Научная статья на тему 'Оценка эффективности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса'

Оценка эффективности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Е. С., Меретукова С. К.

Рассматриваются методологические основы оценки эффективности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса в соответствии с критерием эффективности функционирования и развития ТРК, учитывающего получение максимально предельных финансовых результатов при применении единовременных затрат инвестиционного менеджмента и рационального использования текущих затрат по оказанию услуг предприятиями данного комплекса, взаимосвязанными различными формами организации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса»

28 (85) - 2008

Туристско-рекреационная зона

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

е. с. Богомолова,

кандидат экономических наук, доцент

с. к. меретукова

Майкопский государственный технологический университет

В силу возрастающего воздействия регионального туристско-рекреационного комплекса (ТРК) на социально-экономические отношения возникает необходимость исследования и оценки эффективности его функционирования, что помогает координировать системы планирования, контроля и ресурсного обеспечения в данной сфере, а также заниматься стратегическим прогнозированием составляющих подсистем комплекса. Вопросам теории и практики эффективности посвящены научные работы отечественных ученых

A. К. Гастева, Б. М. Генкина, Л. В. Конторовича,

B. В. Новожилова, С. А. Подолинского, Л. М. Чистова, Н. В. Родионовой и других, рассматривающих стоимостные подходы к оценке эффективности как превышение результатов труда над затратами или оптимизации использования ресурсов по критерию минимизации затрат при заданном объеме конечной продукции (услуг). В классическом понимании все известные подходы к оценке эффективности объединяют представление о ней как о многофакторной и многомерной субстанции, обусловленной смыслом терминов «результаты» и «затраты» [5, с. 117].

Согласно В. В. Новожилову сравнение общей величины затрат лежит в основе построения индексов физического объема продукции, товарооборота, национального дохода и других макроэкономических показателей (с учетом предположения о неизменности затрат на единицу каждого продукта или услуги). Сравнение затрат на каждый продукт при условии неизменности общей суммы затрат на всю

продукцию лежит в основе соизмерения затрат и результатов с учетом их соответствия потребностям [4, с. 257]. С этой точки зрения методологическим принципом исследования выступает трудовая концепция, рассматривающая, в частности, отношение произведенного полезного результата к источнику своего происхождения — реальному труду и к его естественной мере — рабочему времени.

Эффективность выражает экономическую связь между трудом, высвобожденным в результате реализации конкретного труда в полезных свойствах продукции при его потреблении, и трудом, затрачиваемым на производство этого продукта. Полезные свойства продукта (услуги), его потребительная стоимость в данном случае заключаются в совокупной величине замещенного, сэкономленного труда, полученного при его использовании в качестве средств производства. На той и другой стороне отношения выступает труд, составляющий общую платформу для их взаимодействия и измерения: труд выполняет свое назначение созидателя продукта в качестве конкретного труда, причем в количестве, определяемом объемом потребности в этом продукте. Эффективность, таким образом, выражает условия и предпосылки движения труда как источника потребительно-стоимостного богатства [6, с. 153]. Формирование и предоставление услуг предприятий ТРК должно ориентироваться на общественно необходимые затраты, которые могут служить основой для соизмерения производственных затрат и результатов комплекса. В этом большое значение придается всестороннему

анализу и мониторингу спроса и предложения рынка туристских и рекреационных услуг, изучающих его сегментацию, систему ценообразования, конкурентоспособность услуг, а также ценовые факторы и неценовые детерминанты, влияющие на спрос и предложение в туристско-рекреационной сфере. Анализ ресурсов, производственной базы профильных предприятий регионального ТРК позволяет судить о возможностях туристского предложения и спросе на него, а также о качестве туристских продуктов, рекреационных услуг.

В последнее время особое внимание в теории и практике оценки эффективности организации и функционирования ТРК уделяется поиску конкретного выражения результатов эффективности деятельности туристских и рекреационных предприятий на основе различных форм организации производства (комбинирования, кооперирования, концентрации и т. д.) с целью повышения экономического потенциала комплекса. Это становится одной из актуальных экономических проблем, нахождение решения которой еще предстоит осуществить.

