Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

© Е. Г. ЖУК, 1990

УДК 613.2/.8:[374:614

Е. Г. Жук

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Смоленский медицинский институт

Здоровому образу жизни человека и общества сейчас уделяется большое внимание [8]. В литературе появилось немало работ [2, 6, 7, 10, 12, 14, 15, 17], где приводятся суждения о различных аспектах значения здорового образа жизни, его составных частях. Однако достаточно полного раскрытия содержания как этого понятия, так и его составных частей нет. Опираясь на имеющиеся публикации и применяя принцип системного подхода, мы предприняли попытку сформулировать гигиеническую концепцию здорового образа жизни как его теоретическую основу.

Гигиеническая (медицинская) концепция здорового образа жизни индивидуума, по нашему мнению, должна предусматривать следующее толкование рассматриваемого понятия. Здоровый образ жизни — это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой и продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде. Теоретическую основу здорового образа жизни составляют три постулата: гигиеническое представление о здоровье, концепция здорового образа жизни как системы комплексных мер и представление о формировании здорового образа жизни как конечной цели гигиенического воспитания.

Стремясь раскрыть содержание понятия «здоровье», ни одной дефиниции которого нет [18], многие авторы [2, 3, 14, 16] рассматривают как отдельные его аспекты — биологические, психологические и социальные, так и их комплекс, в том числе и определяемый из концепции «человек в потоке информации» [4]. В рамках настоящей статьи, к сожалению, не представляется возможным провести детальное обсуждение указанных определений. Мы ограничимся лишь обоснованием предлагаемой трактовки понятия «здоровье».

Первый постулат следующим образом трактует здоровье индивидуума. Здоровье — это такое физическое и психическое состояние организма человека, находящегося в условиях социального и экологического благополучия, при котором человек обладает высокой, длительно сохраняющейся работоспособностью и оценивает свое состояние как одно из проявлений счастья.

В качестве решающего критерия объективной

*

оценки уровня здоровья нами принята высокая и продолжительная работоспособность человека, так как труд, указывал Ф. Энгельс, есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [9]. Эффективность труда наряду с другими факторами определяется работоспособностью.

Большинство формулировок понятия «здоровье» не содержит четкого указания на значение субъективной стороны этого состояния, хотя Г. И. Царегородцев [12] подчеркивает необходимость рассматривать здоровье как состояние, имеющее не только объективную, но и / субъективную сторону, которая проявляется в ^ виде чувства радости жизни, оптимизма. По нашему мнению, понятие «здоровье» должно содержать и оценку субъективного состояния человека, наиболее полным выражением которого является ощущение счастья.

Во многих определениях здоровья делаются акценты на долголетие и возможность воспроизводства. Не отрицая значение этих критериев, считаем, что они имеют преимущественно биологический, а не гигиенический смысл, особенно воспроизводство. В предлагаемом определении этим критерием, как нам кажется, с гигиенической точки зрения является адекватная высокая длительно сохраняющаяся работоспособность.

Принимая во внимание чрезвычайно возросшую роль экологического фактора и необходимость существенного изменения отношения к нему со стороны человека, мы сочли также целесообразным отразить это в определении понятия «здоровье».

При разработке понятия «здоровье» мы опирались на известное определение ВОЗ, отличающееся лаконичностью, и стремились минимально расширить и дополнить его, чтобы использовать при формулировании теоретических основ здорового образа жизни.

В настоящем сообщении не рассматриваются понятия «здоровье общества» и «здоровый образ жизни общества». Однако некоторые общие замечания, позволяющие уточнить суть этих понятий, сделать необходимо. С позиций диалектического материализма общественное здоровье как состояние организма человека $ (людей), позволяющее вести продуктивную в экономическом и социальном плане жизнь, является первичным, а развитие общества — про-

Схема 1. Формула индивидуального здоровья (персональная гигиена)

Здоровье =

Оптимизм

Лень Курение Алкоголь Наркотики Бессистемное поглощение информации

+

Режим труда и отдыха Физическая культура Закаливание Рациональное питание Гигиена половых отношений Личная гигиена Своевременное обращение к врачу

