ARCHITECTURE
Architectural design of the school building Doroshchuk N. (Russian Federation) Архитектурно-планировочная организация школьного здания Дорощук Н. Р. (Российская Федерация)
Дорощук Наталия Романовна /Doroshchuk Natalia - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы значительного реформирования учебного процесса и недостаточной мобильности реакции архитектурной формы на динамические изменения современной общеобразовательной ситуации в Российской Федерации; представлены понятия реконструкции и модернизации проектов типовых зданий согласно актуализации предъявляемых требований и возможные решения проблем несоответствия типового здания школы и протекающего в нем инновационного учебного процесса с позиций проектирования новых зданий.
Abstract: the paper deals with a significant reform of the educational process and the lack of mobility of the architectural form of reaction to the dynamic changes of modern general education situation in the Russian Federation; presented the concept of reconstruction and modernization of buildings typical of projects under the actualization of requirements and possible solutions to problems typical school building inconsistencies and flowing therein innovative educational process from the standpoint of the design of new buildings.
Ключевые слова: школа, общеобразовательное учреждение, модернизация, реконструкции, архитектурно-планировочная структура.
Keywords: school, educational institution, modernization, reconstruction, architectural and planning structure.
За последние двадцать лет социальных изменений система образования подверглась значительному реформированию, в инновационный учебный процесс вносят основательные изменения: добавление новых предметов, возникновение новых методов педагогики, корректировка учебных программ. Вследствие этого возникает проблема несоответствия типового здания школы и протекающего в нем учебного процесса. Школы, которые были спроектированы в середине прошлого века, отличаются недостаточной мобильностью реакции архитектурной формы на динамические изменения современной общеобразовательной ситуации в Российской Федерации.
Для формирования соответствующего норме и времени образовательного процесса необходимо знать основные требования к зонированию территории и объемно -планировочным решениям. Из этого следуют два решения проблем недостаточной мобильности реакции архитектурной формы на динамические изменения в современной образовательной ситуации: 1) проектирование новых зданий школы; 2) модернизация и реконструкция типовых зданий согласно новым требованиям.
1) Для проектирования новых зданий школ необходимо учесть следующие требования: размещение и зонирование земельного участка; объемно-планировочные решения; естественное освещение; противопожарные требования; обеспечение доступа маломобильных групп населения «МГН».
2) Для оптимального изменения функционально-планировочной структуры здания школьного назначения в условиях модернизации и реконструкции необходим основательный анализ образовательной системы, а также определение актуальных требований и направлений развития учебно-воспитательного процесса.
Нужно произвести исследовательскую работу, которая будет основываться на развитии образовательного процесса в данном городе или регионе, изучить особенности преобразования планировочной структуры в связи с этим развитием, выработать определенные предложения по переустройству сети и модернизации определенных типов общеобразовательных учреждений, выявить факторы и определенные требований, которые влияют на планировочное решения здания школы.
Основываясь на изученном опыте, можно выделить два типа модернизации школ -пассивный и активный. При пассивной модернизации учебные кабинеты, лаборантские и лаборатории оборудуются за счет классов - это приводит к сильному сокращению вместительности здания школы. При активной модернизации применяются методы фактического расширения рабочей площади - это позволяет сохранить и увеличить вместимость школы. На основании классификации типов и методов реконструкции выявлены следующие основные архитектурно-планировочные приемы реконструкции и модернизации школьных зданий: пристройка, непосредственно примыкающая к зданию; пристройка, примыкающая к зданию через переход-галерею; вставка (встройка) новых объемов в структуру существующего здания; надстройка дополнительного этажа; приспособление под школы зданий другого функционального назначения [1].
Общеобразовательный процесс в настоящее время является формой трансляции собранного опыта, который подвергается трансформации в соответствии с изменениями социальной системы. Это проводит к преобразованию архитектурно-планировочной структуры учебного здания - увеличению функционального состав и номенклатуры помещений, усовершенствованию планировочной организации. А также для формирования существующего школьного фонда продуманы пути и направления модернизации и реконструкции.
Литература
1. Миронюк А. В. Архитектурно-планировочные методы реконструкции и модернизации существующего школьного фонда большого города (Исследования и рекомендации на примере города Ухта): диссертация кандидата архитектуры. СПб., 2005. С. 142.
Town planning features of coastal areas Doroshchuk N. (Russian Federation) Градостроительные особенности прибрежных территорий Дорощук Н. Р. (Российская Федерация)
Дорощук Наталия Романовна /Doroshchuk Natalia - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье рассматривается проблема прибрежных территорий как архитектурно-градостроительного объекта в планировочной структуре города, историческая важность и доминирующее значение реки в организации пространства города, архитектурно-ландшафтные достоинства и художественно-эстетические особенности прибрежных пространств, а также создание различной, многообразной и выразительной архитектурной среды, образование композиционной, функциональной и коммуникационной связей застройки приречных территорий.
Abstract: the article considers problem of coastal areas as the architectural and town-planning object in the planning structure of the city, the historical importance and the dominant river importance in the organization of city space, architecture and landscape advantages and artistic and aesthetic features of the coastal spaces, as well as the creation of different, varied and