Научная статья на тему 'Методическая система учебной адаптации первокурсников в процессе обучениея физике в условиях филиала технического вуза'

Методическая система учебной адаптации первокурсников в процессе обучениея физике в условиях филиала технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФИЛИАЛ ВУЗА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕРВОКУРСНИК / ACADEMIC ADAPTATION / THE SYSTEMATIC APPROACH / BRANCH OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / A FIRSTYEAR STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попцов А. Н.

В статье рассматриваются проблемы обучения студентов первого курса в условиях филиала технического вуза. Необходимым условием получения качественного профессионального образования является разработка и внедрение методической системы, способствующей успешной учебной адаптации первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION IN THE PROCESS OF PHYSICS TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The article examines the aspects of freshmens training in Polytechnics conditions where the development and application of the systematic approach is the prerequisite to high-quality vocational training and the favorable requirement for the successful academic adaptation.

Текст научной работы на тему «Методическая система учебной адаптации первокурсников в процессе обучениея физике в условиях филиала технического вуза»

УДК 372.853

А.Н. Попцов, доц. ЛФ ПГТУ, г. Лысьва, E-mail:pan196464@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЕЯ ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются проблемы обучения студентов первого курса в условиях филиала технического вуза. Необходимым условием получения качественного профессионального образования является разработка и внедрение методической системы, способствующей успешной учебной адаптации первокурсников.

Ключевые слова: учебная адаптация, филиал вуза, методическая система, первокурсник.

Одной из задач современного технического образования является повышение качества профессионального образования выпускников вузов, обусловленное необходимостью подъема и развития промышленности России. Физика в техническом вузе начинается с первого курса и опирается на фундамент школьной программы, который часто оказывается не сформированным.

Особенно остро стоит проблема обучения физике в филиалах технических вузов, осуществляющих свою деятельность в малых городах России. Количество выпускников средних школ в последние годы существенно сократилось, более сильные поступают в вузы крупных городов. Это приводит к тому, что проходной балл по физике при поступлении в филиалы значительно снижен в последние 2-3 года.

Отметим особенности периферийных филиалов:

1. Доступность для абитуриентов из сельской местности и малых городов региона ввиду близости расположения и небольшого конкурса при поступлении.

2.Распределение выпускников в основном на местные предприятия, что способствует решению кадровых вопросов при возрождении экономики регионов.

3.Слабая школьная подготовка первокурсников, поступивших из отдаленных малокомплектных школ, которые не в состоянии за короткий промежуток времени усвоить учебный материал, предусмотренный государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

4. Малая наполняемость учебных групп создает условия для индивидуализации учебного процесса.

Поступление в вуз сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу. Адаптационный процесс связан с решением целого спектра различных проблем. Особое значение для продолжения обучения имеет учебная адаптация, которая выражается в необходимом уровне овладения общеучебными навыками и умениями и развитии устойчивого положительного отношения к учению. Проблема учебной адаптации студентов представляет собой одну из важных проблем, исследуемую в настоящее время. Мы видим решение этой проблемы в создание методической системы учебной адаптации студентов, которая обеспечивала бы уровень обучения, соответствующий ГОС, и позволила сохранить контингент обучающихся в филиале.

Учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий - деятельность студентов в техническом вузе, с полным основанием, можно назвать учебно-профессиональной. В своих исследованиях процесса адаптации студентов младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе И.А. Варламова считает «профессиональную адаптацию как один из видов социальной адаптации - процесс творческого приспособления личности к условиям, содержанию и требованиям профессионального труда.» [1].

