ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 338.439.4
В.Ю. ЕПАНЧИНЦЕВ, А.А. АГАФОНОВА, Е.А. ЗИНОВЬЕВА
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
При открытии собственного дела актуально составление бизнес-плана, зачастую его игнорируют отечественные предприниматели (не все имеют навыки его составления). На конкретном примере в статье рассматривается составление и расчет бизнес-плана по организации производства и реализации кондитерской продукции оптовым покупателям предприятием малого бизнеса. Приведено описание проекта, технологии производства, географии сбыта с выявлением возможностей и угроз осуществления данного вида деятельности, проанализирована конкурентная ситуация на рынке производимого вида продукции. Для бизнес-планирования рассчитаны: потребности в основных и оборотных средствах при осуществлении производства, затрат на оплату труда, предоперационных и накладных расходов. Исходя из указанных затрат - калькуляция себестоимости единицы продукции. На основе проведенных вычислений составлены финансовый план проекта, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Бизнес-план по производству и реализации пончиков продемонстрировал прибыльность данного бизнеса, достигается она уже на начальном этапе реализации проекта. Срок окупаемости согласно отчету о потоке денежных средств - всего 4 мес.
Ключевые слова: бизнес-план, кондитерская продукция, технология производства, затраты, потребность в основных и оборотных средствах, калькуляция себестоимости, финансовый план.
Введение
Процесс бизнес-планирования - важнейший этап создания собственного дела, так как объединяет всю информацию, необходимую для определения целесообразности осуществления проекта. В общем виде процесс составления бизнес-плана представлен на рис. 1.
Рис. 1. Процесс составления бизнес-плана
Следовательно, рациональное составление основных элементов бизнес-плана и грамотные расчеты, включенные в их состав, позволяют получить достоверную оценку достигнутых результатов, рисков деятельности и разработать меры по их устранению [1, с. 181-182].
© Епанчинцев В.Ю., Агафонова А.А., Зиновьева Е.А., 2018
Объект и методы исследования
Объект исследования - малое предприятие, производящее и реализующее кондитерскую продукцию «пончики» оптовому покупателю. Методы, используемые в рамках данного исследования: метод группировки, метод моделирования, анализ и синтез, графический метод.
Результаты исследований
Отрасль фастфуда развивается значительными темпами, следовательно, спрос на продукцию, вырабатываемую в данном сегменте, практически всегда на достаточно высоком уровне. Наиболее популярными в Омске продуктами фастфуда являются гамбургеры и шаурма, однако такой продукт, как пончики, в настоящий момент недостаточно распространен на местном рынке. Ввиду этого омский рынок позволяет реализовать как производство пончиков, так и их продажу. Среднегодовая емкость рынка пончиков в г. Омске согласно данным за 2014-2017 гг. - не менее 67 млн руб. Основными производителями пончиков в г. Омске считаются:
1) Seven donuts - приготовление и доставка пончиков во все районы г. Омска посредством поступающих от потребителей телефонных заказов;
2) кофейня «Ваниль» DONUTS&COFFEE - приготовление и реализация пончиков конечному потребителю через точку продаж (кофейню) (ул. Лермонтова, 4);
3) пекарня ООО «Лента» - производство рассматриваемого вида продукции на территории гипермаркетов и реализация ее конечному потребителю по концепции «1 коробка = 4 пончика»;
4) кафе-кондитерская Mega Premium Donuts - приготовление и реализация пончиков в точке продаж на проспекте К. Маркса, 47, услуга их доставки.
По качеству продукта лидирующие позиции у Seven donuts, кофейни «Ваниль» DONUTS&COFFEE и Mega Premium Donuts. Выводы сделаны на основе отзывов потребителей на сайтах данных организаций. Несмотря на развитие собственного производства, у продукции ООО «Лента» отсутствует разнообразие ассортимента.
