Литература:
1. Фернхем, А. Личность и социальное влияние / А. Фернхем, П. Хейвен. - СПб., 2001. - 368 с. - (Серия «Мастера психологии»).
2. Фонарев, А.Р. Психология личностного становления педагога-профессионала: автореф. ... докт. психол. наук: 19.00.07 / А.Р. Фонарев; Моск. гос. ун-т технологий и управл. - М., 2007. - 49 с.
3. Абдалина, Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: автореф. ... докт. психол. наук: 19.00.13 / Л.В. Абдалина; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2008. - 54 с.
4. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. СПб., 1999. - 343 с. - (Серия «Мастера психологии»).
Verzhibok H. V. Projavlenija lichnostnyh harakteristik pedagogov na raznyh jetapah professionalizacii / H. V. Verzhibok // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 38-50.
© Г. В. Вержибок, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 811.111'255+088 (О75)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОВЛАДЕНИЯ РАЗГОВОРНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ СТУДЕНТАМИ -БУДУЩИМИ АКТЕРАМИ, КАК РЕЧЕВЫМ СРЕДСТВОМ
М.Б.Младенова, Г.ХДянкова. ЮЗУ им. Неофита Рыльского (Благоевград, Болгария), e-mail: [email protected]
Резюме. Данное исследование сосредоточено на процессе освоения устной интонацией как действующим средством выражения в пределах речевого образования стадии из студентов - будущих актеров. Овладение выразительными возможностями устных интонаций значительно влияет на эффективность сценической коммуникации актера с аудиторией. Некоторые определенные методологические проблемы выдвинуты на первый план в пределах исследования. Предлагаются методические приемы для того, чтобы преодолеть эти проблемы. Получены идентифицированные критерии и ин-
дикаторы для того, чтобы измерить навыки студентов для эффективной проработки устной интонации.
Ключевые слова: действие, сценическое образование, устная интонация как средство выражения, сценическая речь.
Умение проведения эффективного и воздействующего сценического общения является ключевым компонентом актерской психотехники. Оно измеряется через действенность словесного выступления, которая выражается степенью реализированного воздействия на слушателя, в соответствии с коммуникативной целью. Так как у слова есть „интонационный характер и при помощи способов словесного выражения, индивид делает успешными свои взаимодействия с другими и с действительностью" (Дянкова, 2002:65), в то время действенность зависит в основном от „достижения оптимального единства между смыслом и формой словесного выступления, адекватно вложенной в нее интенции" (Дянкова, 2002:69). Вот почему овладевание средствами выражения речи (сознательно контролируемое воспроизведение и целесообразное употребление) является существенной частью обучения сценическому слову студентов, изучающие актерское мастерство.
Возможности, которые предлагает речевая интонация для достижения высокой степени словесной деятельности, практически неперечислимы. Она среди самых выразительных характеристик речи и умелое ее использование является показателем пофессиональной компетенции актера. Выдающиися педагог речи Пенчо Пенчев указывает „Интонация превращается в раздражитель для воспринимающего. Ей и ее богатством звуковых красок он воспринимает сказанное во всех логических и эмоциональных настройках" (Пенчев, 1991:112). Однако мастерское овладение выразительностью интонации - сложный и длительный процесс, который требует много настойчивости и целесообразности со стороны обучаемых.
В рамках многолетних наблюдений за обучением сценическому слову за студентами специальности „Актерское мастерство" в Юго-Западном университете имени „Неофита Рыльского", выявлены некоторые специфические методические проблемы, которые замедляют усвоение выразительных возможностей речевой интонации.
Увлеченные ускоренным ритмом современной действительности, молодые творцы нетерпеливы в достижении быстрых сценических
результатов и большая часть из них отказываются приобрести определенные профессиональные умения, когда они требуют больше усилии и времени. Эта негативная тенденция усиливается и наличием множества примеров недостаточного овладения разговорной компетенцией среди уже утвердившихся актеров, что создает впечатление у студентов, что отсутствие соответствующих умений реально не воспрепятствует успешной профессиональной реализации.
Из-за сложности интонации как речевой характеристики, в процессе овладения ей приходится дифференцировать работу над ее техническим воспроизведением и ее художественно-действенным употреблением как средством выражения. Усовершенствование технических интонационных умении неизменно требует сознательного механического воспроизведения внешне заданых интонационных фигур, что в рамках конкретнего упражнения лишает использованного текста смысла и провоцирует у студентов ощущение нарушеной правдивости.Это ощущение генерально противоречит актерской природе и часто ведет к проявлению сопротивления упражнениям. Если это сопротивление не преодолеется, будущий актер не успевает овладеть выразительными возможностями интонации на нужном мастерском уровне, так как уменьшает значимость работы над техническими умениями и таким образом воспрепятствует развитию художественно-действенных способностей.
Будущие актеры также склонны воспринимать с недоверием ту часть упражнения, которая требует работы с определенными классическими текстами, доказавшими, что особенно подходят для овладевания речевой компетентностью. Например, древние драмматургические произведения в гекзаметр. Причина в довольно не типичной для них словесно-сказательной форме и жизненных сюжетах из довольно далекого прошлого, которые особенно затрудняют работу с подобными текстовыми материалами и демотивирующе воздействуют в процессе овладевания самой учебной материей.