На наш взгляд стоит отделить профессиональную адаптацию от учебной. Проблема учебной адаптации должна быть решена в течение первого, максимум - второго курса, а профессиональная адаптация происходит в течение всего срока обучения. Отношение между профессиональной и учебной

адаптацией мы рассматриваем как целое и часть. Учитывая, что сложность адаптационного процесса первокурсников связана с большим количеством отчислений студентов именно в этот период и причиной этого является академическая задолженность, мы в своем исследовании особую роль отводим учебной адаптации. Под учебной адаптацией студентов мы будем понимать часть профессиональной адаптации, в процессе которой студенты - первокурсники приобретают умения необходимых учебных операций для успешного обучения и принятия решения получить профессиональную квалификацию. Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах, психологический комфорт, моральную удовлетворенность собой и обучением в вузе.

Совершенствование подготовки будущего инженера в филиалах технических вузов должно осуществляться на основе использовании совокупности оптимальных для данных условий средств, позволяющих повысить эффективность учебного процесса и создать методическую систему для успешной адаптации первокурсников. Происходящая при взаимодействии студента и преподавателя учебная адаптация будет успешной, если:

- образовательный процесс будет построен с учетом мотивационных особенностей и уровня сформированности естественнонаучного мышления студентов;

- познавательная мотивация будет являться основной в учебной деятельности студентов;

- будет использована модульно-рейтинговая система с применением таких современных технологий как электронный учебно-методический комплекс по предмету, дистанционное обучающе-контролирующее тестирование;

- изучение физики на любом этапе будет построено на основе принципа индивидуализации.

Разработанная методическая система учебной адаптации первокурсников строится на следующих дидактических принципах: адаптивности, минимакса, психологической комфортности, модульно-рейтингового и индивидуального подходов.

Рассмотрим применение принципа минимакса в наших условиях: вуз должен предложить студенту возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, навыков, умений). При проведении занятий по физике преподаватели часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. При планировании лекционных занятий надо выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо в программе найти требования к знаниям и умениям к концу данного семестра те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть минимум, который должны усвоить все студенты, и который будет проверяться во время промежуточного и итогового контроля. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном занятии, сколько на лабораторных и практических занятиях, в процессе их использования. Весь остальной материал учебника, который не отражен в программных требованиях, относится к максимуму. Его не только необязательно знать, но и необязательно включать в материал занятия. Все студенты разные, и каждый из них развивается своим темпом, а обучение в вузе в

основном сориентировано на средний уровень, который слишком высок для слабых студентов и явно недостаточен для более сильных. Мы считаем, что принцип минимакса, предложенный авторами программы «Школа 2100» [2] является оптимальным для реализации индивидуального подхода и применим к студентам первого года обучения, так как студенческая группа - это саморегулирующаяся система. Это очень заметно на занятиях. Слабый студент ограничивается минимумом, а сильный - берёт все и идёт дальше. Все остальные размещаются в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями -они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму, что отражается в рейтинге по дисциплине. Для этого необходимо иметь достаточную базу заданий для самостоятельных и контрольных работ разного уровня сложности. Применение принципа минимакса является необходимым для достижения индивидуализации обучения, так как у каждого обучаемого в процессе учения есть возможность выбора, что обеспечивает максимальную продуктивность учения.

Опираясь на принцип минимакса, мы формируем содержание учебных модулей по дисциплине. При формировании модулей необходимо определить фундаментальные знания по изучаемому предмету, отделив их содержание от чрезмерной информационной составляющей. Так как курс «Физика» является опорой для изучения технических дисциплин, то необходимо структурировать содержание физического образования и находить эффективные способы усвоения его фундаментальных основ. Содержание курса физики является инструментом для решения профессиональных задач. Структурно-логический анализ содержания учебного материала курса физики позволяет выделить основные структурные элементы знаний: объекты, явления, величины, законы, факты, теории, измерительные приборы и технические устройства.

Для решения этих задач нужна определенная структурная организация учебного материала, членение его на модули и расположение их в определенной последовательности. Принципом систематизации служит диалектическая концепция форм движения материи, которые связаны между собой и вытекают одна из другой. Такая систематизация должна сформировать у студентов стройную физическую картину мира, которая часто бывает не сформирована из-за концентрического построения курса физики в средней школе. Учебная деятельность должна включать умения исследовать факты, лежащие в основе законов и теорий, знать границы применимости научных положений, находить закономерности и следствия, применять знания для решения конкретных физических и производственных задач [3].