Перечисленные организации ориентируют свою деятельность прежде всего на конечного потребителя, осуществляя сбыт продукции в специализированных местах продаж или с помощью услуг по доставке. Следовательно, планируемое к открытию предприятие является единственным производителем пончиков, деятельность которого нацелена на оптового покупателя. Доля участия в рынке, рассчитанная как отношение годового объема продаж к емкости рынка пончиков г. Омска - 51 % от общей емкости, это позволяет организации занять достаточно уверенное положение на рынке среди конкурентов, сосредоточившись на соответствующем сегменте клиентов.
Разработанный проект предполагает организацию производства пончиков в целях последующей реализации произведенной продукции крупным розничным сетям и студенческим комбинатам питания г. Омска; производственное помещение (общая площадь - 249 м2) берется в аренду и включает производственный цех, помещения для сотрудников, склад готовой продукции и гараж для транспорта.
Стоит учесть, что данный бизнес-план отражает экономическую целесообразность производства и реализации пончиков на основании стабильного потенциального платежеспособного спроса на продукцию. Планируемый бизнес ориентирован на оптовых клиентов, т. е. продажу готовой продукции не конечному потребителю, а крупным розничным сетям и комбинатам питания учебных заведений г. Омска. Как правило, крупные розничные сети, такие как АШАН, ЛЕНТА, METROCash&Carry,
не осуществляют продажу пончиков в силу отсутствия производителей качественного товара, поэтому разработанный бизнес-план ориентирован преимущественно на эти компании. Недостатки и достоинства, возможности и угрозы иллюстрирует один из инструментов оценки проекта - SWOT-анализ (табл. 1).
Таблица 1
SWOT-анализ ООО планируемого бизнеса
Сильные стороны (Strengths): 1) высокий уровень качества; 2) производимая продукция; 3) небольшое количество конкурентов на рынке; 4) низкий уровень себестоимости Слабые стороны (Weaknesses): 1) быстрый рост уровня цен на оборудование, сырье; 2) повышение стоимости энергоресурсов, воды, арендной платы
Возможности (Opportunities): 1) расширение клиентской базы; 2) развитие дополнительной деятельности (открытие кондитерских с продажей пончиков) Угрозы (Threats): 1) возможность появления новых конкурентов; 2) неудовлетворенность клиентов качеством продукта; 3) невыполнение поставщиками условий поставок
Предполагается, что будут производиться 4 вида пончиков с наиболее востребованными среди потребителей начинками: с сахарной пудрой; со сгущенным молоком; с яблочным повидлом; с шоколадной глазурью. Все этапы производства выполняются с использованием технологически сложного оборудования. Технологический процесс по изготовлению одной партии пончиков в среднем занимает 2,1 ч (рис. 2).
Рис. 2. Этапы технологического процесса
География сбыта пончиков определена с учетом территориального расположения производства в городе Омске, обеспечивающего перспективный рынок для реализации продукции, так как при высоком уровне спроса и низком уровне конкуренции доля потенциальных покупателей достаточна высока.
Каналы сбыта распределены следующим образом:
1) реальные:
- Ашан (Левый берег);
- Лента (микрорайон «Континент», Амурский район, Левый берег);
- университетские столовые (СибАДИ, Омский ГАУ, ОмГТУ, ОмГУ, ОмГМУ);
2) потенциальные:
- Лента (район «Московка»);
- METROCash&Carry (район «Московка»).
Сбыт продукции будет осуществляться равным количеством партий ежемесячно, не учитывая небольшие колебания спроса, так как продукты питания, в особенности кондитерские изделия, всегда востребованы среди населения. Исходя из этого, продажи будут находиться постоянно на одном уровне (табл. 2).
Таблица 2
Прогноз объема продаж, млн руб.
