Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОСАДКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОСАДКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСАНКА / ВЫЕЗДКА / ЭЛЕКТРОМИОГРАММА / ТЕНЗОМЕТРИЯ / ВСАДНИК

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Пигарева Светлана Николаевна

Введение. В процессе становления совершенной динамической осанки выездкового всадника существуют этапы, неспособность дифференцировки и корректировки которых ведет всю работу тренера и спортсмена в тупик. Цель исследования состояла в дифференцировке, методическом и физиологическом анализе достижения этапов функциональной посадки всадника в выездке. Методика и организация исследования. Группу спортсменок по выездке разного уровня исследовали на живой лошади и на дрессажном симуляторе с помощью визуального наблюдения, физиологических и биомеханических методов. Результаты исследования. Была выявлена асимметрия и преимущественный вклад статического компонента в работу парных мышц. Биометрические и визуальные данные подтверждали нестабильность и не функциональность звеньев динамической осанки, неправильное положение таза и поясницы всадника в седле на первых трех этапах. На четвертом и пятом этапе произошла адаптация мышц к правильному положению тела. Выводы. Достижение последнего этапа требует от года до многих лет, чему способствует развитое чувство ритма и танцевальные способности. В этом случае формируются специальный мышечный тонус всадника, функциональность средств управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL STRATEGY OF THE STAGES OFFORMATION OF A PHYSIOLOGICALLY EFFECTIVE POSTURE OF A RIDER IN DRESSAGE

Introduction. There are stages in the process of developing the perfect dynamic posture of the dressage rider, the inability to differentiate and correct them failures all trainer and athlete’ work. The aim of the study was to differentiate, methodically and physiologically analyze the stages of the formation of the functional dynamic posture of a rider in dressage. The methodology and organization of the study. A group of dressage female athletes of different levels was examined on a horse and on a dressage simulator using visual observation, physiological and biomechanical parameters. Research results. The asymmetry and the predominant contribution of the static component to the work of paired muscles were revealed, biometric and visual data confirmed the instability and dysfunction of the links of the dynamic posture, the wrong pelvic and lumbar position of the rider in the saddle in the first three stages. At the fourth and fifth stages, the muscles were adapted to the correct position of the body. Conclusions. To achieve the perfect posture, it is necessary to spend from one year to many years, which is facilitated with the developed sense of rhythm and dance ability. Here, the special muscle tone of the rider is formed, posture becomes functional.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОСАДКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ»

2. Еремина Т. В. Бумажное кружево: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Еремина, Н.В. Пономаренко // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 10. - С. 95.

3. Марусич И.О. Влияние игровой терапии на самооценку дошкольников / И.О. Марусич, А.С. Распопова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар, 2018. - С. 163-164.

4. Сторчак Е.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста / Е.А. Сторчак, Н.П. Носенко // Тезисы докладов XIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа - Краснодар, 2018. - С. 202.

5. Шуркина Е.В. Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений / Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар. -2018. - С. 295-296.

REFERENCES

Grigoriev, G. (2010), Fine activities of preschoolers, Academy, Moscow.

Eremin, T.V. and Ponomarenko, N.V (2017), "Paper lace: Development of creative abilities in children of senior preschool age", Pre-school education, No. 10, pp. 95.

Marusich, I.O. and Rupopova, A.S. (2018), "The influence of game therapy for self-esteem of preschoolers", Theory and methodology of innovative areas of physical education of preschool children. Materials of the VIII of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 163-164.

Storschak, E. and Nosenko, N. (2018), "Development of creative imagination in children of preschool age", Abstracts of the XIV scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District, Krasnodar, pp. 202.

Shurkina, E.V., Dubovova, A.A. and Parkhomenko, E.A. (2018), "Relationship of the emotional and personal development of the child and the style of parental relationships", Theory and methodology of innovative areas of physical education of preschool children: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 295-296.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2021

УДК 798.2

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОСАДКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ

Светлана Николаевна Пигарева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина, Москва

Аннотация

Введение. В процессе становления совершенной динамической осанки выездкового всадника существуют этапы, неспособность дифференцировки и корректировки которых ведет всю работу тренера и спортсмена в тупик. Цель исследования состояла в дифференцировке, методическом и физиологическом анализе достижения этапов функциональной посадки всадника в выездке. Методика и организация исследования. Группу спортсменок по выездке разного уровня исследовали на живой лошади и на дрессажном симуляторе с помощью визуального наблюдения, физиологических и биомеханических методов. Результаты исследования. Была выявлена асимметрия и преимущественный вклад статического компонента в работу парных мышц. Биометрические и визуальные данные подтверждали нестабильность и не функциональность звеньев динамической осанки, не-

правильное положение таза и поясницы всадника в седле на первых трех этапах. На четвертом и пятом этапе произошла адаптация мышц к правильному положению тела. Выводы. Достижение последнего этапа требует от года до многих лет, чему способствует развитое чувство ритма и танцевальные способности. В этом случае формируются специальный мышечный тонус всадника, функциональность средств управления.

