Научная статья на тему 'Основные возможности системы дистанционного обучения Moodle'

Основные возможности системы дистанционного обучения Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтынхузина Р.Н.

В статье приведена краткая характеристика системы дистанционного обучения Moodle, рассмотрены основные возможности и ее преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные возможности системы дистанционного обучения Moodle»

Алтынхузина Р.Н.

Студентка, институт профессионального образования и информационных технологий, Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

Научный руководитель - Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных и полиграфических систем и технологий

Старцева Оксана Г еннадиевна

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ MOODLE

Аннотация

В статье приведена краткая характеристика системы дистанционного обучения Moodle, рассмотрены основные возможности и ее преимущества.

Ключевые слова: дистанционное обучение, система Moodle.

Сегодня образование является неотъемлемой частью нынешнего общества. Если раньше образование могли получать не все желающие, то теперь образование стало доступным для каждого. Также сейчас помимо традиционных способов обучения большое распространение имеет дистанционное обучение.

При организации дистанционного обучения различают следующие методы работы учебных заведений:

- однометодная работа (учебное заведение реализует только дистанционное обучение);

- двухметодная работа (учебное заведение реализует обычное (традиционное) + дистанционное обучение, данные формы обучения являются относительно независимыми и не смешиваются при подготовке обучающихся);

- смешанная работа (главным образом учебное заведение использует метод дистанционного обучения, в то время как обычное аудиторное преподавание будет вестись по дисциплинам, включающим компоненты экспериментальной и лабораторной работы)

В настоящее время рассматривают четыре основные модели дистанционного обучения.

Модель 1. Обучение по типу экстерната. Система обучения предназначена для тех, кто не может учиться очно. Обучаемые получают задания, учебные материалы. Они работают с ними самостоятельно, а затем сдают экзамены и зачеты по основным дисциплинам.

Модель 2. Дистанционное обучение на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования. Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Обладая очень сильным профессорско-преподавательским составом, традиционные университета обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов ДО.

Обучение проходит в основном по CASE-технологии. Обучающиеся получают:

- печатные программы учебные и методические пособия;

- аудио и видеокассеты;

- CD-диски с электронными учебниками.

Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий

дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а, следовательно, необходима существенная переподготовка преподавателей.

Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Каждое учебное заведение специализируется на

организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.

Основу дистанционного обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.

В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения. За проведение телеконференций, в которых одновременно могут принимать участие сотни студентов, преподаватель-тьютор получает сумму во много раз большую, чем за проведение занятий «лицом к лицу» .[10]

Существует большое количество программных средств, предназначенных для дистанционного образования, например, ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, OLAT, OpenACS, Sakai, Moodle и др. Рассмотрим подробнее наиболее популярную СДО - Moodle.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда)) -система управления обучением, имеющая наиболее широкое распространение во всем мире: используется в более 50 тысячах организаций и в более 200 странах мира; интерфейс Moodle переведен на 82 языка[4]. Система разработана компанией Moodle; в России первый официальный

партнер Moodle - компания Открытые технологии. Первым разработчиком системы является австралийский доктор педагогических наук Мартин Дуджиамос (1999 г.). По своей функциональности Moodle не отстает от коммерческих аналогов и имеет преимущество над ними в том, что распространяется бесплатно [3,3]. Moodle имеет большое многообразие средств для полноценного обеспечения процесса обучения в дистанционной среде - различные средства представления учебного материала, тестирования и контроля успеваемости [1,4]. В системе Moodle несколько уровней доступа:

- администратор: имеет доступ ко всем курсам, определяет внешний вид сайта, может создавать курсы и пользователей; может создавать сообщения, которые помещаются на главную страницу Moodle;

- создатель курса - преподаватель: может создавать курсы;

- учитель - преподаватель: имеет полный контроль над курсом, но не может создавать входы для студентов;

- преподаватель без права редактирования;

- студент: может использовать систему для обучения;

- гость: может посмотреть разделы курса, если это разрешено, но не может выполнять какие-либо виды учебной деятельности. [8; 9]

Преподаватель имеет следующие возможности:

- управление установками курса, включая регистрацию студентов на курс;

- загрузка в любое время необходимой информации, которая будет доступна студентам, записавшимся на курс;

- добавление/удаление инструментов в курсе;

- размещение он-лайн тестов, позволяющих эффективно отслеживать текущий уровень успеваемости студентов;

- организация консультации или занятия в форумах, чатах и т. д.;

- установка событий в календаре и оповещение студентов об их приближении;

- просмотр результатов работы студентов и контроль их деятельности по изучению курса [2,9-10].

