Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕОРИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕОРИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСОНОМИИ ОБУЧЕНИЯ / УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ / ЗАПОМИНАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / КОММУНИКАЦИЯ / LEARNING TAXONOMIES / LEARNING LEVELS / MEMORIZATION / UNDERSTANDING / APPLICATION / ANALYSIS / SYNTHESIS / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Н.Э., Коренева Е.Н., Киреева Н.В.

Авторы настоящей статьи, изучая тенденции развития и совершенствования российских и зарубежных методических особенностей и педагогических подходов к обучению иностранным языкам, раскрывают опыт известного американского психолога в области педагогики и методологии обучения Бенджамина Блума. Основной акцент Блум делает на так называемую таксономию обучения, в основу которой им положен принцип классификации и категоризации различных уровней обучения, особенности которых раскрываются в его трудах. Значительное место уделяется описанию методических особенностей и принципов разработанной им схемы последовательных действий в рамках шестислойной диаграммы. Соблюдение таких пошаговых действий, по мнению Блума, не только обеспечивает успешное освоение иностранного языка, но и позволяет реализовать в целом задачи интеллектуального образования обучающихся, что весьма значимо на современном этапе развития общества и образования в период активных интеграционных процессов в мировое образовательное и культурное пространство. Таксономия обучения Блума и сегодня является дискуссионной, однако поэтапные действия в процессе обучения иностранному языку, на наш взгляд, являются оправданными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE ACCORDING TO THE BENJAMIN BLOOM THEORY

The authors of this article, studying the development and improvement trends of Russian and foreign methodological features and pedagogical approaches to teaching foreign languages reveal the experience of the famous American psychologist in the field of pedagogy and teaching methodology Benjamin Bloom. Bloom makes the main emphasis on the training taxonomy, which is based on the principle of classification and categorization of various levels of education, the features of which are revealed in his works. A significant place is given to the description of methodological features and principles of the scheme of successive actions developed by him within the framework of a six-layer diagram. Compliance with such step by-step actions, according to Bloom, not only ensures the successful mastering of a foreign language, but also allows to realizing the tasks of students' intellectual education as a whole, which is very significant at the present stage of development of society and education during the period of active integration processes in the world educational and cultural space. The taxonomy of Bloom’s teaching is still debatable today, however, phased steps in the process of teaching a foreign language, in our opinion, are justified.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕОРИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.881.1

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2020-10202

I

I

Методические аспекты обучения иностранному языку по теории Бенджамина Блума

Н.Э. Чернявская, Е.Н. Коренева, Н.В. Киреева

Белгородский государственный институт искусств и культуры, 308033, Белгород, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0079-3640, E-mail: natalia.kulish@yandex.ru E-mail: korenevaen@yandex.ru

Резюме: Авторы настоящей статьи, изучая тенденции развития и совершенствования российских и зарубежных методических особенностей и педагогических подходов к обучению иностранным языкам, раскрывают опыт известного американского психолога в области педагогики и методологии обучения Бенджамина Блума. Основной акцент Блум делает на так называемую таксономию обучения, в основу которой им положен принцип классификации и категоризации различных уровней обучения, особенности которых раскрываются в его трудах. Значительное место уделяется описанию методических особенностей и принципов разработанной им схемы последовательных действий в рамках шестислойной диаграммы. Соблюдение таких пошаговых действий, по мнению Блума, не только обеспечивает успешное освоение иностранного языка, но и позволяет реализовать в целом задачи интеллектуального образования обучающихся, что весьма значимо на современном этапе развития общества и образования в период активных интеграционных процессов в мировое образовательное и культурное пространство. Таксономия обучения Блума и сегодня является дискуссионной, однако поэтапные действия в процессе обучения иностранному языку, на наш взгляд, являются оправданными. Ключевые слова: таксономии обучения, уровни обучения, запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, коммуникация. Для цитирования: Чернявская Н.Э., Коренева Е.Н., Киреева Н.В. Методические аспекты обучения иностранному языку по теории Бенджамина Блума // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 9-10. D0I:10.24411/2226-2296-2020-10202

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE ACCORDING TO THE BENJAMIN BLOOM THEORY Natalya E. Chernyavskaya, Elena N. Koreneva, Nina V. Kireeva

Belgorod State Institute of Arts and Culture, 308033, Belgorod, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0079-3640, E-mail: natalia.kulish@yandex.ru E-mail: korenevaen@yandex.ru

Abstract: The authors of this article, studying the development and improvement trends of Russian and foreign methodological features and pedagogical approaches to teaching foreign languages reveal the experience of the famous American psychologist in the field of pedagogy and teaching methodology Benjamin Bloom.

