Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФОРМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФОРМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС / ОТЧЁТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ / ОТЧЁТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ / ОТЧЁТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котельникова Н.В.

В статье обоснована актуальность разработки форм баланса и отчёта о финансовых результатах с учётом информационных потребностей стейкхолдеров. Определены принципы компоновки форм финансовой отчётности: взаимосвязь строк отчётов, сопоставимость и релевантность данных, возможность проведения финансового анализа, существенность. Приведён список вопросов, которые стоит задавать составителю собственникам и руководителям бизнеса перед разработкой форм отчётности. Приведено сравнение двух возможных форматов баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котельникова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING FINANCIAL REPORTING FORMS

The article substantiates the relevance of developing balance sheet forms and a financial results report, taking into account the information needs of stakeholders. The principles for the layout of financial reporting forms are determined: the relationship of lines of reports, the comparability and relevance of data, the possibility of financial analysis, and materiality. A list of questions that should be asked to the compiler of the owners and business leaders before developing reporting forms is given. A comparison of two possible balance sheet formats is given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФОРМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФОРМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Н.В. Котельникова, канд. экон. наук, доцент

Высшая школа технологии и энергетики, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-230-234

Аннотация. В статье обоснована актуальность разработки форм баланса и отчёта о финансовых результатах с учётом информационных потребностей стейкхолдеров. Определены принципы компоновки форм финансовой отчётности: взаимосвязь строк отчётов, сопоставимость и релевантность данных, возможность проведения финансового анализа, существенность. Приведён список вопросов, которые стоит задавать составителю собственникам и руководителям бизнеса перед разработкой форм отчётности. Приведено сравнение двух возможных форматов баланса.

Ключевые слова: бухгалтерская отчётность, финансовая отчётность, бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о финансовом положении, стейкхолдеры.

Финансовая отчётность предназначена для удовлетворения информационных потребностей внешних по отношению к бизнесу стейкхолдеров, которые не имеют возможности требовать от менеджмента предоставления им управленческих отчётов. К внешним стейкхолдерам относятся поставщики капитала, ресурсов, услуг, получатели результатов деятельности бизнеса. Группы стейкхолдеров и их цели взаимодействия с бизнесом исследованы автором в ряде статей, например [1].

Основная задача, которую решает бизнес, затрачивая ресурсы на подготовку и представление финансовых отчётов - это повышение эффективности взаимодействия с внешними стейкхолдерам в процессе: привлечения капитала от инвесторов и кредиторов на финансирование инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств; получения предоплаты от покупателей; оформления товарных кредитов от поставщиков; подачи документов на субсидии от государства. Очевидно, что для успешной реализации данной задачи, финансовая отчётность должна помогать стейкхолдерам принимать инвестиционные решения, результатом которых является:

- покупка/продажа/удержание акций, облигаций и других ценных бумаг, эмитированных бизнесом;

- предоставление бизнесу различных форм заёмных средств, в виде кредитов, займов, субсидий, грантов, аренды и т.д.

Рассматривать бизнес, как объект инвестиций, стейкхолдеры будут, только при возможности осуществления оценки, контроля и/или влияния на решения, принимаемые топ-менеджерами. Последнее достигается через юридическое владение долевых и долговых инструментов бизнеса. Оценка бизнеса проводится через анализ различных отчётов, в том числе и финансовых. Информация финансовых отчётов должна позволить стейкхолдерам:

- понять какими экономическими и финансовыми ресурсами располагает бизнес, оценить насколько эффективно и рационально менеджмент использует имеющиеся ресурсы;

- сравнить бизнес с другими компаниями и оценить его на предмет благонадёжности, финансовой устойчивости, рентабельности;

- оценить насколько деятельность наёмных топ-менеджеров, направлена на удовлетворение интересов владельцев капитала, ресурсов, услуг.

Следовательно, если бизнес желает привлечь финансовые ресурсы, ему необходимо сделать формы финансовой отчётности максимально пригодными для принятия инвестиционных решений. Данное положение обусловило актуальность и цель исследования: определение принципов составления аналитичных форм финансовой отчётности. В рамках данной статьи объектом исследования является содержание ключевых форм финансовой отчётность: баланса/отчёта о финансовом положении и отчёта о финансовых результатах/ отчёта о прибылях и убытках; предметом, - методические аспекты разработки форм финансовой отчётности с учётом информационных потребностей стейкхолдеров.

Информационная база исследования: приказ Минфина России № 66н [2], положения IAS 1 [3], которые содержат рекомендации по содержанию форм отчётности; практика разработки автором форм финансовой и управленческой отчётности для компаний малого и среднего бизнеса. В статье используются следующие двойные названия отчётов, принятые в РСБУ и МСФО: отчёт о финансовых результатах и отчёт о прибылях и убытках; баланс и отчёт о финансовом положении.

