В РУБРИКЕ ПУБЛИКУЮТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ДИСКУССИОННЫЕ СТАТЬИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ КРИТЕРИЯМ РИНЦ. ЦЕНТРОМ ВНИМАНИЯ СТАНОВИТСЯ ВЫБРАННАЯ ТЕМА НОМЕРА
ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ КРИЗИС? ДИСКУССИОННЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ В РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА
Ачкасова Г.Л., Валицкая А.П., Виландеберк А.А., Галимуллина А.Ф., Галицких Е.О., Доманский В.А., Коновалова Л.И., Маранцман Е.К., Чертов В.Ф.
диеты и профессора в области педагогического и литературного образования — В. Ф. Чертов (Москва), А. Ф. Галимуллина (Казань), А. П. Валицкая (Санкт-Петербург), Г. Л. Ачкасова (Курск), Е. О. Галицких (Вятка), Е. К. Маранцман (Санкт-Петербург), Л. И. Коновалова (Санкт-Петербург), В. А. Доманский (Санкт-Петербург), С. В. Тихонова (Нижний Новгород) — поделились своими профессиональными взглядами на будущее методики преподавания литературы, определили ключевую роль идей В. Г. Маранцмана в современной науке и школе.
В рамках круглого стола была проведена секция для учителей-словесников.
Диана Минец (Москва, Липецк), цифровой учитель года (2020), призер Всероссийского конкурса «Учитель года-2020», представила коллегам приемы изучения литературных произведений при помощи цифровых технологий.
Педагоги петербургских школ (№ 380, № 385, № 547 Красносельского р-на; № 155 Центрального р-на; гимназия № 24 Василеостровского р-на; № 47 Петроградского р-на; № 540 Приморского р-на) и учреждений СПО (Нахимовское училище) также поделились своим опытом эффективного построения литературного образования современных школьников.
Кафедра образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена совместно с научно-практическим журналом «Magister» (главный редактор - Е.А. Измайлова) собрала в герценовской Точке кипения представителей ведущих вузов страны, педагогов и студентов для обсуждения актуальных вопросов современного литературного образования в школе.
Мероприятие было приурочено к 90-летнему юбилею доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, поэта и переводчика Владимира Георгиевича Маранцмана. Ведущие ученые-мето-
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРИВЕТСТВЕННУЮ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ.
Виландеберк Анна Арнольдовна,
кандидат филологических наук, доцент,
зав. кафедрой образовательных технологий в филологии
РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Уважаемые коллеги, думая о выступлении, я предполагала, какой многогранной будет наша встреча. Во-первых, наше мероприятие, безусловно, связывает то, что было, что есть и что будет. Во-вторых, это собрание единомышленников - а именно, учеников Владимира Георгиевича Маран-цмана. В-третьих, круглый стол посвящен юбилею этого выдающегося ученого-методиста.
Жаль, что его с нами нет. Я не его ученица и не писала у него кандидатскую диссертацию, но мне довелось с ним работать. Это был замечательный человек, и общение с ним каждый раз доставляло неимоверное удовольствие. Он входил в аудиторию или кабинет - и все вдруг озарялось светом. Его глаза при этом видели тебя насквозь.
Коллеги, когда мы говорим о научной школе, то понимаем, что школа жива, когда у нее есть не только основатель, но и после-
дователи. Так вот, у школы В.Г. Маранцмана последователи есть, потому что школа В.Г. Маранцмана затрагивает самое главное, что есть в жизни каждого человека, — это ребенок и литература. Его школа объединяет ребенка и литературу.
Владимир Георгиевич учил нас тому, как читать, что читать, зачем читать, почему читать; как сделать так, чтобы ребенок понял прочитанное; как сделать так, чтобы ребенок развивался. Этому продолжают учить его ученики. Этому мы стараемся учить наших студентов, чтобы в будущем, работая в школах, они прививали детям любовь к русской литературе.
