Научная статья на тему 'Сущность проектной деятельности педагога профессионального обучения'

Сущность проектной деятельности педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2357
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / DESIGN / ENGINEERING / TEACHING ACTIVITIES / TEACHER ACTION / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / TRAINING OF THE TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоева Мариян Магомедовна

В статье рассмотрена подготовка педагога профессионального обучения и её особенности, дана структурная схема комплексно-интегративной проектно-эвристической деятельности студентов и выделены факторы вовлечения обучающихся в проектно-эвристическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the preparation of the teacher training and its features, ggiven a block diagram of the complex integrative design heuristic activity of students, the factors enable students to design a heuristic activity.

Текст научной работы на тему «Сущность проектной деятельности педагога профессионального обучения»

УДК 378 ББК 87.4

Мирзоева Мариян Магомедовна

ассистент кафедра экономики и дизайна Дагестанский государственный педагогический университет

г. Махачкала Mirzoeva Marian Magomedovna assistant

Department of Economics and design

Dagestan state pedagogical University Makhachkala [email protected]

Сущность проектной деятельности педагога профессионального

обучения

The essence of the design of teacher professional learning

В статье рассмотрена подготовка педагога профессионального обучения и её особенности, дана структурная схема комплексно-интегративной проектно-эвристической деятельности студентов и выделены факторы вовлечения обучающихся в проектно-эвристическую деятельность.

The article describes the preparation of the teacher training and its features, ggiven a block diagram of the complex integrative design heuristic activity of students, the factors enable students to design a heuristic activity.

Ключевые слова: проект, проектирование, педагогическая деятельность, педагогическое действие, профессионально-педагогическая деятельность, подготовка педагога профессионального обучения.

Key words: design, engineering, teaching activities, teacher action, professional and educational activities, training of the teacher training.

Общественно-экономические преобразования, осуществляющиеся в России, вызвали инновационные процессы и в образовании, являющейся традиционной системой, функционирование которой в большей степени определяется преемственностью педагогического опыта.

Важным элементом инновационной деятельности является проектирование, представляющее собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики. В сфере образования такой вид деятельности становится предме-

том целенаправленного изучения с позиции получения нового педагогического знания.

Проект представляет собой проявление творческой активности человеческого сознания, по мнению К.М. Кантора, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию, как специфическая форма сознания, конструирующая всякий трудовой процесс [3].

В психологической науке проектирование приобрело актуальность в связи с разработкой вопросов проектирования образовательных систем (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская др.), где подчеркивается её преобразующая функция по отношению к наличному уровню знания. При этом проекты, выступая в роли дополнений, направлены на то, чтобы изменить наличное положение дел, по содержанию выступающие как преобразование уже существующих объектов в новую форму. С этих позиций, проектирование является движущей силой развивающего образования, поскольку предметом проектирования выступает создание условий развития системы образования, перехода из одного состояния в другое [2].

Следовательно, на современном этапе актуальным является обоснование механизма связывания науки и практики, в качестве которой, на наш взгляд, выступает проектирование, рассматриваемое как особый вид деятельности, в результате чего актуализируется социально-педагогический аспект. Поскольку мы ежедневно решаем проектные задачи, можно говорить о том, что проектирование становится стилевой чертой нашего сознания, а социальное будущее личности определяется наличием творческих способностей, на развитие которых ориентировано инновационное образование, где центром внимания является совокупность знаний, умений, опыта творческой деятельности обеспечивающих готовность к проектной деятельности. Кроме того человек на практике разрабатывает проект как описание будущего объекта, состояния и т.д., то инновационная способность личности или нации зависит от уровня сформирован-ности проектной культуры.

