Научная статья на тему 'Комплексообразующие признаки и факторы территориальной организации туристско-рекреационного комплекса'

Комплексообразующие признаки и факторы территориальной организации туристско-рекреационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / КОМПЛЕКСООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / КОМПЛЕКСООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДИАГОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОМБИНИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TOURISM AND RECREATION COMPLEX / COMPLEX SIGNS / HORIZONTAL INTEGRATION / VERTICAL INTEGRATION / DIAGONAL INTEGRATION / COMBINED INTEGRATION / TERRITORIAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются методологические положения изучения комплексообразующих признаков и факторов организации туристско-рекреационного комплекса, которые предполагают использование структурного подхода, отражающего статику и динамику исследуемого объекта, а также инструментарий его анализа и управления. Основываясь на указанных признаках, учитывается направленность и иерархичность подсистем и отдельных элементов (субъектов) ТРК, что позволяет правильно обосновать экономические, социальные, экологические и другие проблемы его организации и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complexing characteristics of the territorial organization of tourist and recreational complex

The article deals with the study of methodological principles complexing characteristics and factors in the organization of tourist and recreational complex, which involve the use of a structured approach, which reflects the statics and dynamics of the object, as well as tools to analyze and manage. Based on these features, considered the direction and hierarchical subsystems and individual elements (subjects) dispenser that can properly justify the economic, social, environmental and other problems of organization and management.

Текст научной работы на тему «Комплексообразующие признаки и факторы территориальной организации туристско-рекреационного комплекса»

УДК 339.944.2 КОМПЛЕКСООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

Богомолова Елена Сергеевна

Майкопский государственный технологический университет

доктор экономических наук, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии, профессор e-mail: kafecon44@mail.com

Аннотация. В статье рассматриваются методологические положения изучения комплексообразующих признаков и факторов организации туристско-рекреационного комплекса, которые предполагают использование

структурного подхода, отражающего статику и динамику исследуемого объекта, а также инструментарий его анализа и управления. Основываясь на указанных признаках, учитывается направленность и иерархичность подсистем и отдельных элементов (субъектов) ТРК, что позволяет правильно обосновать экономические, социальные, экологические и другие проблемы его

организации и управления.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс,

комплексообразующие признаки, комплексообразующие

факторы,горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диагональная интеграция, комбинированная интеграция, территориальная организация.

В настоящий период развитие регионального туристско-рекреационного комплекса (ТРК) происходит в рамках существующего хозяйственного комплекса региона с учетом следующих основных комплексообразующих признаков: профильности и однотипности предоставляемых услуг (работ); рациональной, территориальной (региональной) организации комплекса; возможности концентрации, комбинирования туристско-рекреационного

производства и устойчивости вертикальных, горизонтальных, кооперированных и обслуживающих связей между предприятиями.

Первый комплексообразующий признак ТРК заключается в том, что специализация услуг комплекса определяется наличием производственных возможностей предприятий ТРК и обязательным присутствием региональных рекреационных и туристских ресурсов. Второй комплексообразующий признак ТРК состоит в объединенной территориальной организации, обусловленной положениями региональной политики, организационными положениями единого управления комплексом, состоянием инфраструктуры и экологии региона. В соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденными Указом Президента № 803 от 3 июня 1996 г. главным объектом региональной политики является развитие регионов, как части территории Российской Федерации, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

© Богомолова Е.С.

Комплексообразующий признак территориальной организации ТРК подвержен влиянию типологии регионов, выделяющей экономически развитые, слаборазвитые и проблемные (депрессивные, экологически опасные) регионы. Регионы, не подвергшиеся значительному влиянию индустриализации и урбанизации, сохранившие лучшим образом экологию и инфраструктуру в переходный период, имеют большие возможности туристско-рекреационного комплексообразования.

Регионы, располагающие лучшими условиями приема и размещения туристов и рекреантов, также обладают признаками территориального туристско-рекреационного комплексообразования. К ним можно отнести такие регионы, традиционно размещающие по путевкам наибольшее количество лиц, как Краснодарский край, Московская обл., Ставропольский край, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Приморский край, Республику Карелия др. Возможности комплексообразования резко сокращаются, если регионы имеют критическую экологическую обстановку (ряд областей УФО, СФО, ДВФО, ЦФО) [4].

