Научная статья на тему 'Методические аспекты расчетов эффективности реализованной продукции'

Методические аспекты расчетов эффективности реализованной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
доходы / рентабельность / окупаемость затрат / затратоемкость продукции / рентабельность инвестиций / revenue / profitability / return on investment / intensity of production / return on investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пармакли Дмитрий Михайлович

В статье представлены основные показатели экономической эффективности производства и реализации продукции: рентабельность реализуемой продукции, рентабельность продаж, окупаемость затрат и затратоемкость продукции. Работа демонстрирует методы их расчета, а также взаимосвязи между ними. Обоснована необходимость расчетов лишь одного из показателей эффективности реализован-ной продукции, так как остальные три показателя являются следствием первого. Приводится алгоритм рас-чета эффективности производства и реализации всех видов продукции на предприятии. Кроме того в статье представлена графическая зависимость между рассматриваемыми показателями эффективности продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF CALCULATIONS OF EFFICIENCY OF SALES

The article presents the main indicators of economic efficiency of production and sales: profita-bility of products sold, return on sales, return on investment and intensity of production. The work demonstrates the methods of their calculation and the links between them. The necessity of calculations of only one of the perfor-mance indicators of sales, as the remaining three indicators are the result of the first. The algorithm of calculation of efficiency of production and sales of all kinds of products in the enterprise. In addition the article presents a graphic dependence between the indicators of production efficiency.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты расчетов эффективности реализованной продукции»

16. Портникова И. М. Механизм учета инноваций деятельности в сельскохозяйственных орга-

17. Федеральная служба статистики (сайт)

URL: http://www.gks.ru / (дата обращения:

24.10.2015).

18. Информационно-издательский центр «Статистика России» (сайт) URL: http://www.stat-book.ru (дата обращения: 24.10.2015).

19. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информа-

низациях. // Фундаментальные исследования 2014. № 11. С. 1585-1588.

ции Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата) (сайт) URL: http://www.gm-cgks.ru/ (дата обращения: 24.10.2015).

20. Яруллин Р. Р. Реализация программноцелевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 215-221.

© 2015

STATE SUPPORT OF INTRODUCTION OF INNOVATIONS TO AGRICULTURAL PRODUCERS IN SOVREMENNOM STAGE

I. V. Mitina, a post- graduate student

O. A. Frolova, doctor of economics, professor

Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation: Agriculture for any country is a strategically important industry. Being one of the main branches of material production, agriculture provides other industries in the production, and at the same time, itself is the main consumer of the tools and means of labour. In mind their traits and the low level of production, agricultural producers need state support. The agricultural organizations of the state aid and the effective use of received funds is another opportunity for agricultural goods producers to stabilize its operations and to improve the economic condition as well as operate because of Russia's accession to the WTO. Of practical interest is the calculation of the efficiency of state support and analysis development of state support in modern conditions. It is worth noting that in the result of the study revealed that the main problem of obtaining public support is the complexity of paperwork and lack of system support, the authorities should consider simplifying the design documents and the development of the system. It is also worth noting that the impact of government programs on the development of the activities of organizations is not very effective, many organizations are not satisfied with the results and the level of support is not arranged, the majority of organizations, which raises the question of the level of allocated funds.

Keywords: agro-industrial complex, state support, innovation, the mechanism of state support, performance monitoring, agriculture, subsidies, efficiency of state support

УДК 635.07 © 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ

Д. Пармакли, доктор экономических наук, профессор Комратский государственный университет, (Республика Молдова)

Аннотация. В статье представлены основные показатели экономической эффективности производства и реализации продукции: рентабельность реализуемой продукции, рентабельность продаж, окупаемость затрат и затратоемкость продукции. Работа демонстрирует методы их расчета, а также взаимосвязи между ними. Обоснована необходимость расчетов лишь одного из показателей эффективности реализованной продукции, так как остальные три показателя являются следствием первого. Приводится алгоритм расчета эффективности производства и реализации всех видов продукции на предприятии. Кроме того в статье представлена графическая зависимость между рассматриваемыми показателями эффективности продукции.

Ключевые слова: доходы, рентабельность, окупаемость затрат, затратоемкость продукции, рентабельность инвестиций.

