Научная статья на тему 'Методические аспекты комплексного многомерного анализа адаптивности организации'

Методические аспекты комплексного многомерного анализа адаптивности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ АДАПТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТИВНОСТИ / МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / CO ADAPTABILITY PATTERN / ADAPTABILITY INDEXES / COMPLEX ANALYSIS METHOD / INTEGRAL INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свердлина Евгения Борисовна, Бухбиндер Римма Геннадьевна

Представлен методический подход к формированию системы показателей для проведения комплексного многомерного анализа уровня адаптивности организации. На примере лизинговых компаний обоснованы выбор частных индикаторов и методика расчета интегрального показателя для оценки уровня адаптивности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CO ADAPTABILITY MULTIDIMENTIONAL ANALYSIS METHODICAL ASPECTS

The article provides a methodology to build indexes complex for multinational analyzing co adaptability. Based on leasing companies the article describes certain indicators and the methods to calculate integral index of the adaptability level

Текст научной работы на тему «Методические аспекты комплексного многомерного анализа адаптивности организации»

УДК 65.012.12

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА АДАПТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

CO ADAPTABILITY MULTIDIMENTIONAL ANALYSIS - METHODICAL ASPECTS

Е.Б. Свердлина, Р.Г. Бухбиндер E.B. Sverdlina, R.G. Bukhbinder

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ООО «Лизинговая компания "ЭКВА "», г. Санкт-Петербург

Представлен методический подход к формированию системы показателей для проведения комплексного многомерного анализа уровня адаптивности организации. На примере лизинговых компаний обоснованы выбор частных индикаторов и методика расчета интегрального показателя для оценки уровня адаптивности организации.

The article provides a methodology to build indexes complex for multinational analyzing co adaptability. Based on leasing companies the article describes certain indicators and the methods to calculate integral index of the adaptability level.

Ключевые слова: модель адаптивности организации, система показателей адаптивности, методика комплексного анализа, интегральный показатель адаптивности организации.

Key words: co adaptability pattern, adaptability indexes, complex analysis method, integral index.

системообразующая совокупность элементов, что позволило сформировать модель адаптивности организации (см. рис. 1). Модель имеет универсальный характер, так как выделенные элементы адаптивности присущи любой организации независимо от специфики ее деятельности, что отражено в фундаментальных работах П. Сенге, Г. Минцберга, П. Друкера, Г. Хамела, К. Прахлада [2-5].

Одновременно можно говорить про уникальность каждой организации как объекта адаптивного управления, которая проявляется в дифференциации значимости отдельных элементов и специфичности конкретных оценочных характеристик каждого из них.

Продемонстрируем это на примере лизингового бизнеса. Так, в результате декомпозиции элементов приведенной выше модели была сформирована система показателей, всесторонне отражающих адаптивность лизинговой компании и позволяющих оценить ее уровень (см. рис. 2).

© Е.Б. Свердлина, Р.Г. Бухбиндер, 2011

Беспрецедентные по динамичности процессы, происходящие в мире и национальных экономиках, востребуют новые методы управления хозяйственными структурами. Рациональный менеджмент, основанный на долгосрочном планировании, жестком администрировании и тотальном контроле, становится неэффективным в условиях быстроменяющейся внешней среды, побуждая организации формировать способность гибко реагировать на перемены во внешней среде, т. е. становиться адаптивными. В этой связи проблематика адаптивного управления приобретает очевидную актуальность. Между тем исследование проблем адаптивного управления организацией представляет собой недостаточно изученную область теории управления. Одним из таких вопросов является отсутствие показателей, позволяющих измерить и аналитически оценить уровень адаптивности организации [1].

