сопоставляют со структурой расходов отечественных домохозяйств, что вынуждает их задумываться над тем, почему имеют место различия в структуре затрат и доходов, отражается ли скачок национальной валюты на семейных бюджетах.
Для вступления в разнообразные экономические отношения всем экономическим субъектам необходимы финансы, в связи с чем, в результате изучения экономики школьники узнают, что представляют собой деньги, причины их возникновения, формы денег, какие именно функции они выполняют в экономике и можно ли обойтись без них. Как отмечает А.С. Хоптяр, в рамках практических занятий ролевые игры могут охватывать ситуации, при которых доходы в какой-то период превышают расходы, школьники решают, как распорядиться излишками, а если наоборот, то, где взять деньги. Такие практические занятия можно предусмотреть при изучении темы «Банковская система» [8, С. 265].
Ключевую роль для понимания процессов, которые происходят на рынке труда, играет изучение темы «Человек на рынке труда», в ходе изучения которой для школьников становится понятна природа заработной платы и от чего она зависит, почему родители столько получают.
Выводы. Таким образом, построение практических занятий при изучении экономики в средней школе имеет свои особенности и специфику, которые связанны с непосредственным предшествующим изучением необходимого объема теоретического материала и выполнении различных практических заданий направленных не только на интерпретацию узнанного, но и на получение дополнительных навыков.
Практические занятия, построенные разнопланово, с применением нестандартных подходов к организации занятия могу помочь вызвать заинтересованность в предмете и стимулировать школьников к поиску дополнительной информации по изучаемым темам курса.
Таким образом, изучать экономику в средней школе весьма значимо, при этом теоретический материал целесообразно сочетать с практическими заданиями, прибегая к инструментарию финансовых игр, решению задач, моделированию проблемных ситуаций, что поспособствует в последующем применению полученных знаний в реальной жизни.
Литература:
1. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 90-93.
2. Ланина С.Ю. Урок-экскурсия как форма реализации практико-ориентированного подхода при обучении экономике в школе / С.Ю. Ланина // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2019. - № 3. - С. 57-61.
3. Махова А.В. Использование игровых технологий на уроках экономики по изучению качества продукции / А.В. Махова, Л.С. Донченко // Лучшая научная статья - 2018. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: 2018. - С. 264-267.
4. Мовчан И.В. Специфика методики преподавания экономики в реализации проекта «Одаренные дети» / И.В. Мовчан, Г.А. Чернышева, И.А. Радченко // Международный журнал экономики и образования. - 2017. - Т. 3. - № 4. - С. 68-78.
5. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. - 2017. - №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 13.11.2021).
6. Рутковская Г.А. Игровое и ситуационное моделирование на уроках экономики в школе / Г.А. Рутковская, Я.Д. Старкова // Актуальные проблемы развития российской экономики и управления. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: 2018. - С. 355-361.
7. Скороходова М.А. Способы установления успешной коммуникации между обучающимися на уроках экономики в средней школе / М.А. Скороходова // Шаг в науку. Материалы XII Региональной научно-практической конференции. -Новосибирск: 2021. - С. 172-173.
8. Урванцева С.Е. Методика разработки моделей уроков экономики для начального, основного и среднего общего образования / С.Е. Урванцева // Вопросы экономики и экономического образования. Сборник научных трудов. - М.: 2020. -С. 162-168.
9. Хоптяр А.С. Теоретические основы проектной деятельности педагога в общеобразовательной школе на уроках экономики / А.С. Хоптяр // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. - 2018. - № 1. -С. 260-268.
Педагогика
УДК 378
магистрант Винокурова Дайаана Николаевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Бугаева Ая Петровна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ПО ОБУЧЕНИЮ
ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ
Аннотация. Выявлена статистика на уровень знания якутского языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста методом опроса. Проведен подбор основных методов существующих образовательных платформ по обучению языков для детской аудитории, из которых в качестве основного метода была выбрана игровая методика. В качестве основы была выбрана сюжетно-ролевая игра, способствующая привлечению интереса ребенка как участника игры. Описана система обучения якутскому языку.
Ключевые слова: образовательная платформа; якутский язык; игровой метод; сюжетно-ролевая игра; функция сайта. Annotation. Revealed statistics on the level of knowledge of the Yakut language in children of preschool and primary school age using a survey method. The selection of the main methods of existing educational platforms for teaching languages for children was carried out, of which the game method was chosen as the main method. As a basis, a role-playing game was chosen, which helps to attract the interest of the child as a participant in the game. The system of teaching the Yakut language is described. Keywords: educational platform; Yakut language; game method; role-playing game; function of the site.
Введение. Якутский язык, как национальный язык народа саха, подвержен риску подавления русским языком, вторым государственным языком Республики Саха (Якутия). Из этого следует обратить внимание, в эпоху цифровизации, на необходимость электронного образовательного ресурса по обучению якутскому языку для детской аудитории, так как именно от подрастающего поколения зависит качество сохранения национального языка.
