Методические аспекты разработки учебного пособия по английскому языку для специальных целей
Назарова Наталья Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Назаров Сергей Владимирович,
кандидат педагогических наук, Омский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Профессионально-ориентированная языковая подготовка студентов неязыковых вузов является важной составляющей процесса профессионального становления будущих специалистов. Статья посвящена особенностям разработки учебного пособия по ESP, как эффективного средства в построении учебного процесса и моделировании занятий по иностранному языку, позволяющего создавать приближенные к реальности условия для осуществления студентами иноязычного профессионального и делового общения. Авторы описывают этапы разработки пособия по ESP для студентов-историков, выделяют принципы построения структуры пособия и определяют его содержание. В статье характеризуются основные тенденции составления современных пособий, делается акцент на «оцифровку» традиционных средств обучения, нелинейное построение содержания пособия, цифровые тренажеры, а также анализируются особенности современных студентов «цифрового формата» и их потребности в процессе обучения. Авторы выделяют ряд затруднений, возникающие при разработке пособий по ESP в современных условиях развития образования.
Ключевые слова: учебное пособие по ESP, принципы и этапы разработки пособия, профессионально-ориентированная языковая подготовка, студенты неязыковых специальностей, цифровизация образования.
о
U
со
см
см
Z
322
Владение иностранным языком уже давно стало важным критерием успешной профессиональной деятельности специалиста, его личностного роста. Для того, чтобы оставаться успешным в рамках своей специальности, каждый профессионал должен уметь читать иностранную литературу по своей специальности, следить за новостями науки, техники, бизнеса и др. на зарубежных сайтах, уметь решать профессиональные вопросы на иностранном языке в устной и письменной коммуникации. Под иноязычной профессиональной коммуникацией традиционно понимается взаимодействие партнеров, коллег, специалистов, их способности и умения излагать свои мысли, аргументировать позицию, выражать свою мнение и выяснять точку зрения собеседника на иностранном языке. К иноязычной коммуникации относят также и письменную речь, навыки и умения писать письма, заполнять документацию по специальности.
Все перечисленные выше навыки и умения являются ключевыми задачами профессионально-ориентированной языковой подготовки будущих специалистов. Профессионально-ориентированная языковая подготовка в вузе должна способствовать развитию коммуникативно активной, критически мыслящей, творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Перед педагогическими вузами в настоящее время стоит актуальная задача профессионализации обучения [4]. Преподаватели иностранного языка находятся в постоянном поиске новых средств, способов и возможностей успешного обучения профессионально-ориентированному языку студентов неязыковых специальностей [5].
Разработка и применение учебного пособия по ESP может оказать существенную помощь в построении учебного процесса и моделировании занятий по иностранному языку, потому что через содержание, профессионально-ориентированные тексты, различные виды упражнений и интерактивные задания, преподавателям удается создать условия для иноязычного профессионального и делового общения, наиболее приближенные к реальным.
Проблема наличия профессионально-ориентированных пособий на иностранном языке на неязыковых факультетах достаточно актуальная, поскольку, во-первых, не существует «универсального пособия, которое включало бы в себя все необходимые ESP-направления» [2]; во-вторых, несмотря на общие цели обучения иностранному языку, зафиксированные в ФГОС ВО и в содержании
коммуникативно-цифрового модуля педагогического ядра, в каждом вузе могут стоять в приоритете свои задачи, делаться больший акцент на тех или иных темах, в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности в этом регионе, контингента студентов, их потребностей, желаний и способностей. В-третьих, цифровиза-ция образования требует новых форматов обучения, предъявляет новые требования к учебно-методическим материалам, а также определяет новые познавательные запросы у обучаемых.
Многие исследователи в последнее время занимаются исследованиями нового поколения обучаемых, которых называют "Digital Natives" («цифровой абориген») [7], или «сетевыми личностями» [3], и выявляют у них такие качества, как «мозаичное фрагментарное восприятие», «неспособность концентрироваться», неготовность «к длительным интенсивным учебным нагрузкам», «слаборазвитое критическое мышление, т.е. неумение анализировать, делать логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи» [1] и т.д. Однако, «поколение «Digital Natives» хорошо владеет навыком поиска информации, умеет использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в повседневной работе» [1]. Свободный доступ обучающихся к цифровым ресурсам подчеркивает актуальность разработки учебных пособий ESP, поскольку в данных пособиях уже подобраны необходимые профессионально-ориентированные материалы и ссылки на нужные Интернет-ресурсы, что снижает риски обращения студентов к непроверенной и небезопасной информации в цифровом пространстве. Выявленные способности нового поколения «Digital Natives», необходимо учитывать при разработке упражнений и заданий пособия, так как это является не только эффективным средством решения поставленных профессиональных задач, но и повышает мотивацию студентов.