На основе теоретического анализа современных концепций, обусловивших смену парадигмы менеджмента, нами была выделена

Факторы внешней среды

ОРГАНИЗАЦИЯ

Человеческий капитал

Адаптивность обеспечивается за счет изменения требований к найму сотрудников, организации их работы, определения существующего и достижения необходимого уровня знаний и умений. Эффективное управление человеческим капиталом является гарантом успешного взаимодействия организации с внешней средой, т. е. гарантом адаптивности

Покупательский капитал

Одним из наиболее важных факторов внешней микросреды организации является клиент. Грамотное управление работой с клиентами характеризует успешность взаимодействия организации с клиентом и, следовательно, ее адаптивность

Структурный капитал

Управление структурным капиталом позволяет организации обучать новых сотрудников, ускорять и облегчать процесс оформления необходимых документов, определять связи между сотрудниками и отделами для совершенствования рабочего процесса. Структурный капитал отражает особенности организации и обусловливает ее гибкость по отношению к требованиям микро- и макросреды

Информационная система

Анализ входящей информации предупреждает организацию об изменениях факторов внешней среды и позволяет организации заблаговременно принять меры по адаптации к изменившимся условиям функционирования. Это обеспечивает более компетентную работу как по управлению самой организацией, так и по осуществлению ее непосредственной деятельности. Управление исходящей информацией контролирует информацию для создания благоприятного внешнего образа и успешности ее деятельности. Соответствие исходящей информации об организации требованиям и интересам элементов внешней среды говорит о ее осведомленности о внешних и условиях и адаптации к ним

Организационная культура

Управление организационной культурой позволяет опосредованно, а следовательно, более мягко и эффективно воздействовать на персонал в том направлении и той мере, в какой это необходимо для повышения адаптивности организации

Проявление г

Финансовое состояние организации является результатом управления всем комплексом факторов и ресурсов организации

Рис. 1. Модель адаптивности организации

Финансовое

состояние

Прирост объема дебиторской задолженности -✓ Доля просроченных лизинговых платежей

Рентабельность оказания услуг

Возможность привлечения заемных средств Доступность заемного капитала

Продолжительность оборота дебиторской задолженности Соотношение продолжительности оборота дебиторской и кредиторской задолженности

Обеспеченность собственным и приравненным к нему капиталом Коэффициент абсолютной ликвидности

Доля сотрудников, имеющих высшее образование

Средний уровень опыта работы в отрасли

Средний уровень опыта работы руководителей в отрасли

Размер средств, вложенных в обучение, в расчете на одного сотрудника

Размер средств, вложенных в групповое обучение, в расчете на одного сотрудника, принимавшего участие в групповом обучении

Количество дней обучения в расчете на одного сотрудника

Доля постоянных клиентов

Доля новых клиентов

Доля крупнейшего клиента

Количество постоянных посредников

Средний размер договора

Время на подготовку стандартного пакета документов по лизинговой сделке

Время на подготовку стандартного пакета документов по кредиту

Доля клиентов, привлеченных с помощью РЯ-мероприятий

Доля клиентов, привлеченных с помощью посредников

Отсутствие претензий государственных органов

Отсутствие претензий клиентов

Отсутствие претензий банков

Организационная I N 1 ✓ Доля сотрудников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины

культура Доля сотрудников, получивших премию в связи с выполнением определенного поведения

Рис. 2. Система показателей для проведения комплексного анализа адаптивности лизинговой компании

Отметим, что в контексте данной работы не рассматривались организации, аффилированные с банками, поставщиками или лизингополучателями, поскольку они не являются полноправными участниками конкурентного рынка лизинговых услуг.

Некоторые показатели в составе блоков являются типовыми, традиционно используемыми для характеристики выделенных в составе модели адаптивности организации элементов, и не нуждаются в дополнительных комментариях. В связи с этим остановимся далее на

оценочных характеристиках, отражающих специфику лизинговой деятельности. Так, анализируя финансовое состояние лизинговой организации, необходимо учитывать важную роль дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность отражает лизинговые платежи от лизингополучателей, которые ставят имущество на свой баланс, а также выданные авансы, которые обычно являются предоплатой поставщику за передаваемое в лизинг имущество. Таким образом, рост дебиторской задолженности характеризует рост самой лизинговой организации: увеличение стоимости оплаченного для передачи в лизинг оборудования, увеличение лизинговых плате -жей за счет уже переданного в лизинг оборудования. Доля просроченных лизинговых платежей свидетельствует о степени эффективности предварительной оценки лизинговой организацией платежеспособности потенциальных клиентов. Для характеристики прибыльности (убыточности) работы организации традиционно применяют показатели рентабельности. Учитывая специфику деятельности лизинговых организаций, следует рассчитывать рентабельность оказания услуг. Анализ кредитоспособности чрезвычайно важен в первую очередь для самой лизинговой организации, в связи со сложностью получения заемных средств. Показатель возможности привлечения кредитных средств характеризует потенциальную возможность получения нового кредита, исходя из величины предполагаемого кредита и наличия незаложенного имущества лизинговой организации (1). Его наличие в методике обусловлено банковской практикой дисконтирования имущества, передаваемого в залог, вследствие чего общая стоимость предполагаемого залога должна превышать величину предполагаемого кредита.

