Научная статья на тему 'Методические аспекты управления самостоятельной работой студентов заочной формы обучения'

Методические аспекты управления самостоятельной работой студентов заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ / INDEPENDENT ACTIVITY / INTEGRATION / PROJECT / INDIVIDUAL ROUTE / ELECTRONIC MANUAL FOR SELF-TUITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Н. П., Курвина А. В., Федорова Е. Н.

Раскрыты прикладные аспекты управления самостоятельной деятельностью студентов, как процесса и результата взаимодействия разных областей знания, развивающую их творческую активность, формирующего системное мышление и обеспечивающего возможность эффективного осуществления индивидуального подхода к процессу обучения в вузе. Рассматриваются возможные пути обеспечения личностно ориентированного обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам в результате функционирования специально организованной проектной деятельности с учетом уровневой дифференциации знаний, использования электронных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The applied aspects of management the students` independent activity as a process and a result of interaction of different fields of knowledge, which develop their creative activity, form the system thought and provide the possibility of the effective realization of the individual approach to the teaching process in university are exposed. The possible ways of providing the personally oriented teaching of students on individual educational routes through the functioning of a specially-organized project activity taking into account level differentiation of knowledge, use of electronic facilities of teaching are considered.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты управления самостоятельной работой студентов заочной формы обучения»

Литература:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании //Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10сентября.

2. Виноградова И.А. «Коммуникативная компетентность в социализации личности» дис. к.соц. н. - Н.Новгород, 2002.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая.

4. Кузин Ф.А. Современный имидж

делового человека, бизнесмена, политика. -М.: Ось - 89, 2002. - 512с.

5. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. - М.: Дело, 2000. - 240с.

6. Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа, как феномена интерсубъектного взаимодействия. - М., 2005. - 327с.

7. Щербаков В.С., Кабиров Р.Р. Роль задачно-модульной технологии в повыше -нии подготовки компетентных специалистов / Казанский педагогический журнал. -2010. - № 1(79). - С. 98-111.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Н.П. Алексеева, А.В. Курвина, Е.Н.Федорова

Раскрыты прикладные аспекты управления самостоятельной деятельностью студентов, как процесса и результата взаимодействия разных областей знания, развивающую их творческую активность, формирующего системное мышление и обеспечивающего возможность эффективного осуществления индивидуального подхода к процессу обучения в вузе. Рассматриваются возможные пути обеспечения личностно ориентированного обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам в результате функционирования специально организованной проектной деятельности с учетом уровневой дифференциации знаний, использования электронных средств обучения.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, интеграция, проект, индивидуальный маршрут, электронный самоучитель.

Applied aspects of management the independent work of students of railway specialities of extra-mural form of teaching. The applied aspects of management the students' independent activity as a process and a result of interaction of different fields of knowledge, which develop their creative activity, form the system thought and provide_the possibility of the effective realization of the individual approach to the teaching process in university are exposed. The possible ways of providing the personally oriented teaching of students on individual educational routes through the functioning of a specially-organized project activity taking into account level differentiation of knowledge, use of electronic facilities of teaching are considered.

Key words: independent activity, integration, project, individual route, electronic manual for self-tuition.

Перспективы развития российского образования требуют изменений к подготовке будущих специалистов в системе высшего профессионального образования, так как в период обучения в вузе происходит усвоение основных профессиональных ценностей и смыслов, развитие профессиональных умений и качеств студентов. Современное понимание цели и результата образования формулируется в документах Модернизации образования в России и в мире в формате достижения нового качества образования. Как отметил президент РФ Д.А. Медведев: «...в условиях глобализации, конечно, мы должны вырабатывать и новые подходы к образованию, новые подходы к тому, каким образом нам обмениваться не только технологиями, но и новыми знаниями, создавать так называемую образовательную мобильность» [4].

