Научная статья на тему 'Методические аспекты проведения лекций в интерактивных формах'

Методические аспекты проведения лекций в интерактивных формах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худякова С.А., Контобойцева М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты проведения лекций в интерактивных формах»

ту, проблеме, но и способ их мышления, а в конечном итоге и мировоззрение. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить курсантов осознавать мотивы своего учения, поведения в жизни, формировать цели и программы будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Воспитание в сотворчестве (активные методы в воспитательной работе с учащейся молодежью): сб. науч. ст. вып. 2/ под ред. проф. В. В. Позднякова - Минск: РИВШ, 2010. - 208 с.

2. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А. Гин - М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с.

Методические аспекты проведения лекций

в интерактивных формах

Худякова С. А., Контобойцева М. Г., Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

В рамках переноса акцента с традиционно сложившейся модели планирования и реализации образовательного процесса, при которой результат образования оценивался по объему знаний, усвоенному студентом, на модель, ориентированную на формирование и развитие способностей человека действовать в различных ситуациях необходимо пересмотреть методические подходы к организации процесса обучения. Процесс обучения должен быть направлен не только на прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, но и на формирование умений применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, познавательных способностей обучающихся.

Необходимо отметить, что при этом усиливается значимость современных образовательных технологий, которые должны быть адекватны и эффективны в обеспечении ожидаемых результатов образования, обеспечивать формирование у обучающихся знаний на более высоком уровне их подачи и усвоения. К числу таких технологий относятся интерактивные технологии, посредством реализации которых создается среда образовательного общения, характеризующаяся открытостью, взаимодействием участников образовательного процесса, накоплением совместного знания.

Интерактивное обучение не изменяет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но при этом видоизменяет формы и методы проведения занятий. Процесс обучения строится на принципах диалога, постоянного обмена информацией, продуктивного взаимодействия преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой. Таким образом, в рамках традиционных форм проведения учебных занятий в высшей школе, таких как лекция,

практическое занятие, семинар необходимо реализовывать интерактивные формы и методы обучения.

Под интерактивной формой обучения будем понимать внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, основанной на интерактивных принципах обучения.

Интерактивный метод обучения - это способ достижения цели, решения конкретной задачи посредством взаимодействия обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом, предполагающий доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия [1].

При этом главным источником знаний для обучающихся является не преподаватель, а внешние носители информации: учебная и справочная литература, монографии, периодические издания, интернет-ресурсы (рис.).

Рис. Интерактивный метод обучения

Рассмотрим, какие интерактивные формы и методы обучения можно реализовать в рамках лекционного занятия. Несмотря на сокращение удельного веса времени, отводимого в вузах на аудиторные занятия, лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса. Но, к сожалению, этой форме проведения занятий присущи ряд недостатков, если проводить ее с ориентацией на репродуктивные способы деятельности обучающихся. Лекция с использованием репродуктивных методов обучения приучает к пассивному, некритичному восприятию чужих мыслей, не формирует самостоятельность мышления. Обучающиеся не осмысливают лекционный материал, а лишь механически записывают его в конспект.

Приведенные недостатки в значительной мере могут быть преодолены при проведении лекций в интерактивных формах, при этом информационная функция лекции отходит на второй план, а на первый выходит функция мотиваци-онная: формирование положительной мотивации обучающихся на принятие учебной задачи, организация сотрудничества и взаимодействия, включение обучающихся в постоянную деятельность.

В Уральском институте ГПС МЧС России все более широкое распространение получает такая интерактивная форма проведения лекционного занятия как лекция с заранее запланированными ошибками (лекция-провокация). Такая лекция направлена на стимулирование обучающихся к постоянному контролю изучаемого на лекции учебного материала и поиска в нем ошибки. Ошибки могут быть содержательными, методологическими, методическими, орфографическими.

Методика проведения лекции следующая: после объявления темы лекции неожиданно для обучающихся преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок. С методических позиций будет более верно, если они будут различного типа. При этом преподаватель должен в приложении к конспекту лекций иметь перечень этих ошибок. Среднее количество ошибок на 1,5 часа лекции - (7-9). Обучаемым выдается бумага для фиксации ошибок. Преподаватель в начале занятия оговаривает количество совершенных им ошибок. В конце занятия необходимо запланировать 5-7 мин. для совместного разбора ошибок. Преподаватель может собрать результаты работы обучающихся на лекции, чтобы отметить в личном рейтинге наиболее внимательных обучающихся с целью их поощрения баллами в балльно-рейтинговой системе. Разбор ошибок в конце занятия также позволяет избежать закрепления неправильного учебного материала в сознании обучающихся. Таким образом, обучающиеся в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Если преподаватель случайно совершил незапланированную ошибку, то ее следует честно признать, только в этом случае будет достигнуты доверительные отношения с аудиторией. Опыт проведения таких лекций показывает, что обучающиеся активно вовлекаются в работу на лекции, они не только воспринимают информацию, но анализируют и оценивают ее.