Ост. ст-ть незалож. имущества ,1Ч Кпр. ср =------------- --------^--------, (1)

дисконт

где Кдисконт - коэффициент дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования может принимать различные значения, в зависимости от вида имущества, передаваемого в залог банку. На практике минимальный коэффициент дисконтирования для имущества лизинговых организаций равен 1,2; максимальный - 2,0.

Необходимость введения показателя доступности заемного капитала для характеристики кредитоспособности лизинговой организации основывается на ряде обстоятельств: невозможно или сложно оценить фактическое состояние имущества; изъем имущества в слу-

чае неплатежей придется производить не из одного места, а из нескольких; имущество может в реальности базироваться не по месту регистрации организации. Это качественный неформализованный показатель. Доступность заемного капитала основывается на таких факторах, как: положительная кредитная история; тенденция к росту оборотов; покупка и передача в лизинг ликвидного, по мнению банков, имущества, а также повторное кредитование в одном банке. В последнем случае велика вероятность дальнейшего кредитования лизинговой организации этим банком.

Для получения более точной характеристики ликвидности лизинговых организаций, по нашему мнению, следует рассчитывать коэффициент абсолютной ликвидности как наиболее жесткий критерий ликвидности организации, поскольку при его расчете принимаются во внимание только наиболее ликвидные активы - денежные средства и приравненные к ним краткосрочные финансовые вложения. Это связано также с тем специфическим фактом, что дебиторская задолженность в лизинговых организациях не является быстрореализуемым активом, поскольку существует угроза неплатежей лизингополучателей. Вследствие этого учитывать дебиторскую задолженность при оценке финансового состояния как быстрореализуемый актив методологически неверно и включать в методику расчет коэффициентов быстрой и текущей ликвидности для оценки срочной платежеспособности некорректно.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение наиболее ликвидных активов к величине краткосрочных обязательств:

ДС + КФВ

Кабс. л = -

КО

(2)

где ДС - величина денежных средств; КФВ -величина краткосрочных финансовых вложений; КО - величина краткосрочных обязательств.

Значение коэффициента покажет долю краткосрочных обязательств, которая может быть погашена за счет денежных средств организации. Оптимальным считается соотношение, при котором не менее 20 % краткосрочных обязательств покрывается самыми ликвидными активами организации.

В блоке показателей человеческого капитала учитывалось, что в лизинговой сфере базисом для получения знаний и умений работы является высшее образование. Не меньшую важность для анализа человеческого капитала лизинговой организации играет показатель

уровня опыта работы в отрасли, характеризующий наличие у сотрудников специальных именно для данной сферы знаний и опыта. Показатель уровня опыта работы руководителей в лизинговой отрасли характеризует профессионализм менеджмента. В силу инновационного характера лизинговой деятельности, динамизма в развитии спектра лизинговых услуг, постоянного изменения лизингового законодательства, также целесообразно использовать показатели, характеризующие процесс обучения в организации. Необходимо отметить, что показатели данной группы ненорми-руемые, в силу чего критерием может являться их рост в динамике.

Показатели покупательского капитала полностью сформированы исходя из природы лизингового бизнеса. Так, высокая доля постоянных клиентов говорит о том, что условия лизинговой организации привлекательны для ее клиентов. При этом постоянными клиентами, по нашему мнению, надо считать и тех, у кого из двух лизинговых договоров один уже находится в архиве, а под общим количеством клиентов рассматривать те организации, по которым действуют лизинговые договоры в настоящий момент. Однако работа лизинговой организации с закрепившимся числом клиентов на практике приводит к отсутствию системы анализа потенциальных клиентов и, как следствие, отсутствию готовности к неплатежам и возврату имущества. Учитывая эту проблему, лизинговым организациям целесообразно вести договоры не только с постоянными, но и новыми клиентами. Наличие у организации постоянных посредников говорит о ее клиенто-ориентированности, так как посредники необходимы для обеспечения отдельных функций лизинговой организации: кредитование, страхование, др. Такой показатель, как средний размер договора, свидетельствует о возможности организации осуществлять крупные сделки, а также привлекать заемные средства в достаточном для обеспечения сделки количестве. Положительным критерием при оценке степени адаптивности лизинговой компании по ряду показателей данной группы является их рост в динамике.