Понятие эффективности функционирования регионального ТРК трактуется в экономической литературе с разных методологических подходов, при этом зачастую смешивается экономическое содержание дохода, эффекта и эффективности туристской и рекреационной деятельности.

Рассматривая содержательную часть понятия эффективности деятельности предприятий ТРК, многие авторы исходят из того, что туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, подчеркивая его социальную значимость. В связи с этим эффект должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, зависящего от конечного потребления любого туристского продукта, рекреационной услуги, что в большей степени зависит от типа потребителя и в меньшей — от типа продукта [1, с. 506].

Представляется, что методологические аспекты оценки эффективности деятельности ТРК должны базироваться на особенностях его функционирования в современных условиях, раскрывающихся в следующих моментах. Во-первых, предприятия комплекса действуют в рыночной среде в условиях экономической свободы хозяйствования, инициативы и ответственности. Их финансово-экономическая деятельность объективно подчиняется законам

спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования и другим законам рынка, и при этом государственные и общественные институты предпринимают попытку регулирования процессов в туристско-рекреационной сфере с целью привнесения социальных гарантий по отношению к дестинации и обществу в целом.

Во-вторых, распространение предпринимательской деятельности и повышение конкурентного статуса предприятий ТРК обусловливают проведение контроллинга, налогового, управленческого и финансового учета, а также осуществление бизнес-планирования как отличительной черты управления инвестиционно-инновационными процессами. Требование безубыточности производства вызывает необходимость анализа издержек и финансовых результатов производственной деятельности предприятий ТРК, так как знание предельных издержек и доходов частично позволяет решить вопрос об экономической эффективности туристско-рекреационного производства предприятий ТРК, а также регулировать их поведение на рынке услуг.

В-третьих, принципиально новая экономическая ситуация в туристско-рекреационной сфере обострила проблемы формирования и развития ТРК. В настоящий период организационно-экономическое положение регионального ТРК характеризуется относительно низкой отдачей ресурсов, нерациональной амортизационной политикой, сдерживанием роста качества предоставляемых услуг, что, безусловно, взаимосвязано с неустойчивым положением всей социальной сферы. Данную ситуацию, которая сложилась еще к началу 1990-х гг., можно объяснить следующими причинами:

• недостаточное развитие инфраструктурной подсистемы регионального ТРК, несмотря на необходимость введения качественных структурных преобразований, отвечающих требованиям международных стандартов;

• влияние инфляционных процессов и резко дифференцированной платежеспособности населения на структуру потребительского спроса туристских, рекреационных услуг, вследствие чего данные услуги недоступны многим категориям населения, в том числе работающим;

• отсутствие координации в распределении материальных, трудовых, финансовых ресурсов предприятий ТРК, что приводит к отрыву от действительных потребностей и выражается в занижении требуемой величины источников финансирования;

• использование подходов перспективного планирования носит фрагментарный характер и не охватывает все структурные элементы регионального ТРК.

Центральной проблемой является определение критерия эффективности функционирования и развития ТРК. Обоснование критерия эффективности функционирования регионального ТРК при выборе стратегических целей его развития неразрывно связано с получением максимально предельных финансовых результатов (прибыли, рентабельности производства, капитала) при применении единовременных затрат и рационального использования текущих затрат по оказанию услуг.

Достоинства туристской дестинации демонстрируются именно в рамках ТРК, представляющего своеобразную модель формирования рыночных отношений с учетом оценки эффективности затрат инвестиционного менеджмента. Современная практика определения эффективности инвестиций (единовременных затрат) в туристско-рекреацион-ной сфере основывается на статических методах ее оценки в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. (№ ВК 477).

Официальность указанных рекомендаций обусловлена обязательностью учета при оценке эффективности инвестиционных проектов требований природопользования и охраны окружающей среды, социальных последствий реализации указанных проектов, условий предоставления банковских кредитов и т. п. Согласно указанным Методическим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов используются следующие критерии:

• социально-экономическая (общественная) эффективность, показатели которой учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние» затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты;

• коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

• бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов [3, с. 7].

Основу оценки эффективности инвестиционных проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от его осуществления с использованием чистого дохода (интегрального эффекта), индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости инвестиций. Но ни один из приведенных показателей не является достаточным для полной оценки эффективности инвестиционных проектов и принятия решения по их реализации.

