Киракосьян А.А., Бузовский П.Ю., Гончаренко Л.Н. Структура и основные виды бизнес-планов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00468.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 657.631
Киракосьян Артур Артурович
Магистрант
ФГБОУВО Омский ГАУ, Омск tato74701337@gmail.com
Бузовский Павел Юрьевич
Магистрант
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Омск pyu.buzovskiy 1302@omgau.org
Гончаренко Лариса Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Омск goncharenko70@mail.ru
Структура и основные виды бизнес-планов
Аннотация. Особенно важно бизнес-планирование в тех видах деятельности, где требуются как предвидения на долгосрочную перспективу, так и качественные предварительные исследования, которые необходимо провести перед началом осуществления мероприятий.
Наша статья посвящена определению основной структуры бизнес плана и основных видов бизнес планов на современном этапе.
Ключевые слова: бизнес план, структура бизнес плана, виды бизнес планов.
Последние годы предпринимательская деятельность набирает обороты, в связи с этим понятие бизнес план заняло важное место в мировой практике. Понятие бизнес-план произошло от английского словосочетания «business plan» представляет собой описание предполагаемой предпринимательской деятельности.
Многие ученые в своих работах раскрыли понятие бизнес плана. По мнению М. М. Алексеевой бизнес-план - это юридический документ, включающий в себя программу предпринимательской деятельности, в которой аргументированы необходимость и выгода этой деятельности [1]. Таким образом, бизнес-план - это один из важнейших инструментов, помогающих предприятию определить средства для достижения результата и достичь желаемого.
И. Ю. Бринк и H. A. Савельева приводят в своей работе очень схожее определение бизнес-плана. Они представляют бизнес-план, как подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые необходимо достичь предприятию [2].
Из высказываний авторов можно сделать вывод что бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия. Составляется бизнес-план на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы их решения.
Размер и содержание плана сильно зависит от того для каких целей он пишется, а также в какой сфере ведется бизнес. Например, для открытия производства, желательно очень подробно, пошагово прописать весь процесс его изготовления, от склада сырья, до передачи конечному потребителю-заказчику. Тогда как для строительства какого-либо магазина или объекта недвижимости под сдачу в аренду, можно обойтись менее подробным и детальным планом. Здесь напротив важна простота, и нужно описать сам проект и расчеты со сроками его окупаемости.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности что отражено в работах авторов Омского государственного агарного университета - О.В. Шумаковой, В.Ю Епанчинцева, Ю.И Новикова [4,5].
Требования к бизнес-плану следующие: документ должен быть прост в понимании, функционален, информативен, удобен в пользовании, ну и само собой правдив. Не разумно описывать в нём захват рынка региона на 80-90 процентов за год, при том что предприятие начинает функционировать с нуля [3].
Главное назначение бизнес-плана - показать насколько реальны шансы успеха у конкретной бизнес-идеи и бизнес-модели. Ведь именно тут идет расчет всех возможных рисков, потенциала роста, учёт ресурсов, необходимость привлечения сторонних инвестиций и так далее.
Титульный лист - это лицо бизнес плана. Обложка книги также важна, как и сама книга. Здесь в первую очередь сообщается название организации и проекта, адрес где находится компания, обязательно ФИО и контактный телефон руководителя и уполномоченного человека на проведение переговоров. Ниже - создатель-разработчик бизнес-плана, дату его написания.
Важным моментом, который часто игнорируется, является необходимость написания меморандума конфиденциальности. А именно, может ли данный документ быть открыт (передан) третьим лицам или нет. Сюда же относится запрет на полное или частичное копирование. Ну и обязательное требование о возврате автору (или владельцу) документа, в случае отсутствия интереса к проекту инвестора.
Резюме многие специалисты считают данный раздел самым важным и уделяют ему наибольшее время. Ведь именно изучив данную часть, инвесторы часто принимают решение: продолжать изучать документ или нет. На страницах резюме прописываются краткое описание самого проекта, его цели, потребность в сторонних ресурсах, механизм реализации проекта, шансы на успешность, информация о возвратности кредитов и показатели эффективности.
Цель проекта самый главный раздел бизнес плана. Вид продукта либо услуги, которая в дальнейшем будет продвигаться на рынке. При описании продукта делается упор на плюсы, которые получают клиенты-потребители. Подробная проработка технологического процесса тут не обязательна, но при желании описывается в приложении.
