Научная статья на тему 'Из истории развития женского образования в Англии викторианской эпохи в русской периодической печати'

Из истории развития женского образования в Англии викторианской эпохи в русской периодической печати Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женское образование / педагогика / викторианская эпоха / народное образование / английское общество / предмет / дисциплина. / female education / pedagogy / Victorian era / public education / English society / subject / discipline.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н. Э. Чернявская, Н. В. Киреева, Е. Н. Коренева

Статья посвящена определенному этапу становления женского образования в Англии в эпоху правления королевы Виктории, раскрываются особенности данного периода, который был отмечен усиленным развитием системы женского образования в Англии и формированием педагогических направлений женского образования. В статье используются архивные материалы из русской периодической печати, проявлявшей живой интерес к обучению женщин за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF WOMEN’S EDUCATION IN ENGLAND, THE VICTORIAN ERA IN RUSSIAN PERIODICAL PRESS

The article is devoted to a certain stage of formation of women’s education in England during the Queen Victoria’s reign. The article reveals the features of the period marked by the enhanced development of the system of women’s education in England and the formation of pedagogical directions of women’s education. The article uses archival materials from the Russian periodical press.

Текст научной работы на тему «Из истории развития женского образования в Англии викторианской эпохи в русской периодической печати»

УДК 376.1 https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10310

Из истории развития женского образования в Англии викторианской эпохи в русской периодической печати

Н.Э.ЧЕРНЯВСКАЯ, к.п.н., доцент, завкафедрой иностранных языков и межкультурной коммуникации

Н.В. КИРЕЕВА, к.п.н., доцент, проф. кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации

Е.Н. КОРЕНЕВА, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации

Белгородский государственный институт искусств и культуры (Россия, 308033, г. Белгород, ул. Королева, д. 7).

E-mail: natalia.kulisch@yandex.ru, E-mail: korenevaen@yandex.ru

Статья посвящена определенному этапу становления женского образования в Англии в эпоху правления королевы Виктории, раскрываются особенности данного периода, который был отмечен усиленным развитием системы женского образования в Англии и формированием педагогических направлений женского образования. В статье используются архивные материалы из русской периодической печати, проявлявшей живой интерес к обучению женщин за рубежом.

Ключевые слова: женское образование, педагогика, викторианская эпоха, народное образование, английское общество, предмет, дисциплина.

Английская педагогическая концепция XIX века оказывала значительное влияние на русскую педагогику этого времени, особенно в вопросах развития женского образования. Многочисленные реформы в системе образования в России дореволюционного периода проходили по образцу английских реформ [1]. Англия Викторианской эпохи оказала значительное воздействие на развитие русской науки, культуры, искусства и образования. Русские общественно-педагогические журналы освещали важнейшие проблемы Российской и зарубежной педагогики, ее истории и развития, являясь проводниками многих прогрессивных идей в деле воспитания и образования растущего поколения. Ряд педагогических журналов, таких как «Народная школа», «Педагогический сборник», «Педагогический листок», «Семья и школа», «Педагогический листок Санкт-Петербургских женских гимназий», переименованный впоследствии в «Женское образование», «Педагогический музей», «Воспитание и обучение» и другие на своих страницах публиковали статьи о женском образовании в странах Европы и Америки. Огромнейший интерес представляла в этом отношении Англия, развитие социально-педагогических традиций женского образования которой определялось политикой государственных реформ в области образования. Развитие женского образования в Англии XIX века было определено потребностями формирующегося нового общества: эпохи расцвета английской культуры и науки, однако, в английском обществе преобладала массовая необразованность. В журнале «Вестник иностранной литературы» в разделе «Смесь» дается

следующая характеристика общественного положения в Англии: «... в современной цивилизации много зла и темных сторон - этого не отвергают даже самые рьяные поборники прогресса. В Англии это зло особенно поражает в силу контраста с развитием науки и промышленности. Рука об руку с этим развитием идет и развитие нищего пролетариата» [2]. Исходя из этого политического и экономического положения в Англии, вопрос о развитии женского образования в стране стал крайне актуальным. Решение проблемы женского образования имело глубинные социально-экономические и культурные причины. Как уже было отмечено, XIX век для Англии - это колоссальный индустриальный взлет, способствовавший росту и укреплению городов, а в связи с этим и социализации населения, что создавало предпосылки для реформ в образовании, с другой -присущий англичанам консерватизм и изолированность от континента, стали ярким примером торможения развития всей государственной системы.

