Экономика и управление
А.П. ЛАТКИН,
С.В. ЖЕУРОВА
Методические аспекты планирования территориальной организации туристско-рекреационных комплексов
Рассмотрены основные научно-методические вопросы планирования вновь создаваемых туристско-рекреационных комплексов (ТРК). Главное внимание уделено содержанию и последовательности процесса планирования ТРК, составу и порядку разработки долгосрочных и краткосрочных планов.
Ключевые слова: предпринимательство, туристско-рекреационные комплексы, целевая долгосрочная программа развития.
Methodological aspects of the territorial organization planning of tourist and recreational facilities. A.P. LATKIN, S.V. ZHEUROVA
Considered the basic scientific and methodological issues of planning the newly created tourist and recreational complexes (TRC). Main attention is paid to the content and the TRC planning process train, composition and development of long and short term plans.
Key Terms: entrepreneurship, tourist and recreational complex, target long and short term development program.
В последние годы со стороны государственной власти усилилось внимание к организации туристско-рекреационных комплексов, проблемам их размещения и формирования на отдельных территориях России и в особенности Дальнего Востока. Так, при разработке раздела «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года» [11] на уровне Правительства РФ принято решение о создании ТРК на о-ве Русский, а после посещения председателем Правительства РФ В.В. Путиным Долины гейзеров - также и на данной территории.
Обусловлено это, с одной стороны, весьма высокой доходностью туристического бизнеса, а с другой - необходимостью решения социально-экономических задач и развития при государственной поддержке территорий, перспективных для туристической деятельности, что способствовало бы увеличению занятости населения. В свете этого проблемы создания ТРК стали предметом научных исследований [9].
По оценкам специалистов, уникальный природно-ресурсный и туристско-рекреационный потенциал Дальнего Востока России используется весьма незначительно. Одной из предпосылок импульса раз-
вития туристско-рекреационной деятельности, по мнению академика РАН П.Я. Бакланова, может стать разработка Концепции и общерегиональной стратегической программы, определяющей потенциал развития туризма в регионе, возможности межрегиональных взаимодействий и отношений в туристическом бизнесе [1].
Проблема эффективности рекреационной деятельности широко изучалась учеными-экологами, медиками, экономистами [3-8, 10], однако аспекты стратегического планирования развития рекреационного комплекса требуют дополнительного осмысления.
Размещение ТРК как экономического объекта на территориях -одна из важнейших проблем развития туристско-рекреационной отрасли, т. к. от этого фактора во многом зависит эффективность капитальных вложений и затрат общественного труда. В процессе размещения ТРК решаются не только экономические, но и социальнополитические задачи, а именно преодоление значимых различий экономического развития регионов страны, повышение экономических показателей малоразвитых, но имеющих высокий природнорекреационный потенциал территорий страны, рост занятости населения и удовлетворение потребности в высококвалифицированных кадрах.
Размещение ТРК не означает, что во всех экономических районах должны развиваться все подотрасли туристско-рекреационной деятельности, поскольку эти районы весьма различаются по видам ресурсов (для одних характерны лечебно-оздоровительные, для других - культурно-познавательные и т. д.). Задача размещения ТРК состоит в том, чтобы развивать туризм там, где имеются необходимые экономические, социальные, культурные и природные предпосылки [2].
Важным принципом размещения производительных сил является рациональное территориальное разделение труда в целях наиболее эффективной специализации отдельных экономических районов по видам туристско-рекреационной деятельности и создание территориальных экономических объектов ТРК.
Воздействие на конкретную схему территориального размещения объектов ТРК оказывает целый ряд факторов. В качестве одного из них выступает обеспеченность районов туристской инфраструктурой и ее технический уровень.
Существенно влияет на размещение ТРК такой фактор, как географическая среда (климатические условия, рельеф территории). Климатические условия определяют потребности человека в туристских услугах в разных районах: при неблагоприятных - капитальные вложения при строительстве ТРК выше, так же как и издержки при его эксплуатации, кроме того, в таких случаях ярко выражен фактор сезонности туристских услуг.