Продукция Кол-во кор./день Цена, руб./кор. Кол-во дн. раб./мес. I квартал II квартал III квартал IV квартал Итого
1. Пончики со сгущенным молоком 184 242 20 3,18 3,18 3,18 3,18 12,73
2. Пончики с яблочным повидлом 160 2,67 2,67 2,67 2,67 10,69
3. Пончики с сахарной пудрой 238 223 2,32 2,32 2,32 2,32 9,29
4. Пончики с шоколадной глазурью 140 1,88 1,88 1,88 1,88 7,50
Итого - - 10,05 10,05 10,05 10,05 40,21
Примечание: 1 - кол-во кор./день - количество коробок пончиков определенного вида, производимых за день; 2 - цена, руб./кор. - цена 1 коробки пончиков; 3 - кол-во дн. раб./мес. - количество дней работы производственного цеха в месяц. Объем продаж = кол-во кор./день • цена • кол-во дн. раб.
Исходя из представленных данных, планируемый объем продаж за 1 год составляет 40,21 млн руб. Плановые затраты на маркетинговые мероприятия - 10 тыс. руб. Принимая во внимание сложность и масштабы пищевого производства (рис. 2), средства производства выполняют одну из главных ролей в обеспечении надлежащего качества выпускаемой продукции. Планируется приобретение оборудования на сумму 5 162 132 руб. Годовые затраты на техническое обслуживание и ремонт составят 64 000 руб. Качественная продукция и соответствие ее нормам международных стандартов - главные условия успешного функционирования организации пищевой отрасли. В соответствии с технологической картой по производству пончиков был проведен расчет требуемого количества сырья, затрат на обеспечение персонала специальной одеждой, упаковочные коробки, ГСМ [2, с. 160].
Себестоимость одного пончика составляет 31 руб. Цена складывается из себестоимости и наценки, которая, по сути, является операционной прибылью организации. Более востребованными среди потребителей можно назвать продукцию с начинкой из сгущенного молока и повидла, цена за коробку (6 пончиков) установлена 242 руб., включая себестоимость 186 руб. и от нее 30 %-ную наценку за один пончик. Цена за коробку продукции с сахарной пудрой и шоколадной глазурью - в размере 223 руб. Финансовый план, а также отчет о прибылях и убытках представлены в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Стоимость проекта, руб.
Показатель Итого Собственные средства Заемные средства
Основные фонды
1. Оборудование 5162132 264991 4897141
Итого 5162132 264991 4897141
Предоперационные расходы
Итого 37700 37700 -
Оборотные средства
1. Запас оборотных средств 2485408 2485408 -
2. Арендная плата 78000 78000 -
Итого 2563408 2563408
Расходы на реализацию (бюджет маркетинга)
Итого 10000 10000 -
Общая потребность в капитале (стоимость проекта)
Итого 7773240 2876099 4897141
Удельный вес источника финансирования, % 100 37 63
Таблица 4
Отчет о прибылях и убытках, руб.
Статьи Сумма
Объем продаж (годовая выручка) 40212425
= Чистая выручка от реализации 40212425
минус прямые затраты на производственную зарплату 2503680
минус прямые затраты на сырье 29604894
минус производственные накладные расходы 1478930
= Валовая прибыль от реализации 6624920
минус расходы на реализацию (бюджет маркетинга) 10000
минус расходы по управлению, в том числе: 1309715
проценты по кредиту 1303115
расходы на связь 6000
прочие административные расходы 600
= Операционная прибыль 5305205
= Прибыль (убыток) до уплаты налогов 5305205
минус УСН к уплате 1829065
= Чистая прибыль (убыток) 3476140
* УСН к уплате равен:
объем продаж (годовая выручка) -• 6 % - страховые взносы за год = 40212425 • 0,06 - 583680 = 1829065 руб.
В расходной части при расчете валовой прибыли от реализации наибольший удельный вес занимают прямые затраты на сырье - 77,4 %, что также характерно для производственного предприятия, остальные 22,6 % разделены между затратами на производственную заработную плату и производственные накладные расходы. Планируется применение упрощенной системы налогообложения по ставке 6 %, налог удерживается с суммы доходов [6].
