Научная статья на тему 'Методические аспекты архитектурной модернизации школьных зданий (на примере сельской местности Ростовской области)'

Методические аспекты архитектурной модернизации школьных зданий (на примере сельской местности Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛ / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушенко-Мулукаева Н.М., Моргун Н.А., Барабаш М.В.

В статье рассмотрены методические аспекты архитектурной модернизации сельских школьных зданий с целью совершенствования их внешнего облика и архитектурно-планировочной структуры для соответствия принципам устойчивой архитектуры. Проанализированы особенности формирования школьной сети для сельских населенных пунктов. Определена концепция методики модернизации школьных зданий. Выявлены три методических аспекта и предложена расчетная база методики, на основании которых выявлены четыре проектные ситуации характерные для сельских территорий Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты архитектурной модернизации школьных зданий (на примере сельской местности Ростовской области)»

международный научный журнал «инновационная наука»

АРХИТЕКТУРА

№10/2015

ISSN 2410-6070

УДК 727.1

Н.М.Евтушенко-Мулукаева

ААИ, каф. ДАС, доцент Н.А. Моргун ААИ, каф. ДАС, профессор М.В. Барабаш

ААИ, каф. ДАС, аспирант Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

(на примере сельской местности Ростовской области)

Аннотация

В статье рассмотрены методические аспекты архитектурной модернизации сельских школьных зданий с целью совершенствования их внешнего облика и архитектурно-планировочной структуры для соответствия принципам устойчивой архитектуры. Проанализированы особенности формирования школьной сети для сельских населенных пунктов. Определена концепция методики модернизации школьных зданий. Выявлены три методических аспекта и предложена расчетная база методики, на основании которых выявлены четыре проектные ситуации характерные для сельских территорий Ростовской области.

Ключевые слова

Проектирование школ, архитектурная среда, методические аспекты, модернизация, устойчивая

архитектура.

Архитектурная модернизация школьных зданий в сельской местности требует комплексного подхода для принятия эффективных проектных и организационных решений, который заключается в исследовании различных составляющих образовательного пространства сельских территорий и их оценке. Школьный фонд сельских территорий отличает многообразие типов и видов школ, что существенно затрудняет его оценку и определение необходимых реконструктивных мероприятий в рамках образовательного пространства сельского района. В данном случае рассматриваются некоторые методические аспекты архитектурной модернизации образовательных учреждений в сельской местности, что позволит осуществить выбор необходимого направления модернизации и оптимальных реконструктивных мероприятий, а также оценить эффективность принимаемых решений на предпроектном уровне.

Одним из пяти приоритетных направлений модернизации школьного образования в России является устранение моральной ветхости школьных зданий и развитие инфраструктуры школ, в том числе и сельских, с целью приведения их в соответствие с новыми и перспективными требованиями к условиям обучения и воспитания детей [1]. Основной задачей при реализации приоритетных направлений модернизации российской сельской школы, является оптимизация школьной сети и модернизация школьных зданий с целью совершенствования их внешнего облика и архитектурно-планировочной структуры для соответствия принципам устойчивой архитектуры.

Различные аспекты школьного строительства и эксплуатации школьных зданий в России, составляют обширную область научных знаний. Следует отметить, что освещение проблем модернизации школьного фонда проводилось на примере городских школ. Между тем, вопросы модернизации школьных зданий в сельской местности имеют свою специфику, обусловленную особенностями функционирования школ на селе. Отличаются также особенностями условий, в которых они существуют - нестабильные демографические и градостроительные показатели, социальные и экономические условия, безальтернативность образовательного пространства, сетевой режим функционирования, современная

201

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

трактовка значения школы в жизни сельского социума [2]. Такая ситуация требует разработки и использования в архитектурной практике методического подхода к модернизации образовательного пространства в сельской местности, которая должна содержать рекомендации по оптимизации школьной сети и совершенствованию архитектурно-планировочной структуры существующих школьных зданий.

Изучение данных по апробации различных вариантов организации образовательного пространства сельских территорий и функционирования сельских школ в России определило концепцию методики - это формирование “фактических” и “эталонных” моделей в различных типологических уровнях - школьная сеть, пришкольная территория, школьное здание, внутренняя среда школы [2].