При разработке профессионально-ориентированного учебного пособия "English for Historians. The Greatest Historical Milestones" / «Английский язык для историков. Величайшие исторические события» в основу был положен алгоритм, состоящий из нескольких этапов:
1. Сбор вводной информации: анализ целей и задач профессионально-ориентированной языковой подготовки студентов на факультете философии, истории и права (ФИиП) Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ); обзор и оценка существующих пособий ESP по английскому языку для историков; изучение потребностей и мотивов студентов факультета ФИиП и др.
Опрос студентов-историков, наблюдение за ними и за их работой во время проведения занятий по иностранному языку позволили нам выделить важные исторические события, вызывающие наибольший интерес у студентов. Анализ нескольких учебных пособий по английскому языку для историков Миньяр-Белоручевой А.П., Москале-
ваой Е.С., Княжинской Е.В.; Шульгат Л.И., Шапиро А.В., Федорова С.Е.; Падеевой Р.С., Столяровой Т.С.; Ереминой Е.М.; Малининой И.И. показал, что ни одно из них не включает все темы, выбранные студентами нашего вуза. К тому же, проанализированные пособия характеризуются разноу-ровневостью, то есть одни из них предназначены для студентов, начинающих изучать язык, другие для углубленного изучения английского языка. Таким образом, вводная информация показала, что разработка своего пособия по ESP для студентов факультета ФИиП ОмГПУ актуальна и необходима.
2. Планирование концепции учебного пособия: определение структуры и содержания пособия, основных его принципов; обоснование стратегий отбора материала и разработки разных видов упражнений и заданий; определение соотношения текстов с упражнениями; подбор иллюстративного материала и др.). На этом этапе при разработке структуры и содержания пособия были выделены 4 основных раздела, каждый из которых представляет собой одну из значимых исторических вех: The Ancient World / Древний мир, The Middle Ages / Средневековье, The New Time / Новое время и The Newest Time / Новейшее время. Раздел IV состоит из трех частей, посвященных отечественной истории: The Russian Civil War and Military Invasion 19171922 / Гражданская война и военная интервенция 1917-1922 гг., The Great Patriotic War / Великая Отечественная война, The Cold War / Холодная война.
Основными принципами построения пособия являются:
- принцип профессиональной направленности и информативности, то есть ориентация содержания пособия на профессиональную деятельность специалиста, на последние научные достижения в этой области; на межпредметные связи и развитие профессионально-личностных качеств будущих специалистов;
- принцип поликультурной направленности содержания пособия, направленный на развитие ценностного отношение к истории, обычаям, традициям и образу жизни других народов;
- принцип системности, отражающийся в логике построения структуры пособия, которое состоит из законченных разделов, модулей и секций. Каждый раздел посвящен определенной теме, для изучения которой последовательно выстраивается языковой и речевой материала от простого к сложному, от приобретения знаний, навыков и умений к развитию компетенций;
- принцип минимизации, связанный с принципами доступности и посильности. В пособии создается минимизированная модель системы речевых средств, необходимых для осуществления иноязычной коммуникации. Создаваемая модель является посильной для усвоения студентами.
- принцип творческой активности и самостоятельности проявляется в разработке заданий
сз о со -а
I=i А
—I
О
СЗ т; о m
О от
З
ы о со
и упражнений пособия, в том числе и в цифровом формате, направленных на осознанное усвоение знаний студентами в процессе активной познавательной, практической, самостоятельной и творческой деятельности.
3. Реализация запланированной концепции. Данный этап у нас занял примерно 2-3 года, он осуществляется по двум направлениям:
- отбор профессионально-ориентированных текстов и языкового материала, их методическая организация. По содержанию тексты должны быть либо познавательными, либо содержать стимул для размышления и обсуждения. Они должны содержать новую профессиональную лексику, и в то же время повторять ранее изученные термины. Поскольку авторы пособия - действующие преподаватели, работающие со студентами факультета ИФиП в ОмГПУ, у них были отличные шансы апробировать отобранный материал сразу в учебном процессе и вносить свои корректировки в его содержание и организацию.
