Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникативной компетенции преподавателей вуза в среде дистанционной поддержки обучения'

Развитие информационно-коммуникативной компетенции преподавателей вуза в среде дистанционной поддержки обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СРЕДА ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмыкова Светлана Владимировна

Предложена система развития информационно-коммуникативной компетенции преподавателей в сформированной среде дистанционной поддержки обучения. Система представляет собой целостную совокупность модели ИКК, уровневой структуры развития ИКК и необходимых условий, обеспечивающих достижение цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposed a system development of information and communication competence of teachers in the remote support training environment. The system represents a complete set of model ICC, tiered structure of the ICC and the necessary conditions for achieving the goal

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникативной компетенции преподавателей вуза в среде дистанционной поддержки обучения»

УДК 378.147; 378.146

С.В. Калмыкова

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

В связи с постоянно возрастающими требованиями к уровню подготовки специалистов высшего профессионального образования необходимость изменения самой парадигмы образовательного процесса, ее концептуальной модели от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» стала очевидной. Смена парадигмы определяет основные тенденции развития современного образования, а именно: непрерывность, массовость, фундаментальность, индивидуализация и гуманизация, ориентация на компетентностный подход. Использование новых технологий позволяет в настоящее время организовать образовательный процесс на качественно новом уровне, значительно расширить формы и методы его организации. Одной из таких форм является дистанционное обучение. На основании определений, сформулированных А.А. Андреевым, Е.С. Полат, А.В. Хуторским [2, 5, 6], под дистанционным обучением мы будем понимать такую форму получения образования, когда взаимодействие преподавателя и студента, студентов между собой происходит на расстоянии с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Дистанционная поддержка образовательного процесса предполагает использование средств и методов, присущих дистанционному обучению, в традиционном учебном процессе вуза.

Преподаватели, получившие традиционную подготовку, не могут «с ходу» приступить к реализации инструментов дистанционно -го обучения в классическом образовательном процессе. Другая техника, новые возможности коммуникации, современные приемы управления требуют особой квалификации. Другими словами, необходим определенный уровень информационно-коммуникативной компетенции (ИКК) преподавателей, позволяющий им полноценно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.

Используемая в исследовании система развития ИКК обусловливает создание образовательной среды, обеспечивающей возможность саморазвития ее участников и достижение высокой результативности учебного процесса. Такая среда названа в работе средой дистанционной поддержки обучения (СДПО).

Цель исследования — разработать и апробировать систему развития ИКК преподавателей при использовании средств и методов дистанционной поддержки обучения.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуты следующие предположения:

1) результативное развитие ИКК преподавателей в СДПО возможно при обеспечении определенных педагогических условий, а именно:

— организационных, регламентирующих требования к структуре образовательной среды вуза и правила взаимодействия в ней; обусловливающих модели оценки результативности учебного процесса;

— методических, определяющих цели и задачи внедрения дистанционной поддержки обучения в образовательный процесс; содержащих рекомендации преподавателям по способам и методам результативного использования возможностей СДПО для различных уровней готовности субъектов учебного процесса и электронных учебных материалов; включающих методики оценки результативности учебного процесса;

— мотивационных, реализующих мероприятия, необходимые для повышения мотивации преподавателей как потенциальных участников СДПО и формирующие качественные изменения педагогической активности субъектов образовательного процесса;

2) результативность реализации системы развития ИКК зависит от эффективности реализации необходимых педагогических условий.

Современные теоретические исследования, касающиеся развития ИКК преподавателей

вуза, в нашем исследовании дополнены знанием о необходимости специальной подготовки, учитывающей специфику условий, в которых эта компетенция развивается. Предложенная целостная модель развития ИКК преподавателей в среде дистанционной поддержки обучения интегрирует условия, уровни и необходимые компоненты развития. Модель ИКК построена таким образом, чтобы способствовать формированию у преподавателей устойчивой моти-вационной составляющей к анализу и совершенствованию используемого инструментария среды. Сформулированы критерии оценки и предложена методика оценки результативности деятельности преподавателя в учебной среде вследствие возросшего уровня ИКК.