Анализ современного состояния подготовки педагога профессионального обучения указывает на несоответствие требованиям социума содержания, методов и средства включения его в проектную деятельность. Важность включения в проектную деятельность повышается в виду того, что образование должно объединить два не пересекавшихся до сих пор гуманитарно-художественное и научно-техническое направления. При этом проектирование рассматривается как творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения, интеллектуально нагруженная по содержанию, самостоятельная по характеру добывания знания, протекающая в условиях постоянного столкновения мнений, предложений и т.д.

В педагогической литературе проект имеет три признака направленности обучающихся: на получение знаний при осуществлении деятельности; на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в близких к реальной жизни условиях; на наличие продукта, предусматривающего применение знаний из различных областей наук для достижения запланированного результата.

С учетом сказанного, педагогическая деятельность представляет собой синтез цели, мотивов, действий, результата и отражение объективных направлений общественного развития в соответствие с потребностями общества. Как динамическое, интегрирующееся в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели явление педагогическое действие выступает основной функциональной единицей педагогической деятельности. При этом педагогическое действие выражает общее, присущее всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.д.) и не сводимое ни к одной из них [5].

В психологии деятельность понимается как многоуровневая система, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, где применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов дея-

тельности педагога. При этом содержание деятельности охватывает выполнение несколько - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской функций, проявляющихся в единстве.

Эффективность педагогического процесса определяется наличием постоянной обратной связи, своевременного получения информации о соответствии результатов планировавшимся задачам, в связи с чем, в структуре нами выделена и контрольно-оценочная функция (рефлексивный компонент).

Следует отметить, что профессионально-педагогическая деятельность нацелена на формирование личности, способной к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов [4].

Кроме того, профессионально-педагогическая деятельность представляет собой интегративную совокупность психологического, педагогического и производственно-технологического компонентов. С этих позиций работа, направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса, отбора научно-технической информации ее методической переработки, преобразования путем учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагога устойчивое стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.

Производственно-технологический компонент педагога профессионального обучения включает разработку технической и технологической документации, выполнением производственных работ. Выполнение этой деятельности занимает у педагога профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке занятий, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно информацией, участии в научной работе и различных конкурсах, руководстве художественным творчеством.

Особенностью подготовки педагога профессионального обучения выступает: ориентация подготовки специалистов, методической подготовки, профессиональной направленности педагогического процесса. Сущность профессионального становления студентов содержится не в том, что педагог профессио-

нального обучения передает свои знания им, а в том, что он направляет их гражданское и профессиональное развитие.

В профессиональной деятельности дизайнера костюма важной составляющей рассматривается проектирование, ориентированное на способности увидеть и четко сформулировать задачу; выработать наибольшее количество идей за ограниченное время; отыскать оригинальные решения; быстро придумывать самые невероятные решения данной проблемы.

С нашей точки зрения, прогрессивным, недостаточно используемым в образовательной практике видом является проектная и эвристическая организация учебной деятельности, где элементы проектирования способствуют совершенствованию методов и приёмов познания.

Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие характеристики личности (способность к самоопределению и целеполаганию, образность мышления; свободу фантазии от жизненных установок; гибкость ассоциативных процессов, вызванных художественным образом; способность реализовать ресурсы творческого потенциала; свободное ориентирование в информационном пространстве), поскольку учебно-исследовательская деятельность по своей сути направлена на получение знаний, выйдя за рамки исследования, обучаясь конструированию, моделированию и т.д.

В профессиональном образовании, особое внимание уделяется проектному обучению, где каждая тема специальных дисциплин «Общее проектирование», «Формообразование», «Проектирование костюма» оформляется и презентуется в виде завершённого проекта, что отвечает современным требованиям к образовательному процессу [1].

При этом целеполагающим компонентом выступает развитие продуктивной деятельности студентов факультета, где проектная составляющая выступает средством включения в творческую деятельность, а устойчивое доминирование профессионального интереса служит показателем профессиональной направленности образовательного процесса.