Предложенные в составе блока «Структурный капитал» показатели времени подготовки стандартного пакета документов как по лизинговым сделкам, так и по кредитным договорам показывают, насколько слаженно работает организация при подготовке типовых документов. Наличие хранилища знаний ускоряет процесс подготовки документов посред-

ством их унификации, технологии подготовки и контроля.

Характеризуя показатели информационной системы, отметим, что доля клиентов, привлеченных через посредников, свидетельствует об успешности взаимодействия лизинговой компании с посредником. Целесообразно также применять качественные показатели, характеризующие отсутствие претензий к лизинговой организации государственных органов, клиентов и банков. Отсутствие претензий государственных органов характеризует осведомленность лизинговой организации о требованиях государства, предъявляемых к деятельности организаций данной сферы услуг, об изменениях этих требований и о способности лизинговой организации этим требованиям соответствовать. Отсутствие претензий клиентов определяет лизинговую организацию как компетентную в организации лизинговых сделок и заинтересованную в успешном взаимодействии с клиентами. Отсутствие претензий банков означает корректное обслуживание кредитов в области как предоставления запрашиваемых банками документов, так и погашения тела кредита и процентов по нему. Последний индикатор говорит об информационной и, как следствие, финансовой готовности лизинговой организации к обслуживанию имеющихся кредитов.

Успешность управления организационной культурой можно проанализировать, изучая долю сотрудников, принимающих и непринимающих данные нормы. Здесь нами предложены достаточно традиционные критерии:

- доля сотрудников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины;

- доля сотрудников, получивших премию в связи с выполнением определенного поведения.

Таким образом, в результате декомпозиции общей модели для целей проведения анализа адаптивности организаций лизинговой сферы нами сформирован комплекс индикаторов из 29 показателей, каждый из которых оценивает определенный аспект адаптивности. В них находит отражение совокупность значимых для лизинговой компании внутренних факторов, анализ которых позволяет судить об успешности адаптации организации к изменяющейся внешней среде. Представленное в методике количество показателей отвечает требованию необходимости и достаточности при проведении комплексной оценки экономических явлений и процессов, соответствует мнению на этот счет наиболее авторитетных

специалистов в области экономического анализа [6; 7].

В то же время в прикладном аспекте проведение анализа на основе совокупности характеристик создает определенные трудности, особенно на этапе формирования профессионального общего оценочного суждения. Для решения этой проблемы в теории экономического анализа разработан ряд подходов к исчислению интегрального показателя: методом суммы мест, евклидова расстояния, сравнения фактических значений показателей с нормативными (критериальными) и др. [6-9]. Интегральные показатели достаточно активно используются в практике экономической работы. Особенно в тех случаях, когда требуется провести комплексную многомерную оценку сложных экономических процессов. Достаточно привести примеры методик анализа кредитоспособности ссудозаемщика, рейтинговой оценки финансового состояния предприятий-эмитентов, комплексной оценки работы оборудования и др.

На основе использования метода сравнения фактических значений показателей с нормативными (критериальными) нами разработана модель интегрального показателя адаптивности организации:

1 п т‘ —(*)

ИП = — У а, У к () .

N ^ ^ 1 -('')

(3)

1 = 1 1 = 1 -]э

Интегральный показатель отражает соответствие эталонному критерию (—р) по всей

совокупности частных показателей адаптивности (Ы = п • т). И, кроме того, в качестве дополнительного аспекта учитывает значимость каждого элемента ьй группы (-()) в виде весового коэффициента (к()). Также формула

интегрального показателя учитывает весовой коэффициент каждой группы (аг). Поправочный коэффициент 1/Ы обеспечивает диапазон полученного значения ИП от 0 до 1, облегчая при этом его восприятие и проведение оценки.