Третий комплексообразующий признак ТРК, предполагающий концентрацию, комбинирование и кооперирование туристско-рекреационного производства, учитывает интеграционные процессы, присущие данному комплексу. Система организации ТРК опирается на соблюдение соответствующих видов осуществления интеграционных процессов (рис. 1). Горизонтальная интеграции позволяет объединять технологические процессы выполнения аналогичных услуг, работ цикла обслуживания туристов предприятиями ТРК одной специализации, то есть в горизонтальной интеграции участвуют предприятия ТРК, предоставляющие однородные услуги и применяющие сходные технологии. Формами горизонтальной интеграции могут быть консолидация (слияние, приобретение предприятий, фирм), франчайзинг (обмен правами, целевая пролонгация договоров о правах и приобретении услуг).

Горизонтальная интеграция характерна для гостиничных цепей, гостиничный продукт которых определяется единой тарифной политикой в области ценообразования, общей системой бронирования и качества обслуживания. Например, в Центральном федеральном округе действуют ГУП «Сеть Президент-отелей и здравниц Руси» (при Управлении делами Президента Российской Федерации), ОАО «ГАО «Москва», в Южном федеральном округе - Рэдиссон САС, имеющих характер гостиничных цепей. Данный вид интеграция позволяет экономить на транзакционных издержках при помощи осуществления сотрудничества на постоянной основе, повысить экономическую эффективность за счет более рационального использования ресурсов.

© Богомолова Е.С.

Виды интеграционных процессов предприятий ТРК

минимизация транзакционных издержек

минимизация

упущенной

выгоды

компромисс между минимизацией транзакционных издержек и минимизация упущенной выгоды

диверсификация

риска

Рис. 1. Виды интеграционных процессов предприятий ТРК

Способом проявления горизонтальной интеграции можно назвать образование холдинговых структур в туристско-рекреационной сфере. Для холдинговых структур на первом месте стоит проблема эффективного внутрихолдингового управления, так как система корпоративного управления холдинговой компании включает в себя сразу несколько уровней корпоративной лестницы: общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительных органов материнской компании и аналогичных органов управления дочерних предприятий.

Вертикальная интеграция осуществляет объединение параллельных технологических процессов предоставления услуг (размещения, питания, перемещения, анимации и т.д.), необходимых для формирования турпродукта как комплексного обслуживания, включающего пакет стандартных услуг (пэкидж или инклюзив-туры) или индивидуальный набор услуг. Она позволяет извлекать дополнительную прибыль за счет минимизации упущенной выгоды в результате расширения количества заключенных контрактов, договоров на предоставление услуг в силу имеющихся партнерских отношений между предприятиями. Вертикальная интеграция может принимать форму ассоциаций на основе общих финансовых и координационно-управляющих органов. Координация деятельности в горизонтально интегрированных структурах достигается при помощи выработки рекомендательных решений органов управления и согласования экономических интересов объединяемых предприятий.Ярким примером вертикальной интеграции в зарубежной практике организации туризма выступает AmericanSocietyofTravelAgents (ASTA)- крупнейшее в мире объединение предприятий туристской индустрии, м

насчитывающее более 26 тыс. членов - турагентств, туроператоров, отелей, |

круизных и автопрокатных компаний и других предприятий, основанное в 1931 §

году [2]. 1

Диагональная интеграция предусматривает интеграционные процессы ©

деятельности предприятий ТРК, находящихся на разных уровнях вертикальной интеграции, предоставляющих параллельные виды услуг, работ и имеющих разнуюрисковость активов. При помощи диагональной интеграции можно диверсифицировать финансовый, коммерческий и другие риски, а также косвенно воздействовать на партнеров. Она может быть использована при вхождении в новый рынок по параллельным технологическим цепочкам предоставления услуг. Диагональная интеграция позволяет развивать международную диверсификацию туристско-рекреационного производства как возможности снижения инвестиционного риска путем размещения средств в нескольких регионах или даже странах.