Данное положение объясняется тем, что дисконтирование обеспечивает достаточно субъективную неполную оценку интегрального экономического эффекта инвестиционного предложения (проекта), так как этот показатель подвержен влиянию уровня коэффициента дисконта, значение которого зависит от множества факторов. Прежде всего, инвесторов, изменения ситуации на рынке, инфляции, риска и т. п. Даже в условиях одного и того же региона коэффициент дисконта для одного и того же проекта может изменяться в силу субъективных причин от нескольких процентов до 100 % и более [2, с. 135]. Это противоречит требованиям точности и определенности финансовых показателей, учитываемых в финансово-экономической практике предприятий ТРК.

Оценка эффективности инвестиционных затрат в рамках ТРК на основе аддитивных (суммарных) показателей, имеющих итеративный характер, занимает определенное место в экономической практике в силу того, что непрерывная интегральная оценка эффективности не может быть выполнена из-за неопределенной информационности о значениях данных показателей. Определение эффективности инвестиций комплекса Эи за определенный период их действия Т может проводиться по отношению суммы приведенного эффекта к общему объему инвестиций:

X =

^ Г Д , - З( - С(){ 1 + К д )

г = 1

2

г=1

(1)

И

где Д( — величина дохода от реализации инвестиционного предложения (проекта) в году I, тыс. руб.; З( — текущие затраты по реализации инвестиционного предложения в году I, тыс. руб.; С— расходы, связанные с уменьшением воздействия фактора

неопределенности и риска осуществления инвест

тиций в году X, тыс. руб.; ^ И ( — общий объем ин-

г=1

вестиций за период Т, тыс. руб.; К — коэффициент доходности капитала предприятий ТРК в году X.

Неопределенность в реализации инвестиционного предложения и его фактической эффективности обусловлена неполнотой и погрешностями исходных данных об условиях реализации инвестиционного предложения (проекта), например, о величине затрат и результатов, а также возникновением непредвиденных ситуаций, последствий, резких изменений конъюнктуры рынка.

В настоящее время структура текущих затрат хозяйствующих субъектов ТРК претерпевает существенные изменения. Появились новые направления затрат по нематериальным активам (получение сертификатов, проведение аккредитаций, приобретение компьютерных программ и т. п.). Если раньше в смете затрат туристских и рекреационных предприятий преобладали материальные затраты и затраты на заработную плату (их доля приближалась к 50 %), то теперь доминирующее значение принадлежит затратам на оплату хозяйственных нужд и коммунальных платежей.

Сохраняется и тенденция увеличения общего объема затрат функционирования предприятий ТРК, зависящих от способов пополнения оборотных средств и источников финансирования внеоборотных активов предприятий. Поэтому при обосновании критерия эффективности организации ТРК региона необходимо добиваться, чтобы потребность в тех или иных затратах определялась только требованиями технологии предоставления услуг, а не способами финансового обеспечения и конъюнктурными влияниями практики хозяйствования.

Первостепенные преимущества функционирования ТРК связаны с различными формами организации туристско-рекреационного производства, так как региональный ТРК формируется на основе кооперирования, комбинирования, концентрирования и специализации технологических линий обслуживания туристских и рекреационных предприятий, располагающих разнородной производственно-технической базой. Это означает, что в оценке эффективности функционирования ТРК важно рационально сочетать отдельные группы показателей названных форм организации турист-ско-рекреационного производства.

Представляется, что в группу показателей кооперирования можно отнести число смежных

предприятий, участвующих в формировании тур-продукта, а также долю стоимости услуг, используемых по связям кооперирования в общей величине затрат предприятия. Комбинирование туристско-рекреационного производства в зависимости от специфики предприятий комплекса учитывает долю стоимости услуг, предоставляемых объединением туристских или рекреационных предприятий, в общем их объеме по всем предприятиям данного профиля.

При оценке уровня концентрации туристско-рекреационного производства определяется, прежде всего, число и доля предприятий, относящихся к конкретной группе предприятий (туристских, рекреационных или средств размещения) в общем числе предприятий ТРК, а также определяется доля каждой из этих групп в общей численности работников, в объеме предоставляемых услуг, стоимости основных фондов и так далее всех предприятий ТРК.