Ключевые слова: динамическая осанка, выездка, электромиограмма, тензометрия, всадник.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p292-295

METHODICAL STRATEGY OF THE STAGES OF FORMATION OF PHYSIOLOGICALLY EFFECTIVE POSTURE OF THE RIDER IN DRESSAGE

Svetlana Nikolaevna Pigareva, the candidate of biological sciences, senior research associate, P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology, Moscow

Abstract

Introduction. There are stages in the process of developing the perfect dynamic posture of the dressage rider, the inability to differentiate and correct them failures all trainer and athlete' work. The aim of the study was to differentiate, methodically and physiologically analyze the stages of the formation of the functional dynamic posture of a rider in dressage. The methodology and organization of the study. A group of dressage female athletes of different levels was examined on a horse and on a dressage simulator using visual observation, physiological and biomechanical parameters. Research results. The asymmetry and the predominant contribution of the static component to the work of paired muscles were revealed, biometric and visual data confirmed the instability and dysfunction of the links of the dynamic posture, the wrong pelvic and lumbar position of the rider in the saddle in the first three stages. At the fourth and fifth stages, the muscles were adapted to the correct position of the body. Conclusions. To achieve the perfect posture, it is necessary to spend from one year to many years, which is facilitated with the developed sense of rhythm and dance ability. Here, the special muscle tone of the rider is formed, posture becomes functional.

Keywords: dynamic posture, dressage, electromyogram, tensometry, horse-rider.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс обучения верховой езде, более того, идеальной динамической осанке или посадке всадника в седле, весьма кропотлив, технически и физически сложен. Для каждого этапа подготовки необходимы: специфическая адаптация нервно-мышечного аппарата, развитие координации, пластичности и функциональности. Цель тренера - корректировать звенья динамической осанки всадника на каждом этапе ее формирования, цель спортсмена - выработать специальный двигательный навык и специальный мышечный тонус с помощью усилий собственных мышц, совершенствования сенсомоторных навыков и словесных инструкций тренера. Цель настоящей работы - провести дифференци-ровку, методический и физиологический анализ этапов становления функциональной динамической осанки всадника в выездке.

МЕТОДИКА

В работе использовались опубликованные материалы зарубежных тренеров и ип-потерапевтов [1, 2], собственный тренерский, спортивный, научный опыт авторов. Была сформирована группа из 10 спортсменок по выездке 25-30 лет, которых тренировали на живых дрессажных лошадях (визуальная оценка звеньев динамической осанки) и на дрессажном симуляторе, оценивая электромиографическую (ЭМГ) активность парных мышц и биомеханические тензометрические показатели [3]. Применялся индивидуальный подход к анализу результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным зарубежных авторов [1], существует 5 этапов развития правильной дрессажной посадки всадника. В настоящем исследовании первый этап характеризовался

тем, что происходил рефлекторный наклон корпуса человека вперед, падение таза на лобковые кости, тенденция к удержанию в седле за счет рук, икр, пяток. Показатели ЭМГ при движении рысью выявляли значимую асимметричную с двух сторон тела статическую активность икроножных, бедренных и поясничных мышц (высокая амплитуда-Аср, низкое ratio) [3] с менее выраженной активностью наружных косых мышц живота. Амплитуда кривых датчиков повода и положения центра тяжести в седле смещалась вправо или влево [3]. Если на данном этапе внимание всадника не акцентируется на напряжении мышц пресса, растяжении поясницы с помощью ротации таза под себя, растяжении мышц бедер, икр, пяток вниз, стремлении грудиной вперед [4] - дальнейшее обучение пойдет по неправильному пути, появятся боли в пояснице у всадника. На втором этапе обучения поясничный лордоз несколько уменьшается, всадник приобретает способность к нестабильному удержанию таза в положении седалищными костями вниз, на ЭМГ -тенденция к понижению статической активности тонких мышц бедра и икроножных мышц. На третьем этапе, за счет укрепления мышц пресса (ЭМГ), лобковые кости приподнимаются, таз проворачивается при движении лошади седалищными костями вниз, поясница растягивается, не препятствуя прохождению импульса по спине лошади. Посадка всадника принимает положение в седле как «на стуле», ноги уходят вперед, работа ими затруднена, положение всех звеньев динамической осанки нестабильны в виду отсутствия закрепленных адаптационных мышечных сдвигов. Всадник не удерживается руками за повод, положение в седле более ровное и симметричное (тензометрия). Однако такая посадка нефункциональна в виду отсутствия возможности правильного воздействия на лошадь ногами. К сожалению, многие отечественные спортсмены имеют подобную динамическую осанку, вследствие чего не достигают больших результатов на международном уровне. Четвертый этап характеризуется адаптацией мышц к правильной посадке. Всадник может удерживать верное положение тела в седле, однако звенья осанки негибкие и средства управления не достаточно функциональны. На пятом этапе окончательно формируется специальный мышечный тонус динамической осанки всадника [4]: плечи и лопатки расправлены, всадник смотрит вперед, поясница растянута, грудной гиперкифоз и поясничный гиперлордоз отсутствуют, мышцы пресса активны, ротация таза обеспечивает правильное движение лошади, бедра и икроножные мышцы растянуты, функциональны, голеностопные суставы, колени, тазобедренные суставы пластичны и амортизируют движения лошади, пятки всадника находятся в самой низкой точке под линией плеч. ЭМГ показатели (высокие турны, ratio) икроножных и бедренных мышц указывают на преобладание частоты импульсации нейромоторных единиц над включением новых, в виду приобретенной способности всадника к ритмичному [5] и координированному воздействию на лошадь. Значимая асимметрия парных мышц отсутствует. Всадник сидит глубоко в центре седла, воздействия повода плавные.

