Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный стиль речи / русский язык / культура речи / функции научного стиля / методические аспекты / scientific style of speech / the Russian language / culture of speech / func-tions of the scientific style / methodological aspects

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тлехурай Марзият Касеевна

В современных условиях подготовка высококвалифицированных специалистов не представляется возможным без основательного обучения их русскому языку. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в обязательном порядке включает в се-бя раздел, посвященный функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка. Изучение в частности научного стиля речи являет-ся важным разделом курса «Русский язык и культура речи». Актуальность изучения научной речи обосновывается тем, что на современ-ном этапе развития общества в условиях интенсивного увеличения объема научных знаний и развития различных областей науки и техники возникает острая необхо-димость в обмене актуальной научной информацией. Проблема исследования заключается в рассмотрении и анализе специфиче-ских черт и функций научного стиля, ситуаций научного общения и методических аспектов обучения научному стилю обучающихся в нефилологическом вузе. Целью исследования является обзор и анализ научной и методической лите-ратуры, а также степени разработанности методики по исследуемой проблема-тике. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что введение в учебный процесс активных коммуникативно ориентированных методов и приемов обучения как письменной, так и устной научной речи качественно повысит уровень владения русским языком будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тлехурай Марзият Касеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SPEECH IN NON-PHILOLOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

In modern conditions training of highly qualified specialists is not possible without a thorough training of their Russian language. The discipline “The Russian language and culture of speech” includes a section devoted to the functional and style differentiation of the modern Russian literary language. The study of the scientific style of speech is an im-portant part of the “Russian Language and Speech Culture” course. The relevance of the study of scientific speech is justified by the fact that at the pre-sent stage of society development in the context of an intensive increase in the volume of scientific knowledge and development of various fields of science and technology, there is an urgent need for the exchange of relevant scientific information. The research problem is consideration and analysis of specific features and func-tions of the scientific style, situations of scientific communication and methodological as-pects of teaching the scientific style of students in a non-philological university. The purpose of the research is to review and analyze scientific and methodological lit-erature, as well as the degree of development of the methodology for the studied problems. According to the results of the research, it can be concluded that the introduction of active communicative teaching methods and techniques in the educational process, both written and oral scientific speech, will qualitatively increase the level of Russian language proficiency of future specialists.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

УДК 81'276.6

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12010

Тлехурай М.К.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Тлехурай Марзият Касеевна, кандидат педагогических наук, начальник управления научной деятельностью

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

E-mail: marzeta.t@mail.ru тел.: 8(961) 971 47 77

В современных условиях подготовка высококвалифицированных специалистов не представляется возможным без основательного обучения их русскому языку. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в обязательном порядке включает в себя раздел, посвященный функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка. Изучение в частности научного стиля речи является важным разделом курса «Русский язык и культура речи».

Актуальность изучения научной речи обосновывается тем, что на современном этапе развития общества в условиях интенсивного увеличения объема научных знаний и развития различных областей науки и техники возникает острая необходимость в обмене актуальной научной информацией.

Проблема исследования заключается в рассмотрении и анализе специфических черт и функций научного стиля, ситуаций научного общения и методических аспектов обучения научному стилю обучающихся в нефилологическом вузе.

Целью исследования является обзор и анализ научной и методической литературы, а также степени разработанности методики по исследуемой проблематике.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что введение в учебный процесс активных коммуникативно ориентированных методов и приемов обучения как письменной, так и устной научной речи качественно повысит уровень владения русским языком будущих специалистов.

Ключевые слова: научный стиль речи, русский язык, культура речи, функции научного стиля, методические аспекты.

Для цитирования: Тлехурай М.К. Методические аспекты развития научной речи обучающихся нефилологических вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 2(45). С. 98-106.

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12010.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Tlekhuraih M.K.

METHODICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SPEECH IN NON-PHILOLOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Tlekhuraih Marziyat Kaseevna, Candidate of Pedagogics, head of The Scientific Activity Management Department

FSBEI of HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia E-mail: marzeta.t@mail.ru tel.: 8(961) 971 47 77

In modern conditions training of highly qualified specialists is not possible without a thorough training of their Russian language. The discipline "The Russian language and culture of speech" includes a section devoted to the functional and style differentiation of the modern Russian literary language. The study of the scientific style of speech is an important part of the "Russian Language and Speech Culture" course.

The relevance of the study of scientific speech is justified by the fact that at the present stage of society development in the context of an intensive increase in the volume of scientific knowledge and development of various fields of science and technology, there is an urgent need for the exchange of relevant scientific information.

The research problem is consideration and analysis of specific features and functions of the scientific style, situations of scientific communication and methodological aspects of teaching the scientific style of students in a non-philological university.

The purpose of the research is to review and analyze scientific and methodological literature, as well as the degree of development of the methodology for the studied problems.

According to the results of the research, it can be concluded that the introduction of active communicative teaching methods and techniques in the educational process, both written and oral scientific speech, will qualitatively increase the level of Russian language proficiency of future specialists.

Key words: scientific style of speech, the Russian language, culture of speech, functions of the scientific style, methodological aspects.

For citation: Tlekhuraih M.K. Methodical aspects of the development of scientific speech in non-philological university students // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 2(45). P. 98-106. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12010.

Современный русский литературный язык является основным средством общения, обслуживающим коммуникативные потребности общества в различных сферах. В связи с этим, в современных условиях подготовка высококвалифицированных специалистов не представляется возможным без основательного обучения их русскому языку.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Опыт работы со студентами нефилологического вуза позволяет говорить о следующем: у обучающихся серьезные пробелы в грамматике и стилистике, студенты не в должной мере владеют культурой современной русской речи. При этом умение грамотно формулировать свои мысли остается объективной необходимостью в частности, в их научной работе, которая включает в себя написание научных статей, рефератов, выпускных квалификационных работ, подготовку научных докладов и т.п.

Возникающие проблемы связаны, во-первых, с сокращением часов, отведенных на изучение русского языка в средней школе, повлекшее за собой переход этого предмета из обязательного в факультативный, во-вторых, с невысоким интересом обучающихся к дисциплине «Русский язык и культура речи», которая не является специальной дисциплиной в выбранном ими направлении подготовки (например: технологические машины и оборудование, строительство, агроинженерия, юриспруденция, нефтегазовое дело, электроэнергетика и электротехника и др.).

В то же время, получая образование в нефилологическом вузе, обучающиеся не имеют достаточной возможности развивать и совершенствовать знания по русскому языку, по причине того, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования дисциплина включена в вариативную часть. Недостаточное количество часов, а также структура дисциплины (34 часа, из которых 17 часов лекций и 17 часов практических занятий) на наш взгляд, не являются оптимальными. Лекционная форма обучения в корне отличается от практических занятий и не формирует речевую компетенцию студентов. В связи с этим представляется целесообразным изменение структуры преподавания дисциплины в рамках прежнего объема работы, в частности перераспределив часы: при возможности увеличить объем часов, отведенных на практические занятия и соответственно, уменьшить его на лекционный курс.

Но в то же время, лекция как вид занятий является ведущим. И в случае сокращения часов, желательно активизировать лекции и мотивировать обучающихся мыслить и работать самостоятельно. На лекционных занятиях бесспорно обязательной части темы необходимо отводить большую часть времени, а в оставшееся время дать обзорную часть для самостоятельного освоения материала. Для достижения поставленной задачи важно сочетать традиционные и нетрадиционные виды лекций. К традиционным формам проведения лекций, как правило, относятся: вводные, установочные, обзорные, текущие, обобщающие, заключительные и т.д. Целесообразно вводить в обучающий курс следующие нетрадиционные формы проведения лекций: бинарные, проблемные, лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции-конференции, лекции пресс-конференции, лекции-беседы и т.д. [1].