Комбинированная интеграция - это совмещение горизонтальных и вертикальных интеграционных образований, которая позволяет закрепить наиболее важных партнеров относительно вертикальной интеграции, а также проводить гибкую ассортиментную политику в соответствии с изменениями спроса и предложения на услуги предприятий ТРК. Следовательно, комбинированная интеграция достигает некоторого компромисса между требованиями минимизации упущенной выгоды и минимизации транзакционных издержек[1].

Большие затраты на организацию функционирования высокотехнологичного туристско-рекреационного производства под силу крупным интегрированным образованиям, ориентирующимся на долгосрочный рост капитализации туристского бизнеса с учетом комплексообразующих факторов. Комплексообразующие факторы, как внешние и внутренние обстоятельства развития регионального ТРК, полностью подчинены факторам регионального развития России, влияющие на общее состояние регионального хозяйственного комплексаи разделяющиеся на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-климатических, географических и культурно-исторических факторов, имеющих неизменное значение. К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы, которые могут иметь различную оценку, значение, а также меняющиеся во времени и пространстве.

Факторы, воздействующие на региональный ТРК посредством демографических и социальных изменений, могут условно являться внешними или экзогенными. К числу внешних факторов относятся также экономические и финансовые факторы: изменение финансово-экономической ситуации

(увеличение или снижение персональных доходов, изменение туристской активности, повышение культурно-образовательного уровня, эстетических потребностей населения и т.п.) [3]. К внешним факторам можно также отнести особенности политического, технократического, правового регулирования производственно-экономическими процессами комплекса.

Степень возможности проникновения на туристский рынок, завоевание рыночной ниши предприятиями обусловливаются рыночными факторами, относимыми к экзогенным факторам комплексообразования. Особенности современных рыночных факторов отражаются на появлении новых внутрирегиональных туристских и рекреационных сегментов, разнообразии

© Богомолова Е.С.

форм проведения отдыха и рекреации, возрастании диверсификации туристско-рекреационного производства в устоявшемся туристском пространстве, возрастании роли средств массовой информации в продвижении рекламы и реализации разрабатываемых турпродуктов. Усиление горизонтальной интеграции за счет роста партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом и расширение вертикальной интеграции через создание международных союзов и организаций расширяют область действия рыночных факторов.

Внутренние (эндогенные) факторы, действующие непосредственно в сфере регионального туристско-рекреационного комплекса, характеризуют материально-технический статус туристских и рекреационных предприятий на основе рационального размещения туристско-рекреационного производства, внедрения технико-экономических нововведений, технологических инноваций, прогрессивных норм, нормативов использования оборудования, сырьевых и материальных ресурсов. Безусловно, указанные комплексообразующие факторы обусловливаются особенностями регионального развития, его природно-ресурсным потенциалом. Следовательно, особенности регионализации, отражающие специфику регионов в общероссийской структурной, инвестиционной и финансовой политике, имеют значительное влияние на процессы формирования регионального ТРК.

Список литературы:

1. Богомолова, Е.С. Организация и регулирование туристско-рекреационного комплекса региона: моногр. / Е.С. Богомолова. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2005. -165 с.

2. Организация туризма: учеб.пособие / А.П. Дурович [и др.]. - Мн.: Новое знание, 2003.. -632 с.

3. Столбов, А.Г. Государственное регулирование регионального развития /А.Г. Столбов, В.И. Сигов, Л.Н. Северова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 66 с.

4. Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: стат .сб./ Росстат. - М., 2004.267 с.

5. Богомолова Е.С. Значение структуры и стоимости капитала предприятий туристско-рекреационного комплекса // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2011. - №5. - С. 10-10.

© Богомолова Е.С.

COMPLEXING CHARACTERISTICS OF THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX

Bogomolova Elena Sergeevna

Maikop State Technological University

Abstract. The article deals with the study of methodological principles complexing characteristics and factors in the organization of tourist and recreational complex, which involve the use of a structured approach, which reflects the statics and dynamics of the object, as well as tools to analyze and manage. Based on these features, considered the direction and hierarchical subsystems and individual elements (subjects) dispenser that can properly justify the economic, social, environmental and other problems of organization and management.

Key words: tourism and recreation complex, complex signs, horizontal integration, vertical integration, diagonal integration, combined integration, territorial organization

© Богомолова Е.С.

б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.