Научная статья на тему 'Методические аспекты реализации контроля знаний студентов по информатическим дисциплинам средствами дистанционных образовательных технологий (на основе системы дистанционного обучения Moodle)'

Методические аспекты реализации контроля знаний студентов по информатическим дисциплинам средствами дистанционных образовательных технологий (на основе системы дистанционного обучения Moodle) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюков Г. И.

В данной работе рассматриваются методические аспекты реализации контроля знаний студентов по информатическим дисциплинам средствами дистанционных образовательных технологий в системе дистанционного обучения MOODLE. Описывается реализация основных видов, методов, форм и средств контроля по дисциплинам информатического цикла в среде MOODLE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты реализации контроля знаний студентов по информатическим дисциплинам средствами дистанционных образовательных технологий (на основе системы дистанционного обучения Moodle)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ИНФОРМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE)

© Курдюков Г.И.1

Волгоградский государственный педагогический университет,

г. Волгоград

В данной работе рассматриваются методические аспекты реализации контроля знаний студентов по информатическим дисциплинам средствами дистанционных образовательных технологий в системе дистанционного обучения MOODLE. Описывается реализация основных видов, методов, форм и средств контроля по дисциплинам информатического цикла в среде MOODLE.

Вопросы, связанные с педагогическим контролем повсеместно обсуждаются в теоретической науке и практике, поскольку сложившаяся традиционная система контроля имеет ряд существенных недостатков, среди которых можно выделить неправильное понимание его функций, неоправданное переоценивание его роли в процессе обучения, контроль превращается в самоцель; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев оценивания. Кроме того, современная система контроля в обучении должна соответствовать практически устоявшимся тенденциям в развитии образования и, в частности, такой общепризнанной идее развития современного образования как его гуманизация, о чем упоминается в работах М.Н. Берулава, И.А. Зимней, З.Г. Нигматова, А.М. Новикова и др. Существующая система контроля приводит к снижению внутренней мотивации обучения студентов, самостоятельности, ответственности, вероятности использования гуманистического подхода в будущей профессиональной деятельности, и, как следствие, недостаточному уровню подготовки выпускаемых учителей. Одним из решений описанных проблем является дополнение традиционной системы контроля системой контроля на основе средств информационно-коммуникационных технологий и в частности, таких стремительно развивающихся технологий на сегодняшний день как дистанционных технологий, внедрение которых в учебный

1 Старший преподаватель, аспирант

процесс является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования.

В настоящей работе рассматривается реализация основных видов, методов, форм контроля на базе дистанционной образовательной системы MOODLE. Эта аббревиатура происходит от словосочетания Modular Object-Oriented Dynamic Leaming Environment, что в переводе означает Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Оболочка и представляет собой свободно распространяемую среду создания и управления учебными курсами на основе дистанционных образовательных технологий. Это Интернет-среда для совместного on-line обучения.

Охарактеризуем сначала виды контроля по информатическим дисциплинам в условиях средств дистанционных образовательных технологий.

Как известно, предварительный контроль призван диагностировать уровень знаний студентов, которыми они владеют на текущий момент, например это, может быть, перед началом изучения курса, нового раздела, темы. По нашему мнению, эффективнее всего предварительный контроль в среде MOODLE реализуется с помощью тестирования. Соответствующий тест удобно разместить в среде MOODLE в тех модулях, где это необходимо либо в контролирующем блоке, либо в самом начале модуля перед всеми другими блоками. Следует особо отметить, что дистанционная среда MOODLE обладает большим разнообразием заданий в тестовой форме. О всевозможных формах тестирования будет рассказано ниже.

Текущий контроль, как правило, имеет непрерывный характер и осуществляется на каждом занятии по информатическим дисциплинам; его осуществляет и преподаватель и компьютер, благодаря специфике ин-форматических дисциплин, которому передается роль еще и контролирующего средства. Возможностей для реализации этого вида контроля в среде MOODLE довольно много. Перечислим соответствующие инструменты среды MOODLE: тесты, рабочая тетрадь, задания с присылаемым файлом, задания в формате Wiki. Текущий контроль с использованием перечисленных инструментов может осуществляться как на занятии (тесты, рабочая тетрадь, семинар, задания в формате Wiki), так и вне занятия (тесты, рабочая тетрадь, задания с присылаемым файлом, задания в формате Wiki). Отметим здесь роль такого элемента дистанционных курсов как «Лекция с элементами контроля», суть которого кратко заключается в следующем: весь лекционный материал данного модуля, помещенный в среде MOODLE делится на определенные смысловые блоки. Каждый такой блок заканчивается контролирующем вопросом в форме теста, направленный на усвоение основных понятий данного теоретического блока. Здесь тестовое задание может иметь самые разные формы: с одиночным выбором ответа, с множественным выбором ответа (несколько правильных ответов), вопрос типа «верно-неверно», вопрос на соответствие,