К середине XIX столетия женское движение за образование превратилось в английском обществе во влиятельную политическую и социальную силу. Борьба за права женщин заставляла власти Англии пересмотреть прежнее, консервативное отношение к вопросам развития женского образования.

Данная объективная предпосылка обусловила пересмотр традиционных представлений в английском обществе о роли женщины в семье, социуме и государстве. Необразованность женщин стала расцениваться как показатель невежественности и аморальности. Но

становление системы женского образования в данное время было подвержено воздействию объективного противоречия между традиционным английским консерватизмом в отношении к системе национального образования и новыми условиями, вызванными индустриальной революцией XIX века, что являлось отправным моментом развития всей системы английского образования. Викторианская эпоха - один из самых насыщенных периодов существования британского общества - период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии с 1837 по 1901 год. Викторианский период в истории Англии - один из самых эпохальных и значительных. Этот период можно охарактеризовать как золотой век в истории Англии, эпоху процветания и надежд. При королеве Виктории страна превратилась во всемогущую державу, владения которой во много раз превосходили саму Англию.

С точки зрения историков, Викторианская эпоха - это время, когда Англия существенно отличалась от всех остальных стран Европы. Исключительно значительный подъем произошел в промышленности и сельском хозяйстве, что послужило росту достатка населения. Англия этой эпохи во главу угла ставила права человека, науку, образование, искусство, бизнес. Именно Викторианская эпоха стала основой набирающей обороты эволюции британской культуры.

Главными направлениями викторианского периода были стремительный процесс роста численности городского населения за счет переселения населения из сел и не менее существен-

3■2018

История и педагогика естествознания

157

ныи процесс перехода с ремесленного на крупное машинное производство. Это время зарождения рекламы в Англии - «... газета Times не возражает против объявлений (на рекламных щитах) «Advertising plaque», лондонские актеры рекламируют товары, «... в Лондоне - объявления на 200 железнодорожных станциях. . Газета Times всячески старается найти средства для обуздания пошлых выходок законной рекламы» [3].

Неоспоримым является тот факт, что высокие темпы индустриализации сказались на положении женщины в обществе. Что касается прав женщины в эпоху королевы Виктории, то, по закону, замужняя женщина материально полностью зависела от своего супруга, она не могла воспользоваться совместным имуществом без разрешения мужа. Женщины не были согласны с таким положением. Федор Ильич Булгаков - известный журналист, историк литературы, переводчик, издатель, а также редактор журнала «Вестник иностранной литературы», печатавшийся в редактируемом им журнале, поместил в разделе «Из общественной и литературной хроники Запада» статью «Женский вопрос в Англии», где отмечал, что « ... английские женщины показывают . пример благоразумия и мудрой сдержанности» [4]. Он приводит выдержки из этюда г-жи Шмаль, публиковавшейся в французском литературном журнале «Nouvelle Revue» («Новое французское обозрение»), который в то время пользовался огромным влиянием в Европе. Булгаков отметил, что «в этюде г-жи Шмаль приводятся . любопытные данные». «Соединяясь в группы, дисциплинированные кооперативной организацией, пишет г-жа Шмаль, - ... англичанки в течение 15 лет неутомимо и рьяно добивались закона, который предоставлял бы замужней женщине право располагать своим личным имуществом, своим жалованием, а также правом заключать контракты, совершать торговые сделки» [4]. Ф.И. Булгаков отмечает, что эмансипация английской женщины была достигнута не сразу, и победа доставалась ей «помалу, по частям», десять раз «обсуждались в парламенте законопроекты этого рода и различные поправки и дополнения к ним. И все это велось с удивительной логикой» [4].Он ссылается на слова г-жи Шмаль: «Сперва английские женщины отстояли право располагать своими сбережениями, потом своим приданым и жалованьем, затем - своим личным имуществом». Абсолютная победа женщин по этому вопросу произошла в 1882 году, а в начале следующего года «началась

