Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ'

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ESP / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубских Ангелина Ивановна, Кисель Олеся Владимировна, Бутова Анна Владимировна

Одной из центральных задач профессионального иноязычного обучения - модернизация учебного процесса за счет применения новых технологий и методов обучения. Традиционные парадигмы преподавания и обучения должны гармонично сочетаться с современными достижениями лингводидактики. Цель статьи - рассмотреть эффективность использования мультимедийных презентаций в преподавании ESP в техническом ВУЗе. Сегодня доклады в деловой или научной сфере сопровождаются мультимедийными презентациями. Чтобы быть конкурентноспособными на рынке труда, привлечь внимание к своим профессиональным идеям, убедить в их состоятельности, будущие инженеры должны уметь грамотно презентовать свой продукт. Это объясняет особую актуальность обучения презентационным навыкам студентов высших учебных заведений. Одной из основных трудностей при формировании умений подготовки докладов с презентациями и выступления перед аудиторией в техническом ВУЗе является отсутствие соответствующих предметов по ведению презентаций. На наш взгляд, это препятствие может быть частично преодолено в рамках дисциплины «Английский язык для специальных целей» (ESP). Использование мультимедийных презентаций при изучении ESP является отличным способом для развития профессиональной иноязычной компетенции, делающую возможной успешную интеракцию на английском языке. Исследование показало, что создание презентаций способствует совершенствованию логического и творческого мышления студентов; завоеванию и удержанию их внимания и как следствие повышению продуктивности усвоения учебного контента; повышению мотивации для самостоятельной работы над темой; развитию цифровой грамотности студентов и их ораторского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубских Ангелина Ивановна, Кисель Олеся Владимировна, Бутова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA PRESENTATION AS A MEANS OF OPTIMIZING ESP LEARNING PROCESS

One of the central tasks in professional FL learning is the modernization of teaching methods by using new technologies. Traditional paradigms of teaching and learning should be in balance with advances in modern linguodidactics. The purpose of the article is to consider the effectiveness of multimedia presentations in ESP teaching in a technical university. Today, business and academic lectures are accompanied by multimedia presentations. Future engineers should be able to present their product competently in order to be competitive in the labor market, to draw attention to their professional ideas, and to convince of their validity. It explains the special relevance of teaching presentation skills to university students. One of the main difficulties in building of reports skills with presentations and speaking to an audience in a technical university is the lack of appropriate subjects for giving presentations. In our opinion, this obstacle can be partially overcome under the discipline “English for Special Purposes” (ESP). Using multimedia presentations when studying ESP is a great way to build professional foreign language competence, making it possible to interact in English successfully. The research showed that presentations help to improve students’ logical and creative thinking; gaining and retaining their attention and, as a result, increasing the productivity in assimilating learning content; increasing motivation for independent work on the topic; developing of students’ digital literacy and public speaking skills.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»

DUBSKIKH Angelina Ivanovna and others MULTIMEDIA PRESENTATION AS A MEANS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTk" 811 111'? "79 F1 tT\<S\ C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•УДЛ. Oil.III.J //■ |(cc) кУ<$) | Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0059 iMiw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 4712-6011 AuthorlD: 692782 ORCID: 0000-0001-7367-6093

ДУБСКИХ Ангелина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки по техническим направлениям»

SPIN: 2502-7050 AuthorID: 785927 ORCID: 0000-0001-8503-9948

КИСЕЛЬ Олеся Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки по техническим направлениям»

SPIN: 3836-3633 AuthorID: 688004 ORCID: 0000-0002-8357-6069

БУТОВА Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки по техническим направлениям» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина, 38, e-mail: lina_masu@mail.ru) Аннотация. Одной из центральных задач профессионального иноязычного обучения - модернизация учебного процесса за счет применения новых технологий и методов обучения. Традиционные парадигмы преподавания и обучения должны гармонично сочетаться с современными достижениями лингводидактики. Цель статьи - рассмотреть эффективность использования мультимедийных презентаций в преподавании ESP в техническом ВУЗе. Сегодня доклады в деловой или научной сфере сопровождаются мультимедийными презентациями. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, привлечь внимание к своим профессиональным идеям, убедить в их состоятельности, будущие инженеры должны уметь грамотно презентовать свой продукт. Это объясняет особую актуальность обучения презентационным навыкам студентов высших учебных заведений. Одной из основных трудностей при формировании умений подготовки докладов с презентациями и выступления перед аудиторией в техническом ВУЗе является отсутствие соответствующих предметов по ведению презентаций. На наш взгляд, это препятствие может быть частично преодолено в рамках дисциплины «Английский язык для специальных целей» (ESP). Использование мультимедийных презентаций при изучении ESP является отличным способом для развития профессиональной иноязычной компетенции, делающую возможной успешную интеракцию на английском языке. Исследование показало, что создание презентаций способствует совершенствованию логического и творческого мышления студентов; завоеванию и удержанию их внимания и как следствие повышению продуктивности усвоения учебного контента; повышению мотивации для самостоятельной работы над темой; развитию цифровой грамотности студентов и их ораторского искусства.