Рациональное распределение затрат (табл. 5) позволяет не только калькулировать себестоимость производимой продукции, но и определять точку безубыточности - величину объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли.
Таблица 5
Классификация затрат в целях расчета точки безубыточности, руб.
Постоянные затраты за год Сумма Переменные затраты за год Сумма
1. Производственные накладные расходы (аренда, подготовка проектной документации, прочие накладные расходы) 1080000 1. Оборотные средства (включая сырье и материалы) 29604894
2. Административные накладные расходы 1309715 2. Заработная плата производственных рабочих 1920000
3. Амортизация основных средств 775217
4. Затраты на техническое обслуживание и ремонт 64000 3. Электричество по оборудованию 398930
5. Отчисления от заработной платы 583680
Итого 3812612 Итого 31923824
Постоянные 3812612
Точка безубыточности продаж = 1 /Перстген^ьш^расходы\ = 31923824. = 18 497 014,65 ру6.
V Объем продаж / (40212425)
Расчет позволяет сделать вывод: для достижения безубыточности необходимо обеспечить объем продаж в размере 18 497 014,65 руб.
Капитальные 777^940 ^ затраты 7/73240
Срок окупаемости = Чистая прибыль = = 2,24 года (26,9 мес)
по проекту
Любой инвестиционный проект в пищевой промышленности сопряжен с различными рисками, которые необходимо своевременно выявлять и устранять. Ниже приведен перечень возможных рисков, с которыми может столкнуться производитель (табл. 6) [7].
Таблица 6
Оценка рисков, сопряженных с деятельностью предприятия
Вид риска Мероприятия по снижению рисков
1. Поставка некачественных расходных материалов Контроль на закупе материалов
2. Затопление помещения Соблюдение техники безопасности
3. Увеличение налоговой нагрузки Снижение расходов на личное потребление
4. Снижение цен конкурентами, снижение объемов продаж Расширение ассортимента, улучшение уровня качества производимой продукции
В расчете бизнес-плана по производству и реализации пончиков продемонстрирована прибыльность данного бизнеса, возможно достичь ее спустя некоторое время после запуска проекта. Годовая чистая прибыль по проекту в 5 раз меньше точки безубыточности, ее размер в денежном выражении - 18 497 014,65 руб. Срок окупаемости, согласно отчету о потоке денежных средств, составил чуть больше двух лет, что позволит войти на рынок данного вида продукции и нарастить собственный сегмент рынка.
Выводы
Таким образом, разработка бизнес-плана и непосредственное ведение бизнеса в сфере пищевой промышленности обладает рядом особенностей, это:
1) подбор технологического оборудования: в основе любого производства - оборудование, которое необходимо тщательно подбирать, учитывая его мощность, технику безопасности. В рамках разработанного бизнес-плана подобрано реально существующее оборудование в действующих ценах, исходя из его производственной мощности рассчитан прогнозный объем продаж;
2) план продаж привязан к производственной мощности оборудования на основании формулы, используемой при расчете прогноза реализации продукции: объем продаж = количество коробок пончиков, производимых за день • цена • количество рабочих дней (табл. 2). Предварительно был проведен реальный расчет выхода готового теста из сухой смеси и сопутствующих ингредиентов, что свидетельствует о практической применимости рассчитанного бизнес-плана;
3) калькуляция затрат на производство одного пончика рассчитывается на основании рецептуры согласно технологической карте: это следует из первого и второго выводов. До расчета основных экономических показателей реализуемости проекта были проведены вычисления (вплоть до миллиграммов и миллилитров) потребности в сырье на один пончик. Следовательно, основой всего бизнес-плана, включая калькуляцию, выступает именно технологическая карта производимого продукта;
4) затраты на оплату труда рассчитываются с учетом класса опасности пищевого производства для здоровья человека. Кроме стандартных отчислений, в затраты на оплату труда включаются страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляющие 0,4 % (3-й класс
профессионального риска: производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий - код ОКВЭД 10.7);
5) учет внешних и внутренних рисков пищевого производства. К рискам внутреннего окружения можно отнести, например, затопление производственного помещения, травматизм на производстве, выход оборудования из строя. Риски внешнего окружения - увеличение налоговой нагрузки, рост цен на топливо, возможность появления новых конкурентов и другое. Несмотря на природу возникновения рисков, необходимо своевременно обнаруживать и минимизировать, а по возможности и устранять приведенные выше виды рисков.