В данном разделе указывается наличие лицензии, патента или другого авторского права. Т.е. все, что должно помешать конкурентам зайти на этот же рынок.
Анализ рынка или описание самой отрасли. Анализ ситуации, перспективы развития отрасли, выводы о внедрении данного продукта, и вероятные результаты проекта. Тут же приводится подробное описание самых серьезных конкурентов, их сильные и слабые стороны, прогнозы развития отрасли.
Очень важно также сделать детальный портрет вероятного потребителя, определить на кого рассчитан продукт.
Анализ самого предприятия - компании в этой отрасли. Проводится комплексный и всесторонний анализ компании в результате её хозяйственной деятельности, полные характеристики организационного характера.
Сюда можно отнести:
а) виды продукции выпускаемой предприятием, или предлагаемых услуг.
б) организационно-правовая форма, детальный список учредителей, бенефициаров, партнёров, персонала.
в) финансово-экономические показатели компании.
г) география производства, статус и состояние помещений, аренда или собственность зданий, потребность в ремонте и так далее.
д) специфика, наличие сезонности, время работы, некоторые особенности использования ресурсов и так далее.
Описание продукта (услуги) - подробная потребительская характеристика продукта или услуги предлагаемой данной компанией. Наименование, место применения, описание, конкурентоспособность, наличие сертификата качества (или сертификата соответствия), гарантия, сервисное сопровождение. Плюс технико-экономическая составляющая -сложность и себестоимость выпускаемой продукции, необходимость утилизации после эксплуатации.
Маркетинг не менее важная часть бизнес плана как и его цель. Она заключается в определении рынка, его анализе, расчёте объемов будущих продаж и способах стимуляции спроса. Исходя из этих данных определяется ценовая политика для потребителя и для дилеров. И дальше разрабатывается стратегия продвижения продукта, реклама и прогноз производства на будущее.
В плане производства описываются все рабочие процессы производства. Потребность в помещениях, факторы инженерных сетей - подвод электроэнергии, воды, отопления, канализационных отводов, и многое другое. Наиболее важным моментом является вопрос логистики - проблема привоза сырья, его хранения, вывоза готовой продукции.
В большей степени описывается юридические, законодательные и другие нормативные акты, которые регулируют работу компании в плане организации. Сюда же вписывают график реализации проекта от начала до конечной стадии.
На финансово-экономическом этапе приводятся расчеты наличия и потребности денежных ресурсов, налоговые выплаты государству, стратегия финансирования, план поступления финансовых ресурсов и обязательных оплат, плановый баланс компании. Если кредитная нагрузка достаточно велика, то анализ и план выплат может быть выделен отдельно. Ну и как итог - анализ финансовой эффективности компании.
Все инвесторы и владельцы компаний хотят знать о своих рисках. Поэтому их анализ также немаловажная часть бизнес-планирования. При анализе рисков подробно рассматривается структура разделов бизнес плана, устойчивость проекта в текущей экономической ситуации и в моменты экономических кризисов. Необходимость страхования, гарантии, предоставляемые органами власти, гарантии банков, и так далее.
В данном разделе также важно очень честно и четко определить все возможные риски. А они могут исходить как от непосредственно конкурентов в этой области, так и от просчетов внутри компании (ошибки в самом бизнес-плане). Важными факторами рисков могут стать ошибки в подборе руководящего состава. Да и фактор технологического прогресса никто не отменял - технологии, которые актуальны сегодня, из-за выхода новых, могут устареть уже завтра.
В разделе приложение прикладываются важные для проекта копии документов, такие как лицензии, уже заключенные контракты или договора о намерениях, прайсы конкурентов, и так далее. Всё, что может пригодится для более подробного анализа бизнес-плана.
3
Виды бизнес планов. Важной оговоркой является тот факт, что у бизнес-плана нет строгого регламента написания. Однако, есть несколько пунктов, наличие которых обязательны для всех. Которые были перечислены выше. Наиболее широко используются следующие виды бизнес планов.
Инвест-проект данный вид бизнес-планирования пишется с целью привлечения финансового капитала сторонних инвесторов. Бизнес-план вид деятельности важными пунктами в котором являются наличие подробного маркетингового исследования, а также детальные характеристики планируемого бизнеса. Также важными моментами являются подробное описание целей и задач бизнеса. Не говоря уже про стратегию будущего развития на годы вперед.
