Научная статья на тему 'Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога'

Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1426
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данильчук Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога»

РАЗДЕЛ IV

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378+31 6.7

Е. В. Данильчук

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации об- ' щества ведет к созданию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

В условиях информационного общества востребован новый тип культуры личности — информационная культура как часть общей культуры, как целостная готовность к освоению образа жизни в информационном обществе. Информационная культура имеет свою специфическую, интегративную природу и выступает сегодня как ключевая компетентность человека в новых информационных: условиях — способность к осуществлению реального жизненного действия (С. Л. Братченко), как своего рода «жизненная практика» (И. Д. Фрумин), как квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в любую деятельность (Д. Б. Эльконин) в информационном обществе.

Многие исследователи (В. Г. Кинелев, К. К. Колин, А. А. Кузнецов и др.) вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Современное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества, наконец, деятельности самого человека; информационной культуры будущего гражданина информационного общества.

Для решения этих задач в образовании востребован педагог, владеющий целостной информационной культурой — интегративным качеством, обеспечивающим его деятельность в информационной среде при решении как

общекультурных, так и образовательных задач, направленных на обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.

В философии образования сложились различные подходы к определению сущности понятия «информационная культура личности».

Содержание данного понятия как одного из важнейших аспектов культурной деятельности вообще, неразрывно связанного с социальной природой человека, раскрывается в работах В. А. Каймина, В. С. Семенова, Е. П. Смирнова, А. П. Суханова, А. Д. Урсула, И. М. Яглома и др.

Информационная кулыура как знания о структуре, функционировании информационной среды и умения, навыки, необходимые для взаимодействия с ней как традиционными средствами, так и средствами информационных технологий, стала объектом исследований Г. Г. Воробьева, Н. И. Гендиной, А. П. Ершова, В. А. Каймина, В. М. Монахова, Н. М. Розенберга и др.

Включение в содержание информационной культуры аксиологического, мировоззренческого и других компонентов, отражающих мотивационносмысловую сферу личности, рассматривается в исследованиях Г. А. Бор-довского, В. А. Извозчикова, Е. Я. Когана, Ю. А. Первина и др.

К. К. Колин, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул и др. изучают социальный аспект информационной культуры личности и определяют ее как степень овладения социальной информацией, совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие в информационном процессе как отдельного человека, так и человечества в целом.

Вопросы формирования информационной культуры педагога, его подготовки к применению информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности; определения целей, содержания, методологии и методики обучения информатике будущих педагогов исследуются в работах Г. А. Бордовского, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, В. А. Далинге-ра, Т. В. Добудько, С. А. Жданова, В. Л. Извозчикова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, В. В. Лаптева, М. П. Лапчика, В. Л. Матросова, А. В. Петрова, И. В. Софроновой, М. В. Швецкого и др.

Определяя информационную культуру личности, исследователи рассматривают ее с разных точек зрения: как компьютерную грамотность — отдельные знания, умения, навыки в области информатики и информационных технологий; компетентность в области информационных технологий и готовность к их использованию в общекультурной и профессиональной деятельности; различные аксиологические, нравственные, социальные аспекты деятельности личности в информационной среде, выраженные в компонентом составе информационной культуры; методологию, методику и мировоззрение информационного общества в целом; социально значимый способ жизнедеятельности личности в информационной среде и т. д.

Однако, несмотря на всю ценность исследований по проблеме формирования информационной культуры личности как в ее общекультурном, так и профессиональном аспектах, необходимо отметить, что многие важные вопросы остаются малоразработанными, в стадии становления находится целостный подход к пониманию информационной культуры педагога.

Анализ нормативных документов, реальной образовательной практики в педвузе показал, что существующая профессиональная подготовка будущего педагога в современном педагогическом образовании пока ориентирована

в основном на формирование утилитарной компьютерной грамотности и фрагментарной готовности будущего педагога к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности, на преобладание в его информационной подготовке узкой «кнопочно-технологической» идеологии.

Проведенное нами анкетирование выявило, что только 8% будущих педагогов отмечают ценностно-смысловые аспекты деятельности человека в информационной среде в своих представлениях об информационной культуре педагога, а остальные 92% студентов включают в свое представление о данном понятии исключительно отдельные знания, умения и навыки в области информатики и информационных технологий и возможностей их применения в будущей профессиональной деятельности.

Сложившаяся система педагогического образования оказывается неспособной готовить будущего педагога к общекупьтурной и профессиональной деятельности в условиях современной социокультурной ситуации информационного общества, изменений в образе жизни человека, информатизации образования. Между тем целостная информационная культура педагога, по сути, является вопросом как социального заказа образованию, так и интереса каждого педагога как личности и профессионала, поскольку именно информационная культура определяет его востребованность, успешность самореализации в информационном обществе.

В основе концепции информационного общества лежат представления о возрастании в современном обществе значимости информации и информационных процессов. С этих позиций информационное общество понимается нами как фактор формирования информационной культуры личности.