С радостью приветствую на нашем круглом столе всех коллег, которые со своей стороны оценивают современные процессы, происходящие в методике обучения литературе. Учителя, которые готовы делиться опытом работы в школе, — это бесценно.
Чертов Виктор Федорович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ (Москва)
Уважаемые коллеги, очень рад видеть и слышать всех вас, а также ваших коллег и друзей. Я себя отношу к ним еще с тех времен, когда аспирантом приехал в Ленинград на первые конференции и с трепетом воспринимал все, что говорил Владимир Георгиевич Маранцман. Потом Петербург (тогда Ленинград) и Москва стали «дружить дома-
ми», и у меня есть ценное воспоминание того периода. Как-то на кафедре методики преподавания литературы сидели вместе Оксана Юрьевна Богданова и Владимир Георгиевич Маранцман. Они вызвали меня к себе «на ковер» и говорят по-простому: «Вить, ты понимаешь, что нам некогда заниматься историей методики? Яков Аронович
Роткович благополучно ушел от нас в мир иной. Мы его помним, но сделать он ничего не может». Так в шуточной форме было сказано фактически: «Деваться некуда - делай». И мы начали работать над тем самым двухтомным учебником, который теперь всем известен. Это была большая честь для меня как для кандидата наук.
Позднее сложилось так, что мы начали сотрудничать с Владимиром Георгиевичем как коллеги и друзья. За чашкой чая или кофе мы делали стандарты и программы. С одной стороны, это было крайне профессионально: Владимир Георгиевич всегда задавал высочайшую планку. С другой стороны, это всегда было глубоко лично, а иногда очень эмоционально. Ну какой же ты филолог (тем более поэт-переводчик) без эмоциональных всплесков? Я уверен, что невозможно преподавать литературу -и быть при этом человеком излишне рациональным, без эмоций.
В целом, хочется отметить следующее: 1970-1980-е годы, когда у нас были единые программы и единые учебники, когда была довольно жесткая нормативная база, стали расцветом методической науки. И в Ленинграде (Санкт-Петербурге), и в Москве столько всего интересного было сделано! То есть единое не становится единообразным. Оно все равно дает простор творче-
Спасибо, дорогие друзья! Этот совершенно волнительный для меня день я рада провести с вами. Наверное, говорить про Владимира Георгиевича я ничего не буду, потому что все, что я скажу, меркнет по сравнению с его деяниями и книгами. Владимир Георгиевич написал много книг, по которым работали и работают учителя на
ству, если ты - творческая личность. Ведь сколько бы мы ни говорили об ограничениях, творческую личность никакие правила классицизма не ограничат - как в литературе, так и в методике. Поэтому наша задача как раз заключается в том, чтобы прийти к возрождению (во всех смыслах) методической науки, имея в виду, что всякое возрождение опирается на прочные основы. Эти основы были заложены нашими учителями и старшим поколением, которое еще здесь, еще держится. Мы должны развивать и продолжать традицию нашей методики.
Как главный редактор журнала «Литература в школе» хочу сказать, что журнал всегда любил Владимира Георгиевича и публиковал его. Сейчас у нас вышло сразу две статьи, посвященные юбилею В.Г. Маранц-мана, но и этого, конечно, мало, потому что такая личность заслуживает большего.
У меня сегодня был какой-то безумный день (впрочем, как и каждый день безумный у нас), но я рад, что подключился онлайн к этому круглому столу и вижу перед собой на экране Елену Константиновну, Людмилу Ивановну, знакомые лица в зале и на онлайн-платформе. Я желаю нам продолжения диалога, а также конструктивного, человеческого общения, которое не смогут остановить никакие изоляции и дистанты.
просторах нашей великой Родины... Давайте вспомним с вами дорогого Владимира Георгиевича и посмотрим видеоролик «Улетевшему к звездам».