100

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Дисциплина «Русский язык и культура речи» в обязательном порядке включает в себя раздел, посвященный функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка. Целесообразно весь курса по русскому языку и культуре речи организовать, опираясь на функционально-стилистическую основу, а именно начать обучение русскому языку с введения понятия о функциональной дифференциации русской связной речи, и далее каждое языковое явление рассматривать с точки зрения функциональной стилистики.

Литературный язык делится на две функциональные разновидности - книжный и разговорный. В свою очередь книжный язык делятся на функциональные стили. Стилистический энциклопедический словарь русского языка определяет стиль как «совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики» [2]. В современном русском литературном языке книжными функциональными стилями являются: научный, официально-деловой, публицистический и язык художественной литературы. Разговорный же язык не членится на функциональные стили.

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса развития научной речи студентов нефилологического вуза, а также проблемам, связанным с изучением затрагиваемого вопроса.

Курс «Русский язык и культура речи» в вузе является эффективным средством получения научной информации. Изучение и развитие научной речи ведет обучающихся к освоению языка выбранной профессии. Умение извлекать необходимую информацию из различных источников, воспроизводить полученную информацию, принимать участие в разговорах, дискуссиях, диалогах на профессиональные темы и т.п. - это умения, которые должны приобретаться будущими специалистами. В процессе получения высшего образования, обучающиеся должны приобрести навыки научной речи и освоить язык своей специальности.

Целесообразность изучения научной речи обосновывается тем, что на современном этапе развития общества, сопровождающееся непрерывным увеличением и накоплением объема научных знаний и научной информации, что обусловлено интенсивным процессом развития, взаимодействия и взаимовлияния различных областей науки и техники, появляется острая необходимость в обмене актуальной научной информацией, несомненно, посредством языка. При этой ситуации, бесспорно, необходимо использование научного стиля русского языка существенно отличающегося, к примеру, от художественного или публицистического способа общения.

Как известно, формируется язык науки на основе естественного языка, будучи независимым от национальных языков. Язык науки функционирует с познавательной целью, являясь терминологически упорядоченной частью естественного языка.

101

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

В связи с тем, что естественный язык не вполне соответствует целям научного познания, возникает потребность в его специальной терминологической переработке или же создании искусственных языков, таких как: информационные языки, языки программирования, формализованные языки, проблемно-ориентированные, компьютерные языки.

Научный стиль речи как объект лингвистического исследования отличается спецификой содержания, соответствующей конкретной направленности научной литературы и своеобразием жанрово-стилистических особенностей.

Научный стиль включает в себя лексические единицы общенаучной лексики, которую отличает высокий уровень абстрактности, межотраслевая лексика, присущая целому ряду дисциплин различного профиля, отраслевая терминологии и т.д.

Для того, чтобы перейти к вопросу методического аспекта обучения научному стилю обучающихся, необходимо отметить функции научной речи. Установлено, что речь в процессе научного общения выполняет три основном функции:

1) Эпистемическая функция (накопление и хранение знаний);

2) Когнитивная функция (получение нового знания и его распространение среди членов языкового сообщества);

3) Коммуникативная функция (передача научной информации и общение занятых в сфере науки людей).

Хочется отметить эволюцию научного знания и способов его хранения и передачи. Традиционно, первая функция научной речи осуществляется в письменной форме, вторая - наряду с письменной формой, в устной форме, третья функция -преимущественно в устной форме. В целях накопления, передачи и распространения научных знаний, общения ученых и специалистов в разных областях профессиональной деятельности в настоящее время активно используются новые информационные средства и мультимедийные технологии.

Научный стиль обслуживает самые различные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного профиля. И здесь важно, чтобы обучающиеся осознавали то, что основная цель использования научного стиля -передача или сообщение научной информации в различных областях знаний и что выразить свои мысли наиболее точно, логично, однозначно возможно только лишь применяя научный стиль речи.

Обзор и анализ научной и методической литературы обнаруживает факт недостаточной разработанности методики по исследуемой проблематике, исследования в основном посвящены отдельным, определенным вопросам.