В исследовании показано, что сущностные характеристики информационной культуры личности определяются такими чертами информационного общества, как:

- становление информации и информационных технологий как стратегического фактора, ресурса развития и основной производительной силы современного информационного общества;

- глобализация процессов и явлений (формирование единого мира, единого информационного пространства, способствующее взаимопроникновению культур);

- повышение роли информационного сектора как в сфере услуг, так и в производственной сфере в целом;

- становление «сетевого» характера общества, сменяющего прежнюю стратифицированную его структуру;

- актуализация информации, знаний и квалификации субъекта как главного фактора власти и управления;

- изменение роли личности (возрастание инструментальных возможностей влияния отдельного человека на информационные процессы всего общества);

- перестройка процесса познания (изменение характера познавательной деятельности, основанной на единстве процессов и методов научного познания, гибкости и многогранности мышления; взаимосвязь эмоционально-чувственного, наглядно-образного, формально-логического и интуитивного мышления; системно-информационная, эволюционно-синергетическая парадигмы как новый стиль мышления);

- изменение статуса науки (приобретение нового облика с интенсивным использованием научных знаний в различных сферах человеческой деятельности; гуманизация науки, переосмысление ее роли и места в развитии человечества; необходимость целостности научного знания);

- сближение естественно-научного и гуманитарного знания и естественно-научной и гуманитарной культуры в целом (повышение значимости эмоциональной сферы, наличие трансдисциплинарных связей; построение единой картины мира, гуманитаризация научного знания; отход от технократизма и т. п.);

- становление образования как приоритетной ценности общества (особая роль образования в информационном обществе: возрастание информационных потоков, достоянное обновление знаний, необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека и т. д.).

Масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, и их культурологические последствия позволяют обоснованно говорить о возникновении проблемы личности в информационном обществе. Проведенный нами анализ тенденций развития современной социокультурной ситуации показал, что проблема личности в информационном обществе обусловлена:

- изменением образа жизни человека (интеграция информационных технологий практически во все сферы деятельности личности и социума; востребованность класса «интеллектуалов»; возникновение новых информационных профессий и отмирание старых; возрастание информационных потребностей в учебной, бытовой, досуговой деятельности и др.);

- расширением поля культуры, определяемого проявлением информационных черт традиционных культур (становление единой человеческой культуры, поликулыурность, многообразие культур, диалог культур; новый тип коммуникации, возрастание роли диалога и полилога и т. п.) и возникновением новых культур (культура электронных СМИ, массовая, экранная, сетевая культуры, информационная культура в целом и др.);

- возникновением в обществе проблем информационной экологии личности, связанных с возрастанием инструментальных возможностей человека (негативное влияние компьютерных и информационных технологий на психофизическое здоровье человека; компьютерная игровая наркомания, интернет-зависимости разного рода, компьютерная преступность, девиантное поведение в сетях, виртуализация межличностного общения, управление массовым сознанием, проблемы информационной безопасности личности и др.).

В данном исследовании определяется понятие информационной деятельности, являющейся универсальной формой бытия человека, методологической основой любой человеческой деятельности в информационном обществе. Информационная деятельность понимается нами как процесс, в ходе которого личность преобразует и познает информационную среду, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды — объектом своей деятельности, наиболее полно, творчески реализуя свои способности, потребности и стремления как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих и общества в целом.

По нашему мнению, многократно возрастающая возможность влияния информационной деятельности отдельного человека на информационные процессы всего общества детерминирует вопрос о «верхней границе» соотношения свободы, ответственности и самоограничения человека как основного регулятора его информационной деятельности. С ростом возможностей и свободы личности в информационном обществе остается едва ли не исключительный механизм регуляции поведения человека —его собственная культура — информационная культура личности. Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Для решения этой задачи в образовании необходим педагог, владеющий целостной информационной культурой, реализующий обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.

Нами были выявлены тенденции развития современного образования, определяющие востребованность целостной информационной культуры педагога:

- создание информационной образовательной среды (использование новых информационных и коммуникационных технологий для совершенствования учебного процесса, развития личности обучаемого);

- создание единого информационного образовательного пространства страны и интеграция его в мировое информационное образовательное пространство (становление мирового сетевого мультикультурного образовательного пространства);

- открытость образования (выбор личностью индивидуальной образовательной траектории; гуманизация, гуманитаризация, фундамента-лизация, индивидуализация и дифференциация образования в условиях интеграции информационных технологий; изменение функций педагога в условиях информационной образовательной среды);

- ориентация образования на личность (формирование разносторонне развитой личности; усиление эффективности личностно-развивающего потенциала образования за счет компьютерной поддержки личностно-развивающих образовательных технологий);

- деятельностная направленность (продуктивность в образовании; возможность создания обучаемым собственных востребованных учебных проектов и продуктов; моделирование обучаемым различных реальных деятельностных процессов, явлений и объектов на основе информационных технологий);