Размещение экономических объектов в большой степени зависит от распределения по стране трудовых ресурсов. Фактор рабочей силы весьма значим для всех отраслей, но его влияние сокращается по
мере снижения трудоемкости. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны [2].
Технико-экономические факторы размещения предприятий ТРК обусловлены научно-техническими достижениями и рациональными формами организации туристско-рекреационной деятельности.
В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая для ТРК выступает в таких формах, как специализация и кооперирование.
Туристско-рекреационная специализация территорий (в зависимости от ее видов) оказывает различное влияние на размещение ТРК отрасли. Так, предметная специализация определенным образом локализирует предприятия, в связи с чем при планировании размещения объектов ТРК авторами предлагается учитывать как множественность типов туристско-рекреационных услуг, так и возможность взаимодействия властных и предпринимательских структур на основе кооперации.
Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т. е. дифференциации производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление предназначенных сочетаний разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции туристско-рекреационной деятельности [2].
Сформулированные подходы к планированию размещения объектов ТРК требуют дальнейшего уточнения и доработки, а именно: с целью преодоления возможных противоречий между хозяйствованием и состоянием внешней среды должна быть учтена и реализована система мероприятий экологической направленности, регламентирующая ведение рекреационно-экономической деятельности. В такой системе объединяются социально-организационные, оценочнопрогнозные и технические меры, которые позволят избежать рассогласования экологических параметров территории и рекреационноэкономической деятельности [10].
В зависимости от степени экономической освоенности территории, на которой располагаются ТРК, подход к их планированию будет иметь свои особенности.
Для ТРК, формирующихся на территориях нового освоения, целесообразно:
а) включать в планы все предприятия, а также объекты производственной инфраструктуры, расположенные на его территории;
б) осуществлять планирование социальной инфраструктуры в полном объеме и во всех населенных пунктах, где размещаются объекты комплекса. Средства на эти цели предлагается выделять местным органам самоуправления или одному из ведущих министерств, участвующих в создании комплекса, исходя из требований комплексного развития каждого населенного пункта;
в) планировать обеспечение потребностей комплекса в строительных материалах и конструкциях с учетом возможностей их доставки из развитых районов;
г) предусматривать обеспечение комплекса рабочей силой не только за счет местного населения, но и путем организованного перераспределения трудовых ресурсов, а также привлечения студентов и иностранной рабочей силы.
Для ТРК, формирующихся на экономически развитых территориях, целесообразно:
а) включать в планы только те предприятия и объекты, которые непосредственно участвуют в выполнении целевых функций комплекса;
б) осуществлять планирование инфраструктуры по тем объектам и в тех объемах, которые необходимы для строительства и функционирования основных объектов комплекса;
в) министерствам и ведомствам устанавливать плановые задания по социально-культурному строительству исходя из численности занятых на предприятиях, входящих в состав комплекса.
В процессе планирования ТРК последовательно разрабатываются целевая долгосрочная программа его создания, генеральный проект строительства объектов ТРК, основные направления развития, долгосрочные и краткосрочные планы (см. рисунок).
Программа предназначается для обоснования целей создания комплекса, определения его структуры, этапов формирования, возможных объемов предоставления услуг и необходимых для этого ресурсов.
Генеральный проект строительства составляется в соответствии с программой создания комплекса для определения его территориальной организации. В нем обосновывается размещение объектов водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, объектов производственной и социальной инфраструктуры, решаются вопросы охраны природы.
Основные направления развития комплекса разрабатываются на базе целевой программы и генерального проекта его строительства. В них в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами определяются объемы предоставления услуг на плановый период, а также очередность строительства и ввода в действие главных объектов комплекса.
Долгосрочные и краткосрочные планы призваны реализовать основные направления развития комплекса путем детальной проработки заданий по производству и строительству, согласования сроков ввода в действие взаимосвязанных объектов, определения источников покрытия потребностей в различных видах ресурсов и установления исполнителей.