При обучении физике широко используются модели и различные знаковые обозначения (формулы, графики, условные обозначения), что означает переход от эмпирического уровня познания к теоретическому. Для этого необходим теоретический уровень сформированности естественнонаучного мышления (дифференциально-синтетическая или синтетическая стадия) [4], так как от студентов требуется выполнение таких мыслительных операций, как абстрагирование, построение идеальных моделей, математическое описание их поведения.

Для обеспечения обратной связи мы в своей методической системе учебной адаптации осуществляем мониторинги:

Библиографический список

мотивации к учению, уровня сформированности естественнонаучного мышления, начальной адаптированности к учебе, учебных достижений, адаптированности к учебному процессу в течение всего периода адаптации. Педагогический мониторинг учебных достижений и адаптированности к учебному процессу является эффективным средством управления качеством обучения и позволяет сделать методическую систему учебной адаптации развивающейся, с возможностью введений в систему новых элементов и связей, чем будет обеспечено ее целенаправленное изменение. Проведение мониторинга включает сбор информации, ее обработку, анализ и формулирование выводов.

При конструировании технологического компонента методической системы учебной адаптации нами использовались современные технологии: полного усвоения знаний, адаптивной системы обучения, модульно-рейтинговая, рефлексивная, личностно-ориентированная, профессионально-ориентированная.

На первом же занятии мы объясняем студентам принцип построения курса физики на основе модульно-рейтинговой системы: названия и содержание модулей, примерные сроки контрольных мероприятий, систему оценивания и др.

Основным ядром учебного модуля, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение в форме лекций, практических и лабораторных знаний, самостоятельной работы студента. Вся необходимая информация содержится в методическом пособии, состоящем из трех частей, по количеству семестров. Пособие представлено в печатном и электронном виде. Содержание разбито на модули. Структура по каждому модулю: перечень необходимых знаний и умений, лекции, практические задания, лабораторные работы, примеры тестовых заданий для итогового и промежуточного контроля. Каждый модуль имеет соответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде автоматизированной базы данных и автоматизированной контролирующей системы на основе программы БапКау Те8ЮйсеРго.

Мы проводим контрольное компьютерное тестирование в конце изучения каждого модуля и экзаменационное тестирование в конце семестра. В тесте присутствуют задачи трех уровней сложности. Студенты могут повысить модульные оценки только в период между сессиями, на экзаменах они повышению не подлежат. При проведении итогового контроля тестовые вопросы экзамена носят обобщающий характер, отражают основные понятия курса, а не повторяют вопросы модульного контроля. В начале каждого нового семестра проходит тестирование в целях проверки остаточных знаний по материалу предыдущих семестров, в этом случае тесты содержат задания только первого уровня. Содержание заданий соответствует требованиям ГОС по данному предмету.

Как показала практика, методическая система учебной адаптации, построенная на дидактических принципах адаптивности, минимакса, психологической комфортности и апробированная при преподавании курса физики в течение трех лет на базе Лысьвенского филиала Пермского государственного технического университета, способствует успешной учебной адаптации первокурсников.

1.Варламова, И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе: автореф. дис.....канд. пед

наук. - Магнитогорск, 2006.

2.Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ: Дошк. Подготовка. Нач. шк. / под рук. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003.

3.Разумовский, В.Г., Орлов В. А., Сауров Ю.А., Майер В.В. Технология развития способностей школьников самостоятельно учиться, мыслить и творчески действовать / В.Г. Разумовский, В. А. Орлов, Ю.А. Сауров, В.В. Майер // Физика в школе. - 2007. - №6,

4.Суровикина, С.А. Теоретико-методологические основы развития естественно-научного мышления учащихся в процессе обучения физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2006.

Статья поступила в редакцию 06. 05.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.