Для того чтобы выявить уровень качества знания национального якутского языка наших детей, был создан опрос для родителей детей от 4 до 11 лет. Опрос состоит из четырех вопросов: возраст ребенка, национальность ребенка, место жительства (город или село), и, основной вопрос, уровень понимания и говорения ребенка на якутском языке. Опрос проводился отдельно на каждого ребенка в семье. Всего было опрошено 143 детей якутской национальности, 93 детей из города, 50 детей из сел. Опрос проводился в течение шести дней.
Изложение основного материала статьи. Из рис. 1 мы можем увидеть, что среди 93 детей, живущих в городских условиях, 60% детей имеет какие-либо трудности в говорении и понимании якутского языка, в особенности говорении, так как большинство детей говорят либо смешанно, либо предпочитают говорить на русском языке. Другие же показатели имеются у детей, живущих в селах. Из рис. 2 можно увидеть, что среди 50 детей, преобладает процент детей, не имеющих трудностей в понимании и говорении на якутском языке. Это говорит о том, что среда, в которой дети живут, сильно влияет на их уровень знания языка.
Город
(всего опрошено 93 детей )
■ не понимаети не говорит
понимает до 20 слов, но не говорит
понимает, но предпочитает говорить на русском языке
■ понимает, но говорит смешанно
понимает, свободно говорит
Рисунок 1. Количество ответов детей, живущих в городской местности
Село
(всего опрошено 50 детей)
0% о%
10% ■ не понимаети не говорит
12% понимает до 20 слов, но не
говорит
понимает, но предпочитает
говорить на русском языке
■ понимает, но говорит
смешанно
78% понимает, свободно
говорит
Рисунок 2. Количество ответов детей, живущих в сельской местности
Результаты опроса показывают, что у детей в городской среде имеются причины, из-за которых они слабы в знании своего родного языка. Первое, на что было обращено внимание, это отсутствие образовательного сайта по изучению якутского языка для детей. В эпоху цифровизации это особенно актуально.
Первый шаг в создании сайта это обдумать цели, задачи, аудиторию, методику обучения сайта. Целью сайта является научить ребенка понимать и говорить на якутском языке. Аудиторией сайта являются дети с разным уровнем знания языка, но нужно брать во внимание особенно детей, у которых уровень понимания языка минимален, так как эти дети особенно нуждаются в первом шаге в изучении языка. Задачи сайта можно разделить по уровню изучения языка: первая, самая важная задача - научить ребенка произносить и писать якутские буквы н, ^ Y, в, а также дифтонги Yв, уо, ыа, иэ, а также научить ребенка основным правилам якутского языка и его отличие от русского, такие как отсутствие ударения, отсутствие рода; вторая задача - научить правильно строить предложение, общаться, спрашивать, отвечать на вопросы; третья задача -пополнить словарный запас ребенка; задача четвертая - показать особенность якутского народа, их национальные традиции и географическое положение Якутии.
Второй шаг в создании сайта - это выбор метода обучения. Методов по обучению языку имеется очень много, и потому были рассмотрены и проанализированы несколько методов, используемые в образовательных сайтах.
Метод TPR (Total Physical Response) Этот метод является одним из методов преподавания иностранного языка, разработанный американским психологом, доктором Джеймсом Ашером. TPR - это метод преподавания языка, основанный на координации речи и действий; он направлен на обучение языку посредством физической (двигательной) активности [1].
Аудиолингвальный метод. Этот метод представляет собой метод обучения языку, предусматривающий многократное прослушивание аудиозаписи и проговаривание языковых структур и речевых образцов, что приводит к их автоматизации. Основными принципами аудиолингвального метода являются следующие: во-первых, в его основе лежит овладение речевыми навыками, во-вторых, язык реализуется прежде всего в устной форме, в-третьих, автоматизация навыков посредством тренировки многократного повторения речевых образцов и, в-четвертых, навыки автоматизируются до такой степени, чтобы осуществлять их на практике без участия сознания [2].
Игровое обучение. Игра позволяет легко и непринужденно погрузить ребенка в языковую среду, раскрыть его творческие способности. Она пробуждает у учащихся интерес к предмету, развивает речь и коммуникативные навыки, способствует самореализации обучающихся, учит преодолевать трудности [3]. Одной из форм обучения, развивающей умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет и классифицирует предметы по признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игре свойственны определенный темп, ритм; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично [4].