Целевая долгосрочная программа создания ТРК
Обоснование целей создания комплекса; определение структуры; определение этапов формирования; определение объемов предоставления услуг; определение необходимых ресурсов
Генеральный проект строительства ТРК
Обоснование размещения объектов водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, объектов производственной и социальной инфраструктуры, решение вопросов охраны природы
Долгосрочные и краткосрочные планы
Детальная проработка заданий по производству и строительству, согласование сроков ввода в действие взаимосвязанных объектов, определение источников покрытия потребностей в различных видах ресурсов, установление исполнителей
Раздел 1. Специализирующиеся и непосредственно с ними связанные предприятия. Обеспечение выполнения целей формирования ТРК в планируемом периоде. Связь со специализирующими производствами, их обеспечение энергией, материалами и комплектующими изделиями и услугами
Раздел 2. Производственная инфраструктура. Обеспечение своевременного строительства и функционирования специализирующих и других предприятий комплекса путем удовлетворения их потребностей в энергии, тепле, воде, транспорте, связи и материально-техническом снабжении
Раздел 3. Социальная инфраструктура. Удовлетворение потребностей населения, трудящихся на стройках (предприятиях) комплекса и членов ихсемей в жилье, коммунальных и бытовых услугах, школах и детских дошкольных учреждениях, медицинском и других видах обслуживания
Раздел 4. Строительная база Обеспечение строительными материалами, деталями и конструкциями в объемах, удовлетворяющих потребности комплекса в производственном и социально-культурном строительстве
Раздел5. Капитальное строительство. Создание предприятий, инженерных коммуникаций, зданий и сооружений непроизводственного назначения и объектов комплекса
Раздел 6. Ресурсное обеспечение. Обеспечение трудовыми, природными, финансовыми и материальными ресурсами из местных и центршизованных источников в размерах, достаточных для выполнения заданий по производству продукции и капитальном строительств у
Раздел 7. Риски. Четкое указание на риски, их оценку и разработку планов смягчения негативных последствий для основ ных рисков на всех этапах реализации проекта создания ТРК
Принципиальная схема планирования территориальной организации ТРК
РАЗРАБОТКАМ ПЛАНИРОВАНИЕ
Долгосрочные и краткосрочные планы формирования ТРК составляются по следующим разделам:
1) специализирующие и непосредственно с ними связанные предприятия;
2) производственная инфраструктура;
3) социальная инфраструктура;
4) строительная база;
5) капитальное строительство;
6) ресурсное обеспечение;
7) риски.
К специализирующим относятся те предприятия, которые напрямую содействуют выполнению целей формирования ТРК в планируемом периоде. Они непосредственно связаны со специализирующими производствами либо обеспечивают последние энергией, материалами и комплектующими изделиями и услугами. Перечень специализирующих и непосредственно связанных с ними предприятий является индивидуальным для каждого комплекса и зависит от набора целей, устанавливаемых долгосрочной программой создания ТРК, а также от того, какой этап этой программы реализуется. В перечень специализирующих и непосредственно связанных с ними предприятий могут быть вовлечены субъекты предпринимательской деятельности любой формы собственности.
Производственная инфраструктура обеспечивает своевременное строительство и нормальное функционирование специализирующих и других предприятий комплекса путем удовлетворения их потребностей в энергии, тепле, воде, транспорте, связи и материальнотехническом снабжении. Объекты производственной инфраструктуры могут иметь как общекомплексное, так и локальное (внутриузловое) значение. Отнесение соответствующих предприятий и организаций к производственной инфраструктуре очень важно, поскольку они одновременно обслуживают население, т. е. выполняют функции социального характера.
Состав и мощности основных объектов производственной инфраструктуры и последовательность их сооружения обосновываются в целевой долгосрочной программе, каждого промышленного узла - в генеральном проекте ТРК. В задачи плана ТРК входит определение перечня вводимых в действие объектов и мощностей, а также объема услуг производственной инфраструктуры исходя из необходимости эффективного выполнения задач комплекса и обеспечения потребностей всего хозяйства, расположенного на его территории.
Социальная инфраструктура в районе размещения ТРК обеспечивает удовлетворение потребностей всего населения, в том числе трудящихся на стройках (предприятиях) комплекса и членов их семей, в жилье, коммунальных и бытовых услугах, школах и детских дошкольных учреждениях, медицинском и других видах обслуживания. Уровень развития социальной инфраструктуры в районе размещения
комплекса во многом определяет возможности привлечения и закрепления здесь рабочей силы.