- эволюция новых информационных технологий в образовании как универсального, полифункционального средства познания (системообразующий, интегративный характер новых информационных технологий в образовании, их ориентация на разностороннее развитие личности обучаемого);

- кулыуросообразность образования (отражение в образовании позитивных тенденций трансформации поля культуры, сохранение культурной среды в условиях информационного общества; сдвиг культуры в эпицентр современного образования);

- поликультурность образования (адекватность культурному и этническому многообразию человечества в условиях разрастания глобальных сетей; воспитание толерантности к иным культурам и системам ценностей);

- экологизация, природосообразность образования (ориентация на становление ноосферной личности, способной решать глобальные проблемы человечества; осознание путей обеспечения выживания цивилизации и сохранности человеческой сущности при возрастании инструментальных возможностей личности, появлении перспектив создания искусственного интеллекта);,

- становление информатики как кросскультурной, метаобразовательной области знания (детерминированность информационной деятельности как методологической основы любой деятельности в информационном обществе, в том числе и учебной; развитие и углубление мировоззренческой функции информатики) и др.

Таким образом, нами выявлены методологические основы формирования информационной культуры педагога, в качестве которых выступают тенденции развития современной социокультурной ситуации информационного общества, изменений в образе жизни личности в новых информационных условиях и тенденции развития образования в информационном обществе.

Информационная культура педагога рассматривается в исследовании в двух аспектах: общекультурном - в контексте связи с обще культурной деятельностью человека в информационном обществе (владение базовыми элементами жизнедеятельности человека в информационном обществе; целостная ориентировка в информационном пространстве) и профессиональном - собственно педагогическом (проявление информационной культуры в самосознании педагога и системе его профессиональных качеств, специфике педагогической деятельности в процессе решения образовательных задач).

Мы исходили из того, что понятие «культура» является ключевым при выявлении сущностных характеристик информационной культуры педагога. Для определения понятия «информационная культура педагога» был проведен анализ работ Г. А. Борцовского, Ю. С. Брановского, Г. Г. Воробьева, Н. Й. Гендиной, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, В. А. Каймина, Е. Я. Когана, К. К. Колина, Э. И. Кузнецова, А. А. Кузнецова, Н. В. Макаровой, Ю. А. Первина, В. С. Семенова, Е. П. Смирнова, А. П. Суханова, А. Д. Урсула, И. М. Яглома и др. Исследователи характеризуют информационную культуру личности как основу развития современного общества и формирования мировоззрения, научной картины мира; важнейшее средство познания в новых информационных условиях; универсальную и метапред-метную деятельность человека в информационном обществе и т. д., что позволило нам рассматривать информационную культуру личности как феномен.

Можно выделить два ключевых подхода в работах всех авторов к пониманию информационной культуры - рассмотрение в системе «информация

- культура» в качестве приоритетной либо технократической линии «информация», либо собственно линии «культура», согласно которой ведущим элементом, характеризующим исследуемое понятие, является культура в ее гуманитарных, духовных проявлениях, а линия «информация» выполняет функцию уточняющей характеристики.

С нашей точки зрения, слово «культура» в исследуемом понятии указывает на несводимость феномена «информационная культура личности» к

узко понимаемым «пользовательским умениям», «компьютерной грамотности», а предполагает целостную готовность личности к освоению образа жизни в информационном обществе.

В данном исследовании в качестве методологического основания при определении понятия «информационная культура педагога» был выбран культурологический подход (А. В. Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.). В соответствии с ним самоопределение личности представляет собой самоопределение в культуре мышления, дей-ствования, чувств, общения, поведения. Данный подход позволяет трактовать формирование информационной культуры как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, развития идей диалога естественно-научной и гуманитарной культур, при котором происходит индивидуальная, личностная актуализация заложенных в ней смыслов как основы для роста творческого потенциала, возрастания индивидуальной свободы человека, его самореализации в информационной среде.

Культурологический подход способствует преодолению противоречия между обезличенным представлением о человеке как придатке техники, технократическим подходом к роли человека в современном информационном обществе и возвратом к его сущностной характеристике как свободной, самоопределяющейся личности, находящейся в непрерывном диалоге с самим собой, другими личностями и произведениями культуры, воплощающими в себе всю предшествующую и настоящую культуру, природой, миром в целом.

При определении информационной культуры педагога необходимо рассмотреть ее проявление в культуре педагога, что обусловило обращение к исследованиям Е. В. Бондаревской, Т. В. Ивановой, И. Ф. Исаева, Н. Б. Крыловой, Е. Н. Шиянова и др., посвященным педагогической и профессионально-педагогической культуре.