Хочу сказать огромное спасибо за этот ролик двум людям - Светлане Седовой и ее мужу Михаилу, которые создали его с такой искренней любовью к Владимиру Георгие-
Маранцман Елена Константиновна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
всегда считали своими детьми и поэтому принимали их дома. В этот чудесный день мы были на его могиле - его аспиранты и докторанты разных лет.
Сегодня с нами Алиса Петровна Валицкая, мой учитель, которую я попросила поделиться своими соображениями о состоянии современного гуманитарного образования в широком смысле слова, ведь Владимир Георгиевич рассматривал литературу как одно из искусств, а сочетание разных видов искусства было для него главным, как и для Алисы Петровны. Кроме всего прочего, Алиса Петровна долго сотрудничала с Владимиром Георгиевичем, а теперь и со мной.
Валицкая Алиса Петровна,
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры этики и эстетики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Знаете, Владимир Георгиевич для меня никогда не будет историей. Для многих из вас он уже становится историей, но его школу нужно понимать и помнить.
Как мы познакомились? Я была студенткой историко-филологического факультета Герценовского университета, и В.Г. Маранц-ман у нас однажды что-то замещал, потому что я хорошо запомнила его за кафедрой. Тогда он был молодым, красивым, энергичным аспирантом.
Потом, будучи уже профессорами, мы оба фиксировали развал системы образования, утрату фундамента педагогического образования. Горевали по этому поводу, но, как говорится, «надежда умирает последней».
Самое важное в его книгах, на мой взгляд, - это вопросы после каждого текста, потому что они обращены к юному читателю, к его сознанию. Ведь чем занимается учитель в школе? Разве химией, литературой, историей? Нет, он занимается сознанием. И в этом смысле каждый учитель - как первый
Видеоролик «Улетевшему к звездам»
вичу. 30 июля - в день рождения Владимира Георгиевича, в его юбилей - мы собрались тесным семейным кругом, потому что своих аспирантов, докторантов и студентов
физик-атомщик 1960-х, который не очень понимает, с чем имеет дело и чем может закончиться его исследование... Но, все-таки идет и наощупь делает!
Литература - это инструмент, который помогает нам «вонзиться» в сознание читателя. Имеем ли мы на это право? Ответ зависит от личности учителя. Но сам этот вопрос, обращенный к себе, - «Имею ли я право?» - должен быть условием для допуска учителя до учеников.
И это важно учитывать при подготовке педагогов и методистов. А посмотрите, что происходит с Герценовским университетом сейчас. Вы думаете, мы готовим учителей? Мы готовим кого угодно: туристов, бакалавров, магистров, педагогов, а вот учителей перестали готовить. Однако при этом мы всегда на передовой.
Каковы ценности современного педагогического образования? Одно время, когда у нас был другой министр, говорилось, что мы готовим квалифицированного потребителя. Мы готовим человека, который при-
шел в эту жизнь, чтобы получать удовольствие. Сейчас говорят, что «надо готовить лидеров». А инженеров мы уже когда-то готовили. Послушайте, у меня вопрос: когда же мы вспомним про человека?
Конечно, многие из ведущих профессоров считают, что педагогика - наука негуманитарная. Если посмотрите классификатор направлений специальных и государственных, то увидите, что педагогика стоит отдельно, ее нет среди гуманитарных дисциплин. Почему? Считается, что педагогика - это наука о процессе, а процессом нужно заниматься технологически, поэтому методика называется технологией. Но это неверно. На самом деле методика работает с сознанием, с человеком. Собственно, это
и делал Владимир Георгиевич, поэтому я надеюсь, что его труды никогда не станут историей. Надеюсь, что его ученики этого не допустят.
Да, у меня плохое отношение к стандартам, и последние тридцать лет я борюсь со стандартами. У меня плохое отношение к самому явлению «модернизация». Дело в том, что оно не признает таких понятий как истина, добро, красота: «Ну пускай об этом говорят поэты, но ведь пощупать и поцеловать нельзя. Значит, продать нельзя». А знание не продается! Понимаете? Знание - возможно, последняя доступная нам ценность. То, что ни купить, ни продать нельзя: за ценность можно только умереть. Вот так это в русской культуре.