V. Yu. Epanchintsev, A.A. Agafonova, E.A. Zinoveva
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk
Methodical aspects of business planning in micro-entrepreneurship of the food industry
In the context of opening own business, it is important the issue of drafting a business plan, but this is often ignored by domestic entrepreneurs. However, not all of them have the appropriate skills to compile this. In this article, the concrete example is considered the compilation and calculation of a business plan for the production organization and sale of confectionery products (donuts) to the wholesale buyers of micro-enterprises. The description of the project, production technology, and sales geography with the identification of opportunities and threats to the implementation of this type of activity were given in this article. The competitive situation in the market of the produced product is analyzed. Detailed calculation of the needs for fixed and circulating assets in the course of production, the calculation of labor costs and pre-operational and overhead costs have been compiled for the purposes of the business plan. The cost of the unit of production has been calculated based on these costs. Financial project plan, a profit and loss statement, a cash flow statement were prepared on the base of the calculations. The business plan for the production and sale of donuts demonstrated the profitability of this business, which is achieved already at the initial stage of the project. At the same time, the payback period was only 4 months, according to the report on the flow of funds.
Keywords: business plan, confectionery products, production technology, costs, the need for basic and circulating assets, costing, financial plan.
Список литературы
1. Бабичева А.А., Сабадырь Е.А. Основы бизнес-планирования // Новая наука: проблемы и перспективы развития. 2016. № 121-1. С. 180-182.
2. Дубровин И.А., Есина А.Р., Стуканова И.П. Экономика и организация пищевых производств : учебное пособие ; 4-е изд., доп. и пере-раб. / под ред. И.А. Дубровина. М. : Дашков и Ко, 2013. 228 с.
3. Страховые взносы в 2017 г. // Главная книга. Главная. Бухгалтерские консультации. Страховые взносы [Электронный ресурс]. URL: http://glavkniga.ru/situations/k501873.
4. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска // Современный предприниматель. Главная. Ставки взносов за травматизм [Электронный ресурс]. URL: https://spmag.ru/docs/klassifikator-vidov-deyatelnosti-po-klassam-professionalnogo-riska.
5. Экспресс-кредит «Коммерсант» // ВТ 24. Кредитование малого бизнеса [Электронный ре-
References
1. Babicheva A.A., Sabadyr' E.A. Osnovy biznes-planirovanija // Novaja nauka: problemy i per-spektivy razvitija. 2016. № 121-1. S. 180-182.
2. Dubrovin I.A., Esina A.R., Stukanova I.P. Ekonomika i organizacija pishhevyh proizvodstv : uchebnoe posobie ; 4-e izd., dop. i pererab. / pod red. I.A. Dubrovina. M. : Dashkov i Ko, 2013. 228 s.
3. Strahovye vznosy v 2017 g. // Glavnaja kniga. Glavnaja. Buhgalterskie konsul'tacii. Strahovye vznosy [Elektronnyj resurs]. URL: http://glavkniga.ru/situations/k501873.
4. Klassifikacija vidov ekonomicheskoj deja-tel'nosti po klassam professional'nogo riska // Sov-remennyj predprinimatel'. Glavnaja. Stavki vznosov za travmatizm [Elektronnyj resurs]. URL: https://spmag.ru/docs/klassifikator-vidov-deyatelnos-ti-po-klassam-professionalnogo-riska.
