DOI: 10.53078/20778481_2021_4_114
УДК 339.9 Т. В. Романькова
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЛАСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
T. V. Romankova
METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING THE LEVEL OF TRANSPORT POTENTIAL DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Аннотация
В статье рассмотрена сущность транспортного потенциала областей Республики Беларусь. Обоснованы и систематизированы показатели оценки транспортного потенциала регионов. Оценен уровень развития транспортного потенциала в областном разрезе. Выполнено ранжирование регионов Республики Беларусь на основании сравнительной оценки развития транспортного потенциала. Обоснована целесообразность развития транспортного потенциала Могилевской области и предложены направления его наращивания.
Ключевые слова:
потенциал, транспорт, показатели, транспортная доступность и обеспеченность, густота транспортной сети, грузооборот, объем груза.
Для цитирования:
Романькова, Т. В. Методические аспекты оценки уровня развития транспортного потенциала областей Республики Беларусь / Т. В. Романькова // Вестник Белорусско-Российского университета. -2021. - № 4 (73). - С. 114-122.
Abstract
The paper deals with the essence of transport potential of the regions of the Republic of Belarus. The indicators for assessing the transport potential of the regions have been substantiated and systematized. The level of the development of transport potential in the regional context has been assessed. The ranking of the regions of the Republic of Belarus has been carried out based on a comparative assessment of the transport potential development. The paper substantiates the expediency of the transport potential development in the Mogilev region and proposes the directions of its growth.
Keywords:
potential, transport, indicators, transport accessibility and security, density of the transport network, freight turnover, cargo volume.
For citation:
Romankova, T. V. Methodological aspects of assessing the level of transport potential development in the regions of the Republic of Belarus / T. V. Romankova // The Belarusian-Russian university herald. - 2021. -№ 4 (73). - P. 114-122.
Введение
Проблемой изучения и оценки транспортного потенциала занимались
зарубежные и отечественные авторы, т. к. он является структурным элементом логистического потенциала и оказывает влияние на результаты функцио-
© Романькова Т. В., 2021
нирования отраслей экономики, социально-экономическое положение области и качество жизни населения, поэтому необходимо уточнить понятие, обосновать показатели, включаемые в методику его оценки и предложить направления развития.
Проведенный сравнительный анализ понятия «транспортный потенциал» позволяет выделить определение, представленное Н. Ю. Сандаковой «это совокупность транспортных ресурсов (средств, систем и инфраструктуры), а также организационных механизмов и процессов их использования, определяющих возможности коммуникативного обслуживания социально-экономического развития региона в стратегическом периоде» [5]. Эта трактовка является наиболее полной, комплексной и четко описывает данную категорию.
Основная часть
Для оценки транспортного потенциала страны (региона) учеными предлагается использовать следующие показатели:
1) густота железнодорожной сети или автомобильных дорог рассчитывается следующим образом [2, 3]:
- по площади территории:
, 10004
а8 =--
8 5
(1)
где ЬЭ - эксплуатационная длина железнодорожной сети, км; 5 - площадь
2
территории, км .
При равной площади областей потребность в транспорте будет больше в той из них, где больше численность населения;
- исходя из численности области населения (страны):
аТ1
100004 н
(2)
где н - численность населения, чел.
Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории применяется формула Э. Энгеля густоты сети с учетом площади и численности населения:
^ = 4
(3)
Ю. И. Успенский модифицировал формулу Э. Энгеля, введя в знаменатель объем предъявляемых к перевозке грузов, т. к. было выявлено, что при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства:
а = 4 Э 345н&
(4)
где Q - объем перевезенных гру-
зов, тыс. т.
Аналогично показатели:
рассчитываются
густоты или плотности автомобильных дорог на основании эксплуатационной длины автомобильных дорог, площади и численности населения;
- водных путей сообщения на основании длины судоходных рек, расположенных на территории района, области, страны, площади оцениваемой территории;
густоты трубопроводного
транспорта на основании эксплуатационной длины магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродукто-проводов.
Вышеперечисленные показатели являются важными индикаторами уровня обеспеченности территорий путями сообщений различных видов транспорта. Для определения уровня комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта йК Л. И. Василев-
скии предложил учитывать приведенную длину путеИ сообщения ЬПРИВ
и обжитую площадь £ рассматриваемого раИона, области, страны [3]:
\fsHa'
(5)
где £ - площадь территории, км2.
Л. И. Василевский предложил следующие коэффициенты приведения транспортных линий к 1 км железных дорог с учетом сопоставимых уровней их пропускной и провозной способности:
1) для усовершенствованной автомагистрали - 0,45;
2) для автодороги с обычным твердым покрытием - 0,15;
3) для речного пути - 0,25;
4) для магистрального газопровода - 0,30;
5) для нефтепровода среднего диаметра - 1,0.