В качестве показателей, отражающих специализацию туристско-рекреационного производства комплекса, можно привести, по нашему мнению, такие показатели, как коэффициент локализации ТРК, учитывающий долю стоимости услуг, предоставленных предприятиями ТРК в ВРП; долю основных (профильных) услуг в общем объеме всех услуг, характеризующую однородность туристс-ко-рекреационного производства; коэффициент дублирования услуг, показывающий степень рассре-доточенности производства одних и тех же услуг по предприятиям комплекса и характеризующий общее число предприятий, занятых предоставлением данного вида услуг. В зависимости от цели оценки и конечных результатов деятельности круг показателей может расширяться или сужаться. Следует иметь в виду возможность повышения или снижения относительного значения отдельных показателей.

При оценке эффективности организации и функционирования ТРК необходимо учитывать, что повышение уровня фондооснащенности туристских, рекреационных предприятий не приводит к замене ручного труда механизированным и сокращению численности работающих, а создает лишь благоприятные условия улучшения результатов их труда за счет его интенсификации, а значит и повышения качества обслуживания туристов и рекреантов.

Обеспеченность рекреационных предприятий основными фондами также характеризуется их наличием на определенную расчетную единицу контингента обслуживания. При этом наибольший интерес представляет их расчет по определенным

видам основных фондов и их сопоставление с рационально необходимыми нормативами, что дает возможность определить степень обеспеченности ими предприятий. В качестве рационально необходимых нормативов могут выступать нормы проектирования новых и реконструируемых зданий и сооружений, утвержденные Управлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

По своему составу, мощности, числу и качеству отдельных элементов ТРК региона должен соответствовать его рекреационным возможностям и отвечать требованиям потребительского спроса на туристские и рекреационные услуги. Для выполнения этих условий распределение ограниченных ресурсов производится с учетом выполнения критерия эффективности организации рекреационной инфраструктуры, направленного на формирование стратегических целей развития регионального ТРК. При определении эффективности деятельности ТРК в целом необходимо учитывать не только производственные результаты данного формирования, но и народнохозяйственный эффект. Так, в системе регионального ТРК народнохозяйственный эффект может определяться как сумма экономических эффектов, полученных в сфере производства новой техники, используемой на туристских и рекреационных предприятиях, и для совершенствования объектов рекреационной инфраструктуры, а также непосредственно в сфере предоставления туристских и рекреационных услуг.

При определении показателя эффективности производства ТРК должны быть учтены суммарный народнохозяйственный эффект и величина затрат в полном объеме. Это позволяет использовать его для оценки финансово-экономической деятельности предприятий всеми звеньями управления комплекса, обеспечивая одновременно сочетание общегосударственных и коммерческих интересов туристских и рекреационных предприятий.

Формула расчета показателя Эк эффективности функционирования ТРК может иметь следующий вид:

£[(Qi -С,)(1 -Н,) + Rкi(ОФг + ОС,)]

э, =

,=1

Ё (С, + к,)

-, (2)

,=1

где (2, — объем предоставленных услуг /-го предприятия ТРК в сопоставимых ценах, тыс. руб.; С, — себестоимость объема предоставленных услуг /-го предприятия ТРК, тыс. руб.; Rk¡ — коэффициент рентабельности авансированного капитала /-го

предприятия ТРК; ОФ; — среднегодовая стоимость основных фондов /-го предприятия ТРК, тыс. руб.; ОС — среднегодовая стоимость оборотных средств /-го предприятия ТРК, тыс. руб.; К — единовременные вложения (капитальные затраты) /-го предприятия ТРК, тыс. руб.; Н; — ставка налога на прибыль /-го предприятия ТРК; п — число предприятий ТРК региона.

