Научная статья на тему 'Методические аспекты ценообразования на электрическую энергию и предложения по их совершенствованию'

Методические аспекты ценообразования на электрическую энергию и предложения по их совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД / ЦИВИЛИЗОВАННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / PRICING / ELECTRIC ENERGY / EXPENSIVE METHOD / CIVILIZED COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюпова Н. М., Зиганшина А. Р., Марченко Герман Николаевич

Представлены предложения по совершенствованию методов ценообразования на электрическую энергию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аюпова Н. М., Зиганшина А. Р., Марченко Герман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of pricing on electric energy and offers on their improvement

Presented some offers of the perfect methods of pricing on electric energy.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты ценообразования на электрическую энергию и предложения по их совершенствованию»

УДК 620.9:658

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Н.М. АЮПОВА, А.Р. ЗИГАНШИНА, Г.Н. МАРЧЕНКО

Казанский государственный энергетический университет

Представлены предложения по совершенствованию методов ценообразования на электрическую энергию.

Ключевые слова: ценообразование, электрическая энергия, затратный метод, цивилизованная конкуренция.

Глобальной целью реформирования электроэнергетики как базовой, системообразующей отрасли экономики Российской Федерации являлась реструктуризация собственности из государственной в частную.

Стратегической задачей реформирования электроэнергетики является восстановление устойчивого развития её на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования. На этой основе реализуется обеспечение надёжного, экономически эффективного удовлетворения спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочный период и в долгосрочной перспективе.

Коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые отношения между продавцами и покупателями электроэнергии должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании, так и на тарифах, устанавливаемых уполномоченным государственным органом. Конкурентный оптовый рынок и рынок прямых поставок электроэнергии должны складываться на основе действующего законодательства, свободного взаимодействия его участников и прямых двусторонних договоров [1].

В период реформирования методологию ценообразования и тарифного регулирования необходимо изменить на рыночную путём обеспечения единства принципов и методов установления тарифов на всей территории страны.

В конечном итоге необходимо сформировать цивилизованные конкурентные оптовый, региональные и розничные рынки электроэнергии с переходом к ценообразованию на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения [1].

В деятельности энергокомпаний используются три основные системы формирования цен, базирующиеся на разных экономических принципах:

1) ценообразование на основе затрат производства (издержки плюс прибыль) - затратный принцип - навязывание цены покупателю;

2) ценообразование на основе «равновесной цены» по точке пересечения гипотетической кривой спроса с абстрактной кривой предложения - затратный принцип субъективного навязывания посредником низшей цены производителям и наивысшей цены покупателям по замыкающей станции ценовой зоны оптового рынка;

3) методика оперативного ценообразования на электрическую и тепловую мощность и энергию, обобщающая рыночные принципы ценообразования, разработанная на основе аутентичного закона рыночного спроса на реальные блага, закона денежной выручки, графиков

© Н.М. Аюпова, А.Р. Зиганшина, Г.Н. Марченко Проблемы энергетики, 2012, № 11-12

электрической нагрузки и данных управленческого учёта затрат ресурсов производственно-коммерческой деятельности компаний.

Стратегия ценообразования зависит от тех, кто заинтересованно принимает решения по установлению цен. Необходимо предвидеть уровень цен на энергию до начала её реализации. Действия высшего руководства энергокомпаний должны быть направлены на согласование ценовой политики и стратегических целей компании. Даже более того: ценообразование должно стать центральным звеном в составе стратегических целей и задач, более важным элементом, чем финансовая деятельность и управление потоками денежных средств. Без эффективного ценообразования нечем будет управлять: не будет самих финансовых потоков [1].

На основании Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ, Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ и Постановления Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 26 февраля 2004 года № 109 Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 утверждены «Методические указания по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию (мощность) на розничном (потребительском) рынке».

Согласно вышеизложенным нормативным документам тарифы на электрическую энергию и мощность рассчитываются на основании анализа всех статей себестоимости и рентабельности всех субъектов ФОРЭМ в виде двухставочных тарифов на электроэнергию и мощность или средних значений тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцированных по времени суток. При расчёте тарифов с использованием метода экономически обоснованных затрат валовая прибыль должна соответствовать экономически обоснованному уровню доходности инвестированного капитала организаций, осуществляемых регулируемую деятельность. Таким образом, производителю (продавцу) электроэнергии необходимо лишь доказать, что его затраты являются обоснованными и необходимую рентабельность он получит через тариф [2].