В плане ТРК предусматривается своевременное развитие социальной инфраструктуры в тех населенных пунктах, где размещаются объекты комплекса, исходя из требований обеспечения населения различными видами благ и услуг. Наряду с этим в нем должна учитываться необходимость строительства непроизводственных объектов рекреационного значения (лечебниц, профилакториев, аквапарков, бассейнов, театров, спортивных площадок и сооружений, музеев, объектов культурного наследия и т. п.).
Показатели плана ТРК разрабатываются по вводу в действие жилья, школ, больниц и других объектов сферы обслуживания населения по населенным пунктам, входящим в состав комплекса.
В строительную базу района размещения ТРК входят строительные организации и предприятия по производству строительных материалов, деталей и конструкций. Развитие ее планируется исходя из намечаемых объемов строительно-монтажных работ и заданий по вводу в действие объектов и мощностей комплекса на плановый период с учетом проработок по составу и размещению узлов сосредоточенного строительства, содержащихся в целевой программе и генеральном проекте ТРК.
В плане ТРК выделяются три группы показателей: первая -включает в себя показатели развития организаций, занятых на строительстве промышленных предприятий и объектов инфраструктуры комплекса; вторая - характеризует ввод в действие мощностей по производству материалов, деталей и конструкций, предназначенных для удовлетворения потребностей строек комплекса; третья - регламентирует поставки основных видов строительных материалов и конструкций на стройки комплекса промышленными предприятиями различной ведомственной подчиненности и форм собственности, расположенными как в районе размещения комплекса, так и в других районах.
Капитальное строительство обеспечивает создание предприятий, инженерных коммуникаций, зданий и сооружений непроизводственного назначения и объектов комплекса.
Основная задача планирования капитального строительства -своевременный ввод в действие обеспечивающих мощностей и объектов комплекса и социальной инфраструктуры. При этом очередность ввода устанавливается в целевой программе и генеральном проекте строительства комплекса, а конкретные сроки - в долгосрочных и краткосрочных планах.
В плане ТРК по капитальному строительству также три группы показателей: первая определяет величину государственных капитальных вложений (строительно-монтажных работ) производственного и непроизводственного назначения, выделяемых министерствам и ведомствам (капитальные вложения непроизводственного назначения, кроме того, распределяются по населенным пунктам, входящим в со-
став ТРК); вторая - сроки ввода мощностей и объемы капитального строительства по каждому строящемуся объекту комплекса; третья -сроки разработки проектно-сметной документации по ТРК в целом и каждому из объектов, строящемуся в планируемом периоде. Задания по разработке или уточнению генерального проекта ТРК и проектов районных планировок территории комплекса устанавливаются межведомственной комиссией, задания по подготовке проектной документации на предприятия и объекты - соответствующим проектным институтом.
Планомерное всестороннее ресурсное обеспечение предприятий и строек комплекса является обязательным условием его эффективного формирования и функционирования. Общая величина ресурсов, необходимых для ТРК на весь период и по основным этапам его формирования, определяется в целевой долгосрочной программе. В планах ТРК должно быть предусмотрено выделение различного рода ресурсов из местных и централизованных источников в размерах, достаточных для выполнения заданий по производству продукции и капитальному строительству.
Соответствующие показатели устанавливаются по трудовым, природным, финансовым и материальным ресурсам.
Рациональное использование трудовых ресурсов обеспечивается путем разработки сводных показателей численности занятых и дополнительной потребности в кадрах предприятий и организаций комплекса и источников ее покрытия. Численность занятых определяется по министерствам и ведомствам, а в отраслях сферы обслуживания населения - по населенным пунктам. Дополнительная потребность в кадрах расшифровывается по министерствам и ведомствам и по основным объектам, входящим в эксплуатацию в планируемом периоде. Покрытие дополнительной потребности планируется как за счет местных резервов труда (молодежь, рабочая сила, высвобожденная с действующих предприятий, и т. п.), так и в результате межрегионального перераспределения трудовых ресурсов и привлечения иностранной рабочей силы. Перечисленные показатели плана ТРК должны быть увязаны с соответствующими балансовыми расчетами по экономическому району и областям, на территории которых расположен комплекс.
Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды обеспечиваются путем разработки в плане ТРК показателей по природным ресурсам (потенциал и обеспеченность ими объектов комплекса): водным (объемы водопотребления, водоотведения и водопользования), лесным (лесной фонд и площади лесопользования), земельным (площадь земель, выбывающих из сельскохозяйственного оборота, и площади земель ООПТ); по природоохранным мероприятиям: ввод в действие водоохранных сооружений, сооружений воспроизводства биоты и, кроме того, технических средств для предупреждения и обезвреживания вредного воздействия от деятельно-
сти объектов комплекса и предприятий, обеспечивающих выполнение целей формирования ТРК, а также противопожарных станций или служб. Все показатели плана ТРК по водным, лесным, земельным ресурсам и по природоохранным мероприятиям устанавливаются в разрезе министерств и ведомств и должны увязываться с соответствующими показателями планов экономического и социального развития территорий, на которых расположен комплекс.
Планирование финансирования капитальных вложений в формирование ТРК имеет основной целью бесперебойное финансовое обеспечение строек, максимальную мобилизацию финансовых средств министерств (ведомств), предприятий и организаций-застройщиков, а также контроль за использованием ассигнований на развитие комплекса. В плане определяются источники финансирования капитальных вложений, включающие в себя средства государственного бюджета, централизованные средства субъектов Федерации, собственные средства органов местного самоуправления и внебюджетные средства, вносимые на месте.
Финансовые показатели долгосрочного плана определяются в целом по комплексу по укрупненным источникам финансирования расчетным путем на основании данных о планируемом объеме капитальных вложений и намечаемых показателей экономической эффективности предприятий комплекса.
Финансовые показатели краткосрочного плана определяются с более детальной расшифровкой средств предприятий, входящих в состав комплекса, а также прочих источников финансирования как в целом по комплексу, так и по министерствам-застройщикам. Основанием для разработки сводных показателей служат планы финансирования капитальных вложений, составляемые министерствами и представляемые на утверждение в правительство.
Удовлетворение потребностей предприятий и строек комплекса в сырье, топливе, материалах и основных видах технологического оборудования планируется путем определения заданий министерствам и ведомствам по поставкам соответствующих видов материальных ресурсов как по комплексу в целом (топливо, товары, услуги), так и по его основным предприятиям и стройкам (сырье, оборудование). По тем видам продукции, которые производятся предприятиями комплекса, в плане устанавливаются задания по поставкам внутри ТРК.
Промышленная и коммерческая деятельность неизбежно связана с рисками. Соответствующие министерства (ведомства) должны осуществлять надзор в отношении защиты людей, а также процесса реализации проекта по созданию ТРК и окружающей среды от внешних рисков. В таких случаях государство обязано не столько защищать отдельных граждан или сектор услуг, сколько вести мониторинг и предпринимать необходимые действия по обеспечению бесперебойного функционирования сетей жизнеобеспечения. Для этих целей уместно организовать государственную службу при администрации
субъекта Федерации. При организации собственной деятельности, включая регулирующую, надзорную функции и предоставление услуг, служба обязана выявлять риски и управлять ими.
Целевые долгосрочные программы ТРК разрабатываются по указанию Правительства РФ научными учреждениями при Минэкономразвития совместно с институтами АН РФ и соответствующих министерств и ведомств. Рассмотрение их должно проводиться в Правительстве РФ или по его решению в уполномоченных органах власти.
Г енеральные проекты строительства ТРК разрабатываются проектными институтами в соответствии с требованиями Федерального закона о государственных закупках. В окончательном виде они должны рассматриваться министерствами - участниками реализации программы развития и утверждаться Правительством РФ. Раз в пять лет после утверждения очередного долгосрочного плана генеральные проекты строительства ТРК, как и долгосрочные целевые программы, подлежат корректировке. Координация работы по планированию ТРК и контроль над выполнением плановых заданий должны осуществляться специальными подразделениями министерств и структур субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, на территории которых будут располагаться комплексы. Для оперативного руководства процессом формирования ТРК и решения межведомственных вопросов на местах при субъектах РФ должны организовываться управления по строительству комплексов, подчиняющиеся непосредственно ответственным за реализацию планов развития министерствам или межведомственным комиссиям.