вопрос с кратким ответом (ответ на задание вписывает сам студент в соответствующую форму), вычисляемый вопрос (используется формула для получения ответа), числовой вопрос (ответом является числовая величина, причем имеется возможность настройки преподавателем некого диапазона значений, в который попадает данная величина - правильный ответ, попав в данный диапазон, ответ студента засчитывается как верный), задание-эссе (как таковым тестовым заданием не является).

Тематический контроль проводится, как правило, после изучения определенного осмысленного блока (темы, раздела, модуля) какого-либо информатического цикла и направлен на выявление знаний по данному завершенному участку курса. Для проведения соответствующего контроля здесь подходит любой из описанных инструментов. Выделим основные базовые модули информатических дисциплин и охарактеризуем каждый из них с точки зрения контролирующих инструментов необходимых для проведения соответствующего контроля:

1. Информация и информационные процессы;

2. Представление информации;

3. Компьютер;

4. Формализация и моделирование;

5. Алгоритмизация и программирование;

6. Информационно-коммуникационные технологии;

7. Сетевые информационные технологии (коммуникационные технологии).

Для контроля теоретических вопросов данных модулей удобно использовать тестирование. Практические умения студентов целесообразно выявлять с помощью таких инструментов как «Рабочая тетрадь», «Задания с присылаемым файлом», «Семинар», Wiki.

Если для проведения контроля первого модуля «Информация и информационные процессы» выбраны устные методы контроля (опрос, беседа), то целесообразно сами обсуждаемые вопросы, проблемы разместить в среде MOODLE, например, с помощью такого инструмента как «Семинар». Обсуждение рассматриваемых вопросов, тем или проблем, например, таких как «Информационные подходы к определению понятия «информация»», «Виды, свойства информации», «Информационные процессы», «Информатизация общества/ образования», и др., проводить устно в аудитории. Уровень усвоения базовых понятий этого модуля, таких как информация, основные единицы измерения информации, виды и свойства информации, информационные процессы и т.п. целесообразно осуществлять в форме тестирования, которое можно организовать как по всему модулю целиком, так и по его отдельным темам: «Информация», «Основные подходы к измерению информации», «Информационные процессы». Письменные методы контроля (диктант, например, по основным понятиям модуля; эссе; самостоятельная/ контрольная работа) реализуют-

ся в системе MOODLE с помощью таких инструментов как «Рабочая тетрадь», «Задания с присылаемым файлом». Например, самостоятельную / контрольную работу по теме «Различные подходы к измерению информации» можно реализовать с помощью инструмента «Рабочая тетрадь», основная форма которой наполняется преподавателем задачами на измерение информации в рамках разных подходов к измерению информации. Студенты решают предложенные задачи прямо в среде MOODLE, после окончания самостоятельной / контрольной работы преподаватель имеет возможность проверить все работы в удобное ему время, причем, имея доступ к сети Интернет, студенты результаты своей работы могут узнать, например, дома не дожидаясь следующего занятия. Вопросы данного модуля, требующие размышлений, допускающих множественность ответов можно задавать, используя такую форму как эссе. Студенты пишут минисочинение на предложенную тему и отправляют на проверку преподавателю.

Контроль знаний по второму модулю целесообразно осуществлять, сочетая устные и письменные методы контроля. Так, для контроля знаний по вопросам видов информации, кодирования, языка как способа представления информации, классификации языков, теоретических аспектов, связанных с системами счисления (определения, позиционные и непозиционные системы счисления, их история возникновения и т.п.) можно использовать устные методы контроля: эвристическую беседу, опрос. О их реализации в среде MOODLE говорилось выше. Контроль ключевых понятий модуля организуется с помощью теста или рабочей тетради с помощью специальных заданий. Практические методы контроля удобно организовать в форме рабочей тетради, посредством заданий которой проверяются основные практические умения и навыки, приобретенные студентами в процессе изучения данного модуля. Так, например, в данном инструменте среды MOODLE можно разместить самостоятельную или контрольную работу по теме «Системы счисления», представляющую собой совокупность заданий практического характера, и выявляющую умения студентов переводить числа из одной системы счисления в другую, производить арифметические операции над числами в данной системе счисления.