Очевидным недостатком существующего затратного метода формирования тарифов является тот факт, что энергетическому предприятию легче обосновать свои затраты, чем прикладывать усилия для их снижения. В результате затратная часть тарифа продолжает расти.

Данный метод является исторически наиболее распространённой процедурой ценообразования и самым лёгким путём к достижению прибыльности [3].

Однако сейчас, в период становления конкурентных отношений в отрасли, когда предъявляются всё более жёсткие требования к вопросам определения цены на электроэнергию, в нём можно выявить несколько существенных недостатков:

- не позволяет учитывать колебания спроса на производимый товар: в случае спада потребления электроэнергии предприятие будет предлагать товар по цене с учётом полных издержек, хотя в данный момент часть имеющихся производственных мощностей не работает;

- не учитывает разные объёмы затрат, необходимых для обеспечения заявленных уровней мощности, расходы на обслуживание потребителей высокого, среднего и низкого напряжений, поддержание требуемого уровня мощности в пиковое, полупиковое и ночное время. А ведь известно, что экономическая сущность любых издержек состоит в том, что они должны учитываться и включаться в цену товара по месту их реального возникновения.

Установление тарифов на основе стоимости (издержек) производителя по методу «затраты плюс прибыль» происходит в регулирующих комиссиях в условиях © Проблемы энергетики, 2012, № 11-12

ожесточённых споров сторон производителей и потребителей энергии. Решение по тарифам принимались, и в большинстве РЭК продолжают приниматься, «демократически - путём голосования» того численного значения цены (тарифов) на энергию, которое заранее определено руководителем администрации субъекта Федерации.

На конференции энергетиков в апреле 2004 года в Санкт-Петербурге было объявлено: «Проблема №1 реформирования - это ценообразование в условиях рынка энергии. Ценообразование по методу «затраты плюс прибыль» для энергетики не подходит...» [4].

Соблюдая физические законы природы отрасли и экономику электроэнергетического производства ЕЭС России со сложно структурированной собственностью возможно перейти от затратных методов ценнообразования к противозатратным, ценностным по спросу потребителей.

Это потребует нелёгких решений руководства энергокомпаний, поскольку реально данные методы вызывают определения цены в темпе процесса конкурентного оценивания своего потенциала и возможностей мгновенного переключения всей производственно-коммерческой деятельности в погоне за ускользающим доходом [1].

В законе «Об электроэнергетике», в Постановлении правительства №526 от 11.07.2001 года в разных формулировках декларируется ценообразование «по спросу и предложению». Однако научно обоснованных, объективных методов и методик этого ценообразования ни в одном из нормативных документов нет.

Методология экономической науки является базовой, основополагающей областью экономической науки, где рассматриваются способы обоснования экономических теорий и причины предпочтения одной теории перед другой и в сравнении с фактами реального мира производственно-хозяйственных и коммерческих отношений между участниками.

Методология ценообразования неразрывно связана с методологией экономической науки и является её главной составной частью. Более того, от уровня развития методологии ценообразования, от её объективности и адекватности фактам реального мира хозяйствования зависят становление и развитие методологии всей экономической науки.

Основные цели экономической науки и её прикладных аспектов познания -понимать подлинную сущность (аутентичность) экономических явлений, прогнозировать, точно рассчитывать в динамике экономические показатели и управлять производственно-коммерческой деятельностью на уровне как хозяйствующих субъектов, отраслей, так и всей национальной экономики в целом [5].

Основными свойствами электрической мощности и энергии как товара являются: полное по объёму и времени совпадение мгновенного производства и потребления, принципиальная невозможность складирования с целью продажи при лучшей конъюнктуре цен, невозможность возврата производителю энергии с низкими показателями качества.

Какой объём энергии в каждое мгновение станция выработала и поставила на рынок, столько же её (за минусом расхода на собственные нужды и технологический расход в сетях) потребители и использовали. С другой стороны — сколько мощности и энергии, в зависимости от тарифов, потребители использовали в каждое данное мгновение, ровно столько энергии и мощности компания им поставила.

Эта, объективно обусловленная свойствами электроэнергии как товара, рыночная ситуация, в терминах теории спроса и предложения микроэкономики, формулируется следующим образом: кривая рыночного спроса на энергию и мощность полностью

© Проблемы энергетики, 2012, № 11-12

совпадает с кривой рыночного предложения энергии и мощности по всем их точкам в пределах первого квадранта перенесённой системы декартовых координат.