Исходя из определения системы как совокупности множества частей, связанных и организованных между собой для достижения общей цели, под системой развития ИКК преподавателей в СДПО понимается целостная совокупность модели ИКК, уровневой структуры развития ИКК и необходимых условий, обеспечивающих достижение цели.

Проведенный анализ позволил выявить основные направления формирования дистанционной поддержки обучения в образовательной среде. Под образовательной средой в соответствии с определениями, данными А. В. Хуторским, В. А. Ясвиным и другими авторами [6, 7], понимается окружение обучающегося, способное обеспечивать его продуктивную деятельность, т. е. целостность специально организованных педагогических условий развития личности. В зависимости от конкретных условий: объема ресурсов, выделяемых на развитие среды, уровня оснащения аппаратно-программными средствами, количества учебных групп и общего числа обучающихся, разнообразия преподаваемых дисциплин и т. п., вопрос о структуре образовательной среды может решаться по-разному. Образовательное пространство с внедренными в него информационными технологиями мы называем средой дистанционной поддержки обучения.

На основании работ, в которых даются определения и рассматриваются различные компетенции и их компоненты (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), введено понятие

информационно-коммуникативной компетенции [3, 6]. Информационно-коммуникативная компетенция представляет собой синтез понятий информационной и коммуникативной компетенций. При этом под информационной компетенцией понимается следующее: знания, умения и навыки по самостоятельному поиску, анализу и отбору необходимой информации; навыки деятельности по отношению к ее организации, преобразованию, сохранению и передаче. Под коммуникативной компетенцией понимаются знания, умения и навыки взаимодействия с окружающими людьми как непосредственно, так и при помощи средств связи. Таким образом, ИКК — это сформированные умения по осуществлению результативного взаимодействия в образовательном процессе посредством информационных технологий. Уровень развития ИКК преподавателей должен позволять им эффективно организовывать работу обучающихся с использованием дистанционных технологий.

Общей стратегией развития ИКК преподавателей в СДПО является поэтапное формирование определенного уровня их ИКК. Необходимое условие его достижения — осознание преподавателем изменяющихся целей и задач образовательного процесса в СДПО в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий.

В работе развитие компетенции рассматривается на трех последовательно усложняющихся уровнях (знания, умения, опыт). На каждом из них может быть достигнут определенный уровень сформированности ИКК. Разделение по уровням проведено в соответствии с общепринятым определением профессиональной компетенции, рассматриваемой как способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (рис. 1).

На рис. 1 стрелка обратной связи означает, что при изменении условий (например, при внедрении нового программного обеспечения), используя полученные знания, умения и опыт по работе в СДПО, преподаватель «наращивает» блок базовых знаний уже для новых условий и, скорее всего, более быстрыми темпами и более результативно начинает осваивать новые инструменты.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Т

Рис. 1. Уровни развития ИКК

Разработанная модель ИКК представляет собой связанную систему целевого, деятель-ностного, концептуального и рефлексивного блоков (рис. 2).

Целевой блок развития ИКК позволяет осмыслить новые ценности и новую целевую

направленность, связанную с педагогическим взаимодействием в среде дистанционной поддержки обучения.

Деятельностный блок предполагает формирование умений преподавателя по разработке учебных курсов, установлению взаимосвязей между ними, формированию междисциплинарных связей, организации групповой работы среди преподавателей и студентов, используя инструменты, предоставляемые средой. В соответствии с ориентирами целевого блока продуктивность деятельности анализируется через умения решать определенные педагогические задачи. Это требует от преподавателя конкретизации результатов, которые возможно получить, используя те, или иные инструменты среды.

Концептуальный блок отражает специфику развития ИКК в СДПО. Основными принципами ее являются открытость, динамичность, инте-гративность с другими средами. Эти принципы

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

А \

Целевой блок • Формирование мотивации на интеграцию традиционного учебного процесса с дистанционными технологиями • Формирование мотивации на изменение системы отношений преподаватель — студент за счет внедрения СДПО Концептуальный блок • Педагогический инструментарий среды • Возможность адаптивной подачи учебного материала в среде • Возможности организации групповой работы преподавателей в СДПО • Коммуникативное общение посредством информационных технологий в СДПО • «Расширение диапазона» учебного процесса Деятельностный блок • Владение инструментами, позволяющими организовать собственное «электронное образовательное пространство в СДПО • Реализация групповой работы средствами среды • Реализация технологий совместного обучения • Создание электронных ресурсов, дополняющих и частично заменяющих элементы традиционного образовательного процесса