Пользователь после регистрации в системе Moodle может стать студентом любого курса. Для общения в системе предусмотрены такие функции как форумы, система обмена сообщениями, чаты и прочие инструменты. Также у пользователя имеется возможность рассказать о себе, используя блог. У студента имеется доступ к текстовым материалам, тестам, заданиям и другим элементам курса.

У зарегистрированного пользователя имеется возможность вести несколько учетных записей, например, в одном курсе быть в качестве преподавателя, а в другом - в качестве студента.

Особенности среды:

1. Система Moodle спроектирована с учётом достижений современной педагогики с акцентом на взаимодействие между обучающимися.

2. Может использоваться как для очного, так и для дистанционного обучения.

3. Имеет простой и эффективный интерфейс.

4. Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.

5. Подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации.

6. Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.

7. Каждый пользователь может указать свое локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий и т.д.).

8. Поддерживаются различные структуры курсов («календарь», «форум», «тематический» и др.).

9. Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового

слова.

10. Богатый набор модулей - составляющих для курсов - Чат, Опрос,

Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, База данных, Задание, Тест, Анкета, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы, или в виде каталога).

11. Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.

12. Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).

13. Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе с графиками и деталями работы над различными модулями (последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях).

14. Возможна настройка е-шай-рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей[2,11-12;5,6;7].

Moodle, как и в большинстве ВУЗов России, имеет широкое применение и в БГПУ им. Акмуллы. Ресурсами и учебными курсами портала могут воспользоваться преподаватели, студенты очного и заочного отделений, абитуриенты для подготовки к ЕГЭ, также имеется возможность пройти курсы повышения квалификации. Проводятся учебные семинары, посвященные подготовке учебного видеоконтента: запись видеолекций, организация вебинаров, создание подготовительных курсов. [6] Использование Moodle дает ряд преимуществ:

- предоставляет возможность эффективно сформировать учебный процесс и самостоятельную работу студентов в частности;

- введение новейших технологий и форм организации обучения вызывают интерес у обучающихся;

- способствует развитию высокопрофессиональных компетенций студентов;

- способствует повышению уровня образовательного потенциала студентов и качества образования;

- расширяет профессиональную и социальную мобильность обучающихся, их социальную и предпринимательскую предприимчивость, круг интересов и уровень самосознания;

- способствует сохранению и приумножению знаний, накопленных отечественной образовательной системой.

- безграничные возможности коммуникации: в системе доступна поддержка обмена файлами любых форматов между преподавателем и студентом и между самими студентами. [2,4]

СДО Moodle не может полностью заменить очную форму обучения, однако он имеет огромный функционал, способствующий получению качественного образования. Особенно Moodle является весьма перспективным для людей, не имеющих возможность обучаться на очной форме. Таким образом, получение качественного образования становится более гибким и в большей степени ориентированным на интересы социальной и экономической сфер жизни.

Список литературы:

1. Анисимов А.М. - Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. - Харьков, ХНАГХ, 2008. - 275 с.

2. Кравченко Г. В., Волженина Н. В. - Работа в системе Moodle: руководство пользователя. Учебное пособие. - 122 с.

3. Г алузо И.В. - Система дистанционного обучения Moodle в рисунках и схемах. - Витебск, 2013. - 28 с.

4. Курсовая работа: Система Moodle. Описание и основные возможности. Режим доступа: http://wiki.kiit-

tsu.ru/index.php/Курсовая работа: Система Moodle. Описание и осно вные возможности

5. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. - Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. - СПб., 2007. - 108 с.

6. Система дистанционного обучения ФГБОУ ВПО БГПУ им. Акмуллы. Режим доступа: http://lms.bspu.ru/

7. Система дистанционного обучения Moodle: Учебно-методическое пособие. Режим доступа:

http: //window.edu .ru/library/pdf2txt/746/61746/31759

8. Разработка и настройка электронного курса средствами LMS Moodle. Диплом. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=656522#1

9. Moodle. Общие сведения. Режим доступа: http://topreferat.znate.ru/docs/index-25427.html

10. Основы дистанционного образования. Режим доступа: https://sites.google.com/site/ktnoscience/Home/lecture/do

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.