Ключевые слова: высшее образование, технические направления подготовки, ESP, мультимедийная презентация, профессиональные компетенции, иноязычная компетенция, специалист, мотивация.

MULTIMEDIA PRESENTATION AS A MEANS OF OPTIMIZING ESP LEARNING PROCESS

© The Author(s) 2021

DUBSKIKH Angelina Ivanovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» KISEL Olesya Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor

of the «Foreign Languages for Engineering Chair» BUTOVA Anna Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, 38, Lenin St., e-mail: lina_masu@mail.ru) Abstract. One of the central tasks in professional FL learning is the modernization of teaching methods by using new technologies. Traditional paradigms of teaching and learning should be in balance with advances in modern linguodidactics. The purpose of the article is to consider the effectiveness of multimedia presentations in ESP teaching in a technical university. Today, business and academic lectures are accompanied by multimedia presentations. Future engineers should be able to present their product competently in order to be competitive in the labor market, to draw attention to their professional ideas, and to convince of their validity. It explains the special relevance of teaching presentation skills to university students. One of the main difficulties in building of reports skills with presentations and speaking to an audience in a technical university is the lack of appropriate subjects for giving presentations. In our opinion, this obstacle can be partially overcome under the discipline "English for Special Purposes" (ESP). Using multimedia presentations when studying ESP is a great way to build professional foreign language competence, making it possible to interact in English successfully. The research showed that presentations help to improve students' logical and creative thinking; gaining and retaining their attention and, as a result, increasing the productivity in assimilating learning content; increasing motivation for independent work on the topic; developing of students' digital literacy and public speaking skills.

Keywords: higher education, technical training programs, ESP, multimedia presentations, professional competence, foreign language competence, specialist, motivation.

ВВЕДЕНИЕ правлениях подготовки в ВУЗе объясняет потребность в

Модернизация процесса преподавания английского совершенствовании традиционных и поиске новых тех-языка для специальных целей (ESP) на неязыковых на- нологий обучения студентов ESP [1-2]. Современная мо-

260

OECD: 6.02 Languages and literature; ASJC: 3310; WoS Subject Categories: OY

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ДУБСКИХ Ангелина Ивановна и другие МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК...

дель образования предполагает использование активных форм обучения, саморазвитие посредством применения информационно-коммуникационных технологий, которые делают возможным сочетать логические и креативные способы получения и освоения контента, мотивировать студентов за счет наглядности материала, общаться с другими обучающимися и преподавателя, находясь на расстоянии. Таким образом, учебный процесс становится динамичным, информативным, продуктивным [3-4].

Мультимедийные презентации, являющиеся одним из самых популярных и эффективных способах подачи информации, можно задействовать в различных учебных ситуациях. Вопрос использования презентаций на занятиях по иностранному языку достаточно широко освещается в методической и научной литературе, так как необходимость формирования коммуникативного навыка и умения излагать свои мысли на иностранном языке остается актуальным, а решение данных задач является приоритетным [5-7]. Преподаватели-практики делятся своим опытом и заимствуют идеи своих коллег, чтобы сделать обучение иностранному языку увлекательным и снять трудности, возникающие при изучении иностранного языка. Также преподаватели иностранного языка акцентируют внимание на том, что мультимедийные презентации стали неотъемлемой частью учебно-методического обеспечения, а информационно-коммуникационные технологии способны обогатить занятие по иностранному языку [8-9]. Кроме того, методисты отмечают положительное влияние использования компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку на динамику учебного процесса и достижения студентов [10-11]. По убеждению многих специалистов в области преподавания иностранного языка, чтобы достичь конечной цели, необходимо задействовать интерактивные методы [12-13]. Обобщая практический опыт преподавателей иностранного языка, можно найти ценные методические ресурсы использования презентаций для обучения ESP студентов в ВУЗе.