Галимуллина Альфия Фоатовна,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры русской литературы и методики ее преподавания Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань)
Я сейчас нахожусь в Казани, на кафедре русской литературы и методики ее преподавания в Казанском (Приволжском) федеральном университете. И я рада, что 30 июля была вместе с вами, с учениками Владимира Георгиевича Маранцмана. Мы с Резедой Фаилевной Мухаметшиной застали его на конференциях в Герценовском педагогическом университете и в Московском педагогическом университете, а также на «Голубковских чтениях», куда мы выезжали с нашим научным руководителем, профессором Миннеханом Газизовичем Ахметзя-новым. К сожалению, 25 августа он ушел из жизни, в день 91-й годовщины со дня своего рождения. И когда мы его провожали, я вдруг поняла, что Владимир Георгиевич Маранцман и Миннехан Газизович Ахмет-зянов были ровесниками.
Но для нас это не ушедшая эпоха, а наше настоящее. Мы несем те книги и знания, которые давал Владимир Георгиевич Маран-
цман. Например, проблемное обучение в методике преподавания литературы, обучение литературе с опорой на ученическое, школьное восприятие, на индивидуальное восприятие художественного произведения. Это неоценимый вклад в методику преподавания литературы. Как учитель 1990-х годов, который преподавал по учебникам В.Г. Марнцмана, где литература давалась в контексте других видов искусства, я расстраиваюсь, что сейчас их нет.
И более того, для нас как пример важны личные качества Владимира Георгиевича -его обаяние, интеллигентность и мягкость, его эрудированность во всех областях гуманитарных знаний.
Коллеги, мы с вами сотрудничаем в научном плане, и дружим в плане личном. Я надеюсь, что мы и в дальнейшем будем так работать. Передаю огромный привет не только от себя лично, но также от Резеды Фаилевны Мухаметшиной и от нашего руководства.
Доманский Валерий Анатольевич,
доктор педагогических наук, профессор, член Союза российских писателей, профессор Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ (Санкт-Петербург)
В 1970-е годы Владимир Георгиевич привлек меня к занятиям методикой. В этот период он вел у нас практические занятия, был доцентом и работал над докторской диссертацией. А еще у нас были семинары: один семинар вел Альфонсов, а второй - Маранцман, и я разрывался между ними двумя. Возможно, поэтому и стал одновременно методистом и литературоведом.
Владимир Георгиевич покорил нас сразу. Сейчас все говорят о том, как нужны технологии и сколько нужно всяких мультимедиа. А вот В.Г. Маранцман использовал только одну наглядность вечную - это слово.
Ведь что такое словесность? Это универсальное искусство, потому что оно обращено и к живописи, и к культуре, и к природе, и к музыке. Владимир Георгиевич разбудил в нас этот интерес, он показал возможности слова. Я помню многие его занятия: это было здорово!
Владимир Георгиевич всегда говорил, что мало владеть приемами - нужно быть первооткрывателем текста, то есть научиться интерпретировать текст. Ведь если ты сам что-то открываешь - ты увлекаешься.
Например, возьмем анализ «Песни о вещем Олеге». Владимир Георгиевич одним из первых заявил о проблемном бытии, задал вопрос: «В чем парадоксальность этого текста и его названия?». Все немного
растерялись в поисках ответа. А ведь действительно «вещий Олег» вовсе не вещий: он пренебрег предсказанием волхва, посмеялся, назвал его безумным стариком. В.Г. Маранцман умел одним вопросом разбудить наше мышление, наше сознание, побуждал найти ключ, открыть, чувствовать авторские интонации. Чувствовать, что в названии «Песнь о вещем Олеге» может быть ирония.