Разработка основных направлений развития комплекса осуществляется межведомственными комиссиями, министерствами и ведомствами РФ на базе национальных проектов, целевых долгосрочных программ и генерального проекта строительства ТРК с учетом потребности в соответствующих видах услуг. Утверждение заданий по конкретным территориально-рекреационным комплексам в составе основных направлений экономического и социального развития РФ означает, что эти комплексы становятся самостоятельным объектом планирования, по которому должны разрабатываться долгосрочные и текущие планы развития и осуществляться статистический учет.
В свете государственной поддержки малого предпринимательства, одним из направлений которой является имущественная поддержка его субъектов, предоставление объектов ТРК субъектам предпринимательской деятельности положительно повлияет на процессы формирования и развития предпринимательской сферы, в связи с чем необходима разработка критериев, условий и правил, с одной стороны, регламентирующих процесс вовлечения государственного имущества ТРК в сферу малого предпринимательства, с другой - обеспечивающих субъектам малого предпринимательства режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам ТРК.
Одной из первоочередных задач в этой ситуации является разработка механизма наделения субъектов малого предпринимательства имуществом ТРК путем передачи в аренду или в безвозмездное пользование на конкурсной основе.
В целях оптимизации условий обеспечения государственным имуществом малых предприятий, деятельность которых напрямую связана с решением задач ТРК, необходимо подготовить нормативный правовой акт, предусматривающий установление упрощенного порядка передачи соответствующим субъектам малого предпринимательства объектов, относящихся к государственной собственности ТРК.
В контексте формирования действенного механизма обеспечения субъектов малого предпринимательства недвижимым имуществом ТРК ключевое значение имеет учет передаваемого имущества, задействованного в данной сфере. К приоритетным задачам здесь относятся построение и обеспечение функционирования системы учета имущества, которое может быть востребовано субъектами малого предпринимательства, а также того, которое уже передано. При этом необходимо создать механизм контроля над эффективностью использования указанного имущества.
Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит комплексно подойти к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого предпринимательства. Новые механизмы управления имуществом ТРК создадут возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые целесообразно направить на поддержку предпринимательства и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики.
Литература
1. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Основные факторы и направления развития туризма на востоке России // Туризм в Приморском крае: региональные особенности и перспективы развития: материалы международ. науч.-практ. конф. (г. Владивосток, 22-23 мая 2009 г.). - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2009.
2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
3. Веденин Ю.А. Информационные основы изучения и формирования культурного ландшафта как объекта наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. 2003. № 3.
4. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия: монография. - М.: РосНИИ природного и культурного наследия, 2004.
5. Исаченко Г.А. Культурный ландшафт как объект дискуссии // Культурный ландшафт: теория и практика: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГУ, 2003.
6. Калуцков В.Н., Красовская Т.М. Представления о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого // Вестн. МГУ. Сер. геогр. 2000. № 4.
7. Калуцков В.Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестн. МГУ. Сер. геогр. 2000. № 4.
8. Кусков А.С., Арсеньева Е.И. Культурный ландшафт как ресурс для развития регулируемого туризма: современные представления и подходы к типологии // Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии: сб. науч. тр. Улан-Удэ, 2005.
9. Латкин А.П. Обоснование потенциала инвестиционной привлекательности в иерархии категорий инвестиционной среды Дальневосточного региона // Экономика, управление, финансы: меж-вуз. сб. науч. ст. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2008.
10. Лысенкова З.В. Освоение территории и изменение ландшафтов // Региональные исследования. 2004. № 1 (3).
11. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года». - Режим доступа: www.consultant.ru. [Дата обращения 20.10.2010 г.].
© Латкин А.П., Жеурова С.В., 2011 г.