- разработка системы упражнений и интерактивных заданий, которые также можно было апробировать в учебном процессе как во время аудиторной работы, так и при организации самостоятельной работы студентов на платформе Moodle. Анализ полученных результатов позволил отобрать наиболее эффективные и мотивирующие к изучению иностранного языка упражнения и задания.
4. Оценивание и коррекция учебного пособия экспертами, а также анализ результатов апробации данного учебного пособия, предполагающий проведение оценки достижений обучающихся [6].
На пособие "English for Historians. The Greatest Historical Milestones" // «Английский язык для историков. Величайшие исторические события» пришла положительная экспертная оценка. Что касается апробации материалов пособия, то она осуществлялась на 3 этапе нашей работы и показала, что связь иностранного языка с будущей профессией студентов очень сильно повышает их мотивацию, что, в свою очередь способствует эффективности процесса обучения. Студенты, обсуждая вопросы на иностранном языке по профессиональным темам, чувствовали себя более осведомленными и компетентными, поэтому становились активными и открытыми участниками учебного процесса, уверенными в своих высказываниях. Если при обсуждении вопросов научно-исследовательской профессиональной тематики у студентов возникали трудности, то они проявляли желание самостоятельно разобраться в этом вопросе и представить решение в виде докладов, презентаций или видеороликов.
Таким образом, разработка учебного пособия ° по ESP является актуальной и востребованной за" дачей в профессионально-ориентированной язы-g ковой подготовке. Цифровая образовательная ^ среда выдвигает новые требования к современ-£ ным учебным пособиям по иностранному языку:
- поиск аутентичных профессионально-ориентированных текстов и другого языкового материала и адаптация их под поставленные цели и задачи процесса обучения, а также под уровень студентов;
- разработка заданий на основе технологий и методов обучения, направленных на осознанную творческую активность студентов: групповые дискуссии, проектная деятельность, игровые технологии, решение кейсов и т.д.;
- «оцифровка» традиционных средств обучения, разработка интерактивных заданий, нелинейная структура пособия, использование цифровых тренажеров (ссылки и QR-коды на страницах пособия для перехода на электронные платформы или другие Интернет-ресурсы, как например, на платформу МооЬ!е в ОмГПУ) [1];
- создание базы данных с ссылками на проверенные Интернет-ресурсы для самостоятельного, более глубоко изучения вопроса;
- адекватное реагирование на потребности и запросы современных «студентов цифрового формата», ориентируясь на их «новые качества» [1].
Затруднения, с которыми мы столкнулись при разработке пособия по ESP:
- отбор языкового материала. В настоящее время в сети Интернет очень много иноязычной информации, которую необходимо проанализировать, критически осмыслить и выбрать нужную. Это очень трудоемкий и времязатратный процесс;
- проблемы с авторскими правами. В пособии по ESP должны быть аутентичные тексты для приближения учебной ситуации к реальной, но в этом случае они показывают высокий процент заимствований в системе антиплагиата. Размещение ссылок в тексте на источники заимствования зрительно «утяжеляет» текст и затрудняет работу с ним. Необходима адаптация текстов, но с сохранением аутентичности;
- адекватное реагирование на характерные особенности «цифровых аборигенов» (работа с нелинейной информацией, мозаичная картина мира и т.д.) через разработку соответствующих упражнений и заданий, сохраняя при этом фундаментальность и академичность процесса обучения;
- размещение иллюстраций и картинок в тексте, которые не только могут наглядно представлять важную информацию, но и увеличить привлекательность текстового материала за счет эстетического воздействия. Заимствование картинок из сети Интернет запрещено, так как это нарушение авторских прав, а использование программ для рисования на ПК и планшетах требует развитие определенных навыков. Таким образом, разработка учебных пособий
в современных условиях цифровизации образования предполагает пересмотр традиционных подходов и принципов к отбору содержания, логике построения и проектированию упражнений. В со-
временных условиях цифровизации образования учебное пособие должно быть аутентичным, практико-ориентированным, интерактивным, отвечать запросам работодателей и удовлетворять потребности студентов нового поколения. Разработка и практическое применение современного учебного пособия ESP - это актуальное и эффективное средство в процессе подготовки квалифицированного специалиста, готового осуществлять профессиональную иноязычную коммуникацию с адекватным использованием усвоенных языковых средств и коммуникативных стратегий [4], с целью эффективного решения профессиональных задач.
