Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Гигиенические основы здорового образа

жизни

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 013:378.661

О. В. Гранина, О. Е. Горлова, А. И. Гурова

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва

В последние годы наблюдается повышенный интерес медиков и социологов к проблеме взаимосвязи образа жизни людей и их здоровья. Установлено, что здоровье населения на 50 % обусловлено образом жизни, на 20 % — состоянием окружающей среды, на 20 % — наследственностью и лишь на 8,5 % — системой здравоохранения (1).

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» подчеркивается необходимость совершенствования работы по формированию здорового образа жизни каждого человека и всего общества.

Повышение общей профессиональной культуры врача невозможно без углубленного изучения теоретических основ здорового образа жизни.

В настоящей статье освещается опыт нашей кафедры, где в течение ряда лет читается специальная лекция «Гигиеническое обоснование здорового образа жизни» и многие аспекты этой проблемы конкретизируются в других лекциях курсов о§щей и социальной гигиены.

В 'лекционном курсе по общей гигиене излагаются основы концепции формирования здор'ового-образа жизни. При этом большое внимание уделяется рассмотрению различных вариантов его в условиях разных социальных, природно-клнматиче-ских и экономических структур общества. В лекциях освещаются следующие вопросы: 1) определение и содержание образа жизни как социально-гигиенической категории; 2) гигиенические требования к основным компонентам образа жизни — трудовой и нетрудовой сфере; 3) профилактическое направление здравоохранения и здоровый образ жизни; 4) место здорового образа жизни в осуществлении комплекса мероприятий по первичной профилактике; 5) взаимосвязь здоровья человека и образа жизни в условиях НТР; 6) здоровый образ жизни, профилактика и управление здоровьем; 7) задачи врача в формировании здорового образа жизни. Дается определение образа жизни как повседневной практической жизнедеятельности людей в различных областях социальной действительности и как сложной динамической системы, состоящей из многих элементов и форм жизнедеятельности. Раскрываются основные компоненты образа жизни—трудовая, социально-культурная и бытовая деятельность. Особое внимание студентов обращается на то, что некоторые социологи в образе жизни выделяют количественную и качественную стороны, в том числе разные категории образа жизни: экономическую («уровень жизни»), социологическую («качество жизни»), социально-психологическую («стиль жизни») и социально-экономическую («уклад жнзни»), соотнося их с различными системами показателей. Все эти категории взаимосвязаны и, взаимодействуя, оказывают влияние на здоровье человека и общественное здоровье. В зарубежной литературе иногда заменяют понятие «образ жизки» понятием «качество жизни», «стиль жизни». Встречается и термин «новое качество жизни» как удовлетворение нематериальных потребностей людей — духовных, социально-политических, со-цнально-психологических. «Новое качество жизни» включает в себя также коллективизм и товарищество, нравственное здоровье и социальный оптимизм, высокую культуру поведения. Обобщая приведенные определения, лектор подчеркивает, что

с социально-гигиенических позиций жизнедеятельность человека в общем виде имеет две сферы — трудовую и нетрудовую, включающую отдых и быт. В связи с этим важнейшей задачей медико-санитарных учреждений и каждого врача следует считать выявление и устранение факторов риска в трудовой и нетрудовой сферах жизни отдельных людей и групп населения. Затем лектор подробно останавливается на содержании саннтарно гнгиеиических характеристик трудовой и нетрудовой сфер жизнедеятельности, связи их со здоровьем человека.

Трудовая деятельность человека служит основой формирования и общественного развития человека. При этом правильная организация труда способствует физическому, нравственному и интеллектуальному совершенствованию людей, укреплению их здоровья [2]. На долю труда и учебы приходится примерно '/з общего бюджета времени активной жизни человека. Рациональную организацию труда и учебы надлежит рассматривать как важный компонент формирования здорового образа жизни.