Именно такой подробный бизнес план и демонстрируется конечным адресатам: инвесторам, бизнес-ангелам, банкам, будущем акционерам (если планируется создание акционерного общества). Только тогда они смогут оценить перспективы развития, возможные риски и планируемые доходы.
Для предприятия наиболее распространенный тип, так как его можно приложить как крупному бизнесу, так и для малого и среднего бизнеса. Здесь детально описаны аспекты работы компании, достоинства и недостатки как текущего состояния, так и будущего развития. В идеале дописываются инструкции и пути решения возможных проблем в период развития проекта.
Главным преимуществом данного бизнес-плана является возможность трезво и достоверно оценить недостатки идеи данного бизнес-проекта, выявить проблемные участки, просчитать пути их решения, принять во внимание опыт конкурентов.
Специалисты отмечают важность правильного написания первого раздела данного документа - резюме. Именно на данном этапе он должен вдохновлять и побуждать вероятных инвесторов к действию и сотрудничеству. В противном случае, документ рискует остаться без внимания.
Именно доказательства новизны и перспективы получения хорошей прибыли, которые отмечены в резюме, могут побудить инвесторов вкладывать деньги.
Для кредитов для получения долгосрочных и выгодных кредитов от инвестиционных банков. Тут важно указать три основных пункта, помимо тех, что уже есть в инвестиционном плане:
-список оснований потребности данной компании именно в финансовых вливаниях, на определенный отрезок времени.
-выгода от вложения денег именно в данный проект.
-список доказательств, что компания способна оплатить данный кредит, имеет необходимый опыт, кадровый и ресурсный потенциал и так далее. Т.е. кредитор получает доказательства и уверенность, что потраченные средства вернутся своевременно и с прибылью.
Важно понимать, что рядовым банковские работники не делают акцент на Вашей бизнес идее, видах бизнес-планов предприятия. Для них главными показателями являются хорошая финансовая база, имеющая ценность для банка, и надежный поручитель.
В данный план также включат данные по прошлой кредитной истории. Долги по предыдущим займам резко снижают привлекательность бизнес плана.
Для грантов и субсидий часто применяется в сферах сельского хозяйства. И тут одним из требований получений грантов было наличие хорошего и правильно составленного бизнес-плана. В этих документах необходимо наличие пунктов, где освещалась важность реализации проекта для самого города или республики в целом. Это создание новых рабочих мест, новые налоговые поступления в бюджет, развитие науки, внедрение инноваций и так далее.
Такие гранты всегда были безвозмездными, но государству важно понимать, что деньги не уходят в никуда. Что они реально помогают малому бизнесу и приносят дивиденды самой стране.
При составлении бизнес плана должны учитываться интересы инвесторов. Речь идет, прежде всего, о положении самого предприятия и его управленческой команды, а также о методе вступления на рынок. Вследствие стремительного развития технологий и изменений, происходящих в рыночной среде, даже правильно составленный инвестиционный бизнес-план не может служить гарантом успеха. Предприятие должно более четко идентифицировать направление своего развития, а также выявить имеющиеся преимущества и недостатки. Именно поэтому бизнес-план является незаменимым инструментом управления.
Ссылки на источники:
1. Бринк И. Ю. Савельева H. A. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2002. 258 с.
2. Волк Е.Н. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. / Е. Н. Волк, Б. Даулетбаков, Е. В. Джамай и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. — 220 с.
3. Берд П. Бизнес-план. Пошаговое руководство / П. Берд. М.: ФАИР-ПРЕСС, Издат. - торг. Дом Гранд, 2012. — 304 с.
4. Епанчинцев В.Ю Бизнес-планирование в первичном семеноводстве / В.Ю Епанчинцев, Ю.И Новиков, О.В. Шумакова. // Фундаментальные исследования. 2016. № 123. С. 624-628.
5. Епанчинцев В.Ю. К вопросу о мониторинге бизнес-плана инвестиционного проекта в АПК / В.Ю. Епанчинцев, Н.В. Глушкова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 1-3 (28). С. 56-62.
Arthur Kirakosyan
Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Pavel Buzovsky
Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Larisa Goncharenko
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Structure and Types of Business Plans
Abstract. Especially important is business planning in those types of activities that require both long-term vision and qualitative preliminary studies that must be carried out before the start of the activities.
Our article is devoted to the definition of the main structure of the business plan and the main types of business plans at the present stage.
Keywords: business plan, business plan structure, types of business plans.