Научная статья на тему 'Контроль по информатическим дисциплинам студентов – будущих учителей информатики'

Контроль по информатическим дисциплинам студентов – будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюков Г. И.

В данной работе рассматривается проблема контроля знаний студентов – будущих учителей информатики. Рассмотрены два аспекта содержания информатических дисциплин. Подробно описаны основные виды, методы, формы и средства контроля по дисциплинам информатического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдюков Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль по информатическим дисциплинам студентов – будущих учителей информатики»

КОНТРОЛЬ ПО ИНФОРМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

© Курдюков Г.И.

Волгоградский Государственный Педагогический Университет,

г. Волгоград

В данной работе рассматривается проблема контроля знаний студентов - будущих учителей информатики. Рассмотрены два аспекта содержания информатических дисциплин. Подробно описаны основные виды, методы, формы и средства контроля по дисциплинам ин-форматического цикла.

В повышении качества профессиональной подготовки специалистов, в том числе и будущих учителей, в системе высшего педагогического образования, значительная роль принадлежит контролю, который современной педагогической теорией и практикой считается чрезвычайно важным.

Между тем проблемам контроля в современной высшей школе уделяется недостаточное внимание. Часто контроль в вузе носит случайный, фрагментарный характер и выражается только в форме итоговых отчетностей: зачета или экзамена. В работе отражены основные, на наш взгляд, аспекты контроля, на которые следует обращать внимание преподавателям педагогических вузов, а также студентам педагогических вузов - будущим учителям информатики при проведении контроля на занятиях по информатическим дисциплинам.

Содержание информатических дисциплин может быть рассмотрено в двух аспектах [5, С. 22].

Первый аспект, так называемый теоретический, связанный с системно-информационной картиной мира, информационными процессами, протекающими в различных самоуправляемых системах (социум, биологические системы, автоматизированные технические системы).

Второй аспект - практический, характеризующийся прикладной направленностью информатических дисциплин, и связанный с методами и средствами получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решением задач с помощью компьютера и других средств новых информационно-коммуникационных технологий. Этот аспект немало важен в подготовке будущего учителя информатики, которому необходимо уметь подготовить школьников в будущем к практической деятельности, продолжению образования.

Подчеркнем, что эти два аспекта имеют комплексный характер, они неразрывно связаны друг с другом в рассмотренных информатических дисциплинах [5, С. 22].

В работе [5], приводится мотивировка введения контроля школьников, показывается сущность контроля на уроках информатики; адаптируем сказанное на предмет контроля будущих учителей информатики.

Объектом контроля результатов учебной деятельности студентов по информатическим дисциплинам является готовность обучаемых к различным видам учебной деятельности и сформированность определенных умений и навыков.

Мотивировка введения контроля на занятии при изучении определенной темы, способствующая возникновению вопроса о том, как проводить контроль, предполагает ответы на следующие вопросы:

1. Необходим ли данный контроль для проверки понимания теоретическою раздела данного курса или для контроля практических навыков?

2. Действительно ли необходим данный контроль для решения учебных и практических задач?

3. Какова роль данной формы контроля в целостной системе курса информатических дисциплин?

4. Насколько значим данный контроль для кругозора и информационного мировоззрения будущих учителей информатики?

По утверждению Е.А. Смирновой: «Ответив положительно на предложенные вопросы мотивировки введения контроля, возможна реализация целостного педагогического процесса на практике, в котором необходимо прояснение всех обстоятельств, протекания дидактического процесса и точное определение его результатов» [5, С. 23].

Огромную роль в достижении хороших результатов в обучении играет правильный выбор методов, форм, средств, видов, способов контроля, который во многом зависит от целей, содержания занятия, места урока в разделе, теме, курсе, имеющихся технических средств обучения, оснащенности компьютерных аудиторий.

Из вышесказанного сделаем вывод о том, что, для того чтобы раскрыть сущность контроля по информатическим дисциплинам необходимо разумно, целенаправленно выбрать на этапе контроля: методы, формы, средства, виды, способы контроля, используемые при изучении данного предмета, раздела, темы, модуля.