Одна из основных функций мультимедийной презентации - наглядность - позволяет ярко иллюстрировать контент. Мультимедийные презентации могут использоваться как на этапе введения и отработки нового лекси-ко-грамматического материала, так и для проверки усвоенного. Как известно, английский язык для большинства студентов российских вузов является иностранным и поэтому при его изучении возникает ряд трудностей [14]. А именно, не все студенты могут уверенно говорить на английском языке в ситуациях профессионального общения, хорошо понимать на слух иноязычную речь, вследствие чего теряется внимание и пропадает мотивация. В данной ситуации применение метода компьютерной презентации может помочь в обучении ESP. Обладая преимуществами, такими как наглядность, видео- и ау-диоматериал, презентации способны привлечь внимание обучающихся и сделать учебный процесс интереснее и разнообразнее [15].

Также создание презентаций все чаще применяются в качестве заданий для самостоятельной работы студентов. На них студенты могут опираться, выполняя упражнения по аудированию, составлению диалогов по заданной теме. Такая многоаспектность использования мультимедийных презентаций объясняется тем, что они вносят разнообразие, оживляют процесс обучения, увеличивают эмоциональное воздействие на студентов, создают комфортную среду обучения, помогают сформировать модель реального общения [8]. Также работа над созданием мультимедийных презентаций способствует повышению цифровой грамотности студентов.

МЕТОДОЛОГИЯ

В статье использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы по теме, опрос студентов, наблюдение за результатами работы учащихся по подготовке презентаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Поскольку обучение студентов ESP в ВУЗе на технических направлениях имеет практический характер, на протяжении учебного года проводилось наблюдение за изменениями, которые имели место в ходе изучения дисциплины «Английский язык для специальных целей». Это позволило определить прогресс учащихся в формировании умения излагать свои мысли на иностранном языке в ситуациях профессионального общения.

Для изучения вопроса эффективности использования презентаций на занятиях по ESP, авторы данной статьи провели опрос среди студентов, обучающихся по направлению 22.04.03 «Металлургия». В опросе приняло участие 57 студентов, которым было предложено ответить на вопросы: «Помогают ли презентации в качественном освоению учебного материала?», «Как часто Вы используете презентации при подготовке к практическим занятиям, экзаменам?» «Как часто Вы создаете презентации?», «Снимают ли презентации трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения ESP?», «Как презентации влияют на изучение ESP?».

Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что мультимедиа презентация облегчает процесс восприятия и обучения, делает его более понятным и тем самым мотивирует студентов к дальнейшему изучению дисциплины. Наряду с этим, стоит отметить, что результаты опроса студентов показали, что презентации самостоятельной работы студентов целесообразны и на этапе тренировки, отработки учебного материала. Опыт показывает, что если у студентов есть опора перед глазами, то им легче начать говорить и удобнее воспринимать информацию.

Практика применения мультимедийных презентаций в процессе обучения ESP на неязыковых направлениях Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова выявила некоторые типичные ошибки, которые делают обучающиеся:

- отсутствие четкой структуры материала и логичных переходов от одной части презентации к другой;

- на одном слайде размещается много информации;

- фон слайда, размер и цвет шрифта неудачно подобраны;

- отсутствует единообразие в оформлении слайдов;

- несоответствие информации на слайде и содержания доклада;

- перегруженность или нехватка иллюстративного контента.

Кроме того, у студентов возникают проблемы с презентацией инфографического материала, так как лексика и речевые клише, необходимые для его вербализации, не входят в их активный вокабуляр. Однако информация, представленная в таком виде, может быть актуальной для будущей профессиональной сфере студентов, поэтому преподавателю необходимо сосредоточить на этом моменте особое внимание.

Еще одна трудность заключается в неумении студентов продуктивно работать с информацией, полученной из иноязычных источников, и предпочтение русскоязычного материала, который впоследствии переводится на английский язык с множеством лексических, грамматических ошибок.