Подробно излагается характеристика трудовой сферы с позиций гигиенического анализа влияния ее на здоровье; она может быть представлена по следующим основным составляющим: характер труда, его физическая тяжесть и нервно-эмоциональная напряженность, степень механизации и автоматизации, рабочая поза; содержание труда (более детальная характеристика); структура и виды труда; организация труда (ритмичность, режим, сменность и другие характеристики, включая хронометражные данные); психологические'особенности процесса труда, взаимоотношения в трудовом коллективе, отношение к труду, выполнение производственных норм, дисциплина на производстве, степень удовлетворенности трудом и прочее; гигиенические параметры процесса и условий труда (характеристика воздушной среды, микроклимата, наличие шума, вибрации и других профессиональных вредностей, освещенность рабочего места и др.); состав и санитарное состояние бытовых помещений, их гигиеническая характеристика (души, комнаты гигиены женщин и др.); уровень гигиенического обеспечения обеденных перерывов и отдыха во внерабочее время (наличие помещений для отдыха и психологической разгрузки, спорткомплекса); уровень гигиенического обеспечения общественного питания. В связи с анализом перечисленных характеристик обращается внимание на разработку эффективных способов профилактики заболеваний рабочих и служащих во всех сферах трудовой деятельности, что является важнейшим условием укрепления здоровья и обеспечения здорового образа жизни работающих.

Нетрудовая сфера жизнедеятельности имеет свои особенности у разных возрастно-половых, профессиональных и социальных групп. Образ жизни в реализации нетрудовой жизнедеятельности определяется условиями жизни, включающими многообразие факторов — материальных, социальных, культурных.

В характеристику материальных условий и факторов входит комплекс составляющих — это денежный доход индивида и семьи, характеристика типов расходования имеющихся материальных средств; условия проживания, качество жилищных условий, уровень комфорта; качество питания; соцнально-

гигиенические параметры семьи и ее здоровье. Здесь необходимо иметь в виду не только количественные характеристики, относящиеся к быту, но и качественные, прежде всего относящиеся к поведению люден, т. е. к типам использования тех или иных материальных возможностей.

Расходы материальных средств определяются комплексом социально-психологических факторов жизни семьи или индивида и зависят от «стиля жизни», психологических установок, главных ориентиров личности, уровня культуры, образования.

Гигиенические аспекты нетрудовой деятельности — это использование и распределение внерабочего времени. Режим, распорядок дня членов семьи — один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Подчеркивается, что нарушение режима отдыха, сна, питания способствует возникновению заболеваний и отрицательно сказывается на течении заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, ревматизма, желудочно-кишечных, нервно-психических расстройств, а также на развитии ребенка.

Режим дня. включающий все виды деятельности и отдыха в течение суток, является составной частью здорового образа жизни. В основе рационального режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Он считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность, ровное, приподнятое настроение, интерес к учебной, трудовой и творческой деятельности. Рациональный режим дня должен обеспечивать оптимальную продолжительность различных видов деятельности и отдыха с максимальным пребыванием на всздухе, включать занятия физкультурой и спортом, регулярное питание и гигиенически полноценный сон. Лектор приводит примеры корреляции отдельных факторов нетрудовой жизнедеятельности и показателей здоровья. Комплексными посемейными исследованиями, проведенными на нашей кафедре, установлено влияние разнообразных сторон семейной жизни на здоровье членов семьи. Материальная обеспеченность семьи, уровень ее культуры, жилищные условия, питание, воспитание детей, внутрисемейные отношения, обеспеченность медицинской помощью суть факторы, определяющие образ жизни семьи. Семейный психологический климат, внутрисемейные отношения, состав семьи во многом формируют состояние здоровья ее членов.

Большое значение в здоровом образе жизни имеет свободное время, т. е. время, предназначенное для развития умственных и физических способностей, а также для удовлетворения социальных потребностей и творчества. Это время должно обеспечивать восстановление сил, затраченных в процессе трудовой и учебной деятельности, развитие и гармонизацию задатков и способностей. Рациональное и творческое использование свободного времени определяется общим уровнем культуры населения.