Особенности информатических дисциплин, в частности, использование компьютера предоставляет широкие возможности и средства индивидуализации обучения и контроля его результатов. Так, наряду с традиционными методами контроля имеется возможность использовать средства, реализуемые с помощью компьютера, которому передаются контролирующая и оценивающая функции [2, С. 76].

Рассмотрим основные виды контроля и охарактеризуем каждый из них с точки зрения методов, средств, форм их осуществления.

Предварительный контроль, как известно, состоит в определении исходного уровня знаний, умений и навыков, которыми обладают студенты на текущий момент. Подчеркнем важность этого вида контроля, т.к. при наличии недостаточной подготовки студенты будут просто не способны к дальнейшему изучению материала, к движению вперед. Поэтому важно на этом этапе контроля выявить истинную подготовку студентов. Если предварительный контроль осуществляется на лекции, то используя устный опрос, можно выявить необходимый уровень подготовленности студентов, если же он происходит на лабораторных или семинарских работах, то можно воспользоваться методом тестирования или небольшой самостоятельной работой для выявления необходимой информации преподавателю, используя при этом индивидуальную, фронтальную или комбинированную форму контроля. При использовании средств дистанционных образовательных технологий (СДОТ), студенты могут пройти тестирование или самостоятельную работу offline, найдя все необходимые им материалы (тест, варианты самостоятельной работы) на сайте дистанционного обучения вуза и отправить преподавателю, используя СДОТ.

Текущий контроль предполагает осуществление на каждом лабораторном или семинарском занятии по информатическим дисциплинам. О роли и значении этого контроля было сказано выше, подчеркнем, что здесь большую неотъемлемую помощь в организации и проведении этого вида контроля оказывает преподавателю компьютер. Для эффективного применения текущего контроля необходимо сочетать различные средства и формы проверки: индивидуальные, фронтальные, комбинированные, устные и письменные.

Текущий контроль по информатическим дисциплинам имеет большое значение для проверки усвоенных знаний и выработанных умений и навыков в обучении, характеризуется своей оперативностью, гибкостью, разнообразием используемых методов, средств и приемов, а также служит неким критерием преподавателю о готовности студентов к изучению дальнейших тем курса. Позволяет студентам установить связи между ранее усвоенным материалом и новым, осознать свои знания и незнания. Данный вид контроля может быть легко реализован на занятиях по информатическим дисциплинам как бескомпьютерными так и компьютерными средствами, в том и числе и дистанционными, т.к. как прост в организации и не требует больших затрат времени на реализацию.

Выделим функцию обратной связи как одну из важнейших функций текущего контроля, позволяющую преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения материала у каждого студента, правильности или неправильности конечного результата, оценивать понимание или непонимание материала.

Рассмотрим теперь тематический контроль, который проводится по итогам изучения отдельных тем, разделов, модулей информатического курса, когда сформированы и систематизированы базовые понятия курса. Тематический контроль имеет своей целью выявить уровень овладения содержания темы каждым студентом и аудиторией в целом.

Выделим следующие базовые модули, входящие в основное содержание информатических дисциплин:

1. Информация и информационные процессы;

2. Представление информации;

3. Компьютер;

4. Формализация и моделирование;

5. Алгоритмизация и программирование;

6. Информационно-коммуникационные технологии;

7. Сетевые информационные технологии (коммуникационные технологии).

Каждый из этих модулей характеризуется наличием теоретического и практического аспектов, один из которых может иметь больший удельный вес чем другой в конкретных модулях, так, например, первый модуль несет больше выраженный теоретический аспект чем практический. Отсюда становится ясным выбор методов, форм, способов проведения контроля. Рассмотрим каждый из модулей в отдельности.