Анализ различных подходов к этим понятиям позволил сделать вывод о том, что авторы выделяют в культуре педагога методологическую, ценностно-смысловую, коммуникативную, эмоционально-волевую, процессуально-деятельностную, рефлексивную культуры и культуру саморазвития и самосовершенствования педагога. В целом понятие «культура педагога» имеет более широкий смысл, чем педагогическая культура и профессиональнопедагогическая культура, поэтому мы рассматриваем их в рамках единого интегрального понятия — «культура педагога» как многоуровневое явление, включающее не только профессиональные, но и личностные качества педагога (характер, общительность, общая эрудиция, творческий потенциал в целом и т. д.).

Опираясь на анализ понятий «информационная культура личности» и «культура педагога», была дана авторская трактовка понятия «информационная культура педагога». Информационная культура педагога — это

интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности, реализуемое в способах взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде, в ее познании и преобразовании, определяющее целостную готовность личности к творческому освоению образа жизни в информационном обществе и про-

являющееся в специфике педагогической деятельности и системе профессиональных качеств педагога.

Основные функции информационной культуры педагога могут быть определены исходя из учета специфики его информационной деятельности, многообразия взаимоотношений и взаимодействий в информационной среде. Учитывая указанные особенности, нами были выделены следующие основные функции информационной культуры педагога: гносеологическая, этико-гуманистическая, проектировочно-прогностическая, нормативно-регулятивная, рефлексивная. Каждая функция отражает многообразие решения общекультурных и профессионально-педагогических задач и подчеркивает многоаспектность содержания информационной деятельности. Анализ функций позволяет выявить содержание и структуру информационной культуры педагога.

В ходе теоретического моделирования нами выделены следующие компоненты информационной культуры педагога:

- когнитивно-операциональный (владение системно-информационным подходом в познании объектов, явлений и процессов окружающего мира; наличие у педагога целостных представлений об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентировку в ней);

- инструментально-деятельностный (компетентность педагога в области организации информационной деятельности, владение методологией ее осуществления; рефлексия с целью придания ей творческого характера, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде);

- профессионально-педагогический (владение целостным системным методом проектирования, реализации, коррекции информационной деятельности в профессионально-педагогической сфере; ее ориентация на развитие личности обучаемого; мотивационная и практическая готовность к рефлексии и прогнозированию целей, способов и результатов информационной деятельности в профессионально-педагогической сфере);

- коммуникативный (компетентность педагога в гибком и конструктивном ведении диалога типа «человек - человек» (информационная проблематика), «человек - компьютер» (эффективное управление компьютерной системой) и «человек ~ компьютер - человек» (опыт совместной деятельности в информационной среде); рефлексия педагогом всех его информационных контактов);

- ценностно-смысловой (ценностное отношение к объектам, явлениям, процессам информационной среды; мировоззрение информационного общества; рефлексия мотивов, смыслов, целей, качества и результатов информационной деятельности; осознанность нравственного, этического выбора индивидуальной точки зрения и линии поведения в информационной среде).

Информационная культура педагога предполагает ее уровневую структуру.

Уровень компьютерной грамотности - «Я - исполнитель». Информационная деятельность педагога характеризуется слабой выраженностью вариативности - в основном это деятельность по образцу, осознаваемая нецелостно; последовательность действий не продумана. Критериями дости-

жения данного уровня являются ситуативность информационной деятельности, ее репродуктивный характер.

Методологический уровень - «Я - тактик». Информационная деятельность педагога характеризуется вариативностью, поиском и освоением ее новых методов и форм; она целостно осознана; последовательность действий планируется и реализуется адекватно поставленной цели; информационная деятельность носит продуктивный характер. Критериями достижения данного уровня являются универсальность, межпредметность информационной деятельности, ее методологический, инструментальный характер.

Уровень саморазвития — «Л - стратег». Информационная деятельность педагога характеризуется слабой выраженностью, стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию в сфере информационной культуры; она рефлексируется и носит креативный характер. Критериями достижения этого уровня являются интегративный, полифункциональный характер информационной деятельности; ее межпредметность и универсальность достигают высокого уровня свободной ориентировки и личностной свободы в информационной среде.

Анализ педагогических исследований в области дидактики, теории и методики обучения информатике в педвузе (Ю. С. Брановский, А. Л. Денисова,!’. В. Добудько, М. И. Жалдак, Э. И. Кузнецов, В. В. Лаптев, А. В. Могилев, А. В. Петров и др.), изучение нормативных документов и собственная многолетняя практика автора позволили выделить следующие проблемы профессионально-педагогического образования:

- отсутствие преемственности между подготовкой но информатике и информационным технологиям в общеобразовательной и высшей профессиональной школе;

- слабое о тражение тенденций развития информационного общества, современной социокультурной ситуации, информатизации образования, востребованности информационной культуры будущего педагога в целях и содержании, зафиксированных государственными стандартами требований к профессиональной подготовке будущего педагога;

- фрагментарность существующей информационной подготовки в педагогическом вузе, направленной преимущественно на инструментально-технологический уровень информационной деятельности, ее репродуктивный характер, и не способствующей формированию мировоззренческих, ценностно-смысловых аспектов информационной деятельности будущих педагогов;

- неразработанность эффективных методических систем и их программного обеспечения, ориентированных на формирование целостной информационной культуры педагога; слабое отражение в преподавании дисциплин информационного цикла межпредметных связей с другими учебными предметами, ориентации на применение новых информационных технологий будущими педагогами в конкретной предметной области.