Помню, как однажды он пришел на занятие и говорит: «Вы знаете, я иду и слышу студентов - и они с таким пафосом читают текст. Это же здорово! Значит, что-то повлияло, раз дети вынесли эту эмоцию за пределы класса». В этом и есть открытие литературы.
На мой взгляд, В.Г. Маранцман определил образ ученого-методиста: методист должен быть также тонким литературоведом и поэтом, даже если ты не пишешь стихи.
Есть много разных методистов, но Владимир Георгиевич отличается от всех. Именно он соединил те важные начала, которые раскрывают слово. С одной стороны, это литературоведческая основа, с другой -дидактика, с третьей - раскрытие психологических механизмов, которые есть у читателя. Он подчеркивал, что писатель - это литературно творческий труд. В этом единстве, на мой взгляд, и заключается бессмертность методики Владимира Георгиевича.
Продолжение материала -►
¿1
Ачкасова Галина Леонтьевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы филологического факультета Курского государственного университета (Курск)
Я сегодняшний день чувствую праздничным, очень рада всех видеть и слышать.
Вообще, в моей жизни была огромная удача - встреча с Петербургом и встреча с Владимиром Георгиевичем Маранцма-ном. Случилось это еще в 1980-е годы, и с тех пор ни на один день меня не покидало ощущение, что В.Г. Маранцман присутствует рядом.
Известна мысль, что методика во многом определяется личностью того, кто творит эту методику, а Владимир Георгиевич - личность уникальнейшая. По большому счету, все, что сегодня называется новым, давным-давно было придумано. В.Г. Маранцман обозначил все возможные направления в развитии методической науки, начиная от «диалога искусств» и заканчивая видеоуроками, которые он сделал. Его статьи обладают способностью вдохновлять, что случается с авторами крайне редко. И мы пока еще до конца не осознали степень и уровень той системы, которую он создал.
Всю жизнь Владимир Георгиевич пытался выстроить систему, которой еще развиваться и развиваться. Что я имею в виду? Мы все знаем, что литература обладает способностью приращения смыслов. Так вот, методика Владимира Георгиевича Ма-ранцмана обладает тем же качеством - качеством приращения смыслов.
Мне встретился замечательный термин «мерцающий смысл», который хорошо раскрывает природу и искусство литературы, когда в результате приращения смыслов из
текста нельзя извлечь одну тему, одну идею. Так вот, Владимир Георгиевич - это человек «мерцающих смыслов»: он был очень разным - мог быть как ураган, а мог быть как солнышко на восходе. О нем как о человеке часто говорят: «Очень внимательный и необыкновенно душевный». Но ведь он был разный. Владимир Георгиевич мог быть яростным, когда отстаивал свою правоту. И в этой ярости был прекрасен - и своими доводами, и своими интонациями.
На мой взгляд, самое главное, что мы, его ученики, должны сделать - это сохранить литературу как предмет, у которого есть душа. Имею в виду как раз то, о чем говорила Алиса Петровна. Нельзя позволить свести литературу к каким-то формальным рамкам и признакам. Вне всякого сомнения, мы сейчас переживаем кризис в литературе, и попытка выйти из этого кризиса заложена в методической системе В.Г. Ма-ранцмана.
Наконец, скажу, что мы забыли об одной важной идее. Когда-то Владимир Георгиевич делал две программы, которые были запараллелены: мировая художественная культура и литература. И меня все чаще посещает мысль, что когда-нибудь мы придем к универсальному предмету, системообразующую роль в котором будет играть литература, изучаемая в контексте мировой художественной культуры. Это будет предмет с огромным количеством часов и прекрасными учителями, которых мы действительно перестали готовить.