Самолечение

дуктом целенаправленной жизнедеятельности людей. Общественное здоровье как продукт социальный определяется успехами в формировании здорового образа жизни, государственными, научными и общественными мероприятиями, создающими объективные экономические и нравственные предпосылки для его внедрения. Следует учесть, что взаимозависимость двух неразделимых сфер — социально-экономического развития и здоровья, которые взаимно влияют друг на друга, — реализуется в конкретных исторических, политических и общественных условиях. От этих последних главным образом зависит конечный результат указанного взаимодействия — продолжительность жизни и уровень здоровья.

Роль здравоохранения в достижении благоприятного конечного результата неоспорима. Но понимание этого далеко не всегда было достаточно глубоким и своевременным. Главной целью здравоохранения должен быть высокий уровень здоровья каждого и всех, что определяется уровнем развития науки о здоровье и степенью практического участия специалистов здравоохранения в мероприятиях, связанных с планированием. и осуществлением научно-технического прогресса и социально-экономического развития. Не случайно вопросы общественного здоровья и развития систем здравоохранения становятся объектами особого внимания правительства и общества в целом, а состояние общественного здоровья все чаще и настойчивее рассматривается как интегральный показатель достижений общества в социальной, экономической, научной и культурной областях, его потенциальных возможностей в будущем.

Второй постулат гигиенической концепции здорового образа жизни отражает структуру его медицинских аспектов как систему комплексных мер, складывающуюся из следующих трех подсистем: мер индивидуального назначения (персональная гигиена), мер по охране общественного здоровья (общественная гигиена) и мер по охране в интересах здоровья природной среды (экологический аспект).

Подсистема персональной гигиены, объединяющая меры индивидуального назначения, включает 10 основных элементов, перечень которых и их взаимозависимость отражены в виде «фор-

мулы индивидуального здоровья» (схема 1): оптимизм, отказ от вредных привычек, режим труда и отдыха, физическая культура, закаливание, рациональное питание, гигиена половых отношений, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и отказ от самолечения. Особого внимания заслуживают два элемента — оптимизм и такая вредная привычка, как лень.

Оптимизм напрямую связан с психическим здоровьем и является основой успешного формирования здорового образа жизни [11]. Для воспитания культуры здорового образа жизни, выработки соответствующих навыков нужна определенная психологическая настроенность человека. Осуществить такую настроенность поскольку она дело сугубо личное, «внутреннее», можно при условии перехода от знания тех последствий, к которым влекут отступления от правил здорового образа жизни, к пониманию необходимости выполнения этих правил. Такого понимания, такой убежденности можно достичь только на основе оптимизма.

Вследствие просчетов в воспитании в настоящее время у подростков и молодых людей нередко наблюдаются замедление духовного созревания и отсрочка наступления социальной зрелости, которые лежат в основе трудовой и духовной инфантильности. Оптимизм — это ощущение постоянного интереса к внешним событиям, стремление к активной деятельности, сохранение широких социальных контактов, это биологическая молодость в психике. Высокая идейность, чувство собственного достоинства, ориентация на крупные общественно значимые цели, внутреннее согласие с самим собой являются не только ценнейшими социальными качествами личности, но и одной из гарантий здоровья человека. ,

Следует предостеречь против тенденции сводить психопрофилактику как способ достижения оптимального психического состояния исключительно к расслаблению, аутогенной тренировке, повторению успокоительных формул, фокусированию внимания на своем состоянии, своем здоровье.