Выделенные нами проблемы актуализируют формирование целостной информационной культуры будущего педагога как одной из приоритетных целей профессионально-педагогического образования и существенный пересмотр концептуальной системы взглядов на профессиональную подго-

товку будущего педагога в условиях становления информационного общества и адекватной ему культуры, информатизации образования.

Концепция формирования информационной культуры будущего педагога представляет собой систему взглядов на его информационную подготовку, определяет ее ключевые понятия и параметры, стратегию и тактику. Она создается с целью проектирования методической системы формирования информационной культуры будущего педагога и изменения на ее основе целевых, содержательных, процессуальных компонентов его подготовки к профессионально-педагогической деятельности в условиях информационного общества.

Концепция направлена на преодоление исторически сложившихся подходов к информационной подготовке будущих педагогов в высшем педагогическом образовании: формирование утилитарной компьютерной грамотности педагога; узкая дисциплинарность, замкнутость учебных дисциплин информатического направления; невозможность выхода «за пределы» естественно-научной культуры, «на границы» 1уманитарной; отсутствие «диалога культур».

В структуре концепции формирования информационной культуры будущего педагога в условиях его профессиональной подготовки в вузе мы выделяем три основных блока: 1) методологический (обоснование когщепции); 2) теоретический (теоретические основы и модели); 3) практический (методическая система формирования и ее реализация). Рассмотрим их подробнее.

1. К методологическим аспектам концепции формирования информационной культуры будущего педагога относятся ее источники, факторы, особенности.

Источниками концепции выступают теория становления информационного общества, культурологические исследования в области процессов информатизации общества, основы теории и методики обучения информатике (целевой, содержательный и процессуальный аспекты).

Основными факторами концепции являются интеграционные процессы в науке, культуре и образовании; взаимосвязь культуры и образования, сближение гуманитарной и естественно-научной культур; информатизация образования, особое место информатики и информационных технологий в современном мире, образовании; открытое образование; личностная ориентация образования и другие тенденции современного этапа развития образования.

Особенности концепции связаны с ее сложной структурой, с ориентацией на культуросообразность образования, на подготовку педагога в условиях информационного общества.

2. К теоретическим основам концепции формирования информационной культуры будущего педагога отнесем ведущие идеи, основополагающие принципы, основные положения концепции, отражающие целевые, содержательные, процессуальные аспекты формирования информационной культуры будущего педагога в современном педагогическом образовании.

Исходными идеями концепции являются единство и целостность информационной картины мира и ее познания; сложный динамический характер информационных процессов в мире и культуре; целостность личности.

В основу концепции положены следующие принципы: методологические; конкретизирующие и уточняющие методологические; общие принципы отбора содержания; предметно-содержательные; частнодидактические; определяющие специфику современного мира; представления и структурирования содержания; ориентации на становление личности познающего субъекта.

3. Практический блок концепции определяет опытно-экспериментальную деятельность по реализации методической системы формирования информационной культуры педагога, состоящую из таких компонентов, как цели, содержание, методы, средства, организационные формы, управление, а также наборы учебных курсов, учебно-профессиональные ситуации и др.

Методическая система обучения как система представляет определенную совокупность компонентов, образующих единое целое в своем взаимодействии, которое может бьггь разделено определенным способом. Исходя из традиционных представлений, под методической системой формирования информационной культуры будущего педагога будем понимать совокупность взаимосвязанных компонентов (цели, содержание, методы, средства и организационные формы), необходимых для создания целенаправленного и строго определенного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированного на формирование информационной культуры будущего педагога.

В методической системе формирования информационной культуры будущего педагога выделяются следующие цели:

— глобальная цель предполагает формирование информационной культуры будущего педагога в условиях его профессиональной подготовки (востребована обществом и коррелирует с целями, заложенными в государственном стандарте);

— этапные цели соответствуют конкретным этапам формирования информационной культуры будущего педагога (пользовательскому, профессионально-педагогическому, мировоззренческому);

— фазовые цели отражают динамику формирования информационной культуры в рамках учебных курсов, учебных тем (от мотивационной фазы через репродуктивно-деятельностную к индивидуально-творческой);

-—оперативные цели достигаются в рамках конкретного учебного материала, учебно-профессиональных ситуаций, при решении задач, в условиях диалога, игры и пр.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—интегративные цели пронизывают весь процесс формирования информационной культуры будущего педагога (коррелируют со взаимосвязанными компонентами информационной культуры педагога), определяются его динамичностью (стадии, уровни информационной культуры) и ориентированы на формирование целостной информационной культуры будущего педагога.