Следовательно, математическая модель закона спроса и закона предложения имеет одно и то же выражение. Эти кривые не имеют точки пересечения, равновесной цены, равновесных объёмов товара-энергии. А если это так, то электроэнергетике естественное совмещение кривой спроса с кривой предложения - это реальное проявление физической и экономической сущности благ и отношений на энергетических рынках. Здесь методы экономического равновесия цены и объёмов спроса и предложения не срабатывают. Требуются новые подходы для определения взаимодействия функции спроса, предложения, дохода, издержек, цены, прибыли.

Методологической основой ценностного метода ценообразования на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, являются: принципы и математические модели новой аутентичной теории спроса микроэкономики, показатель экономического результата в форме дохода, графики электрической нагрузки и данные системы управленческого учёта издержек производственно-коммерческой деятельности энергокомпании, дающих возможность отслеживать и управлять тарифами в темпе процесса изменения объёмов производства и потребления мощности и энергии.

При использовании метода создаются и обеспечиваются условия для цивилизованной конкуренции между независимыми поставщиками, как на стадии разработки плановых балансов, так и при оперативном управлении производством и поставками энергетической продукции, в рамках оптовых и территориальных генерирующих компаний, АО-энерго, АЭС, региональных объединённых энергосистем. Метод применим также при регулировании тарифов государственными органами.

Под термином «цивилизованная конкуренция» в сфере аутентичной экономики понимается уровень соперничества сторон, соответствующий уровню материальной и духовной культуры граждан, который определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений участников по поводу распределения между ними достигнутого экономического результата производственно-коммерческой деятельности компании [1].

Одной из основных особенностей генерирующих компаний являются регулярные колебания нагрузки производственных мощностей, определяемые часовыми, недельными, сезонными изменениями спроса потребителей. Это ведёт к изменениям объёма производства и продаж энергии и мощности, что существенно влияет на колебания издержек производства, цены и финансовый результат энергокомпаний.

В этом заключается основная причина, требующая детального оперативного учёта и анализа экономических взаимосвязей объёма производства, издержек, отпускных цен, дохода и прибыли в каждой энергокомпании в темпе процессов генерации и поставок энергии.

Наиболее полную информацию о проведении таких связей для принятия объективных управленческих решений даёт система управленческого учёта. Основой её является обязательное разделение всех совокупных издержек на постоянные и переменные по отношению к объёму производства продукции. Постоянные издержки не зависят от объёма производства электрической энергии и мощности, а переменные - прямо пропорциональны ему.

Ценообразование по спросу и предложению на основе ценности товара для покупателя и стоимости товара для продавца (доход минус издержки) -противозатратный принцип конкурентного ценообразования. Эта методика даёт реальную возможность для всех участников рыночных отношений с любой формой организации регулируемого или свободного ценообразования реально рассчитать цены © Проблемы энергетики, 2012, № 11-12

на любой период поставок энергии на рынок, продолжительностью от одного часа до суток и далее, в темпе производства энергии и мощности в полном соответствии с рабочим диспетчерским графиком нагрузок генерирующего оборудования [1].

При этом оперативно, через цены используемых ресурсов, учитывается реальная, фактическая инфляция, формирующаяся на уровне страны или конкурентного региона. Ценообразование на энергию и мощность уходит с поля боя политических сил и групп лоббирования различных корпоративных интересов на поле цивилизованных рынков энергии с реальными механизмами ценообразования по спросу и предложению.

Summary

Presented some offers of the perfect methods ofpricing on electric energy. Key words: pricing, electric energy, expensive method, civilized competition.

Литература

1. Шевкоплясов П. М. Ценообразование на рынках энергии: Глобальные проблемы, реальные решения. СПб.: Политехника, 2006. 362 с.

2. Иванова Н. П. Совершенствование тарифной политики в сфере электроэнергетики в регионе: Автореферат дис... канд. экон. наук. Ижевск, 2007. 26 с.

3. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. 572 с.

4. Кузьмин В. В., Образцов С. В. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в России: Учебное пособие. М.: ИПК Госслужбы, 1998. 176 с.

5. Блауг Марк. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют: Пер. с англ. /Вступ. ст. В. С. Автономова. М.: НП «Журнал вопросы экономики», 2004. 416 с.

Поступила в редакцию 25 сентября 2012 г.

Марченко Герман Николаевич - д-р техн. наук, профессор кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ), чл.-корр. АН РТ.

Аюпова Н.М. - аспирантка кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ).

Зиганшина А.Р. - аспирантка кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ).

© Проблемы энергетики, 2012, № 11-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.