Суть методики заключается в сравнении “фактических” и “эталонных” моделей и состоит из двух ключевых аспектов:

Первый аспект, выявление региональных особенностей построения школьной сети для различных районов - концептуальный расчет “эталонных” вариантов организации эффективной школьной сети, на основе дифференцированных градостроительных условий и демографических показателей. Результат расчета - номенклатура школьных зданий, различных по типам, вместимости, организационнопедагогической и функционально-планировочной структуре, необходимая для характерных градостроительных условий.

Второй аспект, формирование необходимого состава помещений для различных типов школ, соответствующих потребностям “эталонных” вариантов оптимизации школьной сети и новым требованиям к школьным зданиям, с учетом целей опережающего развития, принципов устойчивой архитектуры и зарубежного опыта организации комфортной среды обучения. Результат расчета представляет собой “эталонную” программу-задание на проектирование, с которой на предпроектном уровне сравниваются проектные решения.

Третий аспект, сравнение существующего школьного фонда (школьной сети и образующих ее компонентов) с “эталонными” значениями для выбора эффективных решений, определения перечня и объема необходимых мероприятий по модернизации.

В качестве расчетной основы методики можно предложить алгоритм (Рис.1) для определения конкретных направлений и объема мероприятий по модернизации школьного фонда сельских территорий, который содержит известные методы расчета школьных сетей и определения потребности в школьных местах, а также эффективности использования помещений школьных зданий[2].

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АЛГОРИТМА РАСЧЕТА ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Рисунок 1 - Схема расчетной составляющей алгоритма.

202

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Апробация некоторых методических аспектов архитектурной модернизации была выполнена на примере изучения школьного фонда сельских районов Ростовской области (РО) с целью выявления архитектурно-типологических особенностей его модернизации. Исследование проводилось в два этапа в 1998 году и в 2009 году, что позволило собрать обширный аналитический материал, а так же проследить динамику изменений градостроительных условий (поселенческой структуры, демографических показателей) и структуры школьного фонда области.

Для оценки состояния фонда сельских школ области, проводились анкетное и натурное обследования школьных зданий в двадцати девяти сельских районах РО. Целью обследования являлась фиксация основных архитектурных, типологических, эксплуатационных характеристик школ и их комплексная оценка по заданным критериям - особенности территориального распределения видов и типов, время постройки, соотношение проектной мощности с реальными и прогнозируемыми потребностями населения, дефицит (избыток) площадей и помещений.

Обобщение результатов комплексной оценки показателей сельских районов, характеристик сельского школьного фонда РО, изучение особенностей функционирования сельских школ и современных подходов к организации образовательной среды, позволило сформировать организационно-функциональную модель сельской школы, которая носит обобщенный характер, но содержит все необходимые организационные и функциональные критерии для выбора в зависимости от условий сельских районов. Далее, при помощи расчетной составляющей алгоритма комплексной методики архитектурной модернизации, были разработаны для них “эталонные” модели образовательного пространства - варианты организации школьной сети и спрогнозирована необходимая номенклатура типов школьных зданий для РО.

В качестве вывода следует сказать о необходимости делать сравнение типологических характеристик существующего школьного фонда с предложенными “эталонными” вариантами, что позволяет выявить до четырех проектных ситуаций, характерных для сельских территорий Ростовской области:

1. Типологические характеристики образовательного учреждения значительно превышают реальные потребности обслуживаемого населения, что существенно снижает эффективность функционирования и эксплуатации школьного здания;

2. Организационно-функциональная структура существующей школы удовлетворяет потребности жителей обслуживаемой территории, но проектные характеристики школьного здания не соответствуют этой структуре и современным требованиям к организации образовательной среды в школах;

3. Типологические характеристики образовательного учреждения недостаточны для удовлетворения потребностей обслуживаемого населения, т.е. в преобразованиях нуждаются и образовательное учреждение и школьное здание;

4. Независимо от потребностей, физический износ школьного здания составляет более 70%, что определяет необходимость нового строительства по современным программам-заданиям с учетом местных градостроительных условий.

Каждая из выявленных проектных ситуаций может существовать независимо от типа и вида школы, но каждая из них требует определенных организационных и реконструктивных мероприятий.

Список используемой литературы:

1. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации // Дидакт. - 2002. - №1. - С.3-4.

2. Complex (All-Round) Method of Architectural Modernization of Rural School Buildings, Evtushenko-Mulukaeva N.V., Morgun N.A., and Isakova S.A, Scopus, World Applied Sciences Journal, Volume 26 (7), 2013, Pages 885-890, ISSN 1818-4952

© Н.М. Евтушенко-Мулукаева, 2015

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.