Поддерживая позицию В. В. Краевского в определении содержания образования, направленного на формирование информационной культуры будущего педагога, будем рассматривать его на трех традиционных уровнях (общего теоретического построения содержания; учебных предметов как конкретизации первого уровня; учебного материала). Содержание образования реализуется на четвертом (процесса обучения) и пятом (структуры личности обучаемого) уровнях.

1. Уровень общего теоретического построения содержания включает в себя три взаимосвязанные области:

— научно-предметную, отражающую содержание информатики как науки, ее специфику, связи с другими науками и состоящую из следующих компонентов: 1) предметно-образовательного (основы науки информатики-система научных знаний в области информатики, методы познания); 2) естественно-научного (информатика как фундаментальная наука об информации и информационных процессах в природе и технических системах; взаимосвязь информатики и других естественных наук); 3) гуманитарного (информатика как наука об информации и информационных процессах в обществе; взаимосвязь информатики и гуманитарных наук);

— учебно-профессиональную, отражающую содержание информатики и информационных технологий в специфике их проявления в профессионально-педагогической сфере и состоящую из следующих компонентов: 1) профессионально-когнитивного (целевой, содержательный и процессуальный компоненты образования - компьютерная дидактика); 2) профессионально-технологического (педагогические технологии и аспекты их информатизации; типологии образовательных электронных программных продуктов, методология их разработки и применения и основные направления их использования в профессионально-педагогической деятельности); 3) профессионально-гуманитарного (психолого-педагогические особенности применения информационных технологий в образовании; гуманизация, фундаментализация учебного процесса на основе информационных технологий);

— социокультурную, отражающую содержание информатики как науки о процессах информатизации общества и как элемента культуры и состоящую из следующих компонентов: 1) культурно-мировоззренческого (системно-информационные основы современного миропонимания; диалог культур в информационном обществе); 2) эстетико-культурного (информатика как элемент культуры; эстетика, эргономика и творчество в информатике; взаимосвязь информатики и искусства); 3) историко-культурного (информатика и технический прогресс; информатика и эволюция общества); 4) экокультурного (сохранение культурного наследия и цивилизации в условиях информационного общества; экоэтическая, социально-психологическая проблематика взаимодействия в сложной системе «человек - техника - природа»),

2. Уровень учебного предмета (курса) - совокупность предметов (курсов) информатического цикла, ориентированных на формирование информационной культуры будущею педагога.

Выделенные области составляют проблемно-предметное поле конкретных учебных курсов, которое вместе с их логической структурой позволяет обеспечить открытость, вариативность, нелинейность, расширяемость, распределенность содержания; полифункциональность построения профессионально-информационной подготовки будущего педагога.

Содержание реализуется на этом уровне через интегративный комплекс информатических дисциплин: I) традиционный курс «Информатика», который имеет общетеоретическую и практическую направленность; 2) курсы «Информационные технологии в образовании» и «Креативные информаци-

онные технологии», обладающие профессионально-педагогической направленностью; 3) курсы «Социальная информатика» и «Компьютерная коммуникация», имеющие социокультурную, гуманитарную направленность.

Поддерживая позицию Н. И. Пака, И. Ю. Степановой, Т. А. Яковлевой, мы считаем, что формирование информационной культуры будущего педагога не может осуществляться изолированно, только в рамках узкопредметной области «Информатика», что обусловливает необходимость межпредметной интеграции. Комплекс информатических дисциплин в вузе приобретает свойства открытой системы и трансформируется в открытый метакурс информатики, который отражает ее как кросскультурную, метаобраз овательную область знания, занимающую особое место в современном мире и играющую важную роль в современном информационном обществе.

Практический опыт реализации открытого нами метакурса «Информатика» в Волгоградском государственном педагогическом университете позволяет выделить три его основные модели: 1) интегративный комплекс информатических дисциплин; 2) открыто распределенный курс информатики при обучении специальным предметам, организации научно-исследовательской работы студентов педвуза на основе межпредметных связей средствами информационных технологий, интеграции всех компонентов информационной образовательной среды вуза; 3) модульно-распределенный курс, характеризующийся распределенностью отдельных разделов информатики по другим предметам (как естественно-научным, так и гуманитарным) и модульным построением содержания курса информатики (включая вынос отдельных модулей в дистанционное обучение).

3. Уровень учебного материала - реальное наполнение элементов состава содержания.

Выделенные нами в содержании профессиональной подготовки будущего педагога в открытом метакурсе информатики взаимосвязанные области представлены на уровне учебных курсов в виде программы в традиционном ее понимании. Однако в реальном учебном процессе они могут отразиться на уровне учебного материала в виде проблемно-предметного поля, что в сочетании с логической структурой конкретного учебного курса дает возможность расширить минимум содержания учебного материала вариативной частью, передающей специфику направления профессиональной подготовки, конкретную специальность будущего педагога, а также интересы и склонности обучаемых, и обеспечивает возможность выявить альтернативные варианты композиции содержания и его развертывания в процессе изучения открытого метакурса информатики. Представление содержания в таком виде позволяет отойти от фрагментарности, «мозаичности» подачи содержания и рассмотреть открытый метакурс информатики в единстве всех трех его составляющих.