Учеными М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.А. Крыловой, О.Д. Митрофано-вой, Е.И. Мотиной, Л.П. Клобуковой и многими другими лингвистические черты

102

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

научного стиля детально изучены и описаны не только в специальной литературе, но и в учебниках и учебных пособиях по русскому языку и культуре речи. В работе по развитию у обучающихся научного стиля речи уместно опираться, на основные учебные издания и одновременно приобщать их к различной справочной литературе (энциклопедии, словари, справочники и т.д.). Умение работать с библиографией позволит приобрести обучающимся нужные ориентиры в работе с разного рода литературой [3].

К стилистическим чертам научной речи, определяющихся подбором речевых средств для выражения теоретической мысли, относятся:

- объективность, т.е. изложение разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения;

- логичность, т.е. последовательность и непротиворечивость изложения;

- доказательность, т.е. аргументация определенных положений и гипотез;

- точность, т.е. использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте;

- обобщенность и отвлеченность, т.е. использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением, употребление особых грамматических конструкций.

Особый акцент в ходе обучения надо сделать на то, что из всех перечисленных стилевых черт научной речи логичность изложения является главной и характеризуется:

- связью предложений существительными, повторяющимися и сочетающимися с указательными местоимениями;

- использованием для установления логических отношений между частями речи и текста наречий (таких как, наконец, далее, вновь, во-первых и т.д.), вводных слов (таким образом, итак, следовательно и т.д.);

- использованием сложных предложений с союзной связью (союзы: так как, но, если, чтобы, потому что и т.д.);

- использованием оборотов текстовой связи, т.е. метатекстовых средств (невозможно не вспомнить ..., исходя из вышесказанного, теперь остановимся на рассмотрении ..., можно сделать следующие выводы ..., перейдем к вопросу о ..., далее необходимо отметить ., и т. п.).

Логичностью изложения в научной речи должно отличаться любое как устное, так и письменное связное высказывание.

Необходимо учитывать, что к научной речи предъявляются требования использования слов в их прямом значении, изложения материала в виде описания и рассуждения, неупотребления нелитературной лексики и лексики разговорного стиля, отсутствие образности, метафорических оборотов и эмоционально-экспрессивных средств.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Важно, что процесс обучения обретает определенную специфику и при рассмотрении лингвистических особенностей научной речи.

Учитывая вышеизложенное, можно определить содержание обучения научной связной речи, конкретизировать способы организации языкового и речевого материала, а также типы и подтипы упражнений, предлагаемых для выполнения обучающимися.

Определяя комплекс упражнений необходимо использовать систему последовательных ориентиров и опор, реализующуюся в таких формах, как стилистические комментарии, памятки, справочные информационные блоки, пошаговые алгоритмы формирования необходимых навыков и активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Учитывая значение владения языковыми ресурсами научного функционального стиля при профессиональной подготовке специалистов, а также трудности, которые обучающиеся испытывают при написании научных статей, докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, указывающих на отсутствие у них навыков научной речи, бесспорно актуальным является разработка теоретических и методических основ по обучению научному стилю и их введение в практику преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи».

В методике работы над научным текстом в нефилологическом вузе доминирующим видом работы является реферирование текста. Обучение реферированию текста направлено на формирование и развитие у обучающихся следующих умений и навыков: анализ текста, аннотирование текста, построение нового устного, а также письменного текста, логическая обработка текстового материала.

Работу можно начать с постановки научной проблемы и описания объекта исследования. После чего целесообразно изложить научные взгляды на проблему и привлечь внимание к рассматриваемому объекту. Далее организовать дискуссию, тем самым дав возможность для того, чтобы выразить свое мнение, эмоциональное и критическое отношение к рассматриваемому вопросу. В заключении подвести итоги, сделать выводы. Необходимо в процессе работы делать ссылки на другие научные труды.

Освоение будущими специалистами содержательной структуры научного текста необходимо выстраивать в «следующей последовательности:

1) Ознакомление с текстом;

2) Свертывание основного содержания текста;

3) Выделение основных смысловых единиц;

4) Изображение взаимосвязи основных смысловых единиц в виде опорных схем;

5) Построение денотативно-предикативных структур высказывания;

6) Развертывание структуры опорной схемы в языковой текст;

7) Изложение текста в письменной или устной форме» [4].