Bloom makes the main emphasis on the training taxonomy, which is based on the principle of classification and categorization of various levels of education, the features of which are revealed in his works. A significant place is given to the description of methodological features and principles of the scheme of successive actions developed by him within the framework of a six-layer diagram. Compliance with such step-by-step actions, according to Bloom, not only ensures the successful mastering of a foreign language, but also allows to realizing the tasks of students' intellectual education as a whole, which is very significant at the present stage of development of society and education during the period of active integration processes in the world educational and cultural space. The taxonomy of Bloom's teaching is still debatable today, however, phased steps in the process of teaching a foreign language, in our opinion, are justified. Keywords: learning taxonomies, learning levels, memorization, understanding, application, analysis, synthesis, communication. For citation: Chernyavskaya N.E., Koreneva E.N., Kireeva N.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE ACCORDING TO THE BENJAMIN BLOOM THEORY. History and Pedagogy of Natural Science. 2020, no. 2, pp. 9-10.

DOI:10.24411/2226-2296-2020-10202

Преподавание иностранного языка представляет собой процесс обучения с целью развития компетенций у учащихся при взаимодействии педагога и обучающегося. Обучение иностранному языку имеет целый ряд задач, необходимых для развития целевых компетенций, а именно успешной коммуникативной деятельности, что предполагает прослушивание общей или специфичной информации, составление деловой документации, написание личных писем, поздравление или выступление с докладом. Методы

обучения иностранным языкам могут быть определены на основе теоретических подходов, включать в себя теоретические последствия, касающиеся структурной и коммуникативной функций языка. Основные направления могут быть обусловлены содержанием, представлением языкового материала в тексте или основываться на задачах, нацеленных на получение определенных знаний. От методики преподавания зависит роль учителя и ученика. Учитель может исполнять роль как исправителя ошибок то есть

стоять на низшей ступени в обучении -так и лидера, к которому прислушиваются и выполняют его требования, направленные на итоговый успешный результат. Роль ученика может также колебаться от заучивания материала без осмысления до понимания его.

Эффективным обучение может считаться тогда, когда информация передается от учителя к ученику и передаваемые знания возвращаются обогащенные новыми данными. Изучение иностранного языка - это целенаправленное усилие по освоению языка

2•2020

История и педагогика естествознания

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

с учителем в формальной обстановке и самостоятельное - в неформальной [1].

Процесс изучения языка может быть описан с помощью таксономии обучения. Таксономия обучения включает в себя характерные черты, относящиеся к сфере обучения. Наиболее известными являются таксономии Блу-ма, в том числе когнитивная сфера, психомоторная сфера и аффективная сфера, что является весьма важным в процессе изучения языка. Таксономия обучения была построена группой исследователей-психологов в 1956 году. Возглавлял эту группу Бенджамин Блум, известный американский психолог в области педагогики, изучающий методы обучения. Им в 1960-е годы были написаны и изданы два научных труда, которые выработали его концепцию - таксономию Блума. Это «Стабильность и изменение человеческих характеристик» (Stability and Change in Human Characteristics) и «Классификация образовательных целей» (Taxonomy of Educational Objectives). Надо отметить, что таксономия Блума в 1960-х годах была довольно популярна в учебных заведениях Соединенных Штатов, хотя через некоторое время из-за отдельной критики ее применение в школах снизилось.

Таксономия обучения - это принцип работы классификации и категоризации многообразных уровней обучения. Это схема действий, позволяющая педагогам применять принципы шестис-лойной диаграммы и интеллектуального образования в обычной ученической среде. Рассмотрим уровни таксономии Блума в системе (от простого к сложному) - это запоминание, понимание, применение, анализ, оценка и создание. Все эти шесть ступеней входят в когнитивную сферу, которая связана с тем, как мозг обрабатывает информацию и мысли.