Необходимо подчеркнуть роль положительных эмоций в самовоспитании оптимизма и в целом здорового образа жизни [5, 11, 12]. Положительные эмоции имеют в жизни человека

Схема 2. Охрана здоровья коллектива

Гигиена семьи

Гигиена общежития и трудового коллектива

Гигиена населенного места

Формирование положительного психологического микроклимата: взаимное уважение, терпимость и забота друг о друге, -систематическое общение, музыкальный фон Выполнение всеми членами семьи правил здорового образа жизни Согласованный режим быта Эстетика квартиры — достаточное освещение, чистота и порядок, цветы.. свежий воздух

Забота о сохранении здорового психологического климата на производстве и в общежитии

Активная пропаганда здорового образа жизни

Выполнение правил техники безопасности на производстве Соблюдение санитарных правил: чистота и порядок на рабочем мнете, борьба с шумовым загрязнением, выполнение правил предупреждения распространения эпидемических заболеваний Забота по охране природной среды от загрязнения производственными отбросами

Самовоспитание и взаимовоспитание гигиенически грамотного поведения в коллективе

Внимательное и уважительное отношение к окружающим

Выполнение норм поведения в общест- ^ венных местах, на улице и транспорте: 1 поддержание чистоты и порядка, предупреждение шумового загрязнения, соблюдение правил по предупреждению распространения инфекционных заболеваний

Активное влияние на гигиенически неграмотное поведение сограждан Забота об охране природной среды населенного места

огромное значение, поскольку они оказывают благотворное влияние на все функции организма: повышают тонус коры головного мозга, улучшают процессы ассимиляции, могут почти мгновенно снять чувство усталости. Ч. Дарвин считал, что приятные действия и состояния, т. е. положительные эмоции, были, как правило, полезными и целесообразными и являлись существенным условием развития жизни. На значение оптимизма указывает и известная десятая сатира римского поэта Ювенала: «Огап-dum est, ut sit mens sana in corpore sano» — «Надо помолиться (т. е. поверить — Е. Ж.), чтобы в здоровом теле присутствовал и здоровый дух» К

Второй элемент персональной гигиены — отказ от вредных привычек — включает самовоспитание негативного отношения к поведенческим актам, опасным как для здоровья самого индивидуума и его потомства, так и для общества и природной среды. Усилившаяся пропаганда здорового образа жизни чаще всего направлена только на борьбу с второстепенными вредными привычками — употреблением алкоголя, курением, наркоманией. Построенная на доведении до слушателей и читателей общеизвестных, элементарных истин, такая пропаганда не может способствовать формированию гигиенически грамотного поведения человека. Напротив, она порождает и укрепляет недоверие и безразличие.

Среди вредных привычек наиболее опасна лень. Именно она — первопричина других отступлений от здорового образа жизни. Безде-лие, незанятость, тягостное ощущение своей малой социальной значимости являются источниками отрицательных эмоций, для подавления

1 Леонов Л. Искаженная истина. — Литературная газета, 16 марта, 1988, с. 2.

которых человек прибегает к противоестественным средствам: алкоголю, наркотикам, токсич: , ным веществам, курению. Безусловно, это не значит, что указанные вредные привычки могут быть оправданы. Никогда никакого оправдания им нет и не может быть. Речь идет о раскрытии причин явления с целью, во-первых, предупредить человека об источнике опасности и, во-вторых, направить широкие социальные мероприятия по самому эффективному типу.

Замечено, что долгожители никогда не вели праздный образ жизни и до преклонных лет сохраняли высокую умственную и физическую активность, высокую работоспособность. Как правило, это жизнерадостные люди с чувством юмора. Дело в том, что высокая социальная активность человека, сопровождающаяся поло- . жительными эмоциями, является источником того психического состояния, которое питает оптимизм и оценивается человеком как проявление счастья.

Вторая подсистема здорового образа жизни — общественная гигиена — охватывает меры, осуществляемые индивидуумом по охране здоровья в семье, трудовом коллективе и среди граждан своего места жительства (схема 2). Необходимо отметить, что меры второй подсистемы должны обязательно включать также то, что мы называем первичными экологическими навыками — любовь и бережное отношение к животным и растениям, желание и умение оказывать им помощь, чувство ответственности за сохранение природы и понимание бесконечного разнообразия ее красоты.