ВЫВОДЫ

Таким образом, становление совершенной динамической осанки всадника в выездке происходит в 5 этапов. От первого до третьего этапа необходимо как минимум 3 месяца, третий этап характеризуется отсутствием специального мышечного тонуса, нестабильностью контроля ключевых звеньев посадки, преобладанием статического компонента в работе мышц. Всадник уже научился использовать свое тело для беспрепятственного движения лошади, однако такая посадка еще нефункциональна. Для достижения пятого этапа необходимо от года до многих лет, а также развитое чувство ритма и танцевальные способности. Здесь формируется специальный мышечный тонус, более совершенная модуляция частоты разрядов мотонейтронов, что позволяет поддерживать «пульсирующее» мышечного сокращение во всех звеньях динамической осанки, делая их функциональным средством воздействия на лошадь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dareau Gabrielle. The Gymnastic Rider. Happy-Horse-Training / Gabrielle Dareau. - 2013. -URL: http://www.happy-horse-training.com/support-files/gymnastic_rider_intro.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

2. фон Дитце Сюзанна. Равновесие в движении. Посадка всадника / Сюзанна фон Дитце. -2013. - URL : https://www.litmir.me/br/?b=280415&p=1 (дата обращения: 01.05.2018).

3. Пигарева С.Н. Биомеханические и физиологические параметры равновесия в седле спортсменов разного уровня в «тесте на посадку» на дрессажном симуляторе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 170-175.

4. Пигарева С.Н. Фундаментальные звенья динамической осанки всадника в выездке. Часть 1: Теоретические аспекты / С.Н. Пигарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №6 (184). - С. 293-297.

5. Modification of motor cortex excitability during muscle relaxation in motor learning / K. Sugawara, S. Tanabe, T. Suzuki [et al] // Behav. Brain Res. - 2016. -Vol. 296. - P. 78-84.

REFERENCES

1. Dareau Gabrielle (2013), The Gymnastic Rider. Happy-Horse-Training, available at: http://www.happy-horse-training.com/support-files/gymnastic_rider_intro.pdf (date accessed: 01.10.2021).

2. von Dietze Suzanne, (2001), Equilibrium in motion. Landing of the rider, available at: https://www.litmir.me/br/?b=280415&p=1.

3. Pigareva, S.N. (2019), "The biomechanical and physiological parameters of saddle balance for athletes of different levels during "instruction ride" on a dressage simulator", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 170-175.

4. Pigareva, S.N. (2020). "The fundamental links of the dynamic posture of the horse rider in dressage. part 1: theoretical aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 293-297.

5. Sugawara, K., Tanabe, S., Suzuki, T. et al. (2016), "Modification of motor cortex excitability during muscle relaxation in motor learning", Behav. Brain Res., Vol. 296, pp. 78-84.

Контактная информация: fotinippa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

УДК 796.323

ТАКТИКА БОРЬБЫ ЗА ПОДБОР В НАПАДЕНИИ В БАСКЕТБОЛЕ

Даниил Анатольевич Плужников, Анатолий Владимирович Лаптев, Игорь Валерьевич Коник, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Борьба за отскочивший мяч является одной из важнейших составляющих в определении результата в баскетбольном матче. В статье продолжился рассматриваться вопрос тактики борьбы за отскок в нападении, чтобы определить тенденции, которые произошли за последние два года на уровне национальных сборных команд. Был проведён видеоанализ баскетбольных игр на Олимпийских играх 2021. Исходя из результатов данного и предыдущего исследования и перспективности определенного подхода для борьбы за отскочивший мяч, была проведена проверка сохранения тенденций при борьбе команд за отскочивший мяч. Проведено сравнение баскетбольных игр на Олимпийских играх 2021 с Кубком мира 2019 года с помощью U-критерия Манна-Уитни. Полученные данные по итогам Олимпийских игр подтвердили не случайность результатов, показанных на Кубке мира и дали информацию для дальнейшего анализа современных тенденций борьбы за отскочивший мяч и, возможно, разработку, и апробацию новой методики борьбы за отскочивший мяч, исходя из современных тенденций.

Ключевые слова: баскетбол, тактика, подбор мяча, борьба за отскок в нападении и защите, стратегии подборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.