Описанные выше специфические методические проблемы в обучении разговорному слову современного студента определяют заниженную мотивировку обучаемых как основной фактор, препятствующий полноценному и целостному овладеванию выразительными возможностями речевой интонации. Этот вывод провоцирует проведение педагогического эксперимента со студентами специальности „Актерское мастерство" в Юго-Западном университете
имени „Неофита Рыльского", в рамках которого проверено воздействие некоторых методических нововведений над речевым обучением будущих актеров.
Классически, доказаные эффективные упражнения сочетаются с новыми, адаптированными сообразно специфических характеристик современных обучаемых. Часть из них связаны с использованием электронной технологии, что определяет их огромный мотивирующий потенциал, ввиду высокой степени внимания к таким технологиям со стороны современной молодежи. Они обеспечивают речевому педагогу возможности для стимулирования студенческой активности во время аудиторной работы и расширяют варианты самонаблюдения и самоконтроля со стороны будущих актеров во время их самоподготовки.
Студенты из двух смежных выпусков распределены случайным образом на две группы - контрольную и экспериментальную, и подвергнуты констатирующему, формирующему и контролирующему экспериментам. Сформулированы оценочные критерии и показатели для измерения уровня умения технического и художественно-действенного оперирования с разговорной интонацией, а именно:
1. Констатация изменения в разговорной интонации: константирует детально/ константирует обобщенно/ не констатирует;
2. Отчет направления изменении в разговорной интонации: отсчитывает точно/ отсчитывает неточно/ не может определить;
3. Дифференцирование интонации другими речевыми характеристиками (динамика, темпоритм) : дифференцирует и определяет точно изменения/ дифференцирует и определяет неточно изменения/ не дифференцирует;
4. Воспроизведение текстовой фразы одного и того же заданного тона: воспроизводит точно заданного тона/ воспроизводит один тон несоответствующий заданному тону/воспроизводит разные тоны, начиная с заданным/ воспроизводит разные тона, не начиная с заданным;
5. Дифференцированное воспроизведение синхронного изменения в интонации и в другой речевой характеристике (динамика, темпоритм): воспроизводит дифференцировано / воспроизводит не дифференцируя;
6. Реализует плавное изменение интонации в восходящее или нисходящее направление воспроизводя текст: Реализует плавно, через маленькие, равные интервалы / реализует через средне большие
или/неравные интервалы/ реализует изменение прыжком, большими интервалами/ реализует изменение в разные направления;
7. Широта индивидуального тонового (речевого) охвата: широкий высше (1 / октавы)/ нормальный (с 1 до 1 / октавы)/ узкий (ниже 1 октавы)
8. Резонанс (в среднем, высшем или низком рговорном регистре): чистый, полнозвучный / гортанный, носовой или пискливый;
9. Декодировка действенной интенции анализом речевой интонации: декодирует точно / декодирует приблизительно / декодирует неточно;
10. Выводит логику предложения при помощи говорной интонации: реализует логическую, соответствующую книжовным нормам интонацию / реализует нелогическую, отклоняющуюся от книжовных норм интонацию;
11. Однозначность и активность в интенциональном кодировании интонации: кодирует однозначно и реализует высокой степени воздействия / кодирует однозначно и реализует низкую степень воздействия / кодирует двусмысленно;
12. Реализация интонационных вариации при выполнении действенной задачи: реализует высокую инвариантность (5 и больше вариации) / реализует среднюю инвариантность (3-4 вариации)/ реализует низкую инвариантность (1-2 вариации);
13. Синхронная реализация изменения в речевой интонации при ансамвлевом исполнении: реализует высокую степень воздействия при наличии синхрона / реализует низкую степень воздействия при наличии синхрона/ реализует низкую степень воздействия при отсутствии синхрона;
14. Синхронное выполнение действенной задачи через изменения в речевой интонации при ансамбловое исполнение: реализует высокую степень воздействия при существующий синхрон / реализует низкую степень воздействия при наличии синхрона / реализует низкую степень воздействия при отсутствующий синхрон;
На основании указанных критериев и показателей констатированы результаты проведения со студентами педагогического эксперимента по отношению влияния методических новововедении в обучении сценическому слову на уровне усвоенной речевой компетентности будущими актерами.
Статистические данные и результаты педагогического исследования предстоит представить в рамках диссертационной
разработки над методическими аспектами в процессе развития интонационной выразительности у студентов актерского мастерства.
Mladenova M.B., Djankova G.H. Metodicheskie aspekty ovladenija razgovornoj intonaciej studentami - budushhimi akterami, kak rechevoe sredstvo I M.B. Mladenova, G.H. Djankova II Vestnik po pedagogike i psi-hologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S 50-55.
© М.Б. Младенова, Г.Х. Дянкова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 378.14: 369 (045)
МОТИВЫ УЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
М.А. Балабанова, ЮЗУ им. Неофита Рыльского (Благоевград, Болгария), e-mail: [email protected]
Согласно представителям разных теоретических направлений (психолого-педагогических, социологических и др.), проблема мотивации учения довольно сложная, потому что связана с многоаспектным влиянием систематизированых и индивидуально интериоризированных приоритетных ценностей и идеалов.
При анализе процессуальной стороны профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов, проблема мотивации приобретает особую значимость, так как применение определенных методов в их обучении, в сущности, реализует и воспитательный эффект. Это придает особую специфику университетской подготовке в педагогических специальностях, при которой, для успешного усвоения знаний, умений и компетентности, а также для качественной профессиональной реализации, определяющими являются:
- предварительный интерес к педагогической профессии;
- автономность желания для соответствующей образовательно-квалификационной степени;