При проведении контроля первого модуля целесообразно в качестве методов контроля выбрать устные формы проверки (опрос, беседа, изложение, объяснение) базовых понятий этого модуля: информации, основных единиц информации, информационных процессов; письменные методы контроля (диктант по базовым понятиям модуля, мини-сочинение, самостоятельная/контрольная работа для решения задач на измерение количества информации), тестирование, работа с сетевыми графами. Эффективно сочетать индивидуальную и фронтальную формы контроля. В качестве средств контроля можно выбрать как бескомпьютерные так и компьютерные, в том числе и дистанционные формы. На этом этапе контроля можно использовать зачет как способ контроля.

Второй модуль практически в равной степени сочетает в себе рассмотренные выше аспекты. Если позволяет содержание модуля, то лучше выделять подтемы (подмодули) и осуществлять контроль по завершению изучения этих подмодулей. Во втором модуле выделим следующие подмодули:

а) Виды информации: символьная и образная;

б) Кодирование информации;

в) Язык как способ представления символьной информации;

г) Классификация языков: естественные и формальные языки;

д) Системы счисления - языки представления числовой информации (чисел).

Контроль подмодулей а) - г) эффективно осуществлять используя устные методы: эвристическая беседа, опрос (индивидуальный и фронтальный), тестирование, которые позволят выявить понимание ключевых моментов этого подмодуля: различие символьной и образной информации, кодирование и декодирование информации, представление каждого вида информации в компьютере (текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации). Оптимальным методом контроля подмодуля д) является письменная проверка, включающая в себя самостоятельную/ контрольную работу, работу с сетевыми графами, позволяющие выявить основные навыки, которые должны приобрести студенты, изучая данный подмодуль: перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия с числами, записанными в любой позиционной системе счисления. Об особенностях систем счисления, их видов (позиционной и непозиционной), о преимуществах одной перед другой, о системах счисления, используемых в компьютере для представления данных, целесообразно вести речь в устной форме (беседа, рассказ, изложение, опрос).

Третий модуль более теоретически направленный, включающий в себя архитектуру компьютера, назначение основных устройств компьютера, виды памяти и др. Необходимо сочетание устных методов контроля, таких как опрос, фронтальная беседа, индивидуальное собеседование; и тестирования. Возможен самоконтроль студентов, реализованный средствами дистанционных образовательных технологий в ходе изучения данного модуля.

Теоретическую часть четвертого модуля удобно проконтролировать в устной форме и/ или с помощью тестирования, или сетевых графов, которая включает в себя понятие «модели», типов моделей, процесса моделирования, элементов системного анализа (система, структура, граф, сети, деревья). Контроль умений и навыков этого модуля лучше всего реализовать на практике в форме реализации модели какого-нибудь процесса или явления. Эта работа может быть проведена на нескольких занятиях и носить характер творческого проекта, защита которого и будет являться последним этапом тематического контроля этого модуля. На этапе защиты проекта могут быть использованы следующие информационно-коммуникационные технологии: презентации, web-сайты.

Одним из самых сложных модулей по пониманию является следующий - пятый модуль. Тематический контроль здесь важно осуществлять на каждом занятии при реализации студентами конкретных алгоритмов. Здесь основным помощником преподавателю становится компьютер, в частности, среда языка программирования, на котором пишется программа студентом. Теоретические аспекты модуля, такие как понятие алго-

ритма, базовые алгоритмические структуры, конкретный язык программирования (его алфавит, синтаксис, семантика) лучше контролировать устными методами: беседа, опрос. Выделим важную роль самоконтроля, который в этом модуле присутствует в обязательном порядке. Запуская написанную программу на языке программирования на выполнение и получая, в результате которого определенное сообщение (возникновение ошибки, работа программы) проводится тем самым самоконтроль, т.к. сообщение о возникновении ошибки «говорит» студенту, задача на данном этапе решена неверно, а значит, надо решать заново. Разумеется, решение задачи, в данном случае написание программы, вовсе не означает, что она решена верно, но тем не менее это способствует развитию самоконтроля и самооценки студентов.

Умения по данной задаче строить блок-схему, наоборот - по блок-схеме уметь формулировать задачу, находить ошибки в готовых алгоритмах, знания основных операторов изучаемого языка, роли подпрограмм, функций, рекурсии - оптимально проверять посредством письменного контроля: в виде самостоятельной или контрольной работы.