Относительными показателями густоты путей сообщения являются те, которые учитывают отношение удельного приведенного грузооборота к 1000 км2 площади, 10000 жителей и 1000 т перевезенной в регионе продукции соответственно:
< =
Е РЬ
ПРИВ
я
й Г _
Е РЬг
Е РЬ
й ГР _ ПРИВ1
(6)
(7)
(8)
где РЬПРИВ1 - приведенный грузооборот
1-го региона, ткм.
Макроэкономическим показателем, характеризующим уровень транспортного обслуживания области, является объем приведенного грузооборота области в тонно-километрах, приходя-
щийся на 1 р. (1 долл.) валового регионального продукта (ВРП) области:
Е РЬТ
М1
ВРП
(9)
где ВРП1 - валовой региональный
продукт 1-й области, млн р.
Представленные выше показатели характеризуют транспортную обеспеченность и доступность территории страны или региона. Применение всех показателей в методике оценки транспортного потенциала нецелесообразно, т. к. они дублируют друг друга. Поэтому предлагается в методику включить:
1) уровень комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта (см. формулу (5));
2) относительный показатель густоты путей сообщения (см. формулу (8));
3) макроэкономический показатель, характеризующий уровень транспортного обслуживания области (см. формулу (9)).
При этом необходимо отметить, что данный подход требует дополнения, т. к. под потенциалом понимается совокупность всех имеющихся возможностей, то и оценивать его целесообразно по имеющимся возможностям и реализации этих возможностей, т. е. по двум параметрам: уровням развития и реализации (рис. 1).
Таким образом, для установления уровня развития транспортного потенциала областей дополнительно будут включены:
1) показатели наличия транспортных средств в организациях и в личной собственности граждан (грузовые автомобильные транспортные средства и автобусы, используемые для оказания транспортных услуг);
2) показатели наличия транспортных организаций в области.
Установление уровня развития транспортного потенциала областей
Республики Беларусь заключается в Исходные данные для расчета
расчете и сопоставлении вышеобосно- показателей за 2019 г. представлены
ванных показателей. в табл. 1 [4].
Оценка транспортного потенциала области (региона)
Рис. 1. Направления оценки транспортного потенциала региона
Табл. 1. Исходные данные по областям Республики Беларусь
Показатель оценки транспортного потенциала Могилевская область Минская область Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область
Эксплуатационная длина же- 817,3 870,3 1013,4 1190,8 910,6 677,4
лезных дорог, км
Эксплуатационная длина авто- 11 693 21 042 12 805 16 719 12 952 13 700
мобильных дорог с твердым
покрытием, км
Общий объем перевезенных 22,5 118,7 24,9 22,2 85,1 24,9
грузов, млн т
Численность населения, 1 024,8 3 489,5 1 348,1 1 135,7 1 388,5 1 026,8
тыс. чел.
Площадь региона, тыс. км2 29,1 40,1 32,8 40,1 40,4 25,1
Валовой региональный про- 8 458,7 51 032,2 11 520,5 9 073,5 12 304,3 10 070,3
дукт, млн р.
Транспортные средства, ис- 75 348 230 256 138 193 80 993 99 667 102 226
пользуемые для перевозки, шт.
Число транспортных организа- 1 008 5 189 1 518 1 097 1 111 1 358
ций, шт.
Относительные показатели, рассчитанные по формулам (5), (8), (9) в областном разрезе Республики Беларусь за 2019 г., сведены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, показатели,
принятые в расчет, имеют разные единицы измерения, поэтому для получения однозначного вывода и сравнения оцениваемые показатели необходимо преобразовать.
Табл. 2. Показатели оценки развития транспортного потенциала областей Республики Беларусь
Показатель оценки транспортного потенциала Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилев- ская область Значения показателей
min max
Комплексный показатель густоты сети различных видов транспорта, км 28,415 36,85 16,946 31,676 15,782 29,386 15,782 36,85
Относительный показатель густоты путей сообщения, ткм 54,116 50,194 194,048 39,856 146,488 24,571 24,571 194,048
Объем приведенного грузооборота области, ткм/1 млн р. ВРП 0,485 0,555 2,655 0,341 0,732 0,251 0,251 0,732
Количество транспортных средств, шт. 138 193 80 993 99 667 102 226 230 256 75 348 75 348 230 256
Число транспортных организаций, шт. 1 518 1 097 1 111 1 358 5 189 1 008 1 008 5 189
Преобразование будет осуществляться по методу стандартизации (нормирования) согласно подходу, Т. Н. Агаповой и О. А. Шиховой с использование следующей формулы [1]:
И - И ФАКТ Иmm
JT1 г
1НОРМ
И - И ■
max min
(10)
где И
НОРМ
нормированное значение
показателя; Итт - минимальное значение показателя; Итях - максимальное значение показателя.