104

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

В процессе логических операций, проводимых в ходе обучения научному стилю речи, у обучающихся формируется и развивается научное мышление, то есть суждение, сравнение, умозаключение, выдвижение гипотез и их обоснование и доказательство, анализ противоречий, абстрагирование и конкретизация, постановка проблем, классификация понятий, установление причинно-следственных связей, сопоставление и противопоставление и т.д. Вследствие этого организация учебного процесса в нефилологической аудитории - это процесс обучения как и предметному содержанию дисциплины, так и коммуникативно-познавательной деятельности студентов в научно-учебной сфере.

Особое внимание следует уделять языковым средствам, которые обслуживают научную речь, их анализу, логике построения научного текста, характеристике научных текстов, языковых различий устной и письменной форм научной речи, и кроме того лингвистическим и композиционным особенностям научного стиля. Так как обучение строится на развитии речевых умений и навыков студентов, поставленные цели могут быть достигнуты в рамках реальной учебно-научной коммуникации научно-технической сферы общения в необходимых для них жанрах (например, курсовая работа, дипломная работа, выступление с докладом на научной конференции и т.д.). Целесообразна работа по изучению функций языка в профессионально-научной коммуникации. Видится актуальным анализ ситуаций устного научно-профессионального общения, таких как научная дискуссия, диспут, научный семинар и т.д.

В настоящее время в вузе происходит усиление коммуникативной направленности при обучении речевым нормам вообще и функциональным стилям в частности, при рассмотрении языковых единиц, особенностей того или иного их употребления с учетом ситуации и условий общения.

Введение в учебный процесс активных коммуникативно ориентированных методов и приемов обучения как письменной, так и устной научной речи представляется целесообразным и актуальным. Обучение научной речи будущих специалистов качественно повысит их уровень владения русским языком, что даст возможность для достижения реального учебного прогресса.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. 240 с.

2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. 4-е изд. М.: Флинта, 2019. 696 с.

3. Скорикова Т.П. Жанрово-функциональная типология и конструктивно-языковые особенности устной научно-технической коммуникации // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: Естественные науки. 2013. №3(5).

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

4. Колесникова Н.И. Лингвометодические основы развития научной речи студентов нефилологических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Новосибирск, 1999.

5. Тлехурай М.К. Формирование учебно-научной речи как важный аспект в развитии связной речи младших школьников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых ученых. Майкоп: Кучеренко, 2017. С. 138-144.

6. Тлехурай М.К. Особенности формирования коммуникативной компетентности студентов технических вузов // Материалы XXX Всероссийской научно-практической конференции «Образование - наука - технологии». Майкоп: Кучеренко, 2017. С. 106-112.

Literature:

1. Goikhman O.Ya., Goncharova L.M., Lapshina O.N. The Russian language and culture of speech: a textbook. 2nd ed., rev. and add. M.: INFRA-M, 2016. 240 p.

2. The stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language / ed. by M.N. Ko-zhina. 4th ed. M.: Flint, 2019. 696 p.

3. Skorikova T.P. Genre and functional typology and constructive and linguistic features of oral scientific and technical communication // Vestnik MSTU named after N.E. Bauman. Series: Natural Sciences. 2013. No. 3(5).

4. Kolesnikova N. I. Linguistic and methodological foundations of the development of scientific speech of students of non-philological universities: dis. ... Cand. of Pedagogics: 13.00.02. Novosibirsk, 1999.

5. Tlekhuraih M.K. The formation of academic and scientific speech as an important aspect in the development of coherent speech of younger students // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference of graduate students, doctoral students and young scientists. Maykop: Kucherenko, 2017. P. 138-144.

6. Tlekhuraih M.K. Features of formation of communicative competence of students of technical universities // Materials of the XXX All-Russian scientific-practical conference "Education - Science - Technology". Maykop: Kucherenko, 2017. P. 106-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.