При разработке опытно-экспериментальной реализации методической системы формирования информационной культуры будущего педагога в качестве основной дидактической единицы (средства) была выбрана учебно-профессиональная ситуация. Традиционные средства обучения (учебнопедагогические задачи, дидактические игры, учебные проекты и др.) в рамках данного исследования выступали как формы организации учебно-профессиональной ситуации, которая востребует в учебном процессе мотива-

дню учения, мобилизацию творческих сил будущих педагогов, актуализацию ими ценностно-смысловых асдектов собственной образовательной деятельности, ориентацию на самостоятельное принятие решения, рефлексию механизмов саморазвития, «самотворения». Мы выстраивали обобщенную совокупность учебно-профессиональных ситуаций, отражающую стадийность процесса формирования информационной культуры будущего педагога и направленность на приоритетное формирование ее компонентов.

Методы и организационные формы учебного процесса детерминированы целевым компонентом методической системы формирования информационной культуры будущего педагога.

В ходе корреляционного анализа нами было установлено, что в методическую систему формирования необходимо включить компонент управление, реализатором которого выступает преподаватель, что находит отражение в его индивидуальном методическом стиле. С нашей точки зрения, методический стиль преподавателя вуза - это творческий поиск, выражение его педагогической позиции в образовательном процессе, характер которой определяется уровнем осознания себя как примера для обучаемых - носителя целостной информационной культуры. Методический стиль реализуется либо на уровне воспроизведения в новых условиях уже существующих методик, либо на более высоком уровне как генерация новой методической идеи, как методическое творчество; является продуктом рефлексии собственной информационной деятельности преподавателя в информационной среде и его профессиональной деятельности.

Таким образом, с включением компонента управления методическая система формирования информационной культуры будущего педагога приобретает следующий вид (рисунок).

Представленная модель методической системы формирования информационной культуры будущего педагога в педагогическом вузе была создана в

Методическая система формирования

Цели Содержание Методы Средства Оргформы

•Глобальная -Этапные 'Фазовые •Оперативные •Интегративные Области: •научно- предметная; -учебно-профес- сиональная-; ■ социокультурная ■Обще- научные ■Препо- давания ■Учебные ■Традиционные (учебно-профессиональные ситуации, проекты, игры, задачи и т. д.) ■Информационных технологий ■Традицион- ные •Инновацион- ные

Управление

Методический стиль преподавателя

Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога

ходе проектировочной деятельности (осуществляемой автором и научным коллективом, возглавляемым им), состоящей из трех этапов: 1) подготовительного (фиксация потребности в разработке проекта методической системы формирования; обеспечение проектировочной деятельности; создание и запуск системы управления проектировочной деятельностью; кадровое и ресурсное обеспечение проектирования); 2) основного (построение представлений об информационной культуре педагога, конструирование основных требований к ней); 3) завершающего (экспертная оценка полученного проекта; его доработка и принятие решения об освоении) - и реализующей следующую последовательность действий: принятие решения о необходимости проектирования; выбор базовой модели методической системы; обеспечение проектировочной деятельности; анализ и прогноз социокультурной ситуации и требований к системе профессиональной подготовки будущего педагога в вузе; анализ состояния и достижений действующей системы профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе; генерация проектных идей; поиск информации об аналогичном опыте; работа с ресурсами; конструирование ноля проблем и путей их преодоления; разработка модели методической системы; экспериментальная проверка проекта.

При реализации методической системы формирования информационной культуры будущего педагога в реальном учебном процессе нами выделены следующие этапы: пользовательский, профессионально-педагогический и мировоззренческий; для различных этапов представлена характеристика компонентов методической системы формирования информационной культуры будущего педагога (таблица).

Этапы формирования информационной культуры будущего педагога

Параметры Этапы формирования

Этап 1. Пользовательский

Цели Формирование когнитивно-инструментальной составляющей информационной культуры будущего педагога

Содержание Научно-предметная область открытого метакурса информатики

Методы Методы, адекватные цели

Средства Учебно-профессиональные ситуации, направленные па приоритетное формирование когнитивно-операционального и иструментально-деятельностного компонентов информационной культуры будущего педагога

Формы Организации учебной деятельности Лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа; практикум по освоению информациошю-ггехнологичеекого инструментария

Планируемые результаты: когнитивный аспект Освоение базового курса информатики, информационно-технологического инструментария и на его основе технологий учебной деятель ности; способов получения, преобразования, представления и интерпретации информаций

Планируемые результаты: личностный аспект Осознание целей информационной деятельности и идентификация поля своих возможностей в информационной среде; рефлексия сочетания целей информационной деятельности и имеющихся ресурсов их достижения при постановке различных задач