75

При расчетах экономической эффективности производства и реализации продукции на предприятиях используется система показателей. Однако как в учебных, так и в реальных производственных условиях четкого разграничения значимости каждого из них, а также взаимосвязь между ними недостаточно обоснованы. В связи с этим актуальными являются методические аспекты проведения расчетов указанных показателей.

Экономическая эффективность производства и реализации продукции отражает доходность и прибыльность. Как известно она измеряется такими обобщающими показателями, как:

- рентабельность реализованной продукции

Р = —, лей/лей,

Z

- рентабельность продаж

РП = — , лей/лей,

N

(1)

(2)

где П - валовая прибыль (прибыль от реализации продукции), лей;

Z - себестоимость продукции, лей;

N - объем реализованной продукции, лей.

Следует иметь в виду, что в практике экономических расчетов используются три формы показателей рентабельности, имеющие единый экономический смысл) [1, с. 176-177]: уровень рентабельности

Р = — ■ 100 , %; Z

рентабельность

Р = —, лей/лей; Z

коэффициент рентабельности

р=И

Z

К обобщающим показателем эффективности производства и реализации продукции относится окупаемость затрат (Ро) и затратоемкость продукции (Зе) [2, с. 228]:

Р

о

N

Z

лей/лей.

(3)

З

е

Р~

1_

N

лей/лей.

(4)

Окупаемость затрат показывает, сколько получено лей от реализации продукции в расчете на 1 лей затрат, затратоемкость продукции - наоборот, какой объем затрат несет предприятие в расчете на 1 лей произведенной и реализованной продукции.

Рентабельность реализованной продукции, рентабельность продаж, окупаемость затрат и затратоемкость продукции являются показателями экономической эффективности производства и реализации продукции. Они имеют единую экономическую сущность и, зная один из них, легко определить остальные (табл. 1).

Взаимозависимость между рентабельностью (Р), рентабельностью продаж (РП) и окупаемостью продаж (Ро) может быть представлена графически (рис. 1-3).

Таблица 1 - Взаимосвязь показателей экономической эффективности реализованной продукции

Рентабельность реализованной продукции (Р) Рентабельность продаж (Рп) Окупаемость затрат (Ро) Затратоемкость продукции (Зе)

Рентабельность реализованной продукции (Р) р — i-Pj. Р = Ро - 1 |-о II 1

Рентабельность продаж (Рп) hd я и Рп = 1 - Зе

Окупаемость затрат (Ро) Ро = 1 + Р Р° " 1-Ри О II ■Pin

Затратоемкость продукции (Зе) Зе = — 1+Р З = 1 - Р Зе 1 Рп з =— р

Источник: разработано автором

76

*—Рентабельность продаж -♦—Окупаемость затрат

1.8

1.6

1.4

1.2

1

0.8

0.6

0.4

0.2

0

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70

Рентабельность продукции, %

Рисунок 1 - Зависимость рентабельности продаж и окупаемости затрат от уровня рентабельности

реализованной продукции

Источник: разработано автором

■■—Рентабельность продукции, % —Окупаемость затрат

Рентабельность продаж, %

2.5 2

1.5 1

0.5

0

га

о.

га

со

о

О

г

га

га

с

>*

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Рисунок 2 - Зависимость рентабельности продукции и окупаемости затрат от уровня рентабельности продаж

Источник: разработано автором

77

Окупаемость затрат

■■— Рентабельность продукции, % Рентабельность продаж, %

60

50

*

то

40 g

Q.

С

Л

30 о

О

X

л

20 ю

Р

ш

Q.

10

0

1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2

Окупаемость затрат

Рисунок 3 - Зависимость рентабельности продукции и рентабельности продаж

от уровня окупаемости затрат

Источник: разработано автором

С помощью приведенных выше формул рассчитывают экономическую эффективность по каждому виду продукции (услуг). Учитывая, что предприятие, как правило, не ограничивается выпуском одного вида продукции (услуг), важно оценить его работу, связанную с производством и реализацией всей номенклатуры изделий (услуг).