Третий модуль «Компьютер» носит более выраженный теоретический характер. Усвоение знаний по таким вопросам данного модуля как архитектура компьютера, принципы Фон-Неймана, назначение основных устройств компьютера, виды памяти и др. целесообразно выяснять с помощью устных методов контроля (фронтальный опрос, беседа), а также с помощью тестирования, которые легко реализуются в среде MOODLE.

Рассмотрим следующий модуль. Знания теоретического характера (понятие модели, классификация моделей, процесс моделирования, этапы

построения моделей и др.) здесь удобно контролировать в виде теста или заданий рабочей тетради, а также в устной форме с помощью беседы, опроса или индивидуального собеседования, реализация которых в среде MOODLE описана выше. Практические же умения и навыки выявляются с помощью соответствующих заданий, проектов, направленных на реализацию моделей какого-либо процесса или явления. Для работы над проектами всех студентов группы удобно поделить на подгруппы по 2-3 человека, которые будут работать над одним совместным проектом. Найденный материал для работы над проектами удобно выкладывать в специальном инструменте Wiki, где другие участники одной подгруппы или из других подгрупп, а также преподаватель, имеют возможность расширять, корректировать и обсуждать. Обсуждение текущих вопросов, проблем, возникающих в ходе совместной работы студентов над проектами в этом модуле, легко реализуется с помощью форума и/ или чата, а также с помощью обмена сообщениями, активное участие в которых может принимать и преподаватель.

Говоря о модуле «Алгоритмизация и программирование», отметим, что теоретические аспекты (понятие алгоритма, его свойства, основные алгоритмические структуры, основы изучаемого языка программирования) контролируются устными методами: опросом или беседой (соответствующие вопросы выкладываются в дистанционной среде), а также с помощью тестирования или заданий рабочей тетради. Отметим, что основными практическими заданиями этого модуля являются написание программ на изучаемом языке программирования (Паскаль или Delphi), поэтому одним из контролирующих средств в такой работе является компьютер. Задания на выявление понимания основ изучаемого языка программирования (переменные, константы, типы данных и т.п.) удобно представить в форме рабочей тетради, соответствующие задания которой могут выполняться студентами непосредственно на лабораторных занятиях по курсу «Информатика» или в качестве домашних заданий. Следует отметить, что задания к лабораторным работам в виде текстов задач можно размещать в системе MOODLE в виде специального блока, причем часть из этих задач можно давать в виде домашней работы. Написанные программы студенты могут присылать преподавателю в виде файла посредством инструмента «Задания с присылаемым файлом». В случае если написанная программа имеет недостатки (ошибки, неточности), одним словом, нуждается в определенной коррекции, то преподаватель снабдив присланную программу необходимыми комментариями, отправляет ее студенту для соответствующей корректировки. Этот процесс может длится до тех пор, пока задача не будет решена верно.

Контроль ключевых понятий, теоретического материала модуля «Информационно-коммуникационные технологии» проводится с помощью опроса, беседы, тестирования, о которых подробно упоминалось выше.

Практические умения и навыки контролируется в ходе осуществления метода проектов, который является наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в данном модуле. Выполняемый студентами проект должен в максимальной степени совмещать приобретенные студентами умения работы со всеми изучаемыми прикладными программами (текстовым, графическим редакторами, электронными таблицами, презентациями, базами данных). Для общения в процессе работы над проектами используются коммуникативные средства среды MOODLE: форум, чат, обмен электронными сообщениями (в приватном режиме), а также инструмент Wiki.

Контроль теоретических знаний (понятие локальных и глобальных сетей, их топологии, информационные услуги сети Интернет, URL-адреса, web-броузер, web-сайт, web-сервер, web-страница и др.) следующего модуля осуществляется устными методами (опрос, беседа, индивидуальное собеседование) или письменными (упражнения, самостоятельная/ контрольная работа) с помощью инструментов рабочая тетрадь, тест, семинар. Умения работать с сетью Интернет, в частности искать необходимую информацию, работать с электронной почтой выявляются с помощью контролирующих заданий практического характера, которые можно размещать в рабочей тетради, в заданиях с присылаемым файлом (например, в качестве присылаемого файла может быть прислана найденная страница в Интернете, содержащая информацию, которую требовалось найти в задании) или в отдельном блоке заданий.