Галицких Елена Олеговна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета (Вятка)
Я вам очень благодарна за оказанное мне доверие. Сегодня у нас со студентами было занятие по методике преподавания литературы, и мы искали ответ на вопрос
- переживает ли современная методика кризис? Был очень интересный ответ, который мы нашли в лекции Елены Станиславовны Романичевой: она четко сказала, что медиа-экологический подход к методике не разрушает старую методику, а обогащает ее новыми современными средствами, в том числе информационными. Конечно, многие воспринимают эти слова как ругательные, но мы не можем пройти мимо них
- это и лонгриды, и подкасты, и буктрей-леры, учебные презентации. Я считаю, что мы не можем сейчас их игнорировать, и поэтому я согласна с таким мнением, что современные приемы, методические находки развивают методику В.Г. Маранцмана, а не разрушают ее. Все потому, что в основании лежит его четкое понимание восприятия художественного текста. А все остальное
- это средство, бантики, украшательства. В
основе его методики - уровни читательского восприятия текста, и я абсолютно согласна с тем, что владеть так методикой слова, как делал он, нам еще нужно учиться.
Когда я вижу на уроках, как наши выпускники, студенты и педагоги красиво читают художественный текст, я всегда с благодарностью вспоминаю Владимира Георгиевича. А теперь проблема - чтобы владеть этой методикой, в университеты нужно вернуть предмет «Выразительное чтение художественного текста».
Второй аспект, важный для меня (по крайней мере этому учил Владимир Георгиевич) - если учитель на уроке по художественному тексту может выстроить дискуссию, диалог, то учитель гениален, и тогда урок можно назвать состоявшимся.
Я берегу в сердце все разговоры о «Зимнем утре» Пушкина, которые проводил с нами Владимир Георгиевич Маранцман. Спасибо вам большое за этот разговор и за возможность участвовать в круглом столе.
Коновалова Людмила Ивановна,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры образовательных технологий
в филологии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Дорогие друзья, я внимательно слушала все выступления, которые нашли горячий отклик в моей душе, некоторые мои мысли нашли подтверждение, а некоторые - наоборот.
Во-первых, мы вместе говорим о том, что Владимир Георгиевич как личность, как человек, написавший интереснейшие тру-
ды, - это человек эпохи Возрождения, во многих ипостасях. И я думаю, что мы сейчас переживаем эпоху Возрождения. В том числе я глубоко убеждена, что возрождение коснется методики преподавания литературы. Коллеги, давайте возрождать то, что заложено в трудах В.Г. Маранцмана, в его лекциях, в его личных беседах, в том, что он
вложил в нас, его учеников. В том числе он вложил в меня. К слову, я одна из первых его учениц, и помню, что в группе было три Люды - Люда Гудкова, Люда Шамрей, Люда Коновалова. Нас в аспирантуре так и называли - «трелюдия».
Во-вторых, меня также мучает вопрос: «Что такое методика и почему она ушла из обихода?» Алиса Петровна на «треугольнике» прекрасно показала, что, оказывается, методика заменена на технологии, потому что это своего рода процессный подход, это процесс. Но, дорогие друзья, процессный подход - это вообще менеджмент. В методике, которая является синтезом наук - синтезом педагогики, эстетики, этики и философии, - не должно быть процессного подхода. Здесь будут другие подходы. И они есть.
Что мы видим в современной методике? В ней наметился стратегиальный подход, мы говорим о стратегиях. Мы говорим о стратегиях чтения, о стратегиях своих действий, о стратегиальном подходе в целом,
который включает в себя многие направления.
В-третьих, Алиса Петровна, я разделяю ваше недоумение по поводу того, что сейчас Герценовский университет отказался от мысли, что педагогика и методика - это науки гуманитарные. Пока живы последователи Владимира Георгиевича и классической методики преподавания литературы, мы стоим на утверждении, что педагогика и методика - это науки гуманитарные. Для чистоты исследования и осмысления этой проблемы именно в Герценовском университете Алевтина Сергеевна Роботова написала монографию, где верно определила педагогику как науку гуманитарную. При этом, конечно, мы не отрицаем технологичных элементов и технологизации, мы понимаем технологический подход.
Вот мысли и размышления, которые я хотела выразить.
Материал подготовила редакция журнала.