Максимальное и минимальное значения выбирается из представленных значений /-го показателя по региону (области) и заносятся в табл. 2.
Пронормированные значения показателей по формуле (10) сведены в табл. 3.
Табл. 3. Пронормированные значения показателей, характеризующих развитие транспортного потенциала областей республики за 2019 г.
Показатель оценки транспортного потенциала Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилев- ская область
Комплексный показатель густоты сети по автомобильному и железнодорожному транспорту 0,600 1,000 0,055 0,754 0,000 0,646
Относительный показатель густоты путей сообщения 0,174 0,151 1,000 0,090 0,719 0,000
Объем приведенного грузооборота области 0,097 0,126 1,000 0,037 0,200 0,000
Количество транспортных средств 0,406 0,036 0,157 0,174 1,000 0,000
Число транспортных организаций 0,122 0,021 0,025 0,084 1,000 0,000
Сравнительная оценка уровня развития транспортного потенциала областей Республики Беларусь будет проводиться путем попарного сопоставления показателей по каждой у'-й области (см. табл. 3).
Результаты сравнительной оценки значений показателей, характеризую-
Табл. 4. Сравнительная оценка значений областей Республики Беларусь
щих уровень развития транспортного потенциала областей, представлены в табл. 4.
На основании данных табл. 4 рассчитывается суммарная оценка развития транспортного потенциала в разрезе областей РБ (табл. 5).
показателей развития транспортного потенциала
Область Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская
Комплексный показатель густоты сети по автомобильному и железнодорожному транспорту
Брестская 0 0,400 -0,544 0,155 -0,600 0,046
Витебская -0,400 0,000 -0,945 -0,246 -1,000 -0,354
Гомельская 0,544 0,246 0,000 0,699 -0,055 0,590
Гродненская -0,155 0,246 -0,699 0,000 -0,754 -0,109
Минская 0,600 1,000 0,055 0,754 0,000 0,646
Могилевская -0,046 0,354 -0,590 0,109 -0,646 0,000
Относительный показатель густоты путей сообщения
Брестская 0 0,400 -0,544 0,155 -0,600 0,046
Витебская -0,400 0,000 -0,945 -0,246 -1,000 -0,354
Гомельская 0,544 0,246 0,000 0,699 -0,055 0,590
Гродненская -0,155 0,246 -0,699 0,000 -0,754 -0,109
Минская 0,600 1,000 0,055 0,754 0,000 0,646
Могилевская -0,046 0,354 -0,590 0,109 -0,646 0,000
Объем приведенного грузооборота области
Брестская 0,000 0,029 0,903 -0,060 0,103 -0,097
Витебская -0,029 0,000 0,874 -0,089 0,074 -0,126
Гомельская -0,903 -0,874 0,000 -0,963 -0,800 -1,000
Гродненская 0,060 0,089 0,963 0,000 0,163 -0,037
Минская -0,103 -0,074 0,800 -0,163 0,000 -0,200
Могилевская 0,097 0,126 1,000 0,037 0,200 0,000
Количество транспортных средств
Брестская 0,000 -0,369 -0,249 -0,232 0,594 -0,406
Витебская 0,369 0,000 0,121 0,137 0,964 -0,036
Гомельская 0,249 -0,121 0,000 0,017 0,843 -0,157
Гродненская 0,232 -0,137 -0,017 0,000 0,826 -0,174
Минская -0,594 -0,964 -0,826 -0,826 0,000 -1,000
Могилевская 0,406 0,036 0,174 0,174 1,000 0,000
Окончание табл. 4
Область Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская
Число транспортных организаций
Брестская 0,000 -0,101 -0,097 -0,038 0,878 -0,122
Витебская 0,101 0,000 0,003 0,062 0,979 -0,021
Гомельская 0,097 -0,003 0,000 0,059 0,975 -0,025
Гродненская 0,038 -0,062 -0,059 0,000 0,916 -0,084
Минская -0,878 -0,979 -0,975 -0,916 0,000 -1,000
Могилевская 0,122 0,021 0,025 0,084 1,000 0,000
Табл. 5. Суммарная оценка развития транспортного потенциала Республики Беларусь в разрезе областей
Область Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская
Брестская 0,000 -0,064 0,838 -0,260 1,520 -0,753
Витебская 0,064 0,000 0,902 -0,196 1,584 -0,690
Гомельская -0,838 -0,902 0,000 -1,098 0,683 -1,591
Гродненская 0,260 0,196 1,098 0,000 1,780 -0,494
Минская -1,520 -1,584 -0,666 -1,780 0,000 -2,274
Могилевская 0,753 0,690 1,608 0,494 2,274 0,000
Итого -1,282 -1,663 3,779 -2,840 7,841 -5,801
Как показывают данные табл. 5, суммарные оценки по областям колеблются от положительных значений до отрицательных. Положительные значения суммарных оценок наблюдается в Минской и Гомельской областях, отрицательные - в Брестской, Гродненской, Витебской и Могилевской областях. Следует отметить, что наибольшее минимальное значение суммарной оценки по степени развития транспортного потенциала имеет Могилевская область (минус 5,801 %).