Повышение качества обучения также связывают с внедрением лекций проблемного характера, на которых процесс познания обучающихся ориентирован на проблемно-творческие и исследовательско-познавательные способы учебной деятельности. Такая лекция требует очень глубокой проработки учебного материала как со стороны педагога, так и обучающихся, такие лекции более трудо-затратны. Основной задачей преподавателя является построение лекции таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании обучающегося. Для проблемной лекции следует отбирать наиболее важные, сложные для усвоения обучающимися вопросы дисциплины, содержание которых представляют практический интерес. При подготовке к лекции необходимо заранее подготовить проблемные вопросы, которые указывают на существо проблемы и очерчивают область поиска решения проблемной ситуации. Наряду с проблемными следует ставить перед обучаемыми и информационные вопросы, которые направлены на уже сформированную у обучающихся базу знаний [4].

На интерактивных лекциях следует широко применять наглядности, такие как демонстрационный эксперимент (опыты), чертежи и схемы, эскизы устройств, плакаты, модели, видеофильмы и слайды.

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию

учебного материала, но позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений (В. П. Зинченко, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. С. Якиманская и др.). Метод наглядности способствует формированию профессионального мышления за счет систематизации, концентрации и выделения наиболее существенных элементов содержания обучения. Наглядность на лекциях способствует пониманию и усвоению вопросов, которые является сложными для восприятия при информационном методе изложения.

Комментирование демонстрации зависит от цели использования данной наглядности. Развернутое комментирование подготовленных визуальных материалов, способствующее раскрытию темы лекции, должно обеспечивать углубление получаемых знаний, их систематизацию. При использовании наглядности можно успешно создать проблемную ситуацию. Демонстрация перед изучением темы неизвестного еще эффекта (физического, химического, технического) не только создает проблемную ситуацию, но и вызывает живой интерес к нему, концентрирует внимание и активизирует мышление в процессе раскрытия поставленной учебной проблемы.

Практически любая форма визуальной информации содержит те или иные элементы проблемности, разрешение которых осуществляется на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания этой информации, т. е. включения активной мыслительной деятельности. Чем больше проблем-ность визуальной информации, тем выше степень мыслительной активности обучающегося. Наглядность нередко используется не только в качестве дополнения к словесной информации, подтверждения сказанного, но и в качестве носителей содержательной информации. При насыщенности лекции наглядностью важно придерживаться определенной визуальной логики и ритма подачи и дозировки материала. Комментарии должны быть краткими, отмечающими существенные стороны демонстрации. Естественно, использование наглядности на лекциях в вузе должны ограничиваться реальной потребностью в них. Лекцию опаснее перегрузить, чем «недогрузить» демонстрациями, ибо лектор всегда должен оставаться в центре событий, сохраняя за собой позицию основного источника информации [3].

Проведение занятий в интерактивных формах, несомненно, вносят существенную корректировку в методическое обеспечение аудиторных и внеаудиторных занятий. С методической точки зрения крайне важно учитывать неодинаковые возможности применения интерактивных форм на младших и старших курсах. Кроме того, необходимо учитывать и специфику учебных дисциплин. Не может быть одинаковой методика проведения занятий при введении совершенно новой дисциплины, по которой еще нет учебных пособий или учебников, и обучение по дисциплине, уже имеющей надлежащее методическое обеспечение.

Особое внимание при проведении занятий в интерактивных формах следует уделить разработке хода проведения занятия, его этапов, сценария, тем для обсуждения и т. п. Необходимо продумать время, отводимое на интеллектуальные паузы, выполнение тех или иных творческих заданий, перемещение участников по аудитории, проработать перечень вопросов при проведении беседы,

дискуссии, тренинга, определить правила поведения на данном занятии, роль каждого обучающегося.

Библиографический список

1. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Пси-хол. журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». № 2. 2012. С. 1-18.

2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.

4. Проблемная лекция как форма организации содержания проблемного обучения // http://www. chuc. ru.

Традиции и их значение в формировании

благоприятной социально-психологической атмосферы в профессиональной среде

Черноусова И. Д.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Термин «традиция» (от лат. traditio — передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции являются предметом изучения для широкого спектра гуманитарных и социально-политических дисциплин. Исследуя феномен традиций в различных аспектах современные авторы, определяют его либо как средство социализации человека, либо как интегрирующий фактор, обеспечивающий целостность социума. В последнем случае традиции рассматриваются либо как «средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений», способ «осуществлять воспроизводство этих отношений в новых поколениях», либо как «тип отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта», в том числе и культуры, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно «работает» в нем, либо как «все виды групповых, социально организованных стереотипов человеческой деятельности», либо как элементов в структуре социальных норм.[1]

В процессе совместной деятельности, жизнеобеспечения человеческие локальные коллективы накапливают определенный социальный опыт, и традиции, оформляя его в определенных стандартах поведения, осуществляют его отбор, концентрацию и временную передачу. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.