Экономическая эффективность деятельности предприятия по производству и реализации всех видов товаров (услуг) характеризуется следующими обобщающими показателями:

уровнем рентабельности всех видов реализованной продукции (Ррп)

i=i г=1

Р =

рп n

•10(У

%

7=1

(5)

уровнем рентабельности продаж всех видов продукции (Рпр)

р =

пр

•100

, %

(6)

г=1

7=1

уровнем окупаемости затрат на производство и реализацию всех видов продукции (Ро)

р„ =

О n

•100

%

(7)

продукции (Зе)

7=1

- затратоемкостью всех видов

7=1

З

е

Т.Ч

г=1

г= 1

, лей/лей

(8)

где Nj - выручка от реализации всех видов продукции;

Zj - себестоимость всех видов реализованной продукции;

n - число выпускаемых изделий (видов

продукции).

Важно заметить, что в расчетах рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж не корректно использовать прибыль до налогообложения и чистую прибыль предприятия. Дело в том, указанные виды прибыли формируются с учетом показателей инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, которые выходят за рамки операционной деятельности предприятия и потому непосредственного отношения к ней не имеют. Чтобы не допускать использование указанных видов прибыли в расчетах эффективности произведенной и реализованной продук-

78

ции, а также эффективности всей операционной деятельности целесообразно вместо показателей прибыли в числителе использовать разницу между объемом доходов (выручки) и издержками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пармакли Д. М. «Методология научных исследований в экономике». Учебное пособие. Cahul : Universitatea de Stat «B. P-Ha§deu», 2011. с. 257.

2. Адамов В. Е. и др. «Экономика и статистика фирм». Учебник. 2-е изд. М. : Финансы и статистика, 1998. с. 240.

3. Пармакли Д. М. «Некоторые научнометодические аспекты эффективности производства сельскохозяйственной продукции». Вестник Алтайского государственного аграрного университета (Россия), № 4 (78). 2011. С. 118-123.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF CALCULATIONS OF EFFICIENCY OF SALES

© 2015

D. M. ParmaKli, doctor of economic sciences, professor Comrat state university, Republic of Moldova, Comrat

Annotation.The article presents the main indicators of economic efficiency of production and sales: profitability of products sold, return on sales, return on investment and intensity of production. The work demonstrates the methods of their calculation and the links between them. The necessity of calculations of only one of the performance indicators of sales, as the remaining three indicators are the result of the first. The algorithm of calculation of efficiency of production and sales of all kinds of products in the enterprise. In addition the article presents a graphic dependence between the indicators of production efficiency.

Keywords: revenue, profitability, return on investment, intensity of production, return on investment.

УДК 338.1

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РАЙОНОВ ПО ПАРАМЕТРАМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

© 2015

Н. А. Полянская, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и организация бизнес-процессов»

А. Д. Рейн, преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. В представленной статье рассмотрены проблемы обеспечения населения молоком, проблемы продовольственной независимости и отмечено, что на современном этапе производство молока не достигает уровня его потребления. Рассмотрены показатели уровня фактического потребления молока и сопоставлены с уровнем доходности населения на 1 кг молока. Обозначена острая проблема увеличения затрат на производство, в том числе повышение стоимости кормов. Выделены группы показателей, которые наиболее точно определяют степень конкурентоспособности производителей молока на рынке и отражают эффективность производства. Рассматриваемые показатели позволили определить кластеры, в которых производство неэффективно в связи с затратами на корма и структурой затрат на кормообеспечение. В статье на основе проведенных расчетов показателей был произведен кластерный анализ в программном комплексе STATISTICA 10, методом Варда. По итогам иерархической классификации обнаружено наличие пяти кластеров в изучаемой совокупности показателей. По итогам данного анализа были выделены некоторые районы Нижегородской области, которые характеризуются эффективностью либо неэффективностью производства молока. Результатом является то, что в рассматриваемых районах располагается необходимая производственная база для ведения эффективного молочного скотоводства, но необходим ряд мероприятий с привлечением государственной поддержки и инноваций для установления определенного уровня эффективности и конкурентоспособности организаций, с целью обеспечить население качественным молоком в необходимых объемах. Проведенный в статье кластерный анализ и распределение производителей в зависимости от эффективности даст основу более детального рассмотрения проблем повышения эффективности и конкурентоспособности производителей молока.

Ключевые слова: кластерный анализ, молочное скотоводство, эффективность производства молока, конкурентоспособность, уровень производства, уровень потребления.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.