Среди факторов, формирующих здоровый образ жизни, особая роль, принадлежит преодолению вредных привычек. В студенческой аудитории у будущих врачей важно восгитать сознание того, что врач является носителем здорового образа жизни, что в обществе он должен способствовать формированию антиалкогольного мировоззрения у сограждан. Задача вуза — с одной стороны, создать у студентов установку на ведение здорового образа жизни, а с другой — всесторонне подготовить их к работе по гигиеническому воспитанию населения, повышению роли семьи в процессе формирования здорового образа жизни. Задача врача состоит в формировании у населения типа поведения, соответствующего здоровому образу жизни. Воспитание здорового образа жизни возможно при глубоком знакии факторов, способствующих укреплению и сохранению здоровья.

Важно воспитать у будущих врачей убежденность в том, что свою работу по пропаганде здорового образа жизни у населения следует начинать с формирования у родителей устойчивого убеждения о том. что от устоев семьи, правильного воспитания у ребенка гигиенических и поведенческих привычек зависит его здоровье.

Одним из слагаемых здорового образа жизни является рациональное питание. При этом в комплекс факторов риска

входит несбалансированное питание, при котором имеют место несоответствие между калорийностью пищи и энерготратами, неадекватная структура питания, т. е. нарушение соотношений основных компонентов питания (животные и растительные белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины), несоблюдение режима питания.

Как серьезное последствие научно-технического прогресса следует рассматривать недостаточную физическую активность населения. Механизация и автоматизация ряда производств, широкое внедрение техники в быту, увеличение числа «сидячих» профессий резко снизили физическую активность людей. Гиподинамия стала одним из основных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний суставов, связок, позвоночника. Особое значение приобретают воспитание у населения потребности в занятиях физической культурой и выработка установки на то, что физкультура является важ-' ным компонентом здоровья.

Обращается внимание на условия и факторы, определяющие уровень индивидуального и общественного здоровья. Их можно представить в виде формулы: организм+среда+ + поведение = сумма условий и факторов, определяющих уровень здоровья и образ жизни. Когда речь идет об индивидуальном здоровье, требуется анализ индивидуальных возможностей выполнять гигиенические требования к здоровому образу жизни в зависимости от состояния здоровья, тренированности, закаленности организма. При этом важную роль играют: воспитание у каждого индивида потребности в здоровом образе жизни, положительном и бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих; соблюдение и выполнение гигиенических требований; формирование собственного гигиенического поведения на основе выработки гигиенических привычек с раннего детства через семью, родителей; установление необходимого для здорового образа жизни стереотипа. Следует помнить, что на индивидуальном уровне стереотип поведения динамичен, зависит от постоянно изменяющихся условий жизни человека.

Затем излагаются вопросы, касающиеся связи общественного здоровья с образом жизни отдельных групп населения. Общественное здоровье — это социальная категория, зависящая от уровня социальной политики государства в области охраны окружающей среды, гигиенических условий труда и учебы, жилищных условий, решения проблем обеспечения населения полноценными продуктами питания, соответствующими потребностям гигиеническими условиями для отдыха, занятий физкультурой и спортом, развития коммунальных служб и др. Подчеркивается, что фундаментом формирования здорового образа жизни являются социальная политика государства, уровень социально-экономического развития, степень и уровень развития социальных служб'. В утверждении здорового образа жизни важная роль принадлежит психологическим, нравственным, культурным факторам, формирующим традиции, обычаи, привычки, поведение людей и степень участия населениям общественных оздоровительных мероприятиях. Активность отдельных групп населения, обществ, ассоциаций, комитетов в области охраны окружающей среды от загрязнения, сохранении экологически чистой среды — это одна из главных составляющих фундамента здорового образа жизни людей, социальной профилактики и повышения уровня общественного здоровья.

В конце лекции делается вывод, что только на основе оздоровления образа жизни всех возрастных и социальных групп населения можно решить проблему укрепления здоровья народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева К. И., Титова И. А., Лучкевич В. С. // Образ жизнн и здоровье рабочего,— Л., 1983.— С. 5—32.

2. Лисицын Ю. П. Основной вопрос медицины. Образ жизни: Общественное здоровье: Санология: Актовая речь.— М., 1987.

Поступила 28.05.90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.