Если таксономию Блума рассматривать как пирамиду, то в основании пирамиды будет лежать запоминание

фактов - это способность запоминать и воспроизводить предыдущую выученную информацию. Способом выражения могут быть чтение, повторение, подчеркивание необходимого в книгах и тетрадях. Над запоминанием следует следующий пласт - понимание значения, перевод, толкование, способность выразить информацию своими словами. Способы выражения: попытка найти сходство или параллель, описывать аналогичные истории, искать информацию в интернете. Третий слой -применение - требует, чтобы ученик умел пользоваться ранее изученной информацией при различных обстоятельствах. Способы выражения: использование методов, представлений, законов, принципов, теорий и понятий в новых конкретных практических ситуациях. Главным этапом таксономии является анализ, что предполагает дробление материала на части и понимание сходств и различий между ними. Способы выражения: выделение скрытых предположений; осознание ошибок и недоработок в ходе рассуждений; умение отделить факты от следствий. Пятый этап - синтез, этот этап означает умение обобщать и комбинировать свои знания с целью получения чего-то нового, обладающего оригинальным способом решения (например, какой-либо проблемы). Способы выражения: написание выступления, создание плана действий, упорядочивание имеющейся информации.

Вершиной пирамиды будет оценка. Этот этап предполагает умение давать оценку того или иного положения, произведения, исследования. Оценка может включать в себя анализ концепций других людей, их критику. Ученик также может дать оценку собственной точки зрения. Способы выражения: способность оценить логику концепции; умение оценить значимость определенного результата деятельности.

Рассмотрим три основных пути формирования владения иностранным языком. Прежде всего это классическое накопление знаний путем зазубривания и закрепление знаний в соответствии с традициями бихевиоризма, которые сложились к середине прошлого столетия. В этом случае обучение основывалось на механическом заучивании и тренировке языковых образцов, овладении навыками путем частых упражнений с последовательностью «стимул - реакция». Оперантное кондиционирование или обусловливание, по В. Скиннеру, готовит учащихся к использованию знаний в определенных неоговоренных, то есть в естественно представленных ситуациях. В оперантном обусловливании приветствуется спонтанное поведение, неподготовленная реакция на неожидаемую ситуацию. Когнитивный поход, по Е. Толмену, учит использовать свои знания для решения проблем в коммуникативных условиях и научить учеников «адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач»

[2]. Обучение должно основываться на умственных процессах и действиях учеников, которые заключаются в понимании и правильном использовании языковых структур в речи.

Согласно теории известного американского лингвиста А.Н. Хомского

[3], именно мозг усваивает правила языка, совершая каждый раз меньше ошибок. Его идея состояла в том, что овладение языком управляется определенными правилами. Разум ребенка применяет правила языкового использования в ситуациях реального мира, в результате ум способен иметь дело с бесконечным диапазоном коммуникативных ситуаций в реальном мире. Когнитивизм представляет ученика в роли активного процессора информации. Обучение языку имеет место именно в том случае, когда ученик получает опыт, решая проблему так, как он ее видит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Larsen-Freeman D. and Long M.H. 1991: An Introduction to Second Language Acquisition Research . London: Longman.

2. Степанов С., Толмен Э. Век психологии: имена и судьбы. М.: Litres, 2013. С. 374-383.

3. Капишин А.Е. Генеративная лингвистика Н. Хомского // Иностранный язык в школе. 2002. № 2. С. 81-86.

REFERENCES

11. Larsen-Freeman D., Long M.H. An introduction to second language acquisition research. London, Longman Publ., 1991.

2. Stepanov S., Tolmen E. Vekpsikhologii: imena i sudby [Age of Psychology: names and fates]. Moscow, Litres Publ., 2013. pp. 374-383.

3. Kapishin A.YE. Generative linguistics of N. Chomsky. Inostrannyy yazyk v shkole, 2002, no. 2, pp. 81-86 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Чернявская Наталья Эдвиновна, к.п.н., проф. кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Коренева Елена Николаевна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Киреева Нина Васильевна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Natalya E. Chernyavskaya, Cand. Sci. (Ped.), Prof. of the Department of Foreign Languages and Cross-Cultural Communication, Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Elena N. Koreneva, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Department of Foreign Languages and Cross-Cultural Communication, Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Nina V. Kireeva, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Department of Foreign Languages and Cross-Cultural Communication, Belgorod State Institute of Arts and Culture.

QS)

История и педагогика естествознания

2•2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.