Научная статья на тему 'Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения»'

Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения»»

у Ослика в конце сказки? Почему?» (радостное, веселое, приподнятое; он нашел счастье). «Что такое счастье для вас?»

Таким образом, работа с книжной иллюстрацией оказывает не только огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира ребенком, развивает в нем стремление к красоте, но и способствует совершенствованию всех сторон речи маленького человека.

Список литературы

1. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. -1990. - № 3.

2. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 235 с.

3. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 531-538.

4. Яковличева А.Ф. Значение текста и рисунка, из взаимоотношений для понимания ребенком дошкольного возраста детской книги: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1953.

Н. В. Гусева

Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения»

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. А для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, большим по диапазону голосом.

«Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» входит в обязательные дисциплины вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.3.2.).

Дисциплина ориентирует на практическое овладение необходимыми профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе выполнения определенных упражнений на практических и лабораторных занятиях. Для освоения курса «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» студенты используют знания, полученные в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т. п.) и при изучении дисциплины «Техника речи».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения специальных методик обучения школьным дисциплинам и развития речи. Знания, умения и навыки, полу-

92

ченные в ходе изучения «Практикума ...», необходимы для прохождения педагогической практики.

Цель курса: развивать речевую компетенцию студентов, совершенствуя их речевые и голосовые возможности.

Задачи курса:

- обеспечить студентов специальными знаниями о дыхании, голосе, логико-интонационных закономерностях устной речи;

- создать условия для осознания путей совершенствования речевой техники, создания верных навыков использования речевых возможностей педагога в его профессиональной деятельности.

Изучение курса «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» предусматривает систему практических занятий, контрольную работу по исполнительскому анализу текста, а также творческие виды работ. Формой итогового контроля является зачет, который может быть выставлен студенту по результатам специального собеседования или на основе успешной творческой работы в течение семестра.

Система упражнений на практических занятиях направлена на формирование навыков речевого дыхания, воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего оптимальное звучание голоса при минимальном мышечном напряжении, расширение диапазона звучания и развитие выносливости к голосовым нагрузкам, а также передачи обучающимся теоретических знаний и практических техник, необходимых для правильной фонации в процессе спонтанной речи.

Практическим занятиям должна предшествовать самостоятельная теоретическая подготовка по имеющимся справочным материалам. Это очень важная часть работы, обеспечивающая результативность практических и лабораторных занятий.

На первом этапе работы следует обратить особое внимание на сведения о навыках расслабления и освобождения естественного природного голоса от зажимов: способах выравнивания тела, работе над правильной осанкой, основных требованиях к мышцам ног, плечевому поясу, голове, лицу, рукам выступающего, приемах преодоления волнения и речевой тревоги. Необходимо также проанализировать приемы расслабления и координации речевого аппарата, помогающие без затруднения справляться с голосовыми нагрузками. Разминочный комплекс направлен на повторение упражнений для мышц, участвующих в процессе речеобразования; гигиенического массажа по Коляде; вибрационного массажа для активизации резонаторов по С.Т. Никольской; артикуляционной гимнастики для подвижных органов речи; упражнений для освоения внутриглоточной артикуляции; приемов расслабления мимической мускулатуры; релаксационной гимнастики.

93

Второй этап предусматривает использование дыхательных упражнений для развития и укрепления дыхательного аппарата, следование методике работы над речевым дыханием, которая включает:

• отработку нижнереберного дыхания;

• тренировку фокусированного выдоха;

• тренировку распределения и длительности выдоха;

• обучение умению делать добор дыхания;

• автоматизацию навыков правильного речевого дыхания;

• освоение сведений об основных требованиях к выполнению дыхательных упражнений (бесшумное, естественное, активное) и правил гигиены.

Важно также научить выполнять упражнения на развитие фонационного дыхания: отработки нижнереберного дыхания, активности дыхания, тренировки организованного выдоха, распределения выдоха, появления навыка добора дыхания. Разучивание мнемонического гекзаметра А.В. Прянишникова, демонстрация основных правил тренировки дыхания помогает сформировать у студентов установку на закрепление этих продуктивных умений и навыков путем самовоспитания в естественной речевой практике.

Все артикуляционные упражнения, как и многие дыхательные, необходимо выполнять перед зеркалом, следя за тем, чтобы в выполнении упражнения принимали участие только органы речевого аппарата, а мимические мышцы лица, нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое движение следует делать медленно, плавно, под счет (можно пользоваться метрономом), не допуская резких и быстрых переходов. Упражнение выполнять по 4-5 раз.

Выполняя дыхательные упражнения, нужно добиваться плавного длительного выдоха, являющегося основой нормальной фонации. После того, как тренирующийся усвоит навыки нижнереберного типа дыхания, можно перейти к динамическим дыхательным упражнениям, которые способствуют стабилизации правильного фонационного дыхания. Все упражнения следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении в костюме, не стесняющем движений.

Оценка собственного голоса (самодиагностика) помогает понять направление и содержание индивидуальной работы по воспитанию голосовой функции.

Упражнения направлены на развитие физиологических и профессиональных свойств голоса: силы, тембра, высоты, диапазона, гибкости, благозвучности, полетности, плавности, выносливости, помехоустойчивости.

94

Приступая к работе над голосом, нужно добиться свободного, собранного звучания, выработать его выносливость и гибкость. Голосовую тренировку нужно проводить на звуках постоянно меняющейся высоты и разной силы. Такая работа утомляет голосовой аппарат гораздо меньше, чем проводимая монотонно и монодинамично. После работы над повышением-понижением голоса переходим к упражнениям на полетность (помехоустойчивость) голоса. Для развития полетности голоса применяются тексты, в которых есть обращение, призыв. Обратите внимание: дыхание наиболее активно, когда придуманные нами обстоятельства заставляют звучать голос ярко и отрывисто, как в музыке - стаккато, т. е. преимущественно на 3-м типе выдыхания. Таким образом, выбирая упражнения для тренировки опоры звука, используйте соответствующий образ действия. Хорошим тренингом могут быть всевозможные речевки, частушки, считалки.

Для воспитания положительных качеств голоса рекомендуется и чтение былин; это тот материал, который стимулирует развитие дыхания, выносливость голоса, богатство тембральной окраски, полетность звука и его подвижность.

Время голосовой тренировки следует увеличивать постепенно. После каждого упражнения следует делать паузу в течение 2 минут.

На практических занятиях уделяется внимание применению различных тактик охраны голоса с целью профилактики его расстройств.

Освоение раздела «Выразительность устной речи» основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплины «Техника речи». В материалах практикума лишь упоминается первоначальное представление о дикции. Это представление можно существенно расширить обращением к справочным материалам в рамках самостоятельной работы.

При изучении этого раздела раскрываются такие понятия, как «типология пауз», «логические (тактовые) ударения», «интонационные конструкции», «подтекст», «образное видение» и др. Упражнения для развития выразительности устной речи направлены на формирование интонационной выразительности голоса; интонирование знаков препинания; развитие темпоритма, эмоциональности речи. При этом не ставится задача научить выразительному чтению как искусству художественного слова, а научить студентов относиться к любому тексту как к объекту, который требует приложения определенных усилий, для того чтобы сделать его доступным пониманию, убедительным, выразительным, эмоциональным и эстетически привлекательным.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.