Результаты исследования. Проблема разработки форм финансовых отчётов возникает, когда бизнес готовит финансовую отчётность в формате МСФО. В IAS 1 «Представление финансовой отчётности» есть только перечень объектов (активов, обязательств, капитала, дохода и расходов), которые могут быть включены в отчёт о финансовом положении, отчёт о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе. Также проблема разработки форм возникает при подготовке управленческой отчётности, которая не регламентируется никакими учётными стандартами и основана исключительно на внутренних документах бизнеса. Однако, если собственники и руководители, желают: сравнить результаты бизнеса с результатами других компаний; привлечь инвесторов и кредиторов; оценить эффективность бизнеса, то необходимо иметь итоговые формы управленческой отчётности, совпадающие

с общепринятыми формами финансовой отчётности. В соответствии с которыми баланс должен включать разделы: активы, обязательства, капитал; отчёт о прибылях и убытках, - доходы и расходы. Компоновка разделов, расположение статей, их перечень зависят от: требований стандартов отчётности; специфики бизнеса, которая позволяет определять существенность, релевантность и целесообразность представления того или иного объекта отчётности отдельной строкой; визуальных предпочтений пользователей отчётности; типа корпоративной структуры и других. Грамотно составленный формат отчётности должен акцентировать внимание стейкхолдеров на ключевой информации об эффективной или неэффективной деятельности бизнеса. В связи с этим можно выделить следующие принципы компоновки форм финансовой отчётности:

- взаимосвязь отчётных форм. Пользователь должен с минимальными усилиями сопоставить информацию в формах отчётности. Например, должно быть понятно, что выручка (отчёт о прибылях и убытках) не равна полученным денежным средствам от клиентов (отчёт о движении денежных средств) на сумму изменений авансов от покупателей (обязательства в балансе) и дебиторской задолженности (оборотные активы в балансе);

- сопоставимость показателей отчётности с аналогичными бизнесами и прошлыми периодами времени. Первоначально принятые форматы отчётности не должны меняться без существенных изменений бизнес-процессов. Информация по строкам должна учитывать отраслевую специфику. Например, в добывающих компаниях принято выделять строку «разведка и оценка минеральных ресурсов», в строительных организациях строку «эскроу-счета» и т.д.;

- релевантность для принятия конкретных управленческих решений, а не просто информирование о результатах деятельности бизнеса. Например, отчётность публичных компаний, должна содержать показатель «прибыль на акцию», который позволит рассчитать мультипликатор Р/БРБ;

- возможность проведения финансового анализа с минимальными затратами времени. Например, уместно выделить в отчёте о прибылях и убытках различные уровни прибыли, используемые для расчёта показателей рентабельности: валовая прибыль, прибыль до налогообложения, выплаты процентов за кредит и амортизации (EBITDA), прибыль до налогообложения, выплаты процентов за кредит EBIT, чистая прибыль;

- существенность, отчётность не должна быть избыточной и отвлекать внимание стейкхолдеров на нерелевантную информацию. Существенность определяется каждым бизнесом, исходя из специфики деятельности и событий отчётного года. Например, строка «обесценение активов»

может быть как представлена отдельно, так и включена в состав прочих расходов. Зависит от степени влияния суммы на финансовый результат периода.

Решение о том, какая информация должна включаться в формы отчётности, зависит от решения руководства бизнесом. Так как отчётность - это, по сути, выражение мнения руководства о финансовом положении бизнеса на конкретную дату и результатах его деятельности за период. Ряд данных, включаемые в отчёты, могут быть включены по требованию стандартов и/или собственников бизнеса.

В таблице 1 приведён список вопросов, которые позволят составителю, учесть все вышеприведённые принципы при подготовке форматов финансовой отчётности.

Таблица 1. Список вопросов собственникам и руководителям компании перед построением форм отчётности__

Вопрос Комментарии. Ответ на вопрос позволит

Какая общая схему функционирования бизнеса? Разобраться в основных и вспомогательных бизнес-процессах; определить движение финансовых и материальных ресурсов, и соответственно объекты оборотного капитала.

Какой вид деятельности по ОКВЭД является основным и какие расходы напрямую с ним связаны? Определить компоненты верхней части отчёта о прибылях и убытках. Например: - выручка, себестоимость реализованных товаров (торговля розничная и оптовая); - доход от фрахта судов, эксплуатационные и рейсовые расходы (аренда морских судов); - процентные доходы, процентные расходы (деятельность по предоставлению финансовых услуг).