Для наглядности отражения полученных результатов Т. Н. Агапова и О. А. Шихова предлагают представить значения в положительной форме, используя следующую формулу для преобразования [1]:
ОЦ
ПРЕОБР
= ОЦфАКТ - ОЦп
(11)
где ОЦФАКТ - фактически полученное значение суммарной оценки; ОЦтт -
минимальное значение из всех рассматриваемых.
Преобразованные в положительный вид суммарные оценки сведены в табл. 6.
Из данных табл. 6 видно, что лучше всего развит транспортный потенциал в Минской, Гомельской, Брестской и Витебской областях, а наименее - в Мо-гилевской области.
Для установления рейтинга областей по уровню развития транспортного потенциала предлагается рассчитать относительную комплексную оценку [1]:
ОЦК = ()1Ц^ОБР -100 %, (12)
ОЦ ПРЕОБР
где ОЦТРеоы» - максимальное значе- портного потенциала областей респуб-
лики представлен на рис. 2.
ние из преобразованных оценок.
Наглядно уровень развития транс-
Табл. 6. Преобразованные в положительный вид суммарные оценки
Показатель Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область
Суммарные оценки 4,519 4,138 9,580 2,961 13,642 0,000
120,00 %
80,00 60,00 40,00 20,00 0,00 -20,00
33,13
30,33
70,22
21,70
100,00
0,00
Брестская Витебская Гомельская Гронненская область область область область
Мннская Могилевская область область
Рис. 2. Уровень развития транспортного потенциала областей РБ
Заключение
Результаты расчетов показывают, что более высокий уровень развития транспортного потенциала наблюдается в Минской области. Это обусловлено тем, что г. Минск со своей развитой транспортной инфраструктурой относится к Минской области. Могилевская область по данному показателю занимает последнее место в общем рейтинге.
Таким образом, предлагаются направления развития транспортного потенциала Могилевской области в следующих проекциях:
1) повышение объема перевозок грузов Могилевской областью:
- использование передовых
технологий при перевозке грузов;
- развитие конкуренции на транспорте;
- формирование рынка конкурентоспособных транспортных услуг;
- развитие речного транспорта Могилевской области;
2) рост ВРП:
- рост числа промышленных предприятий Могилевской области;
- повышение деловой активности организаций Могилевской области;
- снижение затрат на рубль произведенной продукции;
- рост уровня заработной
платы;
- повышение инвестиционной привлекательности региона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, Т. Н. Сравнительная комплексная оценка состояния регионов Северо-Западного федерального округа / Т. Н. Агапова, О. А. Шихова // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. -№ 12 (39). - С. 31-41.
2. Ивуть, Р. Б. Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь в условиях формирования её транспортно-логистической системы / Р. Б. Ивуть, А. Ф. Зубрицкий, А. С. Зиневич // Новости науки и технологий. - 2015. - № 1. - С. 19-33.
3. Никольский, И. В. Избранные труды / И. В. Никольский. - Смоленск: Ойкумена, 2009. - 332 с.
4. Транспорт и связь в Республике Беларусь: стат. сб. - Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2020. - 114 с.
5. Сандакова, Н. Ю. Место и роль транспортной системы в социально-экономическом развитии региона / Н. Ю. Сандакова // Вестн. ВСГУТУ. - 2013. - № 1 (40). - С. 95-101.
Статья сдана в редакцию 24 сентября 2021 года
Татьяна Васильевна Романькова, канд. экон. наук, доц., Белорусско-Российский университет. Тел.: +375-29-336-18-14. E-mail: romankova.by@mail.ru.
Tatiana Vasilyevna Romankova, PhD (Economics), Associate Prof., Belarussian-Russian University. Tel.: +375-29-336-18-14. E-mail: romankova.by@mail.ru.