У

Рефлексивный блок • Критерий адаптивности учебного материала в зависимости от уровня начальных знаний • Критерий оценки уровня взаимодействия преподавателей • Критерий оценки привлекательности инновационных технологий • Интегрирующий критерий оценки уровня достижений

Рис. 2. Модель ИКК

позволяют реализовывать адаптивность подачи материала в учебной среде и адаптивный подход к формированию ИКК преподавателей, имеющих различный начальный уровень знаний.

Рефлексивный блок формирует у преподавателей способность осознавать, производить анализ и изменять характер своей работы в СДПО в зависимости от того, какой уровень компетенции уже сформирован и какого уровня желательно достичь на данном этапе. Разработан набор критериев, позволяющий производить качественную и количественную оценку сформированной компетенции: адаптивности учебного материала в зависимости от уровня начальных знаний; оценки уровня взаимодействия; оценки привлекательности инновационных технологий; интегрирующий

критерий оценки уровня достижений.

Необходимым условием развития ИКК является наличие у преподавателей определенного начального уровня подготовки, заключающегося в присутствии у него определенных компетенций: информационной и коммуникативной. Проведение оценочных мероприятий по определению начального уровня невозможно без выделения составляющих этих компетенций, способствующих формированию оценочных критериев. Анализ позволил выделить структурные компоненты этих компетенций (табл. 1).

В работе проведен анализ реализации требуе-мыхдля развития ИККусловий на различных уровнях, результаты которого приведены в табл. 2.

Таблица 1

Содержание структурных компонентов компетенций

Приложение компетенции Компетенция

информационная коммуникативная

Реальные объекты окружающей действительности, входящие в круг данной компетенции Любые источники информации (книги, Интернет, СМИ и т. д.) Любые «точки соприкосновения» в обществе (разговор по телефону, общение на улице и т. д.)

С какими знаниями связана данная компетенция Знания в области информационных технологий, техники. Знания о разнообразии источников информации Знания в области правил поведения, речевой, словарный запас. Умения в области общения (знакомство с посторонними людьми, умение вести дискуссию, поддержать разговор)

В каких способах деятельности проявляется освоение данной компетенции Работа с любыми видами информации Работа с людьми в любом ее проявлении (по телефону, через компьютер, очно)

На решение каких образовательных задач направлена компетенция Самостоятельно находить необходимую информацию, применять и использовать полученные знания. Актуализировать уже имеющиеся знания Умение работать в группе, владеть разными социальными ролями в коллективе, представлять себя, задавать вопрос, вести дискуссию

В каких предметах имеет наибольшее проявление Информатика, предметы гуманитарного, экономического, управленческого цикла. Для большинства технических направлений важны постоянное обновление информации, и наоборот, информация о забытых технологиях Гуманитарного цикла (управление, реклама и т. д.), экономического и естественнонаучного циклов (в том числе информатика), точные науки и т. д.

Каким должен быть минимальный уровень подготовленности, необходимый для освоения данной компетенции Умение включить компьютер, Знакомство с операционной системой (интерфейс, структура дисков). Умение работать хотя бы в одном из редакторов и пользоваться сетью Интернет Умение представиться, познакомиться, наладить контакт. Иметь представление о роли в коллективе

Таблица 2

Условия развития ИКК преподавателей в СДПО на различных уровнях (см. рис. 1)

Уровень

Условия

организационным

методические

мотивационные

Базовые знания

Использование компьютера для создания электронных материалов, организация очных лекционных и практических занятий

Наличие собственных курсов лекций, практических занятий, тестов в «традиционном» варианте

Желание расширить «диапазон» учебного процесса за счет интеграции различных технологий

Знания

Доступ к курсам, странице регистрации, базовому инструментарию среды

Материалы по изучению статических инструментов среды и внедрению их в учебный процесс

Демонстрация использования статического инструментария в учебном процессе, возможностей групповой работы над материалом