В связи с этим, применение в образовательном процессе вуза комплексно-интегративной проектно-эвристической деятельности будет способствовать включению студентов в проектную деятельность (рис. 1).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что благоприятным фактором вовлечения обучающихся в проектно-эвристическую деятельность выступают:

- социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, где дальнейшее развитие цивилизации зависит от развития образовательных систем;

- поиск направлений совершенствования обучения, ориентированных на творческое развитие личности каждого студента;

- существование нескольких подходов, из которых на современном этапе актуальным становится использование эвристического и проектного моделей организации учебной деятельности студентов;

- содержательным компонентом включения в проектно-эвристическую деятельность выступают методы и приёмы проектирования.

С учетом выше изложенного задачами образовательного процесса в равной степени выступают как совершенствование содержания и форм организации профессиональной подготовки педагога, с позиций обеспечения готовности к осуществлению проектной деятельности так и формирование проектной культуры личности как основы готовности к преобразованию окружающей действительности.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обнаружение, ошыыяшГ

противоречпи мощу знанием п незнанием: ориентирование в неизвестном информационном пространстве: выход за пределы известных способов и методов решения; поиск новых познавательных ориентиров п быстрая смена стратегии поиска решений: ориентирование в поиске решения и выборе программы приня-

тия решении: генерирование идеи: создание проблемных моделей.

РЕЗУЛЬТАТ Прогнозируется.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Решение учебных проблем, творческих задач; обнаружение новой проблемы в традиционной ситуации: комбинирование и преобразование ранее известных способов лея тел ьн ости при решении новой проблемы: определение ориентиров поиска решения.

РЕЗУЛЬТАТ Новые цели, мысли, познав ательные мот и бы. знания, способы деятельности, действия

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

12

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНО С ТЬ

Пр едва риг ельная разработка этапов предстоящей деятельности (планирование): предложение идей, способов, приемов, вариантов решения: прогнозирование и моделирование результатов деятельности: обсуждение решения и выбор альтернативного решения: управление деятельностью.

РЕЗУЛЬТАТ

Результат решения учебных задач и проблем на теоретическом и практическом уровнях - разработка учебного проекта.

ПР О ЕКТНО-ПРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНО С ТЬ

Решение проблем,нетипичных задач; разработка нестандартных способов и подходов к решению задач; неопределенность поиска решения; недостаточность информации; выработка схемы решения: план - программа - метод — проект; определение тактических действий; управление деятельностью с помощью механизма ин форм анионной связи.

РЕЗУЛЬТАТ: новые знания и способы деятельности: решение учебных задачи проблем; учебные проекты.

Рис. 1. Комплексно-пнтегратнвная проектно-эврпстпческая деятельность студентов

Библиографический список

1. Бусыгина А.Л., Сараева А.А. Педагогические условия эффективности подготовки будущих учителей к проектной деятельности//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Том 13. - № 2(5). - 2011. - С. 1041 -1046.

2. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога//Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 48-57

3. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна//Вопросы философии. - 1981. - № 11. - С. 84-96.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах/под ред. В.Д. Симо-ненко, М.В. Ретивых. - Брянск: изд. БГУ, 2003.

5. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: издательский центр «Академия», 2002.

Bibliography

1. Busygina A.L., A.A. Sarajevo Pedagogical conditions of effectiveness of training future teachers for project activities // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - Volume 13. - № 2 (5). - 2011. -C. 1041 -1046.

2. Isaev E.I. Designing psychological education teacher // Questions of psychology. - 1997. - № 6. - S. 48-57.

3. Kantor K.M. Experience in social and philosophical explanation of project design capabilities // Problems of Philosophy. 1981. № 11. C. 84-96.

4. General and Professional Pedagogy: Textbook for stu-dent enrolled in the specialty "Vocational training": in 2 books / ed. V.D. Simonenko, M.V. Zealous. - Bucharest: Vol. BSU. 2003.

5. Pedagogy: a manual for students. Executive. ped. Proc. establishments-ny /V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov - M.: publishing center "Academy" 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.