Проанализировав все вышеперечисленные методы обучения языку, автор пришел к выводу, что для сайта по изучению якутского языка можно остановиться на выборе игрового и аудиолингвального методов обучения как основного, а фундаментом этой игры станет сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра - это наиболее доступный, понятный детям вид игры и объект пристального внимания взрослых. Берется сюжет, тема, и обыгрывается с помощью ролей. Основными принципами обучения сюжетно-ролевой игры являются необходимость взрослого играть вместе с детьми и ориентация на раскрытие смысла партнеру по игре [5]. Если же, судя по описанию сюжетно-ролевой игры, направляющим является взрослый, то в нашем случае этим взрослым будут два ребенка - мальчик, знающий и якутский и русский язык, и девочка, знающая только якутский. Эти дети будут проводниками в мире якутского языка и культуры ее народа. Сюжет таков, что ребенок, зашедший на сайт, чтобы изучить язык, приезжает в город Якутск на летние каникулы к своему восьмилетнему другу, этот друг знакомит его с девятилетней девочкой и они вместе помогают ребенку понимать и говорить на якутском языке. Главными героями сюжета, с которыми предстоит общение ребенка, являются его сверстниками. Это обусловлено тем, что у ребенка, в периоды дошкольного и младшего школьного возраста, очень важно развивать его коммуникативные навыки со сверстниками, которые окружают его в детском саду и школе. Им важно найти друзей единомышленников, которые поддержат его или научат чему-либо, что ему интересно.
Игра - главная сфера общения для детей: в ней они пытаются решать проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы. Именно в процессе игры дети «получают возможность быть максимально самостоятельными, общаться по своему желанию с ровесниками, собственными силами реализовывать и углублять свои знания и умения» [6].
Далее необходимо разработать систему обучения детей якутскому языку. Этапы обучения распределены по уровням, соответствующий уровню знания языка ребенка. Первый уровень - это знакомство с написанием и произношением якутских букв и дифтонгов, а также объяснение основных отличий якутского языка от русского. Здесь необходимо использовать аудиовизуальную методику. Ребенок должен повторять произношение звуков, слушая аудио. Для наглядности, эти звуки можно произносить, добавив к ним ситуации: например звук "§" мы произносим, когда полоскаем рот. Также нужно описать какие непроизвольные движения происходят внутри рта при произношении каждого звука: где находится язык (сзади или спереди зубов), что происходит с зубами. Чтобы научить ребенка писать буквы, нужно показать, на какие русские буквы похожи якутские буквы, также у ребенка есть возможность распечатать готовый шаблон правописания букв. На этом уровне ребенок учится произносить и писать якутские буквы, это вводный урок. Далее на втором, третьем и четвертом уровнях идет распределение тем по уровню сложности. Второй уровень начинается с изучения простых тем: цифры, местоимения, предлоги места, семья, части тела, время дня и сезонов, погода, простые глаголы. Далее третий уровень: ребенок учится строить предложения, ставить вопросы и отвечать. Затем на четвертом уровне начинается изучение особенности народа саха и места их проживания. Изучаются такие темы, как: месяцы, цвета, животные Якутии, растительность Якутии, якутская посуда, якутская национальная кухня, литература, якутские игры, праздник Ысыах, значимые даты Якутии, известные люди, особенность географического положения. Каждая тема изучается посредством игр с двумя друзьями с сюжетными поворотами. Ребенок в начальном уровне должен проходить темы по порядку, в конце каждой темы должен пройти проверку усвоенности темы, чтобы пройти к следующей теме. Последний уровень подходит детям, которые хотят знать о своей культуре и почерпнуть больше интересных фактов.
Выводы. Таким образом, мы выяснили, что одной из причин у детей проблемы в понимании и говорении на своем родном якутском языке является отсутствие обучающего сайта. Для ее разработки первым делом необходимо выбрать метод обучения языка. На основе выбранного игрового метода был выбран вид игры - сюжетно-ролевая игра. Такая игра способна привлечь ребенка тем, что с ним всегда будут общаться и обучать, в нашем случае ведомыми являются двое детей приблизительно одного возраста. Это обусловлено тем, что дети в дошкольном и младшем школьном возрасте особо нуждаются в общении со сверстниками, учатся работать в команде. Далее был описан ход обучения, был составлен список тем по уровням. Так как у каждого ребенка разный уровень знания, было предложено разделить темы на четыре этапа: первый - ребенок учится произносить и читать буквы и дифтонги; второй - ребенок пополняет словарный запас; третий уровень - ребенок учится спрашивать, строить предложения, отвечать на вопросы, учится коммуникации; четвертый уровень дает возможность изучить культуру якутов, саму Якутию.
Литература:
1. Изгарева А.А. Применение метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в начальной школе [Текст]: магистр. дис. / Изгарева Анастасия Андреевна. - Екб., 2018. - 77 с.
2. Анипкина Л.Н. Аудиолингвальный метод преподавания русского языка как иностранного // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 1А. - С. 174-181.
3. Потопахина, О.Т. Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса в средней школе / О.Т. Потопахина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 11 (145). - С. 477-480.
4. Марахова Н.В. Сборник дидактических игр 1-4 классы. - 2014. - URL: https://infourok.ru/material.html?mid=56967
5. Жукова, И.Н. Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников / И.Н. Жукова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 51 (289). - С. 337-339.
6. Шипицына, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - СПб.: Академия, 1998. - 380 с.