Основной формой обучения на заочном отделении является самостоятельная работа студентов по изучению дисциплин учебного плана. Правильно организованная самостоятельная работа оказывает положительное обучающее воздействие на студентов; способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию; выступает средством познания нового и интересного, творческой деятельности студента, что является главным условием становления личности. Организация процесса обучения студентов-заочников, ориентированная на выбор индивидуальных образовательных маршрутов, наиболее эффективна при

использовании интегративного подхода к обучению и электронных средств обучения. Интеграция рассматривается нами как эффективный принцип построения образовательного процесса студентов - заочников, открывающий дополнительные возможности в индивидуализации и дифференциации их обучения в целях учета, развития и формирования их познавательных и профессиональных интересов и склонностей [3]. Акцент делается на обобщенных знаниях и умениях; интеграция осуществляется не только на уровне межнаучного синтеза, но на уровне синтеза науки и практики, что позволяет повышать уровень научной подготовки студентов. Нами рассматриваются возможные пути управления самостоятельной работой студентов, обеспечивающей личностно ориентированное обучение студентов по индивидуальным образовательным маршрутам в результате функционирования специально-организованной проектной деятельности с учетом уровневой дифференциации знаний и использованием электронных учебников или самоучителей, представляющих собой систему адаптивного программного управления обучением. Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной

связи [1]. Самым главным в ЭУ является его содержание, а оно передается и воспринимается через тематическое структурирование информации (часто встречается термин «модульность»), что является первичным дидактическим принципом ЭУ. Это позволяет изучать материал шаг за шагом, концентрируя внимание каждый раз на отдельном учебном элементе или учебной единице. Для этого каждый модуль должен содержать формулировку учебных целей. Наличие цели, которая ставится при изучении материала, означает, что гарантируется овладение определенными новыми знаниями, умениями и навыками или совершенствование уже имеющихся. Материал, представленный в модуле, должен быть подготовлен таким образом, чтобы позволить обучающемуся достичь поставленных учебных целей без привлечения дополнительных информационных источников, т.е. быть самодостаточным. Содержание каждой учебной единицы и каждого учебного элемента должно стимулировать познавательную активность обучаемого, пробуждать его мысль, побуждать его к активным действиям, формировать у обучаемого тягу к дальнейшему изучению материала (когнитивность). Каждый модуль должен давать обучаемому возможность оценки своих действий и достигнутых результатов.

Взаимодействие обучаемого с учебным материалом осуществляется посредством интерактивности, что позволяет поддерживать способность к самообучению на самом высоком уровне. Для этого учебные материалы должны быть «настроены» на «диалог» с обучаемым. Это осуществляется посредством таких элементов, как подсказка при ответе учащегося

на сформулированный вопрос, возможность изменения им параметра процесса, изображенного на рисунке, с последующим наблюдением за изменением самого процесса или его характеристик и т.п. Чем больше существует возможностей «управлять» учебным материалом, тем активнее обучаемый участвует в диалоге, тем выше интерактивность. Этим же обеспечивается и наличие обратной связи, которая в ЭУ реализуется методом проб, что приводит к формированию у обучаемого устойчивых знаний в виде получаемых эвристическим путем закономерностей, понятий и т.п. Процесс самообучения сугубо индивидуален и не вписывается в заданные временные рамки. Студент заочного отделения сам управляет процессом познания, оценивая собственный уровень усвоенного материала, выбирая удобные только ему одному параметры управления и затрачивая столько времени, сколько ему требуется для завершения самообучения. Степень интереса к передаваемой информации определяется тем, в какой мере эта информация удовлетворяет запросы ее конкретного потребителя - обучающегося. Анализ функционирования информации в процессе обучения предполагает рассмотрение соотношения между знанием и информацией, изучение проблем информативности знания. Нахождение оптимального отношения известного и нового в сообщаемой информации зависит от степени развития индивида, от его подготовки к использованию полученной информации в процессе деятельности, от уровня информативности и ценности передаваемых знаний.