ОБСУЖДЕНИЕ

Развитие навыков составления и оформления презентаций является необходимым не только при обучении ESP, но и в будущей профессиональной деятельности специалиста, поскольку наглядность как основной и действенный дидактический метод играет большую роль в представлении материала. Человек около 90% всей информации получает через зрительный анализатор [1]. Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов. Использование мультимедийной презентации позволяет не только представлять учебный контент увлекательным способом, но

DUBSKIKH Angelina Ivanovna and others MULTIMEDIA PRESENTATION AS A MEANS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

акцентировать внимание студентов на важной информации с помощью инфографического материала. Таким образом, применение метода презентаций на занятиях не только облегчает восприятие и усвоение материала, но и способствует совершенствованию навыка презентации профессиональных качеств или продукта производства.

Среди преимуществ использования презентаций при изучении ESP студенты отметили следующие:

- наглядный мультимедийный контент;

- мультимедийные презентации могут применяться в качестве интерактивных досок, предоставляющих возможности для более наглядного структурирования материала, систематизации лексико-грамматического контента, что в дальнейшем облегчает выполнение различных упражнений и составление диалогов;

- отдельные слайды презентации, на которых содержится инфографика, могут служить как оригинальный раздаточный материал;

- мультимедийные презентации способствуют завоеванию и удержанию внимания студентов и как следствие повышению продуктивности усвоения учебного контента;

- нестандартная форма контроля знаний;

- повышение мотивации для самостоятельной работы над темой;

- работа над созданием презентации развивает цифровую грамотность студентов и их творческие способности.

Применение тематических мультимедийных презентаций при изучении ESP является отличным способом для развития профессиональной иноязычной компетенции, делающую возможной успешную интеракцию на английском языке. Презентация также способствует совершенствованию логического мышления у студентов.

Делая доклад с использованием презентаций, учащиеся могут опираться на ключевые слова и выражения, графики, изображения, таблицы. Это дает возможность излагать материал логично, аргументированно, убедительно и ярко. На аудиторных занятиях или в дистанционном формате студенты могут обсуждать актуальные профессиональные темы: «Physical properties of metals and alloys»; «Mechanical properties of metals and alloys»; «Types of molding machines»; «Casting metals»; «Types of furnaces»; «MMK one of the largest enterprises of Russia». Изучение таких многоаспектных тем предполагает сбор и анализ большого количества информации, структурировать которую помогают тематические презентации.

Разработка тематической презентации - захватывающая, увлекательная, но трудоемкая деятельность, состоящая из нескольких этапов:

- начальный, охватывающий все подготовительные моменты;

- этап обсуждения с преподавателем вопросов, непосредственно связанные с предстоящей презентацией;

- собственно презентация доклада;

- обсуждение темы доклада и его оценка.

Начальный этап предполагает сбор, систематизацию и анализ необходимых данных, определение актуальности и новизны разрабатываемой темы, цели и задачи исследования. Особое внимание необходимо уделить структуре презентации: вступление, основная часть, в которой излагаются ключевые идеи и результаты работы, выводы.

Успешная мультимедиа-презентация возможна только при ее соответствии требованиям, предъявляемым к работам подобного рода: содержательность, краткость, связность, иллюстративность и грамотное изложение [16]. Только учитывая все обозначенные аспекты, можно создать качественный увлекательный познавательный продукт.

На этапе обсуждения осуществляется оценка степени усвоения лексических единиц и 262

конструкций, работа над дискурсивными стратегиями, анализ каждого слайда. Студенты могут задавать преподавателю вопросы, возникшие у них в процессе создания презентации.

Презентация доклада может проходить как в аудитории, так и в онлайн-формате. Учащиеся внимательно смотрят выступления друг друга, делают заметки. На заключительном этапе происходит дискуссия по теме, задаются вопросы, даются комментарии и оценки докладам. Подводя итог работы с презентациями, преподаватель делает вывод об эффективности ее использования в учебном процессе.

В качестве оценки презентации выступают следующие критерии:

- корреляция презентационного материала и исследуемой темы;

- четкая структура изложения;

- качество оформления мультимедийной презентации;

- грамотная речь;

- выступление (умение держать себя на публике, отстаивать свою точку зрения и т.п.).

Тематические презентации являются эффективным средством способом проверки знаний, полученных студентами в ходе работы над материалом, а также средством развития навыков самостоятельной работы учащихся. Получая задание подготовить доклад с презентацией по определенной теме, студенты должны самостоятельно ознакомиться с лексическим и грамматическим контентом, составить план сообщения, найти наглядный материал, снабдить слайды аудио- и видеороликами, отрепетировать свое выступление перед публикой. Доклад станет наиболее интересным и успешным, если презентация будет не просто дублировать текст сообщения, а дополнять речь, облегчая и углубляя понимание выступления [17].