Умения

Реализация в СДПО инструментов «активного» взаимодействия преподаватель — студент. Поддержка возможности непрерывности учебного процесса

Материалы по изучению активных инструментов среды, внедрению их в учебный процесс, организации коммуникативного взаимодействия в среде

Демонстрация возможностей и проведение «пробных» коммуникативных занятий. Возможность создания своего «Учебного блока» в виде новой среды

Опыт

Функционирование СДПО в «полном объеме» (активен весь инструментарий, постоянное функционирование СДПО, как учебных, так и интегрирующих блоков)

Материалы по созданию собственных учебных сред, организации коллективной творческой работы инструментами СДПО при отсутствии визуального контакта с аудиторией

Желание расширить диапазон учебного процесса, внедряя информационные технологии в учебный процесс. Побудительным мотивом является изменение его результативности

Компетенция

Возможность организации собственного учебного пространства, наличие полного «функционала» СДПО в распоряжении преподавателей

Консультационная и техническая поддержка

Собственное видение организации учебного процесса на основании анализа получаемых результатов, не только своих, но и других работающих в среде преподавателей

При выборе программного обеспечения для реализации учебных блоков СДПО предпочтение было отдано Moodle (ModularObject-Oriented Dynamic Learning Environment) как наиболее популярной в мире системе [1]. Moodle обладает разнообразным инструментарием для представления учебно-методических материалов курса, проверки знаний и контроля успеваемости, организации индивидуальной и групповой работы.

Развитие ИКК преподавателей в СДПО включает в себя подготовку к использованию педагогического инструментария, предоставляемого этими программными продуктами на каждом отдельном уровне развития ИКК. В созданные методические рекомендации входят описание инструментария учебных блоков среды, советы преподавателям по использованию этого инструментария, методика междисциплинарного взаимодействия в среде. Описаны алгоритмы

построения отдельных элементов курса, оценки тестовых заданий и оценки результативности учебного процесса. Во время подготовки раскрывается целевая направленность системы развития ИКК преподавателей в СДПО — повышение результативности учебного процесса и перевод его на качественно новый уровень за счет внедрения новых информационных технологий.

В процессе подготовки предусмотрено развитие способности преподавателя осуществлять необходимые действия по построению учебного курса поэтапно внедряя изучаемый инструментарий. Система развития ИКК преподавателей в СДПО включает пять взаимосвязанных этапов [4].

I этап предполагает знакомство с «философией», интерфейсом и основами взаимодействия с инструментами среды, а также проведение лекционных занятий, ориентированных

на вовлечение преподавателей в использование инструментария учебных блоков на основе Моо-Ше. Демонстрируется возможность сочетания различных способов обучения, рассматриваются правила организации междисциплинарного общения в среде. Особое внимание уделяется теории построения так называемых метакурсов и метапорталов, позволяющих преподавателям организовать совместную работу над учебным материалом, рассматриваются различные способы организации этого взаимодействия в среде.

II этап отвечает за выработку навыков у преподавателя обеспечивать постоянное наличие учебных материалов в зоне доступности студентов и умение сочетать эту доступность с традиционным учебным процессом.

III этап ориентирован на овладение преподавателями активными методами обучения, а именно организацией чатов, форумов, семинаров и др., используя информационные технологии, предоставляемые средой.

IV этап позволяет преподавателю научиться создавать банки данных вопросов и на их основе формировать разноуровневое тестирование, реализуя тем самым эффективные механизмы обратной связи, получая возможность варьирования учебного материала в зависимости от познавательных способностей студентов. Реализация этих механизмов с использованием педагогического инструментария среды позволяет преподавателю с минимальными временными затратами объективно проверять знания достаточно большого количества студентов, создавать кумулятивную систему оценки. Инструменты, предоставляемые средой, позволяют ему формировать тесты с высокой степенью надежности.

V этап предусматривает освоение преподавателями элементов среды, реализующих программированное обучение. Это позволяет варьировать учебный материал в зависимости

от реакции обучаемого, строить смешанную (линейную, концентрическую, спиралевидную) модель обучения. Совмещение традиционного обучения с возможностями, предоставляемыми средой, позволяет существенно увеличить объем информации, передаваемой студентам на занятиях, качественно изменить систему ведения самого занятия. На этом же этапе происходит ознакомление преподавателей с новыми (к этому моменту) возможностями среды.