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования,

Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно как формирование определенных личностных качеств обучающихся в процессе создания конкретного продукта.

Целью проектной технологии является самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл. Про-блемность возникает при разрешении проблемной ситуации, обусловливающей начало активной мыслительной деятельности, побуждающей активность и самостоятельность обучающихся [2]. Решение проблемы приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и ее результату. На наш взгляд, наиболее значимыми для студентов являются реальные (жизненные) проблемы, реализуемые в проектах.

При проектном обучении занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация студентов. В процессе работы над проектом они находят и решают проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируют результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливают причинно-следственные связи. В проекте успешно реализуются различные формы организации самостоятельной учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие сту-

дентов друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Примером может служить интегративный проект, в котором участвовал студент Петрозаводского филиала ПГУПС (специальность «Электроснабжение») Сергей С. «Экологическая безопасность АЭС». В отчете, выполненном с использованием программы Power Point, студент осветил следующие аспекты:

• атомные станции России (приведена карта с географическим расположением атомных станций);

• безопасность эксплуатации АЭС с рисунками и пояснениями к ним;

• экологический мониторинг (радиационно-гигиенический контроль, автоматизированные системы контроля радиационной обстановки, мониторинг атмосферного воздуха, охрана вод, отходы АЭС).

Анализируя результаты проектной деятельности студентов Петрозаводского филиала ПГУПС, можно констатировать их возрастающий интерес к самостоятельной разработке и осуществлению как мини-, так и мега-проектов, усложнению содержания проектов, усилению их практи-ко-ориентированной направленности. Результаты экспериментального выявления уровневой дифференциации показали эффективность использования интегративного подхода для формирования умений осуществлять не только внутритемное, межтемное и межпредметное, но и интегративное обобщение; применять полученные знания в новых нестандартных учебных ситуациях.

Таким образом, в контексте перспектив развития российского образо-

вания меняются подходы к подготовке будущих инженеров, а также совершенствуются дидактические процессы и внедряются новые технические средства обучения. Реализация технологий интегративного обучения и использование электронных средств обучения позволяет наиболее эффективно организовать процесс обучения студентов-заочников, самостоятельная работа которых должна составлять в среднем 75% учебного времени.

Литература:

1. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников / Зайнутдинова Л.Х. - Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. - 364 с.

2. Курвина А.В. Проектно-исследовательская деятельность в профильном обучении (естественнонаучный профиль): методические рекомендации / А.В. Курвина; Гос. образовательное учрежд. высш. проф. образования Карел. гос. пед. ун-т. - Петрозаводск: КГПУ, 2006. - 72 с.

3. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Н.К. Чапаев. -Екатеринбург, 1998. -308 с.

4. Медведев Д.А. Встреча с ректорами российских, испанских и латиноамериканских университетов: [Электронный ресурс] / Д.А.Медведев. - Электрон.ст. -Режим доступа к ст.: http://www.kremlin. ru/news/3332

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СБОРНИКА ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЧЕРЧЕНИЕ»

Филимонова О.С.

В настоящей статье раскрывается значение сборников задач для чертежно-графических дисциплин, проводится краткий анализ педагогических требований к построению задачников. Рассматривается разработанная автором модель сборника задач по черчению: задачи, функции, требования к содержанию, структура.

Ключевые слова: сборник задач; структура построения; система заданий.

Didactic approaches for planning task book of drawing. This article analyzes such type of teaching means as task books of drawing and clarifies their meaning depending on contemporary demands. On account of absence regulations concerning task books’ structure, the author of the article describes requirements for the content, task books’ functions and structure, designed by her.

Key words: task book, task books’ structure, tasks system

Современный этап развития общества требует подготовки специалистов, способных реализовать свой потенциал в постоянно меняющихся

условиях современной действительности. В связи с ростом строительства, производства, дизайн-проектирования возрастает потребность в подготов-

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.