Какие расходы, связаны с продажей товаров, услуг, управлением бизнесом? Определить перечень и структуру коммерческих и административных расходов.

Какие долговые источники финансирования используются бизнесом? Определить перечень и структуру заёмных средств в балансе. Например: аренда, кредиты, займы, облигации. Выделить строку «финансовые расходы» в отчёте о прибылях и убытках.

Какое количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей задействованы в бизнесе, как они взаимосвязаны между собой определить тип корпоративной структуры соответственно тип отчётности. Например: - консолидированная для холдинга де-юро; - комбинированная для холдинга де-факто; - консолидированная или комбинированная для вертикального или горизонтального холдинга; - отчётность инвестиционной организации для конгломерата.

Дополнительно следует задать вопрос: какой формат представления данных в отчётности удобен для просмотра? Например, расходы в отчёте о прибылях и убытках могут быть представлены с использованием метода «по характеру расходов» (п. 102 [3]), а могут быть с использованием

По формату баланса/отчёта о финансовом положении рекомендуется задать уточняющие вопросы:

- как следует представить активы? Варианты ответа: по степени убывания или по степени возрастания ликвидности;

- как следует представить в разделе капитал показатель «нераспределённая прибыль»? Варианты ответа: одной стройкой, четырём строчками:

нераспределённая прибыль (убыток) на начало периода,

«+/-» прибыль (убыток) периода, «-»выплаченные дивиденды и прочие вознаграждения собственникам,

«=» нераспределённая прибыль (убыток) на конец периода.

При формировании форм финансовой отчётности следует уделить внимание

метода «по назначению расходов» или «по себестоимости продаж» (п. 103 [3]). Данные в балансе могут быть представлены в формате активы равны пассивам, а могут, - в формате чистые активы равно капитал (табл. 2).

представлению цифр. Визуально хорошо воспринимаются цифры до шести знаков, где присутствует разделители разрядов. Например, данные компании, измеряемые в миллиардах, лучше записать в млн. руб. 10 325 657 989 руб. следует представить в отчёте как 10 325 млн. руб.

Вывод. При разработке форм отчётности следует придерживаться принципов: взаимосвязи отчётных форм, сопоставимости и релевантности данных, возможности проведения финансового анализа, существенности. Учитывать, что с одной стороны форма должна отражать требования стандартов, с другой позволять стейкхол-деру получить информацию специфичную для конкретного бизнеса.

Таблица 2. Пример группировки разделов отчёта о финансовом положении

1 вариант 2 вариант

Статьи Руб. Статьи Руб.

Внеоборотные активы 120 Оборотные активы 130

Оборотные активы 130 Краткосрочные обязательства 90

Итого активы 250 Чистые оборотные активы (оборотный капитал) 130 - 90 = 40

Долгосрочные обязательства 100 Внеоборотные активы 120

Краткосрочные обязательства 90 Долгосрочные обязательства 100

Итого обязательства 190 Чистые активы 40+120-100 = 60

Капитал 60 Капитал 60

Итого капитал и обязательства 250 Финансирование чистых активов (Капитал) 60

балансирующая величина

Активы = Пассивы Активы = Обязательства + Капитал 250=250 Чистые активы = Финансирование чистых активов (Капитал) 60=60

Библиографический список

1. Котельникова Н.В. Система показателей бизнеса, отражающая цели групп заинтересованных сторон // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - №4 (54). - С. 52-59.

2. Приказ Минфина России от 20.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» (с изменениями внесёнными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н, от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н, от 06.04.2015 № 57н, от 19.04.2019 № 61н) документ опубликован на Официальном сайте Минфина РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/legislation/reporting/ (дата обращения 25.04.2022)

3. Международный стандарт финансовой отчётности IAS 1 «Представление финансовой отчётности» документ опубликован на Официальном сайте Минфина РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/01/main/MSFO_IAS_1.pdf (дата обращения 25.04.2022)

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING FINANCIAL REPORTING

FORMS

N.V. Kotelnikova, Candidate of Economic Sciences, Associated Professor

Higher School of Technology and Energy Saint-Petersburg State University of Industrial

Technologies and Design

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article substantiates the relevance of developing balance sheet forms and a financial results report, taking into account the information needs of stakeholders. The principles for the layout of financial reporting forms are determined: the relationship of lines of reports, the comparability and relevance of data, the possibility of financial analysis, and materiality. A list of questions that should be asked to the compiler of the owners and business leaders before developing reporting forms is given. A comparison of two possible balance sheet formats is given.

Keywords: financial statements, financial statements, balance sheet, income statement, profit and loss statement, statement of financial position, stakeholders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.