Полученные результаты коротко можно сформулировать так:

1. Сегодня в среде насчитывается более 5 тыс. пользователей (2 года работы среды). Их активность в среде достаточно высока: как показывает журнал активности, сайт за день посещает около 600 студентов. Они не только просматривают материалы, но и выполняют задания, участвуют в тестах и опросах, что также можно посмотреть в журналах активности.

2. Уровень подготовленности студентов оценивался сравнением показателей ЭГ, обучающейся с использованием СДПО, и КГ. Количество испытуемых в группах — 26 человек (две учебные группы) обучались без использования среды и 26 человек (две учебные группы) использовали среду.

Студенты ЭГ сдали экзамены успешнее (на 34 % больше «5», на 27 % меньше «2»), чем студенты групп, не использующих среду. Это говорит о качественном улучшении учебного процесса.

3. Уровень сформированного взаимодействия преподавателей в среде демонстрируют следующие показатели: из работающих в среде преподавателей 27 человек (37,6 %) реализуют совместную работу над одним и тем же курсом. Метакурсы, включая дочерние, реализованы четырьмя преподавателями (5,6 %).

4. Статистика используемых сегодня элементов среды:

Название элемента или ресурса курса Количество Название элемента или ресурса курса Количество

ОрепМеейщ8 1 Опрос 34

8еогш 1 Пояснение 395

Wiki 10 Рабочая тетрадь 48

Анкета 13 Ресурс 3661

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

База данных 13 Семинар 9

Глоссарий 72 Тест 280

Задание 360 Форум 400

Лекция 86 Чат 12

Экспериментальное исследование показало рост ИКК преподавателей в сформированной СДПО, а это влечет за собой рост успеваемости студентов.

Таким образом, путем переориентации преподавателей традиционной школы на разумное сочетание в образовательном процессе классических и дистанционных технологий

1. Learning Management System Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.moodle.org,http://docs.moodle.org/ ru/Философия (дата обращения 29.12.2009).

2. Андреев, А.А. Теория и практика дистанционного обучения в России [Текст]: монография / А.А. Андреев, Ж.Н. Зайцева, С.Л. Лобачев, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров. - М.: МЭСИ, 2001 - 510 с.

3. Зимняя, И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности [Текст] / И.А. Зимняя // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания. — М., 2003. — 166 с.

4. Калмыкова, С.В. Работа преподавателя в среде Moodle [Электронный ресурс] / С.В. Калмыкова, А.И. Сурыгин. — Режим доступа: http://moodle. spbstu.ru/course/view.php?id=161 (дата обращения 25.05.2010).

обучения можно значительно повысить его эффективность. Считаем, что предложенная система повышения ИКК преподавателей в реализованной СДПО позволяет в кратчайшие сроки достичь максимального результата и повысить мотивационную заинтересованность преподавателей в использовании современных технологий в учебном процессе.

5. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050706 (031000) — Педагогика и психология, 050701 (033400) — Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина; рец. С.А. Бешенков, М.В. Моисеева. — М.: Академия, 2007. - 366 с.

6. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 10.02.2010)

7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. — 2-е изд. — М.: Смысл, 2001. — 368 с.

УДК 378.147: 802.0

Т.Е. Клец

ОБУЧЕНИЕ ДИСКУССИОННОМУ ОБЩЕНИЮ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Современные геополитические и экономические изменения в обществе, расширение международных профессиональных контактов значительно повышают требования, предъявляемые к выпускникам неязыковых вузов в области практического владения иностранным языком. В настоящее время стала очевидной потребность в квалифицированных специалистах, имеющих высокий уровень подготовки по иностранному языку и обладающих способностями осуществлять эффективную

профессиональную деятельность в условиях диалога культур на основе гуманистических и демократических принципов коллективного взаимодействия.

Стратегическая цель профессионально ориентированной языковой подготовки студентов технического вуза — формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности (ИПКК), необходимой для квалифицированной информационной и творческой активности специалистов в их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.