Контроль шестого модуля эффективно осуществлять методом защиты творческих проектов, для реализации которых следует отводить несколько занятий. Занятия же целесообразно, на наш взгляд, проводить, используя педагогическую технологию проблемно-модульного обучения. Проблемное изложение позволяет использовать такие формы контроля как тесты, творческие тесты, реферативная работа, индивидуальное собеседование по выполняемому проекту. Для контроля знаний основных понятий модуля удобно провести тестирование, диктант или устный опрос, или беседу. Контроль этого модуля должен выявить уровень овладения студентами навыков работы с прикладными программами (текстовым, графическим редакторами, электронными таблицами, презентациями, базами данных).

Наконец, при проведении контроля седьмого модуля важно выявить приобретенные или не приобретенные студентами навыки по работе в сети Интернет (поиск нужной информации), работа с электронной почтой, пересылка данных по локальным сетям; эти умения можно выявить посредством практических заданий на поиск необходимой информации в Интернете, отправке и получения электронных писем, передачи файлов другим студентам группы, находящихся в этой аудитории. Контроль теоретической части этого модуля (понятие локальных и глобальных сетей, их топология, информационные услуги Интернета, URL-адреса, web-броузер, web-сайт, web-сервер, web-страница) оптимально организовать посредством письменных методов проверки (самостоятельной работы, теста) или устных методов (опрос, беседа, рассказ студента).

Итоговый контроль в вузе по информатическим дисциплинам, как правило, проводится в виде зачета или экзамена по завершению изучения информатического курса или его части (раздела). Часто итоговый контроль по отдельному разделу (модулю) или нескольким разделам (модулям) может проходить в течении семестра и выражаться в виде коллоквиума, который может проходить как в устной так и в письменной форме. Итоговый контроль своей целью выявить уровень приобретенных знаний, умений и навыков студентов в течении изучения данного курса. Как правило, на коллоквиуме, зачете или экзамене выявляется как теоретический (определения, алгоритмы, правила и др.) так и практический (умение решать разные задачи) уровень освоения материала. При организации итогового контроля используются как бескомпьютерные средства, так и компьютерные. Проведение этого вида контроля предполагает сочетание устных методов проверки - это в основном индивидуальная беседа со студентом и письменных - решение задачи, используя или не используя компьютер. Результат зачета носит качественное выражение: «зачтено» или «незачтено», а экзамена - количественное: выражается в виде оценки от «2» до «5». Результат коллоквиума может быть представлен в виде балльной оценки либо в виде «зачтено» или «незачтено».

Рассмотрим теперь методы контроля по информатическим дисциплинам.

Методы устного контроля оптимально проводить как на лекционных занятиях, так и на семинарских и лабораторных по информатическим дисциплинам. На лекциях оптимально сочетать изложение материала с беседами со студентами, возможно, проводить фронтальный опрос по ранее изученному, поскольку результат такого опроса будет необходимой информацией для преподавателя об уровне знаний и понимания студентов. Подчеркнем, что недостатками вышеизложенных методов может быть слишком большая трата времени на проведение данных методов контроля. Проведение устных методов на семинарских и лабораторных занятиях по информатическим дисциплинам целесообразно проводить в начале занятия для актуализации знаний студентов. Возможно применять индивидуальную беседу со студентом как по теоретическому материалу курса, так и по заданию, которое выполняет студент. Подчеркнем, что при реализации устного опроса на лекции, отвечает на вопрос преподавателя один студент, в то время как другие остаются слушателями, что является несомненно недостатком этого метода на лекции. При проведении опроса или беседы со студентом на семинарских и лабораторных занятиях, этот недостаток исчезает, т.к. во время проведения устных методов контроля, остальные студенты выполняют свои задания за компьютером или письменно.