Окончание таблицы

Параметры Этапы формирования

Этап 2. Профессионально-педагогический

Цели Формирование профессионально-педагогической направленности информационной культуры будущего педагога

Содержание Учебно-профессиональная область открытого метакурса информатики

Методы Методы, адекватные цели

Средства Учебно-профессиональные ситуации, направленные на приоритетное формирование профессионально-педагогического компонента информационной культуры будущего педагога

Формы организации учебной деятельности Лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа, курсовая работа, педагогические практики, дидактические практикумы, дистанционное обучение

Планируемые результаты: когнитивный аспект Освоение основ компьютерной дидактики, методов организации профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, способов организации и функционирования информационно-образовательной среды

Планируемые результаты: личностный аспект Осознание целей и идентификация поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности в профессионально-педагогической области; рефлексия сочетания целей информационной деятельности и.оценки имеющихся ресурсов при постановке образовательных задач; развитие личностных качеств: креативности, коммуникабельности, гуманного отношения к ученику

Этап 3. Мировоззренческий

Цели Формирование мировоззренческой составляющей информационной культуры будущего педагога

Содержание Социокультурная область открытого метакурса информатики

Методы Методы, адекватные цели

Средства Учебно-профессиональные ситуации, направленные на приоритетное формирование коммуникативного и ценносгно-смыслового компонентов информационной культуры будущего педагога

Формы организации учебной деятельности Лекции, лабораторно-практические заня тия, самостоятельная и проектная работа, курсовая и выпускная квалификационная работы, педагогическая практика, научноисследовательская работа, дидактические практикумы, дистанционное обучение

Планируемые результаты: когнитивный аспект Освоение основ социальной информатики, системно-информационных основ современного миропонимания, системно-информационного подхода как метода научного познания

Планируемые результаты: личностный аспект Формирование методологии, собственной позиции и стиля в реализации будущим педагогом информационной деятельности, рефлексия целей, способов и результатов информационной деятельности; развитие личностного опыта креативности, коммуникабельности, толерантности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде .

Для проверки эффективности процесса формирования информационной культуры будущего педагога в условиях его профессиональной подготовки в вузе нами разработана и реализована модель мониторинга.

Под педагогическим мониторингом формирования информационной культуры будущего педагога будем понимать диагностику, оценку и прогнозирование этого процесса. Мы использовали модель мониторинговой деятельности, в рамках которой осуществляется диагностика информационной культуры будущего педагога и мониторинг процесса формирования информационной культуры будущего педагога на различных его этапах.

Эффективность процесса формирования информационной культуры будущего педагога оценивается с помощью построения системы мониторинга, включающего в себя сбор сведений о качественном приросте и прогрессе формирования информационной культуры будущего педагога; установление уровня сформированное™ информационной культуры будущего педагога; определение возникающих противоречий в этом процессе, выявление проблемных областей; определение тенденций и дидактических условий эффективности формирования информационной культуры будущего педагога; осуществление коррекции процесса формирования в ходе мониторинга.

Для осуществления диагностики информационной культуры будущего педагога, по нашему мнению, необходимы методики (наблюдение; анализ учебной деятельности студента, рефератов, докладов, результатов контрольных работ и т. п.; беседы, интервью; анализ проектов, выполненных студентами; тестирование; метод экспертных оценок и др.), которые позволяют выявить недостаточную сформированность уровня информационной культуры будущего педагога.

Отметим, что при формировании информационной культуры будущего педагога проблема педагогической диагностики, мониторинга существенно усложняется, поскольку ставится задача отслеживать динамику изменения интегративного качества личности, что существенно сложнее, чем определение, например, уровня освоения того или иного учебного материала. В случае формирования информационной культуры невозможно ориентироваться на некоторый усредненный образ обучаемого - обобщенную динамическую модель, которая предполагает, что обучаемые в процессе обучения меняются по каким-то общим закономерностям. Традиционная диагностика сводится к отнесению на основе четкого алгоритма каждого обучаемого к определенному виду, типу; типологические характеристики составляются либо на основе статистических методов, либо формализацией характеристик свойств личности, что позволяет свести их к некоторому небольшому числу показателей. Стандартизованный контроль дает возможность представить результаты такой диагностики в числовой форме, однако общепризнано, что процессы личностного развития диагностировать весьма сложно, для них не существует методов определения валидности диагностических методик, отношения результатов диагноза и прогноза, соответствия качественного и количественного аспектов диагностики и мониторинга. С этой точки зрения выделение отдельных типологических групп по виду динамики формирования информационной культуры будущего педагога может быть весьма условным.

Таким образом, на современном этапе развития общества, когда перед системой непрерывного педагогического образования стоит актуальная задача подготовки будущего педагога к профессионально-педагогической деятельности в новых информационных условиях, дальнейшее совершенствование этого процесса связано с реализацией методической системы формирования информационной культуры будущего педагога, понимаемой с позиций культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.