В соответствии с используемой методикой расчета, чем ближе значение данного коэффициента к 1, тем адаптивнее организация.

Для обеспечения сопоставимости исходной информации целесообразно использовать балльную оценку показателей -1 и —э. Это

позволяет объединить в интегральном показателе все предложенные и рассмотренные выше 29 индикаторов адаптивности лизинговой компании, т. е. привести в сопоставимый вид количественные и качественные, нормируемые и ненормируемые характеристики. Использование весовых коэффициентов, характеризующих значимость элемента адаптивности (а) и отдельного коэффициента внутри группы (к (г)), необязательно, но, на наш взгляд, имеет

важное значение в контексте отражения уникальных свойств отдельной организации, ее ключевых компетенций, приоритетов в проведении адаптивной политики. Весовые коэффициенты могут использоваться не только для дифференциации картины по отраслям, но и по организациям одной сферы деятельности. Основным инструментом формирования системы весовых коэффициентов является проведение экспертного опроса специалистов данной конкретной отрасли.

С учетом полученных на основе экспертного опроса специалистов лизинговой сферы весовых коэффициентов интегральный показатель адаптивности лизинговой компании приобретает следующий вид:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

ИП = — (0,19У кг

29 ^ ФС

чк

+ 0,13У к х--------- + 0,21У к

Аи чК, ^

+ 0,1бУ кт

СКт

~СК~т:

+ 0,19У к

-=1

5 ИС

— п=1

2

ПКп

ПКпэ

+

х-

1=1

ИСь

+ 0,12Укр х),

р=1

ОКр

(4)

х

где ФС, ФСгэ - фактическая и эталонная оценки показателей финансового состояния организации; ЧК-, ЧК-э - фактическая и эталонная оценки показателей человеческого капитала; ПКп, ПКпэ - фактическая и эталонная оценки показателей покупательского капитала; СКт, СКтэ - фактическая и эталонная оценки показателей структурного капитала; ИС1, ИС1э -фактическая и эталонная оценки показателей информационной системы; ОКр, ОКрэ - факти-

ческая и эталонная оценки показателей управления организационной культурой; к - весовой коэффициент показателя в группе, характеризующего отдельный элемент адаптивности лизинговой организации.

Вышеизложенная методика с использованием интегрального показателя позволяет проводить регулярный мониторинг уровня адаптивности, динамический анализ этого показателя, а также осуществлять сравнительную рей-

тинговую оценку эффективности и гибкости менеджмента по совокупности компаний.

Необходимо подчеркнуть, что предложенная формула расчета интегрального показателя (3) так же, как и модель адаптивности организации (см. рис. 1), имеет универсальный характер. Она может применяться для оценки уровня адаптивности организаций различных сфер деятельности с использованием предложенного в статье методического подхода, продемонстрированного на примере лизинговых компаний. Данный подход предполагает последовательность следующих этапов:

1. Декомпозиция общей модели адаптивности организации в систему конкретных показателей, отражающих основные аспекты адаптивного управления для конкретной специфической области деятельности.

2. Приведение фактических и критериальных данных к единой шкале с использованием балльной оценки.

3. Формирование системы весовых коэффициентов, характеризующих значимость элементов адаптивности и отдельных показателей.

4. Расчет интегрального показателя адаптивности организации, оценка его величины и динамики.

В заключение отметим, что область применения рассмотренной методики будет расширяться по мере развития практики адаптивного управления в условиях смены парадигмы менеджмента.

1. Мильнер Б. З. Теория организации : учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 864 с.

2. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. -2-е изд. - М. : Олимп-Бизнес, 2003.

3. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. - London : Prentice Hall : Financial Times: Pearson, 2000. - 458 p.

4. Drucker Peter F. The Age of Discontinuity : Guidelines to Our Changing Society. - New Brunswick, USA ; London, UK : Transaction Publ., 2008. - 402 p.

5. Прахалад К. К., Хамел Г. Конкурируя за будущее. - М. : Олимп-Бизнес, 2002. - 275 с.

6. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М. : ИНФРА-М, 2008. -208 с.

7. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. - М. : ИНФРА-М, 1999. -343 с.

8. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа : учебник / под ред. М.И. Баканова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика,

2005. - 536 с.

9. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М. : ИНФРА-М,

2006. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.