Письменные методы контроля по информатическим дисциплинам эффективно применять при решении задач, не требующих реализации на

компьютере, например, в курсе «Теоретические основы информатики» такими задачами являются задачи на измерение количества информации; написании мини-сочинений, в которых студенты могут выразить свое мнение или отношение к той или иной проблеме, теме в информатике, например, в курсе «Теория и методика обучения информатики». В.В. Ма-лев выделяет информатический диктант как метод письменной проверки знаний, при котором преподаватель зачитывает вопросы (задачи, упражнения) устно или раздает их на отдельных листах бумаги. Диктант может быть проведен в форме теста [2, С. 77].

Практические работы как метод контроля, включающие в себя лабораторные работы, защиты проектов, выполненные одним или группой студентов, отражают специфику информатических дисциплин и проводятся на этапах предварительного, текущего, тематического, итогового контроля. Этот метод контроля является одним из основных методов контроля по информатическим дисциплинам.

Тесты по информатическим дисциплинам целесообразно проводить, осуществляя контроль базовых понятий информатических дисциплин, основных формул, правил, законов, алгоритмов. Специфика дисциплин информатического цикла предусматривает проведение тестирования используя компьютер. Несомненными преимуществами перед обычными тестами обладают так называемые адаптивные тесты (В.С. Аванесов [1]), которые могут «подстраиваться» под тестируемого. Суть адаптивных тестов заключается в следующем: если на первый вопрос теста обучаемый отвечает неверно, система предлагает ему более простой вопрос, в случае опять неверного ответа, уровень сложности следующего вопроса опять снижается, если же ответ на первый вопрос теста был верен, уровень следующего вопроса по сложности увеличивается.

Одним из неявно применяемых методов контроля является наблюдение. Проводя наблюдение за отдельным студентом или аудиторией в целом в ходе выполнения ими определенного задания как за компьютером, так и без него, преподаватель невольно делает про себя, возможно и фиксирует, выводы относительно текущей работы студентов. Осуществляя наблюдение, преподаватель может выявить затруднения, ошибки, возникающие у студентов в процессе обучения и провести коррекцию деятельности обучаемых.

Нами выделены три формы контроля: индивидуальная, фронтальная и комбинированная. Рассмотрим их в отдельности.

Индивидуальную форму контроля эффективно применять на лабораторных занятиях по информатическим дисциплинам, поскольку в процессе осуществления этой формы контроля, другие студенты продолжают выполнять свои задачи, не находясь в позиции «невольного слушателя». В тоже время осуществление этой формы контроля на лекциях или практи-

ческих занятиях, когда остальные студенты остаются не задействованы, крайне неэффективно. Проведение беседы со студентом в этой форме контроля позволит в наилучшей степени провести контроль его знаний, оценить понимание материала, выявить «пробелы» в знаниях или ошибочные представления в конкретных темах. Индивидуальное выполнение заданий способствует самостоятельному решению поставленной задачи, без привлечения помощи извне.

При осуществлении фронтальной формы контроля задействована вся аудитория в целом, но недостатком может служить трата большого количества времени на проведение этой формы контроля. В этой форме контроля целесообразно использовать как устные, так и письменные методы контроля, в том числе и компьютерные.

О традиционных способах контроля: коллоквиуме, зачете, экзамене говорилось выше.

Остановимся теперь на средствах контроля, которые нами делятся, на бескомпьютерные, компьютерные и дистанционные. Специфика дисциплин информатического цикла отражается в преимущественном использовании компьютерных средств в ходе контроля обучаемых, тем не менее, бескомпьютерные средства также в полной мере востребованы, например, на этапе итогового контроля (коллоквиум, зачет, экзамен), текущего, промежуточного, тематического.

Список литературы:

1. Аванесов, В.С. Научные основы тестового контроля знаний / В.С. Аванесов. - М.: Иссл. центр, 1994. - 135 с.

2. Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.

3. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Ю.К. Бабанский, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1988. - 497 с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - Изд. 3-е. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

5. Смирнова, Е.А. Совершенствование контроля результатов учебной деятельности учащихся по информатике: Дис. ... канд. пед. наук. - Череповец, 2005. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.