новая кампания с целью улучшить законодательным порядком положение женщины в семье. Прошли три года и в 1886 г. исчез давний обычай, лишавший мать опеки над детьми». Автор отмечает постепенность: «сперва - имущество, потом - дети; затем - школа, а там - местные интересы и в перспективе - парламент». Г-жа Шмаль приводит следующие статистические данные -«теперь в Лондоне, пишет она, - 46 женщин занимающихся медициной из 150 имеющих докторские дипломы, 296 имеющих право подавать голос на выборах членов муниципальных советов, 502 обладающих тем же правом на выборах в советы графства. В течение одного года с октября 1891 г. по октябрь 1892 г. из «Patent office» («Патентного ведомства») в Лондоне выдано женщинам 824 привилегии на разные изобретения». Здесь же г-жа Шмаль в сравнение приводит данные других стран по женскому вопросу. Так, в Дании и Швеции женщины имеют право голоса на выборах членов городского управления, в Швейцарии они участвуют в выборах посредством своих поверенных. В Италии «право женского голосования ограничивается вопросами народного образования и с 1877 г. итальянки могут давать свои подписи на актах общественных и частных». Что касается русских женщин, то их интересы «в полной мере охраняются». Они без позволения мужа могут «принимать наследство, приданое, покупать и продавать, и муж без доверенности от своей супруги не имеет права распоряжаться ее имуществом». Она восхищается Америкой, где положение женщины . возбуждает зависть всех ее европейских «сестер». [4].

Исходя из создавшегося положения женщины в английском обществе, социально-культурных предпосылок, становился актуальным и вопрос о возможности получения образования женщинами в викторианской Англии. Однако консервативная государственная политика государства считала неприемлемым общедоступность женского образования в Англии. Педагогический журнал «Женское образование» (редактор - известный историк и педагог Василий Дмитриевич Сиповский), издаваемый при Санкт-Петербургских женских гимназиях, на своих страницах часто обращался к состоянию женского образования за рубежом. Так, описывая состояние женского медицинского образования за границей, в статье «Женщины - медики за границей», помещенной в разделе «Из педагогической хроники», несколько строк посвящено образованию женщин в Англии: «В Англии не допускают женщин на

медицинский факультет, несмотря на то, что за последнее время многие из них стремились к изучению медицины. Объясняется это тем, что англичане более чем какой-либо другой народ, держатся старых традиций. Каждая новая реформа должна у них войти в кровь и плоть народа, прежде чем появится предложение о ней в парламенте. - Одно время женщины посещали медицинский факультет в Эдинбурге, но должны были прекратить свои занятия...» [5].

Несмотря на это, преобладание промышленного производства в экономике и смена культурного уклада в этот период, бесспорно, отразились на положении женщины в английском обществе. По мере развития индустриального общества многие функции, которые несла семья, передавались социальным институтам. Широко распространенное ранее домашнее образование уступило место школьному. Женщины начали работать вне дома, росла их грамотность, все больше женщин стали проявлять интерес к чтению, все это привело к первым обращениям в защиту прав женщин. Об этом движении передовой общественности говорится в статье «Античный взгляд хроникера Отечественных Записок», помещенной в разделе «Хроника» журнала «Отечественные Записки» в 1876 году: «Английские газеты сообщают, что несколько уже лет существует в Англии общество распространения женского образования. Оно поставило своей задачей основание по всем большим городам Соединенного Королевства заведений высшего разряда для обучения молодых девиц. Не многим известно, сколько важных услуг успели оказать такие общества частных лиц, как искусно действует в подобных делах частная инициатива и какие жертвы трудами и деньгами приносятся на общую пользу лицами обоего пола, принадлежащими к высшей аристократии» [6].

1870 год стал переломным в истории женского образования в Англии. Появились общегосударственные школы, которые не запрещалось посещать девочкам, а с 1880 года начальное образование стало обязательным для всех, позже, в 1891 году постановлением правительства было принято решение о бесплатном начальном образовании для всех слоев общества, и изучаемые дисциплины были одинаковыми как для мальчиков, так и для девочек. Что касается высшего образования этого периода, то первым высшим учебным заведением для девушек стал Университетский колледж (один из колледжей Лондонского университета), администрация которого официально

История и педагогика естествознания

3■2018

разрешила женщинам посещать занятия с 1848 года. Затем были открыты два женских колледжа: Королевский колледж (Queen's College) и Женский колледж (Ladies College) на площади Бедфорд, основанный известным социальным реформатором Элизабет Джессер Райд, борцом против рабства, активисткой в борьбе за женское образование. Далее, начиная с 1870-х годов, девушки могли продолжить обучение в колледжах Ньюнхэм и Гиртон в окрестностях Кембриджа (основаны в 1873 и 1875 годах) и колледжах Соммервилль и Леди Маргарет в Оксфорде (1879).