Оптимизация уровня себестоимости объема предоставляемых услуг обеспечивается совершенствованием контроллинга затратного механизма функционирования ТРК, основанного на использовании научно обоснованных норм расходования ресурсов и выявлении непроизводительных затрат на базе системы функций их учета, анализа и контроля. Необходимы также действенные управляющие воздействия, направленные на рациональное сокращение как производственных, управленческих, так и коммерческих расходов. При этом необоснованное их сокращение приводит к снижению качественных параметров процессов обслуживания и свойств предоставляемых услуг. Коррелированность затрат с эффективностью функционирования ТРК обусловливается соблюдением принципа коммерческого расчета организации деятельности туристских и рекреационных предприятий, позволяющего обеспечивать им финансовую устойчивость, самофинансирование.

В настоящее время стоимость основных средств как части оцениваемых активов не играет определяющей роли в оценке стоимости предприятия, а значит, не может быть стоимостным фактором туристского бизнеса. Проведенный автором анализ бухгалтерских балансов предприятий ТРК Краснодарского края, Республики Адыгея за 1998—2006 гг. показал, что, несмотря на проводившиеся переоценки стоимости основных средств, соотношение между балансовой стоимостью основных средств и текущих активов сократилось. Это указывает на то, что если стоимость основных фондов возросла в 3—5 раз, то цены на приобретаемые товарно-материальные ценности увеличились многократно.

Такое положение может привести к снижению превалирующей роли основных средств в формировании производственного потенциала предприятий ТРК. Однако, реализация существующих инвестиционных программ на предприятиях ТРК, как правило, приводит к 2-3-кратному росту стоимости их имущества. Поэтому правильно проводимая инвестиционная политика способствует, безусловно, росту активов предприятий, которые участвуют в

затратном механизме и тем самым непосредственно влияют на эффективность туристско-рекреацион-ного производства.

Оборотные средства наравне с основными также участвуют в формировании активов предприятий. Специфика деятельности большинства туристских и рекреационных предприятий, за исключением средств размещения, обусловливает преобладание в структуре затрат более ликвидных активов, т. е. оборотных средств. Стратегия управления оборотными средствами и источниками их пополнения, имеющая целевую установку определение объема, структуры текущих активов, выбор источников их образования, предназначена для обеспечения долгосрочной эффективной производственной и финансовой деятельности предприятий туристско-рекреаци-онного комплекса.

Таким образом, решение проблем методологической оценки эффективности функционирования регионального ТРК имеет многоаспектный характер, включающий холизмическое регулирование совокупными доходами и затратами при взаимо-

действии структурных составляющих туристско-рекреационного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). — М.: Экономика, 2000. — 422 с.

2. Маленков Ю. А. Новые методы инвестиционного менеджмента / Ю. А. Маленков. — СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2002. — 208 с.

3. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма/ Н. И. Кабушкин. — Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.

4. Новожилов В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании / В. В. Новожилов. — М.: Наука, 1972. — 434 с.

5. Родионова Н. В. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями / Н. В. Родионова. — СПб. : СПб-ГИЭУ, 2004. - 247 с.

6. Скутова В. В. Превышение результатов над затратами - мера эффективности экономики / В. В. Скутова // Проблемы современной экономики. 2003, № 2 (6) . С. 152-155.

Российский университет дружбы народов Экономический факультет Кафедра менеджмента и маркетинга

проводит 30-31 октября 2008 года I Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики»

Генеральный спонсор- Компания HELLENIC Cola Cola Генеральный информационный партнер - журнал «Управление персоналом» Спонсоры и партнеры - ВИНИТИ, Российская Ассоциация Маркетинга, компания «POLARIS», Издательский дом «Финансы и кредит», Издательский дом «Альпина Бизнес Букс», журналы «Маркетинг Менеджмент», «Новости маркетинга»

Вопросы для обсуждения: анализ состояния и основных направлений развития теории и практики менеджмента и маркетинга; выявление проблем взаимодействия вузовской науки и бизнеса; обсуждение места и роли управленческой науки в повышении эффективности функционирования компаний в современных условиях; определение проблем внедрения инновационных технологий и маркетингового управления в предпринимательскую среду и государственное управление; обсуждение проблем развития социально ориентированного управления.

Приглашаются представители научной общественности, преподаватели вузов, руководители компаний, специалисты-практики, студенты, аспиранты и молодые ученые. Телефон для справок: (495) 433-30-29. (495)787-38-03 доб. 1049. Сайт конференции: www.mim.khoz.ru/conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.