Литература
1. Войтик Н.В., Полетаева О.Б., Абсалямова Р.А. Конъюнктура иноязычного образовательного пространства в условиях цифровизации // Язык и культура. 2022. № 59. С. 130-152.
2. Логинова Д.А. К вопросу о составлении ESP пособия для студентов неязыковых факультетов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2020. № 03 (06). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/ articles/k-voprosu-o-sostavlenii-esp-posobiya-dlya-studentov- neyazykovykh-fakultetov.html (дата обращения: 25.10.2020)
3. Паспорт национального проекта «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 20.11.2023)
4. Поскребышева, Т.А. Применение ESP как средства развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции магистрантов / Т.А. Поскребышева // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№ 6. - С. 25. - DOI 10.17513/spno.30282.
5. Рожков М.А. Опыт реализации и особенности проектирования курса ESP на примере ВУЗа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов. Грамота. - 2019. - Т. 2. URL: www.gramota.net/materials/2/2019/6/57. html (дата обращения: 05.06.2019)
6. Федорова Н.Ю. Технология разработки профессионально-ориентированного учебного пособия по иностранному языку для студентов гуманитарных специальностей: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 - Санкт-Петербург, 2014257 с.
7. Prensky M. The Emerging Online Life of the Digital Native: What they do differently because of technology, and how they do it. 2004. 14 p. URL: http://www.marcprensky.com (дата обращения: 19.11.2020)
METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING A TUTORIAL ON ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES
Nazarova N.A., Nazarov S.V.
Omsk State Pedagogical University
Professionally-oriented language training of non-linguistic university students is a significant component of the professional development process of future specialists. The article is devoted to the features of the ESP tutorial development as an effective means in educational process construction and foreign language classes modeling, which allows creating conditions close to reality for students to carry out foreign- language professional and business communication. The authors describe the stages of the ESP tutorial development for history students, emphasize the principles of the tutorial structure and defines its content. The article characterizes the main trends in the modern tutorial compilation, focuses on the "digitization" of the traditional teaching tools, non-linear content construction, digital stimulators and analyses the features of modern "digital" students and their needs in the learning process. The authors identify some difficulties arising in the ESP tutorials development in the conditions of the current educational process.
Keywords: ESP tutorial, principles and stages of tutorial development, professionally-oriented language training, students of non-linguistic specialties, digitalization of education.
References
1. Voitik N.V., Poletaeva O.B., Absalyamova R.A. Conjuncture of the foreign language educational space in the conditions of dig-italization // Language and culture. 2022. No. 59. pp. 130-152.
2. Loginova D.A. On the issue of compiling ESP manuals for students of non-linguistic faculties // Philological aspect: international scientific and practical journal. Ser.: Methods of teaching language and literature. 2020. No. 03 (06). Access mode: https://scipress.ru/fam/articles/k-voprosu-o-sostavlenii-esp-posobiya-dlya-studentov-neyazykovykh-fakultetov.html (access date: 10/25/2020)
3. Passport of the national project "Education", approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects (minutes of December 24, 2018 No. 16). URL: https://base.garant. ru/72192486/ (access date: 11/20/2023)
4. Poskrebysheva, T.A. Application of ESP as a means of developing foreign language professional communicative competence of undergraduates / T.A. Poskrebysheva // Modern problems of science and education. - 2020. - No. 6. - P. 25. - DOI 10.17513/spno.30282.
5. Rozhkov M.A. Experience in implementation and design features of an ESP course using the example of a university // Philological Sciences. Questions of theory and practice. - Tambov. Certificate. - 2019. - T. 2. URL: www.gramota.net/materi-als/2/2019/6/57.html (access date: 06/05/2019)
6. Fedorova N. Yu. Technology for developing a professionally oriented teaching aid in a foreign language for students of humanities: dis. ...cand. ped. Sciences: 13.00.02 - St. Petersburg, 2014-257 p.
7. Prensky M. The Emerging Online Life of the Digital Native: What they do differently because of technology, and how they do it. 2004. 14 p. URL: http://www.marcprensky.com (access date: 11/19/2020)
C3
о
CO
-a
I=i А -i о
сз т; о
m О
от
З
ы о со