диалоге учителя и ученика, совместный поиск истины в столкновении мнений, - таковы, по мнению ученого, педагогические основания литературного образования. Художественный текст многозначен и,
М^^ТЕ^ 2022, №3 | 23
следовательно, всякая однозначность интерпретации есть примитивизация авторской концепции. Именно в примитивизации технологий литературного образования, не позволяющих раскрыть многозначность художественного текста, В.Г. Маранцман видел одну из причин снижения интереса школьников к литературе.
Названные проблемы до сих пор в поле зрения преподавателей русского языка и литературы, методистов районных методических объединений г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, а также ведущих ученых-методистов и филологов разных регионов России и зарубежья.
Культурологические исследования последнего десятилетия образно говоря направлены к так называемому «этническому ренессансу» современной педагогической действительности. Так, В.Г. Маранцман, будучи человеком широкой культуры и академически образованным, понимал, что литературное развитие не может осуществляться без сопряжения культурных ценностей субъектов межэтнического диалога, в котором личность обретает этнокультурный и социальный статус, определяет отношение к национальным традициям, нравственным ценностям этнического и всечеловеческого характера. В учебниках по литературе эта линия сопряжения наглядно представлена и раскрыта в статьях его учеников и соавторов, а затем развивалась ими далее, в пособиях и статьях по взаимосвязанному изучению мировой и русской литературы в школе [3, 4].
В новом стандарте образования особенно акцентированы проблемы духовно-нравственного воспитания. Обращение к «произведениям литературы и искусства, к лучшим образцам отечественной и мировой культуры» [10] является основой для формирования базовых национальных ценностей. Это возвращает предмету «Литература» его ведущую роль в воспитании, образовании и развитии будущего гражданина России: «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманисти-
ческим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма» - определено одной из главных целей изучения предмета литература [2].
Погружение в поликультурный мир способствует формированию «всемирной отзывчивости» и ее пониманию как одной из важнейших характеристик портрета выпускника общеобразовательной школы. Рассмотрим краткую характеристику начального ее этапа - изучение сказок, мифов и героического эпоса в 5-6 классах как первоосновы для дальнейшего взаимосвязанного изучения литератур. В учебниках по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана [1] в качестве основной избрана идея диалога культур, реализующаяся в выявлении общих типологических черт и национальных отличий. Рассматривая героический эпос как общее достояние многих поколений и многих народностей, мы акцентируем внимание на его воспитательном значении: эпос поясняет человеку его нравственное чувство, заставляет осознать свою силу, свое право, свою свободу, пробуждает мужество и любовь к отечеству, подавая примеры подлинного патриотизма и героизма.
Внедряя идеи В.Г. Маранцмана в современную педагогическую практику, мы полагаем, что наиболее перспективным в плане проведения сравнительно-сопоставительной работы с художественным текстом на уроках литературы является разно национальный материал, в котором представлена возможность широкого панорамного восприятия народного эпоса: древнегреческого, древнерусского, средневекового французского, грузинского, адыгского и т.д. Фундаментальная работа по изучению национальной и мировой литературы продолжена в системе литературного образования старшеклассников в учебных пособиях учеников научной школы В.Г. Ма-ранцмана.
Проблемы гуманитарного образования, сопряжения филологии и философии, педагогики в современной школе и вузе,
восприятия и воображения читателя и писателя, психологии художественного творчества, решение проблем возрастного восприятия учащимися произведений разного литературного рода и жанра, технологий проблемного обучения на уроках литературы, стимулирования самостоятельной работы учеников и их творчества - эти проблемы в настоящее время активно развивают ученики и последователи методической школы В.Г. Маранцмана.
Последнее издание программы по литературе, созданной под руководством выдающегося ученого, датировано 2013 годом. Между тем противоречивые социокультурные процессы в современном образовании, в том числе литературном, дают повод рассматривать предложенную программу как «методический феномен» [8] и ответ на многие вызовы в образовании путем соотнесения инноваций и традиций отечественной методической науки.
Список источников:
1. В. Г. Маранцман Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях / В. Г. Маранцман и др.; под ред. В. Г. Маранцмана. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2011. - 350 с.
2. Казаченок Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы: методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Н. В. Казаченок, Н. В. Шмелева. - Москва: Просвещение, 2014. - 237 с.
3. Коновалова Л. И. Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в основной общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / Л. И. Коновалова, С. В. Букреева. -Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2014. - 346 с.
4. Коновалова Л. И. Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы): научно-методическое пособие / Л.И. Коновалова, С.В. Букреева. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2017. - 380 с.
5. Маранцман В. Г. «Предназначение» литературы в школе. Цели и структура курса литературы в школе / Маранцман В. Г. // Методика обучения литературе. XXI век: учебное пособие / ООО «ВВМ». -Санкт-Петербург, 2019. - С. 8-18.
6. Маранцман В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе / В. Г. Маранцман, Т.В. Чирковская. - Москва: Просвещение, 1977.
- 206 с.
7. Маранцман В. Г. Содружество искусств на уроках литературы / Маранцман В. Г. // Искусство анализа художественного произведения / Просвещение. - Москва, 1971. - С. 166-211.
8. Терентьева Н. П. Программа литературного образования В. Г. Маранцмана как методический феномен / Нина Павловна Терентьева // Педагогический имидж. - Иркутск, 2018. - № 3(40).
- С. 48-55.
9. Ушева Т. Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие / Т. Ф. Ушева. - Красноярск, 2007. - 88 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Москва, 2020.
- URL: https://fgos.ru/. - Режим доступа: свободный.
- Заглавие с экрана.
MAGISTER, 2022, №3 | 25