Третья подсистема — охрана природной среды, или экологические меры, — включает такие у элементы, как экологическое самовоспитание, сознательное и неуклонное выполнение мер по охране чистоты естественной среды обитания, забота о сохранении природы. Каждый гражда-

нин должен лично участвовать в восполнении утрат, причиненных природе необдуманной предшествующей хозяйственной деятельностью человеческого общества. ,

Третий постулат гигиенической концепции здорового образа жизни обязывает рассматривать формирование здорового образа жизни как ф конечную цель гигиенического воспитания всего г населения, как одну из важнейших задач нашего времени, которая должна решаться на всех этапах жизни человека и во всех общественных формированиях. При этом необходимо делать главный акцент на самовоспитании. Гигиеническое самовоспитание — основа формирования навыков здорового образа жизни, основа всех его подсистем.

Значение воспитания у каждого члена общества ответственного отношения к своему здоровью и здоровью общества, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде невозможно переоценить [1, 5, 13].

В социалистическом обществе создаются бла-

#

ф гоприятные условия для формирования здоро-вого образа жизни. Однако сознательное отношение к выполнению гигиенических правил укрепления и сохранения здоровья, к сожале-. нию, отмечается пока у крайне небольшой части населения. Вот почему гигиеническому воспитанию населения с целью формирования здорового образа жизни совершенно необходимо уделять особое внимание. Долг каждого врача — принимать активное участие в этом исключительно важном общегосударственном деле. В осознании медиками своего дела прежде всего состоит перестройка здравоохранения: переход от клиники к профилактике, перенос акцента на укрепление и совершенствование . здоровья здоровых.

4 Рассмотренные выше теоретические основы

здорового образа жизни как медицинской проблемы позволяют систематизировать накопленные научные знания в данной области и вести в дальнейшем столь необходимые исследования по разработке критериев количественной оценки здоровья [2, 3, 17].

Литература

1. Александров О. А. Комплексная программа здоровья.— М., 1988.

2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — 3-е изд. — М., 1987.

3. Ахмеджанов М. Ю., Лифшиц А. М. // Вести. АМН СССР. — 1971. — № 4. —С. 45—50.

4. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье.— Л., 1987.

5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — М., 1987.

6. Здоровый образ жизни: (Метод, материалы в помощь лектору ВНИИ ЗОЖ МЗ СССР). —М., 1988.

7. Копаев В. В. Здоровье и работоспособность человека. — М., 1986.

8. Лисицын Ю. П., Царегородцев Г. И. // Полит, самообразование. — 1986. — № 10. — С. 30—37.

9. Маркс /(., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20. — С. 486.

10. Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» / Под ред. Д. Н. Лоранского,

B. Шмидта. —М., 1981. —С. 417.

11. Мерзляков Ю. А. Путь в страну здоровья. — 3-е изд.— Минск, 1988.

12. Памятка для куратора академической группы о гигиеническом воспитании студентов. — Казань, 1986.

13. Попов В. Ф.//Гиг. и сан.— 1987. —№ 7. —С. 4—7.

14. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. — Т. 1.— М, 1987.

15. Формирование здорового образа жизни молодежи: Медико-социальные аспекты / Мартыненко А. В. и др. — М., 1988.

16. Фролов В. А//БСЭ. —3-е изд. —М., 1972. —Т. 9. —

C. 442.

17. Царегородцев Г. Я. //Общество и здоровье человека.— М., 1973. —С. 5—17. '

18. Царегородцев Г. И. //Мед. газета. — 1987. — 8 июля.

поступила 06.05.89

Методы исследования

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 614.777:547.56]-074:543.544

Л. И. Косыченко, Л. Е. Изория, Л. В. Ступченко, Т. С. Босова

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОЛА

В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии Минздрава СССР, Волгоград

В настоящее время в связи с возрастающими такой загрязнитель как фенол. Как правило,

% требованиями к охране окружающей среды не- лаборатории санэпидстанций используют извест-

обходима разработка надежных методов кон- ный фотоколориметрический метод с 4-амино-

троля содержания вредных веществ в различ- антипирином [5, 6, 9], который, несмотря на его

ных объектах. Особого внимания заслуживает высокую чувствительность (до 0,001 мг/л), име-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.