5. Ekspress-kredit "Kommersant" // VT 24. Kreditovanie malogo biznesa [Elektronnyj resurs].
сурс]. URL: https://www.vtb24.ru/company/cre-dit/express/kommersant.
6. Упрощенная система налогообложения // Федеральная налоговая служба. Главная страница. Налогообложение в РФ. Действующие в РФ налоги и сборы [Электронный ресурс]. URL: https ://www. nalog.ru/rn55/taxation/taxes/usn.
7. Huang L., Pearce J.L. The Effectiveness of Early-stage Investor Gut Feel in Entrepreneurial Investment Decisions // Administrative Science Quarterly. 2015. Vol. 60. P. 634-670. DOI: 10.1177/0001839215597270.
Епанчинцев Виталий Юрьевич, канд. экон. наук, доц., Омский ГАУ, [email protected]; Агафонова Анна Александровна, магистрант, Омский ГАУ, [email protected]; Зиновьева Екатерина Андреевна, магистрант, Омский ГАУ, ea. zhavoronok 1737@omgau. org.
URL : https://www.vtb24. ru/company/credit/express/ kommersant.
6. Uproshhennaja sistema nalogooblozhenija // Federal'naja nalogovaja sluzhba. Glavnaja stranica. Nalogooblozhenie v RF. Dejstvujushhie v RF nalogi i sory [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.nalog. ru/rn55/taxation/taxes/usn.
7. Huang L., Pearce J.L. The Effectiveness of Early-stage Investor Gut Feel in Entrepreneurial Investment Decisions // Administrative Science Quarterly. 2015. Vol. 60. P. 634-670. DOI: 10.1177/0001839215597270.
Epanchintsev Vitaly Yuryevich, Cand.
Econ. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU,
[email protected]; Agafonova Anna
Aleksandrovna, master-student, Omsk SAU, [email protected]; Zinoveva Ekateri-
na Andreevna, master-student, Omsk SAU, ea. zhavoronok 1737@omgau. org.
УДК 333:631.5(571.1)
Б.С. КОШЕЛЕВ1, Л.Л. БУШУХИНА2
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск 2Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Омск
ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Как показывает анализ литературных источников и материалов экономико-статистического обследования крестьянских хозяйств Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ в., эволюция земледелия в регионе происходила на основе естественно-исторических предпосылок, традиций, наклонностей населения той или иной местности, накопленных за многие поколения крестьянского трудового опыта. Освоение земель сельскохозяйственного назначения в Западной Сибири проходило разные этапы, которые определяли уровни развития переселенческих хозяйств в разных местностях. Так, на территориях с большей залесенностью крестьянам приходилось затрачивать много времени и труда для разработки пашни. В степных районах также было много трудностей с вовлечением в пашню новых земель, поскольку сельскохозяйственные орудия, привезенные с Украины, не были приспособлены к вспашке целинных земель. Технология выращивания зерновых культур в степи и лесостепи была примерно одинаковой, разница - в орудиях, которыми располагал крестьянин. Чередование культур было разнообразным и полностью зависело от хозяина надела, его знаний местных условий, качества почв. Основу ведения хозяйства составляла залежно-паровая система, предусматривающая чередование зерновых культур с паром. В «чистом» виде залежная система земледелия использовалась только в хозяйствах степной и южной части лесостепной зон. Использование органических удобрений возрастало с юга на север региона. В наборе сельскохозяйственных машин и орудий наблюдалась зональность. В этот период формируется специализация разных территорий региона и образуются ареалы производства отдельных зерновых культур. Так, посевы яровой пшеницы были сосредоточены в степи и лесостепи, а озимой ржи в таежной и подтаежной частях Западной Сибири на дерново-подзолистых и лесных почвах. Урожайность зерновых культур, особенно в степи, полностью зависела от складывающейся погодной обстановки и колебалась в достаточно широких пределах. В связи с этим крестьяне создавали натуральные запасы
© Кошелев Б.С., Бушухина Л.Л., 2018