ВЫВОДЫ

Несмотря на все существующие проблемы, дидактический потенциал использования мультимедиа-выступлений в обучении ESP очень высок. Процесс работы над созданием презентаций интересен и увлекателен для учащихся в отличие от монотонного пересказа текста. Он мотивирует студентов на изучение языка, развивает их когнитивные способности и повышает цифровую грамотность. Студенты с разным уровнем владения языка получают возможность самовыразиться, перестают бояться высказываться.

Мультимедийные презентации акцентируют внимание студентов на важных моментах излагаемой информации. Применение презентаций на занятиях содействует совершенствованию коммуникативных умений студентов. Делая доклад, студент развивает навыки монологической речи. Остальные учащиеся слушают выступление, пытаясь понять максимальное количество информации, улучшают навыки аудирования. И, наконец, в процессе дискуссии по окончанию доклада стимулируются навыки диалогической речи.

Изученный материал и опыт применения компьютерных тематических презентаций в процессе обучения студентов-металлургов ESP доказал эффективность применения этой технологии в аудиторной и самостоятельной работе студентов. Выступая перед аудиторией на английском языке, учащиеся развивают не только иноязычную компетенцию, но и так называемые «мягкие» навыки, что в дальнейшем поможет им стать конкурентно способными специалистами на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беляева Е.А. Возможности мультимедийной презентации в работе студентов естественнонаучных направлений подготовки со специальным текстом на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5-3 (59). С. 188-190.

2. Чиркова В.М. Возможности мультимедийной презентации для осуществления проектной деятельности иностранных студентов, изучающих русский язык //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 288-290.

OECD: 6.02 Languages and literature; ASJC: 3310; WoS Subject Categories: OY

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ДУБСКИХ Ангелина Ивановна и другие МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК...

3. Гольцова Т.А., Смирнова И.Г. Структурное содержание практического занятия с использованием информационных технологий в современном лингводидактическом процессе // Образование и общество. 2019. № 5 (118). С. 36-45.

4. Мороз С.А., Кузьменкова Т.Ю. Использование икт на занятиях по учебному предмету «Иностранный язык в профессии» // Профессиональное образование. 2019. № 4 (38). С. 22-24.

5. Бессмельцева Е.С. Мультимедийная презентация как эффективный прием формирования монологического умения // Вестник Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича. 2016. № 8. С. 157-161.

6. Мирошниченко, С. А. Презентация как одно из средств обучения французскому языку на языковом факультете // Столица науки. 2020. № 7 (24). С. 190-197.

7. Куличенко Ю.Н., Попова О.Ю., Линькова Ю.И. Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 30-33.

8. Яновская Г.С. Организация самостоятельной работы студентов через применение метода презентации на занятиях по иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 389-391.

9. Коротаева И.Э. Анализ опыта отечественных специалистов по внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Современный ученый. 2020. № 4. С. 101-107.

10. Лукиянчина Е.В. Внедрение кейс-метода в практику высшего образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. №. 3. С. 11-19.

11. Валеева Э.Э., Полухина М.О. Обучение навыкам презентационной деятельности на уроках английского языка //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (40). С. 55-65.

12. Лебедев А.В. Интернет-технологии в преподавании иностранных языков как вектор развития высшей школы // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 2 (34). С. 64-69.

13. Еремеева Н.А. Презентация как одна из форм интерактивного обучения иностранному языку в техническом вузе //Правовестник. 2018. № 8 (10). С. 9-11.

14. Филясова Ю.А. Обучение презентации на английском языке на основе текстового подхода // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2016. Т. 1. С. 227—230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пасканный В.А. Цифровые образовательные ресурсы в области специального лингвистического обеспечения // Информатика и прикладная математика. 2020. № 26. С. 99-102.

16. Пантыкина Н.И. Использование интерактивных методов обучения при формировании социокультурной профессиональной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 1. С. 186-189.

17. Скляр Е.С. Проектная деятельность как вид самостоятельной работы по русскому языку как иностранному. Региональный вестник. 2019. № 8 (23). С. 43-44.

Статья поступила в редакцию 03.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.