Реализация итогового контроля в среде MOODLE зависит от формы проведения этого вида контроля: коллоквиума, зачета или экзамена; также возможно проведение итогового контроля после завершения изучения определенного раздела. В зависимости от выделенных форм подбираются соответствующие контролирующие инструменты. Например, если итоговый контроль проводится путем защиты реферата, то готовый реферат студент может отправить преподавателю на проверку с помощью инструмента среды MOODLE «задание с присылаемым файлом». Преподаватель, проверив присланную ему работу, имеет возможность внести коррективы в работу, написать свои комментарии по поводу работы в форму данного инструмента и отправить студенту. Ясно, что описанный процесс может продолжаться до тех пор, пока данная реферативная работа будет удовлетворять всем необходимым требованиям. Все вышесказанное относится к любой письменной работе, в том числе курсовой работе по информатике, методике преподавания информатики или дипломной работе в педвузе. Для проведения коллоквиума целесообразно использовать такой инструмент как «рабочая тетрадь», в которой студенты работают, выполняя предложенные задания. По окончании работы студентов, преподаватель имеет возможность проверить работы и написать свои комментарии, вне-

сти коррективы для дальнейшей работы студентов над контролирующими заданиями. Такая совместная работа студентов и преподавателя может продолжаться до тех пор, пока все предложенные задания не будут выполнены правильно. Аналогичным образом можно организовать проведение зачета или экзамена.

Рассмотренные основные виды контроля и инструменты среды MOODLE, соответствующие им сведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные виды контроля и инструменты среды MOODLE

Виды контроля Инструменты MOODLE, реализующие данный вид контроля

Предварительный тест

Текущий тест, рабочая тетрадь, лекции с сопутствующими вопросами (в форме теста), семинар, задания с присылаемым файлом, задания в форме технологии Wiki

Тематический в зависимости от тематики курса, темы, раздела

Итоговый тест, рабочая тетрадь, задания с присылаемым файлом

Опишем теперь методы контроля по информатическим дисциплинам на основе средств дистанционных образовательных технологий.

Методы устного контроля такие как фронтальный опрос, беседа, индивидуальное собеседование проводятся на лекционных, практических, лабораторных занятиях по информатическим дисциплинам. Соответствующие теоретические вопросы, учебные проблемы, которые необходимо обсудить размещаются в системе MOODLE с помощью нужных инструментов: в виде текстового или HTML-файла.

Письменные методы контроля знаний по информатическим дисциплинам используются при решении задач, например, задачи на измерение информации в курсе «Теоретические основы информатики», перевод чисел из одной системы счисления в другую, арифметические действия над числами в курсе «Информатика», составление программ в курсе «Программирование», выполнение других практических заданий в изучаемой прикладной программе (текстовый, графический редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.п.). Специфика заданий определяет форму размещения заданий в системе MOODLE. Так наиболее подходящими инструментами рассматриваемой среды здесь выступают: задания в виде текстового или HTML-файла, рабочая тетрадь, семинар, задания с присылаемым файлом. Например, типовые задачи и упражнения удобно размещать в рабочей тетради, в которой и будут выполнять предложенные задания студенты; задания, требующие совместной работы - в формате Wiki; тематику реферативных, курсовых, дипломных работ удобно размещать в заданиях с присылаемым файлом.

Одними из основных методов контроля, проводимых на протяжении всего учебного процесса являются практические работы, которые выражаются в форме выполнения заданий, решении задач, работы над совме-

стными проектами. Выбор инструмента среды MOODLE, позволяющего реализовать контроль необходимых знаний и умений определяется особенностями заданий, выполняемых студентами. Так, например, в работе над проектами можно задействовать следующие инструменты: Wiki, задания с присылаемым файлом, форум, чат.

Как известно, в педагогической науке выделяют следующие основные формы контроля: индивидуальную, фронтальную и комбинированную. Подробнее остановимся на каждой из них.

Индивидуальная форма контроля реализуется с помощью инструментов «лекция с элементами контроля», «рабочей тетради», тестирования, заданий с присылаемым файлом, причем в тестировании и лекции с элементами контроля контроль и оценивание проводится без участия преподавателя, тем самым исключается субъективизм в выставлении оценок.

При фронтальной форме контроля задействована вся студенческая аудитория. Используются рассмотренные выше методы контроля: устные, письменные, практические, для реализации которых в системе MOODLE используются весь набор инструментов в соответствии со спецификой конкретных заданий.

Комбинированная форма контроля, по сути, совмещает рассмотренные две формы контроля и в реальном учебном процессе наиболее часто встречается.

Список литературы:

1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Ю.К. Бабанский, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 497 с.

2. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.