ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Хаятов Х.У.
Хаятов Хуршиджон Усманович - старший преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: на основе анализа педагогической деятельности выявлена необходимость интенсивного использования эвристических методов обучения, показано, в каких случаях целесообразно применение эвристических методов обучения в преподавании информатики и каким образом данные методы могут повысить эффективность профессиональной деятельности педагога и степень усвоения материала студентами. Ключевые слова: эвристические методы обучения, эффективность, профессиональная деятельность педагога, гипотеза, сочинение, модель, личный опыт.
В методике преподавания учебных дисциплин особое место занимают эвристические методы обучения, ставящие целью конструирование студентов собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для студента — непрерывное открытие нового знания. Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов: постановка задачи технического творчества; выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип -наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого изобретения) и противоречий его развития; преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений; анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования; работу этапов 2 - 4 выполняют, выбирая другие прототипы.
Таким образом, информационные технологии являются инструментом в процессе принятия управленческих решений. В современном образовании студент должен обладать навыками обработки информации и ее эффективного использования в своей деятельности, т.е. студенты должны проявлять творческий подход к использованию информационных технологий. В связи с этим в процессе обучения студентов, в частности при обучении информатике необходимо применять такие формы и методы обучения, которые позволят сформировать креативность в сфере информационных технологий у студентов. Развитие, таких качеств будет способствовать повышению востребованности и конкурентоспособности выпускников.
Современными педагогами обсуждается проблема формирования личности способной к креативному использованию информационных технологий, и тем самым удовлетворять требованиям информационного общества и запросам работодателей.
Наиболее распространенными методами решения эвристических задач являются: метод «мозгового штурма», метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах, метод эвристических вопросов, метод многомерных матриц, метод свободных ассоциаций, метод инверсии, метод эмпатии (метод личной аналогии), метод синектики, метод организованных стратегий.
Технология эвристического обучения характеризуется следующими особенностями.
1. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается студентами постепенно, шаг за шагом.
45
2. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Студенты составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения.
3. Последовательно рассматриваются различные концепты темы - исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются учителем или составляются студентами.
4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например, организуется практикум по эксперименту или решению задач, т.е. вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач.
5. Тема изучается дифференцированно. Для этого студенты делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например "теоретики", "экспериментаторы", "историки". Все группы занимаются одновременно, каждая по своему плану, разрабатывая тему в своем аспекте.
6. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации. На первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы. Затем организуется индивидуальное или коллективное решение проблемы, демонстрация и обсуждение полученных результатов.
7. Студенты группами и (или) индивидуально выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке).
Эвристический способ обучения — прямая противоположность изучению «готового знания», так как ставит студента перед лицом собственного незнания: это объект незнания фиксируется и тщательно исследуется. Сущность эвристической технологии состоит в создании личного опыта студента, который поставлен в позицию «добытчика знаний». Знание возникает у него как следствие преодоления трудностей и решения жизненных проблем. Показателями результативности этой технологии будут способности видеть и понимать проблему, предлагать нестандартные способы решения, умение раскрывать неизвестный предмет с разных точек зрения, понимать других участников учебной деятельности.
Эвристические технологии в учебном процессе реализуются в разнообразных вариантах групповой работы в классе, в свободных группах учебного проекта, в учебной «мастерской», в деловой игре. Нередко в педагогической литературе последних лет эвристические технологии именуются «личностно ориентированными». Это наименование можно условно принять, поскольку эвристические технологии, действительно, направлены не столько на овладение предметным содержанием (как объяснительно-репродуктивные технологии, которые вполне можно считать «предметно-ориентированными»), сколько на развитие познавательной самостоятельности личности.
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет студентам проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.
Список литературы
1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 237 с.
2. Хаятов Х.У. Об одной погрешности весовых кубатурных формул в пространстве
$\tilde CA{(m)}(T_n) $// Academy, 2011. № 7(4).
3. Хаятов Х У. Основные понятия теории нечетких множеств // Молодой ученый,
2019. № 25 (263). С. 41-44.