С начала Викторианской эпохи наблюдался значительный количественный рост разнообразных типов англий-

ских школ. Фактически к концу XIX века Англия по развитию женского образования среднего уровня занимала первое место в Европе, несмотря на то, что в остальных европейских странах высшее и среднее женское образование было доступно в основном только представительницам высших слоев общества. Что касается высшего образования, то допущенные к высшему образованию в середине XIX века женщины получили возможность продолжить свое образование в университетах, где в 1868 году открылись публичные курсы для женщин, а в Оксфорде и Кембридже - женские колледжи. Большой победой в женском движении за образование стал парламентский акт уни-

верситета, утвержденный в 1876 году, о праве присуждения женщинам ученой степени. Таким образом, несмотря на консерватизм английского общества времен Викторианской эпохи, борьба за женское образование успешно продвигалась, поддерживаемая передовыми людьми этого времени. Женское образование в Викторианской Англии прошло достаточно сложный путь. Вместе с открытием доступа девушек к обучению, сформировалась общегосударственная образовательная система. Викторианский период был ознаменован интенсивным развитием системы женского образования и формированием педагогических особенностей жен -ского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимова Е.Ш. Изменение положения и социокультурного статуса женщины среднего класса Великобритании 1870-1920 гг.: автореф. канд. ист. наук: 07.00.03 / Е.Ш. Ефимова. - Томск, 2009. 36 с.

2. Булгаков Ф.И. О положении в Англии // Вестник иностранной литературы. 1891. № 6. С. 275-277.

3. Булгаков Ф.И. Из общественной и литературной хроники Запада // Вестник иностранной литературы.1893. № 6. С. 225-226.

4. Булгаков Ф.И. Женский вопрос в Англии // Вестник иностранной литературы. 1893. № 6. С. 229.

5. Из педагогической хроники. Женщины - медики за границей // Женское образование. 1876. № 1-2. С. 173.

6. Античный взгляд хроникера Отечественных Записок // Отечественные Записки. 1876. № 4. С. 430.

FROM THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF WOMEN'S EDUCATION IN ENGLAND, THE VICTORIAN ERA IN RUSSIAN PERIODICAL PRESS

CHERNYAVSKAYA N.E., Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof., Head of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication KIREEVA N.V., Cand. Sci. (Ped.), Prof., Assoc. Prof., prof. Department of Foreign Languages and Intercultural Communication KORENEVA E.N., Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Koroleva Str., 308033, Belgorod, Russia). E-mail: natalia.kulisch@yandex.ru, E-mail: korenevaen@yandex.ru

ABSTRACT

The article is devoted to a certain stage of formation of women's education in England during the Queen Victoria's reign. The article reveals the features of the period marked by the enhanced development of the system of women's education in England and the formation of pedagogical directions of women's education. The article uses archival materials from the Russian periodical press. Keywords: female education, pedagogy, Victorian era, public education, English society, subject, discipline.

REFERENCES

1. Yefimova Ye.SH. Izmeneniye polozheniya isotsiokul'turnogo statusa zhenshchiny srednego klassa Velikobritanii 1870-1920 gg. Diss. kand. ist. nauk [The change in the position and socio-cultural status of a middle-class woman in Great Britain in 1870-1920. Cand. hist. sci. diss.]. Tomsk, 2009. 36 p.

2. Bulgakov F.I. On the situation in England. Vestnik inostrannoy literatury, 1891, no. 6, pp. 275-277 (In Russian).

3. Bulgakov F.I. From the public and literary chronicles of the West. Vestnik inostrannoy literatury, 1893, no. 6, pp. 225-226 (In Russian).

4. Bulgakov F.I. The women's question in England. Vestnik inostrannoy literatury, 1893, no. 6, p. 229 (In Russian).

5. From the pedagogical chronicle. Women are doctors abroad. Zhenskoye obrazovaniye, 1876, no. 1-2, p. 173 (In Russian).

6. Antique view of the chronicler of the Notes of the Fatherland. Otechestvennyye Zapiski, 1876, no. 4, p. 430 (In Russian).

3■2018

История и педагогика естествознания

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.